Просмотр содержимого документа
«Административно-правовой статус гражданина»
Административно-правовой статус гражданина
Административно-правовой статус определяет правовое положение гражданина Российской Федерации в сфере исполнительной власти и государственного управления и является частью общего правового статуса, который регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве РФ».
Правовой статус - сложная собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру правового статуса входят следующие элементы: права, свободы, обязанности, юридическая ответственность, гарантии.
Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность его прав, свобод, обязанностей и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права.
Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием и объёмом его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.
Административная правоспособность
Реальная возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой.
Основополагающим в системе административной правоспособности является провозглашенный Конституцией принцип равенства. Граждане Российской Федерации обладают равными правами и свободами независимо от пола, национальности, происхождения, убеждений и т.д.
Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема, она может быть временно ограничена.
Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема, она может быть временно ограничена.
Административная дееспособность
Способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления).
Особенности административной дееспособности граждан
момент её наступления законом не установлен, но возникаетранее, чем любой иной вид дееспособности.
Примеры прав и обязанностей малолетнего ребенка:
право на обращение за медицинской помощью, право на обращение к сотрудникам милиции, право на посещение детских дошкольных образовательных учреждений,
обязанность соблюдать правила противопожарной безопасности и т.д.
Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности и полная - по достижении гражданином 18-летнего возраста.
Административная деликтоспособность
Способность гражданина нести гражданско - правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.
Права граждан как элементы административно-правового статуса
В статье 31 К РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Это право регулируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.»
Право это предоставляется только гражданам России. Организатор подает письменное уведомление о проведении публичного мероприятия в органы гос. власти субъекта или в органы мест. самоупр. В срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия.
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также участия в нем при отсутствии признаков преступления, несут адм. ответственность по статье 20.2 К РФ об адм. правонарушениях.
Статья 27 Конституции РФ закрепляет:
право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Право на свободу передвижения
Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
Обязанность регистрироваться по месту жительства и месту пребывания
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Часть 2 статьи 27 К РФ провозглашает:
право свободного выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»
Основные документы, удостоверяющие личность:
Паспорт;
Дипломатический паспорт;
Служебный паспорт;
Паспорт моряка.
Ограничение права граждан РФ на выезд из Российской Федерации:
при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне (на срок до 5 лет, может быть продлен до 10 лет);
в случае призыва на военную службу или направления на альтернативную гражданскую службу (до окончания службы);
при задержании по подозрению в совершении преступления либо привлечении в качестве обвиняемого (до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда);
при осуждении за совершение преступления (до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания);
при уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом (до исполнения обязательств);
при сообщении заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда из Российской Федерации (до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы).
Статья 30 К РФ закреплено:
Право граждан на объединение.
В соответствии с Фз от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» они создаются по инициативе их учредителей. Учредителями, членами и участниками могут быть граждане, достигшие 18 лет.
Законодатель устанавливает определенные возрастные ограничения для членов и участников общ. Объединений:
Для молодежных общ. Об. – 14 лет;
Для детских общ. Об. – 10 лет.
Общ. Об. Может не регистрироваться, а может быть и зарегистрировано, т.о. оно включается в Единый гос. Реестр юридических лиц.
Документы подаются в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда или общего собрания.
Юридические гарантии защиты прав граждан:
Конституция РФ сформулировала общие ценностные подходы к охране и защите прав человека. В соответствии со статьей 46 К РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод…»
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Этот закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан России.
Можно обжаловать как нормативные акты, так и индивидуальные. Статья 6 закона предусматривает, что рассмотрение жалоб в суде осуществляется по правилам гражданского судопроизводства.
Гражданин может обратиться в суд, если гос. органы, органы местного самоупр., учреждения своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина; создали препятствия осуществлению его прав и свобод; незаконно возложили на него какую-либо обязанность или незаконно привлекли к какой-либо ответственности.
Заявление или жалоба подается либо непосредственно в суд, либо в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т.е. предусматривается возможность выбора первоначального пути обжалования.
При обжаловании актов индивидуального характера(отказ в регистрации общест. объединения) заявление подается по месту жительства гражданина, также по месту нахождения органа(должностного лица), чьи действия обжалуются.
Заявление рассматривается в суде в течение 10 дней.
Наряду с судебным существует также административный порядок обжалования. К РФ в статье 33 закрепило право граждан на обращение с жалобой в орган государственной власти органы местного самоуправления на незаконные действия (бездействие) или решения субъектов исполнительной власти.
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений в органы исполнительной власти является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Жалоба – это просьба граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц.
Путем подачи жалобы он реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав.
Порядок подачи жалобы:
Подается либо в устной или письменной форме;
Подается вышестоящие инстанции по отношению к той, чьи действия обжалуются;
Если неправильный адресат жалобы, обращение пересылается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить;
Рассматривается в течении 30 календарных дней со дня регистрации.
В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина.
Право граждан на обращение с жалобой к Уполномоченному по правам человека.
ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Уполномоченный по правам человека призван осуществлять на территории РФ контроль за соблюдением прав и свобод человека.
Жалоба может быть подана Уполномоченному не позднее истечения 1 года со дня нарушения прав и свобод.
По результатам рассмотрения жалобы:
Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица
Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод гражданина.
Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи
Ходатайство Уполномоченного должно быть рассмотрено в течение месяца и сообщено Уполномоченному о принятых мерах.
Ежегодно Уполномоченный представляет доклад о положении дел в стране с правами человека Совету Федерации и Гос. Думе ФС РФ.
Кроме того, он направляет свой доклад Президенту РФ и высшие судебные инстанции.