kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер – класс «Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Хотите, чтобы ваши дети ? не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали, ? чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя, ? чтобы соотносили теорию с реальной жизнью, ? могли формулировать вопрос и аргументировать ответ, ? делать собственные выводы и отстаивать своё мнение? Значит, этот метод для вас. Метод кейс-стади ? это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Сегодня становится очевидным, что молодёжь больше чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации. Мыслить критически – значит проявлять любознательность и использовать исследовательские методы. Таким образом, учебный процесс должен быть ориентирован не на передачу знаний и развитие навыков, а на формирование определённого отношения и стиля поведения в конкретной ситуации. Это изменение в обучении проявилось в смене целей и ценностей образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей» »

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5 им.С.М.Кирова  Сборщикова Н.Г. 11/1/16

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5 им.С.М.Кирова

Сборщикова Н.Г.

11/1/16

Научить учиться,  а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Научить учиться,

а именно усваивать и должным

образом перерабатывать информацию –

главный тезис

деятельностного подхода к обучению.

Актуальность опыта:

Актуальность опыта:

  • Соответствует современной государственной образовательной политике;
  • Нацелен на личностно-ориентированное, деятельностное обучение;
  • Способствует реализации компетентностного подхода.
Хотите, чтобы ваши дети  не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,  чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,  чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,  могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,  делать собственные выводы и отстаивать своё мнение? Значит, этот метод для вас.

Хотите, чтобы ваши дети

  • не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,
  • чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,
  • чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,
  • могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,
  • делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?

Значит, этот метод для вас.

Кейс-метод (Case study)  - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие  мыслительных способностей , учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний , который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций.

Суть его в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей , учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний , который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-стади  – метод, позволяющий учащемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения .
  • Кейс-стади – метод, позволяющий учащемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения .
Цели использования метода:  « погружение », в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)  способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор

Цели использования метода:

  • « погружение », в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали

участники событий (это формирует их ценностные установки)

  • способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот

или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор

  • развитие компетентностей учащихся
Учебно-информационные (интеллектуальные) компетенции Социальные компетенции

Учебно-информационные (интеллектуальные) компетенции

Социальные компетенции

  • Освоение методов анализа и критического мышления
  • Умение работать с текстом
  • Создание авторского продукта
  • Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
  • Освоение методов сбора данных
  • Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе
  • Получение коммуникативных навыков
  • Развитие презентационных умений
  • Формирование интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
Виды кейсов:   обучающие кейсы -  основной задачей которых выступает обучение;  практические кейсы -  которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;  научно-исследовательские кейсы - ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.  Структура кейса:

Виды кейсов:

  • обучающие кейсы - основной задачей которых выступает обучение;
  • практические кейсы - которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
  • научно-исследовательские кейсы - ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Структура кейса:

  • Ситуация;
  • Проблема;
  • Сюжет.
К кейс технологиям относятся: метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции;

К кейс технологиям относятся:

  • метод инцидента;
  • метод разбора деловой

корреспонденции;

  • метод ситуационного анализа.
Источники кейсов:

Источники кейсов:

  • Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
  • Образование определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.
  • Наука задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
Преимущества кейс-метода:

Преимущества кейс-метода:

  • Акцент обучения переносится на выработку знаний , а не на овладение готовым знанием.
  • Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
  • Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем , возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
  • У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде .
  • Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений , что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
  • В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить , формулировать вопрос , аргументировать ответ , делать собственные выводы , отстаивать свое мнение .
  • Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности .
Методы, интегрированные в кейс - технологию   - Моделирование - Построение модели ситуации;  - Мысленный эксперимент - Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования;  - Метод описания - Создание описания ситуации;  - Проблемный метод - Представление проблемы, лежащей в основе ситуации;  - Игровой метод - Представление вариантов поведения героев ситуации;  - «Мозговой штурм» - Генерирование идей относительно ситуации;  - Дискуссия - Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения.

Методы, интегрированные в кейс - технологию

- Моделирование - Построение модели ситуации;

- Мысленный эксперимент - Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования;

- Метод описания - Создание описания ситуации;

- Проблемный метод - Представление проблемы, лежащей в основе ситуации;

- Игровой метод - Представление вариантов поведения героев ситуации;

- «Мозговой штурм» - Генерирование идей относительно ситуации;

- Дискуссия - Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения.

Задания, опирающиеся на позицию современного человека  Ты – человек XXI века, попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел?

Задания, опирающиеся на позицию современного человека

  • Ты – человек XXI века, попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел?

«2/3 российского населения находится за чертой бедности.  Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия – страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».  (Аргументы и факты) Вопросы к тексту: В чем заключается проблема? Как государство ее решает? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

«2/3 российского населения находится за чертой бедности.

Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия – страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».

(Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:

В чем заключается проблема?

Как государство ее решает?

Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

Задания на основе анализа произведений живописи

Задания на основе анализа произведений живописи

  • Сделай запись в дневник Ивана Грозного о событии, изображенном на картине И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял?
  • Сделай запись в дневник Ивана Грозного о событии, изображенном на картине И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял?
« Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»   Вопросы: Какое право нарушено? Кем нарушено? На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право? Что нужно сделать для его восстановления? Кто обязан это сделать?   Документы : «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

« Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

Какое право нарушено?

Кем нарушено?

На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Что нужно сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

Документы : «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Спасибо  за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сборщикова Наталья Геннадьевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195355


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства