kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности философских систем ?(западноевропейская и русская философия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -презентация представлен по курсу обществознания для 10 класс ( профильный уровень).В презентации рассматриваются особенности развития русской философии в сравнении с западноевропейской. Основной упор делается на классический этап русской философии XIX века. Учащиеся из уроков истории знакомы с представителями славянофилов и западников, их взглядами на будущее России.Урок-презентация начинается к актуализации знаний в форме цифрового диктанта, вопросы в котором отражают опережающее знание. В зключении урока-презентации учащимся предлагается еще раз ответить на вопросы диктанта в качестве закрепления.Рефлексия представлена высказываниями древнегреческих философов на значимость философских знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности философских систем ?(западноевропейская и русская философия) »

Особенности  философских систем  (западноевропейская и русская философия)

Особенности философских систем (западноевропейская и русская философия)

«Вечных вопросов нет, есть только вопросы, почувствованные и выдвинутые из бытия исторически-индивидуального человечества, из бытия какой-нибудь отдельной культуры… У каждой эпохи имеется своя тема, обладающая значением только для нее, и ни для какой другой…»  Шпенглер О. «Закат Европы»

«Вечных вопросов нет, есть только вопросы, почувствованные и выдвинутые из бытия исторически-индивидуального человечества, из бытия какой-нибудь отдельной культуры… У каждой эпохи имеется своя тема, обладающая значением только для нее, и ни для какой другой…» Шпенглер О. «Закат Европы»

Цифровой диктант  (0 – нет, 1 - да)

Цифровой диктант (0 – нет, 1 - да)

  • 1. Философские проблемы трактуются и в западноевропейской и в русской философии одинаково.
  • 2. Одной из особенностей западноевропейской философии является индивидуализм.
  • 3. Русская философия историософична.
  • 4. Противостояние западников и славянофилов затрагивает вопрос о путях развития России.
  • 5. Русская философия носит синтетический характер, что определяет ее особенность.
Западноевропейская философия смысловое Мифология философия понятия образное Греция Индия Китай мистицизм

Западноевропейская философия

смысловое

Мифология

философия

понятия

образное

Греция

Индия

Китай

мистицизм

В тогдашнем поколении чувствуется именно  некое неодолимое влечение к философии,  какая-то философская страсть и тяга, точно  магическое притяжение к философским темам  и вопросам.  В предыдущем поколении  таким культурно-психологическим магнитом  была поэзия, – теперь уже перестаёт  им быть.  Из поэтического фазиса  русское культурно-творческое сознание  переходит в фазис философский. Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

В тогдашнем поколении чувствуется именно некое неодолимое влечение к философии, какая-то философская страсть и тяга, точно магическое притяжение к философским темам и вопросам. В предыдущем поколении таким культурно-психологическим магнитом была поэзия, – теперь уже перестаёт им быть. Из поэтического фазиса русское культурно-творческое сознание переходит в фазис философский.

Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

И именно «из нашей жизни», из господствующих  вопросов и интересов родной жизни,  рождается в те годы русская философия.  Рождается из историософического изумления,  почти испуга, в болезненном процессе  национально-исторического  самонахождения и раздумья. Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

И именно «из нашей жизни», из господствующих вопросов и интересов родной жизни, рождается в те годы русская философия. Рождается из историософического изумления, почти испуга, в болезненном процессе национально-исторического самонахождения и раздумья.

Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

П. Я. Чаадаев (1794-1856)  Аномалии русской истории Основные сочинения Философические письма  (1829-1830, опубл . 1836-1991) Апология сумасшедшего  (1837)

П. Я. Чаадаев (1794-1856) Аномалии русской истории

Основные сочинения

Философические письма

(1829-1830, опубл . 1836-1991)

Апология сумасшедшего

(1837)

Конечно, не пройдёт  без следа и то наставление,  которое нам суждено дать,  но кто знает день, когда  мы вновь обретём себя  среди человечества  и  сколько бед испытаем мы  до свершения наших судеб?  Аномалии русской истории  Миссия России – урок потомству? П. Я. Чаадаев  Философические  письма

Конечно, не пройдёт без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретём себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб?

Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству?

П. Я. Чаадаев Философические письма

Ранние славянофилы

Ранние славянофилы

  • И. В. Киреевский (180 6 -1856)
  • А. С. Хомяков (1804-1860)
  • К. С. Аксаков (1817‑1860)
  • Ю. Ф. Самарин (1819‑1876)
Антропология И. В. Киреевского  Концепция целостной личности  Особенности психического склада западного человека Особенного психического  склада русского человека Для человека западной  культуры характерно  гипертрофированное развитие  только одной из способностей  человеческого духа –  отвлечённого разума. Человек русской культуры –  носитель  целостного сознания . Такое понимание личности  предполагает разнородность  духовных сил, действующих  независимо одна от другой. «Целостность» понимается  при этом как органическое  единство рассудочной и  эмоциональной сфер жизни.

Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности

Особенности психического

склада западного человека

Особенного психического склада русского человека

Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитие только одной из способностей человеческого духа – отвлечённого разума.

Человек русской культуры – носитель целостного сознания .

Такое понимание личности предполагает разнородность духовных сил, действующих независимо одна от другой.

«Целостность» понимается при этом как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфер жизни.

Философия культуры И. В. Киреевского  Различия западной и русской культуры  Особенности генезиса  западной культуры Особенности генезиса  русской культуры Западная Европа –  наследница классической  (римской) античности. Античная культура проникала  на Русь уже преобразованная  христианством. Обе формы западного  христианства: католицизм и  протестантизм – сложились в  отрыве от вселенской церкви. Приняв христианство  от Греции, Русь постоянно  находилась в общении  со вселенской церковью. Западноевропейская  государственность возникла  из внешнего завоевания. Русская государственность  самобытна: завоеватели  оставались вне русского народа.

Философия культуры И. В. Киреевского Различия западной и русской культуры

Особенности генезиса западной культуры

Особенности генезиса русской культуры

Западная Европа – наследница классической (римской) античности.

Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством.

Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви.

Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью.

Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания.

Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.

Антропология И. В. Киреевского  Концепция целостной личности  Особенности психического  склада западного человека Особенности психического  склада русского человека Для человека западной  культуры характерно  гипертрофированное развитие  только одной из способностей  человеческого духа –  отвлечённого разума. Человек русской культуры –  носитель  целостного сознания . Западный человек –  носитель духа отрицания  (эгоизма и индивидуализма). Русский человек –  носитель общинного духа.

Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности

Особенности психического

склада западного человека

Особенности психического склада русского человека

Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитие только одной из способностей человеческого духа – отвлечённого разума.

Человек русской культуры – носитель целостного сознания .

Западный человек – носитель духа отрицания (эгоизма и индивидуализма).

Русский человек – носитель общинного духа.

Русский народ имеет прямое право,  как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы.  К. С.   Аксаков. «О русском воззрении».

Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое,

а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы.

К. С.   Аксаков. «О русском воззрении».

Западники

Западники

  • В.   Г. Белинский (1811‑1848)
  • А.   И. Герцен (1812‑1870)
  • Т. Н. Грановский (1813-1855)
  • Н. В. Станкевич (1813-1840)
  • М. А. Бакунин (1814-1876)
  • К. Д. Кавелин (1818-1885)
Теория культурно-исторических типов  Степени развития и типы развития В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. Рубежи , отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения. В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития : свои «древность», «средневековье» и «новое время». Между последними больше общего , чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций. Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства  её содержания.

Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития

  • В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время.
  • Рубежи , отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.
  • В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития : свои «древность», «средневековье» и «новое время».
  • Между последними больше общего , чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
  • Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.

Н.   Я. Данилевский  (1822‑1885) Основные сочинения

Н.   Я. Данилевский (1822‑1885)

Основные сочинения

  • Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому (1869)
  • Дарвинизм: Критическое исследование (1870-1885)
Теория культурно-исторических типов  Десять культурно-исторических типов

Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов

  • Египетский
  • Китайский
  • Древнесемитский
  • Индийский
  • Иранский
  • Еврейский
  • Греческий
  • Римский
  • Аравийский
  • Романо-германский
  • Мексиканский
  • Перуанский
  • Славяно-русский
В. С. Соловьёв  (1853-1900)  Основные сочинения  Философские начала цельного знания (1877)  Чтения о Богочеловечестве  (1877-1881)  Россия и Вселенская церковь (1889)  Оправдание добра (1895)  Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории  (1899-1900)

В. С. Соловьёв (1853-1900)

Основные сочинения

  • Философские начала цельного знания (1877)
  • Чтения о Богочеловечестве

(1877-1881)

  • Россия и Вселенская церковь (1889)
  • Оправдание добра (1895)
  • Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории

(1899-1900)

Онтология всеединства   Понятие всеединства

Онтология всеединства Понятие всеединства

Историософия  Богочеловеческий процесс  - В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу , развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. - «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий. - Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки: - мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине , - не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра , - не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте .  - мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине , - не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра , - не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте .  - Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным .

Историософия Богочеловеческий процесс

- В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу , развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме.

- «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.

- Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:

- мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине ,

- не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра ,

- не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте .

  • - мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине , - не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра , - не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте .

- Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным .

Русская философия

Русская философия

Особенности русской философии

Особенности русской философии

  • Религиозная
  • Историософичная
  • Нравственно-этическая
  • Синтетическая (мир предстает в
  • целостности проявлений)
  • Идея всеединства (русский космизм)
Цифровой диктант  (0-нет, 1-да)

Цифровой диктант (0-нет, 1-да)

  • Философские проблемы трактуются и в западноевропейской, и в русской философии одинаково.
  • Одной из особенностей западноевропейской философии является индивидуализм.
  • Русская философия историософична.
  • Противостояние западников и славянофилов затрагивает вопрос о путях развития России
  • Русская философия носит синтетический характер, что определяет ее особенность.
0 1 1 1 1
  • 0 1 1 1 1
На вопрос, что дала ему философия, Антисфен отвечал: «Умение беседовать с самим собой». Диоген Синопский на тот же вопрос ответил так: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы».  На вопрос чем философы превосходят остальных людей?» - Аристипп отвечал: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему ».

На вопрос, что дала ему философия, Антисфен отвечал: «Умение беседовать с самим собой».

Диоген Синопский на тот же вопрос ответил так: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы».

На вопрос чем философы превосходят остальных людей?» - Аристипп отвечал: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему ».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Особенности философских систем ?(западноевропейская и русская философия)

Автор: Борисова Людмила Филаретовна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 240090


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства