Воспитательное мероприятие: «Конституция Российской Федерации 1993г. (Развитие конституционных идей в России)»
Воспитательное мероприятие: «Конституция Российской Федерации 1993г. (Развитие конституционных идей в России)»
Тема: «Конституция Российской
Федерации 1993г. (Развитие конституционных идей в России)»
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с историей развития конституционных идей в нашей стране.
- формировать уважительное и ответственное отношение к идее становления правового государства Россия;
- развивать интерес к истории России.
Воспитательное мероприятие посвящено развитию конституционных идей в России. Необходимость реформ в сфере государственного управления породило целый ряд проектов, в том числе предполагавших некоторое законодательное ограничение власти императора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие: «Конституция Российской Федерации 1993г. (Развитие конституционных идей в России)» »
Воспитательное мероприятие: «Конституция Российской
Федерации 1993г. (Развитие конституционных идей в России)»
Тема: «Конституция Российской
Федерации 1993г. (Развитие конституционных идей в России)»
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с историей развития конституционных идей в нашей стране.
- формировать уважительное и ответственное отношение к идее становления правового государства Россия;
- развивать интерес к истории России.
Ученикам дается предварительное задание: познакомиться с первыми конституционными проектами, появившимися в России до 20 века.
Ход воспитательного мероприятия:
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш разговор будет посвящён развитию конституционных идей в России. Необходимость реформ в сфере государственного управления породило целый ряд проектов, в том числе предполагавших некоторое законодательное ограничение власти императора.
- Ребята, а что вы понимаете под определением конституции? (Конституция — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане.)
- Ребята, давайте обратимся к истории и вспомним, какие попытки, планы, проекты государственного преобразования разрабатывались мыслителями прошлого? (Учащиеся рассказывают о графе Сперанском и его «Плане государственного преобразования», о знаменитых конституционных проектах – «Русская правда» Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьёва, Александр II и его «Великие реформы»)
- Ребята, как вы считаете, почему возникла потребность в создании определённого свода законов, детально регламентирующего различные сферы жизни общества? И все ли слои населения действительно стремились к этому?
20 век и знаменательные события, которые происходили в нём, безусловно оказали определяющее влияние на развитие и становление конституционализма в России.
Учитель делит учащихся на рабочие группы, давая на рассмотрение раздаточный материал. Для первой группы – основные государственные законы 1906 года, для второй группы – конституция РСФСР 1918 года, конституция СССР 1924 года, для третьей группы – конституции 1936 и 1977 гг. Данный материал сопровождается вопросами.
Является ли появление первых конституций в начале 20 века этапом развития правового государства?
Что определило особенности эволюции конституционных идей в России?
Способствует ли созданию справедливого общества Конституция, отстаивающая классовые сословные или групповые интересы?
Почему пересмотр Основного закона Советского Союза вёл к изменению Конституции союзных республик? Закономерен ли этот процесс?
История знает не мало примеров, когда представление гражданских, политических и социальных прав, а также гарантий их реализации, происходило после долгой борьбы. Благодаря усилиям каких слоёв и групп населения шло расширение конституционных прав советских граждан?
Разделяете ли вы точку зрения, что Конституции СССР 1936 и 1977 гг во многом не отражали сложившегося положения вещей? Почему посредством Основного закона юридически не был закреплён реально существовавший порядок?
Что является общей чертой для всех советских конституций?
- Итак, мы выяснили, что возникновение и изменение Конституции связано с определёнными значимыми событиями, происходившими на территории нашей страны.
- Как вам известно из курса истории в середине 1980 гг в СССР начались сложные социально-политические и экономические процессы, которые привели к её распаду в 1991 году. Это кардинальном образом изменило политическую и социально-экономическую жизнь страны. Данные изменения потребовали внесения поправок в Конституцию 1977 года. В результате за период с 1990 по 1992 год было сделано в общей сложности более 350 поправок, что сделало текст Конституции противоречивом и непоследовательном. Параллельно с процессом корректировки Конституции 1977 года, ещё до распада СССР, возник и другой процесс-выработке новой Конституции России. Работа над текстом, который была начата в июне 1990 года.
Докладчик расскажет о противостоянии между президентом России и представительной властью в лице Верховного совета.
- Итак, ребята, на партах у вас лежат Конституции РФ, давайте их откроем и изучим структуру, и разберём основные вопросы, регулируемые Конституцией РФ, а также выясним, каковы главные особенности Конституции России от ранее существовавших проектов и конституции.
- Структура Конституции имеет следующий вид:
Раздел 1
Глава 1 «Основы конституционного строя»
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»
Глава 3 «Федеративное устройство»
Глава 4 «Президент РФ»
Глава 5 «Федеральное собрание РФ»
Глава 6 «Правительство РФ»
Глава 7 «Судебная власть»
Глава 8 «Местное самоуправление»
Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции»
Раздел 2
Заключительные и переходные положения
- Ребята, как вы думаете такое расположение не случайно? Почему на первом месте расположены главы «основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина»?( Тем самым придается большое значение правам и свободам человека и гражданина. Чтобы изменить главы 1,2 и 9 Конституции необходимо принимать новую Конституцию (достаточно сложная процедура).
- Зачитайте, пожалуйста, статью 1 Конституции.
(спросить, как дети понимают понятия демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления).
- Ребята, а как вы понимаете положение статьи 3 Конституции, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ?
- В статье 6 Конституции РФ говорится о гражданстве и о правах и обязанностях гражданина. Как вы думаете, чего больше у гражданина РФ: прав и обязанностей? (Прав больше (почти целая глава Конституции). Более того, частью прав (не политических) обладают и не граждане РФ (лица без гражданства, иностранные граждане)
Беседа сопровождается обсуждением отдельных вопросов правоприменения норм Конституции РФ, положений действующего законодательства РФ. Анализируются конкретные ситуации с позиций правовых норм и требований Конституции. Задачи и ситуации предлагаются как учителем, так и учениками.
Заключение:
- Итак, ребята, сегодня мы поговорили об развитии конституционных идей в России, выяснили какой сложный путь проходила наша страна, какие исторические события повлияли на разработку и принятия Конституции, провели сравнительный анализ Конституций советского периода с действующей Конституцией РФ, определили для себя значимость и необходимость данного документа не только в нашей, но и в другой любой стране.