kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индукция. Дедукция. Аналогия. Качественные методы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока обществознания для 10 класса в форме презентации к одному из уроков по теме "Познание". 

На уроке изучаетя раздел темы  - "Умозаключения": дается представление об индукции, дедукции, аналогии, а также о качественных методах, приводятся примеры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индукция. Дедукция. Аналогия. Качественные методы.»

Индукция  Дедукция  Аналогия  Качественные методы

Индукция Дедукция Аналогия Качественные методы

Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.   Индуктивный метод позволяет выводить вероятные (правдоподобные) заключения. Алюминий – твердое тело. Железо, медь, цинк, свинец – твердые тела. Следовательно, все металлы – твердые тела.  Аргентина является республикой, Бразилия – республика, Венесуэла – республика, Эквадор – республика. Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Эквадор – латиноамериканские государства. Следовательно, все латиноамериканские государства являются республикой.  Наполеон — полководец. Суворов — полководец. Значит, каждый человек – полководец (ложное заключение).

Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Индуктивный метод позволяет выводить вероятные (правдоподобные) заключения.

  • Алюминий – твердое тело.

Железо, медь, цинк, свинец – твердые тела.

Следовательно, все металлы – твердые тела.

  • Аргентина является республикой, Бразилия – республика, Венесуэла – республика, Эквадор – республика.

Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Эквадор – латиноамериканские государства.

Следовательно, все латиноамериканские государства являются республикой.

  • Наполеон — полководец. Суворов — полководец.

Значит, каждый человек – полководец (ложное заключение).

Индукция и качественные методы  Почти все общие положения, включая и научные законы, являются результатами индуктивного обобщения . В этом смысле индукция — основа нашего знания.  Индукция, отправляющаяся от того, что постигается в опыте, является необходимым средством его обобщения и систематизации.  Качественные методы (КМ) позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто КМ опираются на количественную информацию.   Наиболее распространены такие приемы, как  классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика.

Индукция и качественные методы

Почти все общие положения, включая и научные законы, являются результатами индуктивного обобщения . В этом смысле индукция — основа нашего знания.

Индукция, отправляющаяся от того, что постигается в опыте, является необходимым средством его обобщения и систематизации.

Качественные методы (КМ) позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто КМ опираются на количественную информацию.

Наиболее распространены такие приемы, как  классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика.

Качественные методы СИСТЕМАТИЗАЦИЯ   - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе   выбранного принципа.   Важнейший вид систематизации - классификация.   КЛАССИФИКАЦИЯ - распределение множества объектов по группам (классам) на основе   установления сходства и различия между ними.  Например, классификация животных, растений, химических элементов.   ТИПОЛОГИЗАЦИЯ –  это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков.    Но если классификация – это группировка на основе различий, то типологизация – это группировка на основе сходства.

Качественные методы

  • СИСТЕМАТИЗАЦИЯ   - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе 

выбранного принципа. 

Важнейший вид систематизации - классификация.

КЛАССИФИКАЦИЯ - распределение множества объектов по группам (классам) на основе  установления сходства и различия между ними.

Например, классификация животных, растений, химических элементов. 

  • ТИПОЛОГИЗАЦИЯ –  это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. 

  • Но если классификация – это группировка на основе различий, то типологизация – это группировка на основе сходства.

Дедукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от общих положений совершается переход к частным явлениям.   Дедуктивный метод позволяет выводить заключения, столь же достоверные, как и принятые посылки.    Все ягоды вкусные. Клубника – ягода. Следовательно, клубника вкусная.  Если гелий металл, он электропроводен. Гелий не электропроводен. Следовательно, гелий не металл.  Все жидкости текучи. Вода-жидкость, следовательно, вода текуча  Все люди ошибаются. Врач – человек. Следовательно, врач ошибается.

Дедукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от общих положений совершается переход к частным явлениям. Дедуктивный метод позволяет выводить заключения, столь же достоверные, как и принятые посылки.

  • Все ягоды вкусные.

Клубника – ягода.

Следовательно, клубника вкусная.

  • Если гелий металл, он электропроводен. Гелий не электропроводен. Следовательно, гелий не металл.

  • Все жидкости текучи. Вода-жидкость, следовательно, вода текуча

  • Все люди ошибаются.

Врач – человек.

Следовательно, врач ошибается.

К индуктивным умозаключениям относятся как переходы от частного к общему, так и аналогия , методы установления причинных связей, подтверждение следствий, целевое обоснование и т.д.  Аналогия – вывод об элементе, переносящий на него свойства другого элемента.  Земля и Марс во многом схожи.  На Земле есть жизнь.  Следовательно, на Марсе также имеется жизнь.  Предмет А имеет признаки а, b, c.  Предмет В имеет признаки а, b, c.  Предмет А имеет признак d.  Из комплекса признаков a, b, c необходимо следует d.  Вероятно, предмет В имеет признак d.  Клайв Льюис ( А ) был британцем ( а ), христианином ( b ), литературоведом ( с ), профессором Оксфордского университета ( е ) и автором ученых трактатов ( l ).  Джон Толкиен ( В ) был британцем ( а ), христианином ( b ), литературоведом ( с ), профессором Оксфордского университета ( е ) и автором ученых трактатов ( l ).  Клайв Льюис ( А ) писал замечательные сказки ( d ).  Вероятно, Джон Толкиен ( В ) также писал замечательные сказки ( d ).

К индуктивным умозаключениям относятся как переходы от частного к общему, так и аналогия , методы установления причинных связей, подтверждение следствий, целевое обоснование и т.д. Аналогия – вывод об элементе, переносящий на него свойства другого элемента.

  • Земля и Марс во многом схожи.

На Земле есть жизнь.

Следовательно, на Марсе также имеется жизнь.

  • Предмет А имеет признаки а, b, c.

Предмет В имеет признаки а, b, c.

Предмет А имеет признак d.

Из комплекса признаков a, b, c необходимо следует d.

Вероятно, предмет В имеет признак d.

  • Клайв Льюис ( А ) был британцем ( а ), христианином ( b ), литературоведом ( с ), профессором Оксфордского университета ( е ) и автором ученых трактатов ( l ).

Джон Толкиен ( В ) был британцем ( а ), христианином ( b ), литературоведом ( с ), профессором Оксфордского университета ( е ) и автором ученых трактатов ( l ).

Клайв Льюис ( А ) писал замечательные сказки ( d ).

Вероятно, Джон Толкиен ( В ) также писал замечательные сказки ( d ).

Выберите правильные варианты ответа К методам построения рассуждений и получения умозаключений относят:  а) типологизацию б) дедукцию в) индукцию г) верификацию д) валоризацию

Выберите правильные варианты ответа

К методам построения рассуждений и получения умозаключений относят:

а) типологизацию

б) дедукцию

в) индукцию

г) верификацию

д) валоризацию


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индукция. Дедукция. Аналогия. Качественные методы.

Автор: Чугунова Наталия Юрьевна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 435971


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства