Особенности философских систем ?(западноевропейская и русская философия)
Особенности философских систем ?(западноевропейская и русская философия)
Урок -презентация представлен по курсу обществознания для 10 класс ( профильный уровень).В презентации рассматриваются особенности развития русской философии в сравнении с западноевропейской. Основной упор делается на классический этап русской философии XIX века. Учащиеся из уроков истории знакомы с представителями славянофилов и западников, их взглядами на будущее России.Урок-презентация начинается к актуализации знаний в форме цифрового диктанта, вопросы в котором отражают опережающее знание. В зключении урока-презентации учащимся предлагается еще раз ответить на вопросы диктанта в качестве закрепления.Рефлексия представлена высказываниями древнегреческих философов на значимость философских знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности философских систем ?(западноевропейская и русская философия) »
Особенности философских систем (западноевропейская и русская философия)
«Вечных вопросов нет, есть только вопросы, почувствованные и выдвинутые из бытия исторически-индивидуального человечества, из бытия какой-нибудь отдельной культуры… У каждой эпохи имеется своя тема, обладающая значением только для нее, и ни для какой другой…» Шпенглер О. «Закат Европы»
Цифровой диктант (0 – нет, 1 - да)
1. Философские проблемы трактуются и в западноевропейской и в русской философии одинаково.
2. Одной из особенностей западноевропейской философии является индивидуализм.
3. Русская философия историософична.
4. Противостояние западников и славянофилов затрагивает вопрос о путях развития России.
5. Русская философия носит синтетический характер, что определяет ее особенность.
Западноевропейская философия
смысловое
Мифология
философия
понятия
образное
Греция
Индия
Китай
мистицизм
В тогдашнем поколении чувствуется именнонекое неодолимое влечение к философии,какая-то философская страсть и тяга, точномагическое притяжение к философским темами вопросам. В предыдущем поколениитаким культурно-психологическим магнитомбыла поэзия, – теперь уже перестаётим быть. Из поэтического фазисарусское культурно-творческое сознаниепереходит в фазис философский.
Г. Флоровский. «Пути русского богословия».
И именно «из нашей жизни», из господствующихвопросов и интересов родной жизни,рождается в те годы русская философия.Рождается из историософического изумления,почти испуга, в болезненном процессенационально-историческогосамонахождения и раздумья.
Г. Флоровский. «Пути русского богословия».
П. Я. Чаадаев (1794-1856)Аномалии русской истории
Основные сочинения
Философические письма
(1829-1830,опубл. 1836-1991)
Апология сумасшедшего
(1837)
Конечно, не пройдётбез следа и то наставление,которое нам суждено дать,но кто знает день, когдамы вновь обретём себясреди человечестваисколько бед испытаем мыдо свершения наших судеб?
Аномалии русской историиМиссия России – урок потомству?
П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма
Ранние славянофилы
И. В. Киреевский(1806-1856)
А. С. Хомяков(1804-1860)
К. С. Аксаков(1817‑1860)
Ю. Ф. Самарин(1819‑1876)
Антропология И. В. КиреевскогоКонцепция целостной личности
Особенности психического
склада западного человека
Особенного психическогосклада русского человека
Для человека западнойкультуры характерногипертрофированное развитиетолькооднойиз способностейчеловеческого духа –отвлечённого разума.
Человек русской культуры –носительцелостного сознания.
Такое понимание личностипредполагаетразнородностьдуховных сил,действующихнезависимо одна от другой.
«Целостность» понимаетсяпри этом какорганическоеединстворассудочной иэмоциональной сфер жизни.
Философия культуры И. В. КиреевскогоРазличия западной и русской культуры
Особенности генезисазападной культуры
Особенности генезисарусской культуры
Западная Европа –наследница классической(римской)античности.
Античная культура проникалана Русь ужепреобразованнаяхристианством.
Обе формы западногохристианства: католицизм ипротестантизм –сложились вотрыве от вселенской церкви.
Приняв христианствоотГреции,Русь постояннонаходилась в общениисовселенской церковью.
Русская государственностьсамобытна:завоевателиоставались вне русского народа.
Антропология И. В. КиреевскогоКонцепция целостной личности
Особенности психического
склада западного человека
Особенности психическогосклада русского человека
Для человека западнойкультуры характерногипертрофированное развитиетолькооднойиз способностейчеловеческого духа –отвлечённого разума.
Человек русской культуры –носительцелостного сознания.
Западный человек –носитель духа отрицания(эгоизмаииндивидуализма).
Русский человек –носительобщинногодуха.
Русский народ имеет прямое право,как народ, на общечеловеческое,
а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы.
К. С.Аксаков. «О русском воззрении».
Западники
В.Г. Белинский (1811‑1848)
А.И. Герцен (1812‑1870)
Т. Н. Грановский(1813-1855)
Н. В. Станкевич(1813-1840)
М. А. Бакунин(1814-1876)
К. Д. Кавелин(1818-1885)
Теория культурно-исторических типовСтепени развития и типы развития
В основе универсалистской парадигмы лежитлогически не корректноеделение истории на периоды: древность, средневековье, новое время.
Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.
В истории каждой цивилизации выделяютсясвои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время».
Между последнимибольше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
Деление истории по степеням развитияне исчерпываетвсего богатстваеё содержания.
Н.Я. Данилевский(1822‑1885)
Основные сочинения
Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мирак романо-германскому (1869)
Дарвинизм: Критическое исследование (1870-1885)
Теория культурно-исторических типовДесять культурно-исторических типов
Египетский
Китайский
Древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Аравийский
Романо-германский
Мексиканский
Перуанский
Славяно-русский
В. С. Соловьёв(1853-1900)
Основные сочинения
Философские начала цельного знания (1877)
Чтения о Богочеловечестве
(1877-1881)
Россия и Вселенская церковь (1889)
Оправдание добра (1895)
Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории
(1899-1900)
Онтология всеединстваПонятие всеединства
ИсториософияБогочеловеческий процесс
- В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет местапроцессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме.
-«Загадкой для разума»является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.
- Однако этот мир предполагает мир идеальный как своюнормуи критерий оценки:
- мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущейистине,
- не считали бы его злым, если бы не носили в себе идеюдобра,
- не чувствовали его безобразия, если бы были слепы ккрасоте.
- мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущейистине,- не считали бы его злым, если бы не носили в себе идеюдобра,- не чувствовали его безобразия, если бы были слепы ккрасоте.
- Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты,человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.
Русская философия
Особенности русской философии
Религиозная
Историософичная
Нравственно-этическая
Синтетическая (мир предстает в
целостности проявлений)
Идея всеединства (русский космизм)
Цифровой диктант (0-нет, 1-да)
Философские проблемы трактуются и в западноевропейской, и в русской философии одинаково.
Одной из особенностей западноевропейской философии является индивидуализм.
Русская философия историософична.
Противостояние западников и славянофилов затрагивает вопрос о путях развития России
Русская философия носит синтетический характер, что определяет ее особенность.
0 1 1 1 1
На вопрос, что дала ему философия, Антисфен отвечал: «Умение беседовать с самим собой».
Диоген Синопский на тот же вопрос ответил так: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы».
На вопрос чем философы превосходят остальных людей?» - Аристипп отвечал: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему».