Разработка урока обществознания для 10 класса в форме презентации к одному из уроков по теме "Познание".
На уроке изучаетя раздел темы - "Умозаключения": дается представление об индукции, дедукции, аналогии, а также о качественных методах, приводятся примеры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индукция. Дедукция. Аналогия. Качественные методы.»
ИндукцияДедукцияАналогияКачественные методы
Индукция- путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.Индуктивный метод позволяетвыводить вероятные (правдоподобные) заключения.
Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Эквадор – латиноамериканские государства.
Следовательно, все латиноамериканские государства являются республикой.
Наполеон — полководец. Суворов — полководец.
Значит, каждый человек – полководец (ложное заключение).
Индукция и качественные методы
Почти все общие положения, включая и научные законы, являются результатамииндуктивногообобщения. В этом смыслеиндукция— основа нашего знания.
Индукция, отправляющаяся от того, что постигается в опыте, является необходимым средством его обобщения и систематизации.
Качественные методы (КМ)позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто КМ опираются на количественную информацию.
Наиболее распространены такие приемы, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика.
Качественные методы
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ- мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе
выбранного принципа.
Важнейший вид систематизации - классификация.
КЛАССИФИКАЦИЯ- распределение множества объектов по группам (классам) на основе установления сходства и различия между ними.
Например, классификация животных, растений, химических элементов.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ– это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков.
Но если классификация – это группировка на основе различий, то типологизация – это группировка на основе сходства.
Дедукция- путь опытного изучения явлений, в ходе которого от общих положений совершается переход к частным явлениям.Дедуктивный метод позволяетвыводить заключения, столь же достоверные, как и принятые посылки.
Все ягоды вкусные.
Клубника – ягода.
Следовательно, клубника вкусная.
Если гелий металл, он электропроводен. Гелий не электропроводен. Следовательно, гелий не металл.
Все жидкости текучи. Вода-жидкость, следовательно, вода текуча
Все люди ошибаются.
Врач – человек.
Следовательно, врач ошибается.
К индуктивным умозаключениям относятся как переходы от частного к общему, таки аналогия,методы установления причинных связей, подтверждение следствий, целевое обоснование и т.д.Аналогия– вывод об элементе, переносящий на него свойства другого элемента.
Земля и Марс во многом схожи.
На Земле есть жизнь.
Следовательно, на Марсе также имеется жизнь.
Предмет А имеет признаки а, b, c.
Предмет В имеет признаки а, b, c.
Предмет А имеет признак d.
Из комплекса признаков a, b, c необходимо следует d.
Вероятно, предмет В имеет признак d.
Клайв Льюис (А) был британцем (а), христианином (b), литературоведом (с), профессором Оксфордского университета (е) и автором ученых трактатов (l).
Джон Толкиен (В) был британцем (а), христианином (b), литературоведом (с), профессором Оксфордского университета (е) и автором ученых трактатов (l).
Клайв Льюис (А) писал замечательные сказки (d).
Вероятно, Джон Толкиен (В) также писал замечательные сказки (d).
Выберите правильные варианты ответа
К методам построения рассуждений и получения умозаключений относят: