Предложение и его факторы
Предложением называется количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами предложения.
Основные факторы предложения:
- цена данного товара;
- прибыльность товаров, являющихся «конкурентными» данному товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может — морковь);
- прибыльность товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью);
- затраты производителей;
- государственные налоги и дотации;
- количество производителей;
- цели производителей;
- природные условия;
- ожидания производителей.
Важно иметь в виду, что затраты производителей, в свою очередь, зависят от цен на используемые в производстве ресурсы и от производственных технологий. Поэтому четвертый фактор можно подразделить на 4а — цены ресурсов и 46 — технологии.
Предположим вначале, что все факторы предложения кроме первого (цена товара) являются заданными (неизменными). Это позволяет показать, как изменение именно цены товара воздействует на величину его предложения.
Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.