Мастер – класс «Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей»
Мастер – класс «Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей»
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Хотите, чтобы ваши дети
? не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,
? чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,
? чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,
? могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,
? делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?
Значит, этот метод для вас.
Метод кейс-стади ? это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Сегодня становится очевидным, что молодёжь больше чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.
Мыслить критически – значит проявлять любознательность и использовать исследовательские методы.
Таким образом, учебный процесс должен быть ориентирован не на передачу знаний и развитие навыков, а на формирование определённого отношения и стиля поведения в конкретной ситуации. Это изменение в обучении проявилось в смене целей и ценностей образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей» »
Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5 им.С.М.Кирова
Сборщикова Н.Г.
11/1/16
Научить учиться,
а именно усваивать и должным
образом перерабатывать информацию –
главный тезис
деятельностного подхода к обучению.
Актуальность опыта:
Соответствует современной государственной образовательной политике;
Нацелен на личностно-ориентированное, деятельностное обучение;
Способствует реализации компетентностного подхода.
Хотите, чтобы ваши дети
не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,
чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,
чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,
могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,
делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?
Значит, этот метод для вас.
Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций.
Суть его в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитиемыслительных способностей , учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний , который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-стади – метод, позволяющий учащемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения .
Цели использования метода:
« погружение », в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали
участники событий (это формирует их ценностные установки)
способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот
или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор
Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Освоение методов сбора данных
Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе
Получение коммуникативных навыков
Развитие презентационных умений
Формирование интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
Виды кейсов:
обучающие кейсы - основной задачей которых выступает обучение;
практические кейсы - которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
научно-исследовательские кейсы - ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Структура кейса:
Ситуация;
Проблема;
Сюжет.
К кейс технологиям относятся:
метод инцидента;
метод разбора деловой
корреспонденции;
метод ситуационного анализа.
Источники кейсов:
Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
Образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
Наука задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
Преимущества кейс-метода:
Акцент обучения переносится на выработку знаний , а не на овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем , возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде .
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений , что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить , формулировать вопрос , аргументировать ответ , делать собственные выводы , отстаивать свое мнение .
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности .
Методы, интегрированные в кейс - технологию
-Моделирование- Построение модели ситуации;
-Мысленный эксперимент- Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования;
-Метод описания- Создание описания ситуации;
-Проблемный метод- Представление проблемы, лежащей в основе ситуации;
-Игровой метод- Представление вариантов поведения героев ситуации;
-«Мозговой штурм»- Генерирование идей относительно ситуации;
-Дискуссия- Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения.
Задания, опирающиеся на позицию современного человека
Ты – человек XXI века, попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел?
«2/3 российского населения находится за чертой бедности.
Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия – страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».
(Аргументы и факты)
Вопросы к тексту:
В чем заключается проблема?
Как государство ее решает?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
Задания на основе анализа произведений живописи
Сделай запись в дневник Ивана Грозного о событии, изображенном на картине И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял?
Сделай запись в дневник Ивана Грозного о событии, изображенном на картине И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял?
« Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы : «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».