2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание) | Учитель зачитывает стихотворение Л. Заводновой «Не такой, как все». По полям, лесам, болотам Весть сорока разнесла: У орлицы отчего – то Сын родился без крыла И в округе птичья стая Щебетала день и ночь: «Как пришла беда такая? Чем же птенчику помочь?» А стервятник злое слово Тут же высказать готов: «Не встречали мы такого Среди гордых птиц орлов, Выше облаков летают, В небесах парят орлы Не нужны калеки в стае, Сбросим в пропасть со скалы». А орленок – славный птенчик Ничего не понимал, Рад был миру и, конечно, Червячка от мамы ждал. Над гнездом склонились тучи: «не бывать тебе орлом». И бедою неминучей Кружит злоба над гнездом. Только гордая орлица Клик победно издала, Чтоб за сына заступиться, Вон стервятника гнала. Зашумели птицы: «Что же Мы не сможем поддержать Малыша? Он хочет тоже Жить и высоко летать Не такой, как все, но все же Много нас, а он один… Подрастай, малыш, поможем, Рядом, вместе полетим». Стал примером этот случай… В сердце каждого живет То, что делает нас лучше, И добро творить зовет. Мир огромный и цветущий, Солнце свет веселый льет Поровну, на всех живущих, Никого не обойдет. Учитель задает вопрос. - Ребята, как вы думаете, почему это стихотворение названо «Не такой как все?» Работа с иллюстрацией. - Посмотрите на изображение на слайде. Что сдать написано? Аккуратно ли написано слово? - Слышали ли вы об этой акции? Сегодня: первая среда октября (7 октября) традиционно считается днём поддержки людей с церебральным параличом по всему миру. В России был запущен благотворительный флешмоб «Доброшрифт»: уникальный шрифт, каждую букву которого написали дети с ДЦП, в своих логотипах, размещаемых в медиа-пространстве, использовали более 400 компаний. Попробуем определить, какую проблему сегодня мы затронем на нашем мероприятии? - Тема мероприятия: «Основные потребности людей с ограниченными возможностями». Постановка цели и задач мероприятия. Цель: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов. Задачи: 1. Узнать кто является инвалидом 2. Сформировать позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; 3. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни; 4. Развить необходимые коммуникативные навыки для общения с людьми с ОВЗ. | Учащиеся внимательно слушают. Отвечают на вопросы учителя. - Стихотворение названо «Не такой, как все», потому что родившийся орленок отличался от своих сородичей, так как у него не было одного крыла, и он не мог летать самостоятельно. Он был инвалидом. Из-за этого его не хотели принимать, избегали, считали его слабым, опозорившим вид орлов. - «Доброшрифт». Нет, не аккуратно, как будто бы писал ребенок и ему было трудно это делать. - Инвалидность, жизнь людей с ограниченными возможностями. Называют цель и задачи мероприятия. | Коммуникативные: - умение слушать учителя Личностные: - умение высказывать свое личное мнение. Регулятивные: - умение ставить цель и задачи мероприятия Познавательные: - умение отвечать на вопросы. |
3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап) | Учитель задает вопросы. Начинает беседу. - Кто же такие инвалиды? - В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность». По оценкам Организации Объединённых Наций, чуть ли не каждый десятый человек на планете земля является инвалидом. Ежегодно 3 декабря и 5 мая отмечаются Международный день инвалидов и Международный день борьбы за права инвалидов. - А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? - Предположите, как человек может стать инвалидом? В помощь приводятся слайды с изображением природных и техногенных катастроф, войн, несчастных случаев, неосторожности в быту. - Верно. И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье. - А как думаете легко ли быть инвалидом? -Вы когда-нибудь пробовали налить себе чай с закрытыми глазами? Обратиться к кому-нибудь только при помощи жестов? А подмести пол, поджав одну ногу и крепко прижав одну руку к туловищу? Сложно ли вам будет это сделать? - Давайте попробуем это испытать на себе. Упражнение 1. Учитель вызывает 5 человек к доске. - Сейчас я попрошу вас встать, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя команды (Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться на 180 градусов). - Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? Пришли ли вы туда, откуда начали движение? - Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? - Запомните эти ощущения, вы их испытывали всего мгновение, а люди с ограниченными возможностями сталкиваются с этим на протяжении всей жизни. Так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. - Знаете ли вы, что помогает слепым людям общаться, ориентироваться в пространстве? - Где мы можем встретить шрифт Брайля? - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они? - Да, верно, такое общение называется - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык, их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Упражнение 2. Учитель вызывает к доске 3 человек. Попробуйте сказать любое слово, не произнося звук. - А если человек лишен и зрения, и слуха? Как общаться тогда? - Да, тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Давайте попробуй повторить это. Упражнение 3. - Итак, мы с вами убедились, что инвалидом быть не просто. В одной из газетных статей инвалид-колясочник Анатолий Холодилин написал: «Инвалидам не нужна унизительная опека, не нужны шумиха и показная озабоченность их проблемами! Им нужны равные возможности. Немного комфорта в их среде обитания и понимание, диалог с обществом!». - Как вы понимаете его слова? - В нашей стране принята целая государственная программа, которая так и называется – «Доступная среда». Посмотрим видеоролик об этой программе. Видеоролик «Доступная среда» - Как нужно относиться простым людям к инвалидам? | Учащиеся отвечают на вопросы. - Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. - Да, видели. Дети делятся ситуациями, при которых встречали инвалидов. - В мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий. Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым. Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасные. - Наверное нелегко. - Нет, не пробовали. Да, сложно. Выходят к доске, выполняют упражнения. Отвечают на вопросы. - Скорее всего, нет. Учащиеся делятся своими ощущениями. -Существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. Также у слепого человека может быть собака-поводырь. - На дверях зданий, в автобусах, на деньгах. - Они общаются жестами. Участники произносят слово без звуков, остальные пытаются отгадать, что говорит участник. - С помощью осязания. Учащиеся, сидящие на 2 варианте, закрывают глаза и вытягивают рукуи ладонью вверх. Учащиеся, сидящие на 1 варианте, пишут на ладони соседа слова После того, как слово угадано, меняются местами. - Инвалидам не нужна опека, а нужна поддержка государства, оснащение улиц пандусами, азбукой Брайля, пенсии, льготы, программы помощи, медицинское обслуживание, специальные условия. - Помогать, когда они просят о помощи, уважать их, принимать человека таким, какой он есть. | Коммуникативные: - умение слушать учителя - умение слушать отвечающих Личностные: - умение высказывать свое личное мнение. Регулятивные: - умение координировать свою работу - развитие самостоятельности, организованности Познавательные: - умение отвечать на вопросы. - умение анализировать - умение самостоятельно добывать информацию - развитие памяти, логики, воображения, творческих способностей. |
4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап) | Работа в группах. - Итак, давайте с вами поработаем с азбукой Брайля (Приложение 1) и языком жестов (Приложение 2). У каждой группы засекречено по одному слову (Приложение 3), которые составляют предложение, характеризующее то, как мы с вами должны сосуществовать с людьми инвалидами в одном обществе. - Согласны ли вы с этой фразой? Учитель подводит итог мероприятия. - Какой вывод мы можем с вами сделать, в конце нашего мероприятия? | Работают в группах. Расшифровывают слова. В результате работы получают предложение: «Привет, мы хотим с тобой дружить». - Да. - Что инвалидам тяжело существовать в условиях нашего мира. И чтобы им было проще, мы должны помогать им, относиться к ним с уважением, а государство должно стараться сделать среду более доступной для них. Также важно беречь свое здоровье, соблюдать технику безопасности, чтобы избежать инвалидности. | Коммуникативные: - умение поддерживать друг друга - умение работать в команде - умение слушать учителя Регулятивные: - умение делать выводы. Личностные: - умение анализировать свою деятельность, свое настроение. |