| 2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание) | Учитель зачитывает стихотворение Л. Заводновой «Не такой, как все». По полям, лесам, болотам Весть сорока разнесла: У орлицы отчего – то Сын родился без крыла И в округе птичья стая Щебетала день и ночь: «Как пришла беда такая? Чем же птенчику помочь?» А стервятник злое слово Тут же высказать готов: «Не встречали мы такого Среди гордых птиц орлов, Выше облаков летают, В небесах парят орлы Не нужны калеки в стае, Сбросим в пропасть со скалы». А орленок – славный птенчик Ничего не понимал, Рад был миру и, конечно, Червячка от мамы ждал. Над гнездом склонились тучи: «не бывать тебе орлом». И бедою неминучей Кружит злоба над гнездом. Только гордая орлица Клик победно издала, Чтоб за сына заступиться, Вон стервятника гнала. Зашумели птицы: «Что же Мы не сможем поддержать Малыша? Он хочет тоже Жить и высоко летать Не такой, как все, но все же Много нас, а он один… Подрастай, малыш, поможем, Рядом, вместе полетим». Стал примером этот случай… В сердце каждого живет То, что делает нас лучше, И добро творить зовет. Мир огромный и цветущий, Солнце свет веселый льет Поровну, на всех живущих, Никого не обойдет. 
 Учитель задает вопрос.   - Ребята, как вы думаете, почему это стихотворение названо «Не такой как все?»   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа с иллюстрацией.   - Посмотрите на изображение на слайде. Что сдать написано? Аккуратно ли написано слово? 
 
 
 - Слышали ли вы об этой акции? Сегодня: первая среда октября (7 октября) традиционно считается днём поддержки людей с церебральным параличом по всему миру. В России был запущен благотворительный флешмоб «Доброшрифт»: уникальный шрифт, каждую букву которого написали дети с ДЦП, в своих логотипах, размещаемых в медиа-пространстве, использовали более 400 компаний.   
 Попробуем определить, какую проблему сегодня мы затронем на нашем мероприятии?   
 
 
 - Тема мероприятия: «Основные потребности людей с ограниченными возможностями». 
 Постановка цели и задач мероприятия.   Цель: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов.   
 Задачи:   1. Узнать кто является инвалидом 2. Сформировать  позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; 3. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни; 4. Развить необходимые коммуникативные навыки для общения с людьми с ОВЗ. | Учащиеся внимательно слушают.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы учителя.   
 - Стихотворение названо «Не такой, как все», потому что родившийся орленок отличался от своих сородичей, так как у него не было одного крыла, и он не мог летать самостоятельно. Он был инвалидом. Из-за этого его не хотели принимать, избегали, считали его слабым, опозорившим вид орлов.   
 
 
 - «Доброшрифт». Нет, не аккуратно, как будто бы писал ребенок и ему было трудно это делать.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Инвалидность, жизнь людей с ограниченными возможностями. 
 
 
 
 
 Называют цель и задачи мероприятия.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Коммуникативные:   - умение слушать учителя 
 Личностные:   - умение высказывать свое личное мнение.   
 Регулятивные: - умение ставить цель и задачи мероприятия 
 
 Познавательные: - умение отвечать на вопросы.   | 
  | 3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап) | Учитель задает вопросы. Начинает беседу.   
 - Кто же такие инвалиды?   
 
 
 
 
 
 
 
 
 - В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность». По оценкам Организации Объединённых Наций, чуть ли не каждый десятый человек на планете земля является инвалидом. Ежегодно 3 декабря и 5 мая отмечаются Международный день инвалидов и Международный день борьбы за права инвалидов.   
 - А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах?   
 
 
 
 - Предположите, как человек может стать инвалидом? 
 В помощь приводятся слайды с изображением природных и техногенных катастроф, войн, несчастных случаев, неосторожности в быту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Верно. И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье. 
 - А как думаете легко ли быть инвалидом? 
 -Вы когда-нибудь пробовали налить себе чай с закрытыми глазами? Обратиться к кому-нибудь только при помощи жестов? А подмести пол, поджав одну ногу и крепко прижав одну руку к туловищу? Сложно ли вам будет это сделать? 
 - Давайте попробуем это испытать на себе.   
 Упражнение 1. Учитель вызывает 5 человек к доске.   - Сейчас я попрошу вас встать, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя команды (Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться на 180 градусов). - Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? Пришли ли вы туда, откуда начали движение? 
 - Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами?   
 
 
 
 - Запомните эти ощущения, вы их испытывали всего мгновение, а люди с ограниченными возможностями сталкиваются с этим на протяжении всей жизни. Так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.   
 - Знаете ли вы, что помогает слепым людям общаться, ориентироваться в пространстве?   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Где мы можем встретить шрифт Брайля?   
 
 - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они?   - Да, верно, такое общение называется - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык, их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.   Упражнение 2. Учитель вызывает к доске 3 человек. Попробуйте сказать любое слово, не произнося звук. 
 
 
 
 
 
 - А если человек лишен и зрения, и слуха? Как общаться тогда?  - Да, тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Давайте попробуй повторить это. Упражнение 3.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Итак, мы с вами убедились, что инвалидом быть не просто.   В одной из газетных статей инвалид-колясочник Анатолий Холодилин написал: «Инвалидам не нужна унизительная опека, не нужны шумиха и показная озабоченность их проблемами! Им нужны равные возможности. Немного комфорта в их среде обитания и понимание, диалог с обществом!». - Как вы понимаете его слова?   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - В нашей стране принята целая государственная программа, которая так и называется – «Доступная среда». Посмотрим видеоролик об этой программе.   Видеоролик «Доступная среда» - Как нужно относиться простым людям к инвалидам?   
 
 
 | Учащиеся отвечают на вопросы.   
 - Инвалиды – это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Да, видели.   
 Дети делятся ситуациями, при которых встречали инвалидов.   
 - В мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий. Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым. Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасные.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Наверное нелегко.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Нет, не пробовали. Да, сложно.   
 
 
 
 Выходят к доске, выполняют упражнения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы.   
 
 
 
 - Скорее всего, нет.   
 Учащиеся делятся своими ощущениями.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -Существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. Также у слепого человека может быть собака-поводырь. 
 - На дверях зданий, в автобусах, на деньгах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Они общаются жестами.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Участники произносят слово без звуков, остальные пытаются отгадать, что говорит участник.   
 
 
 - С помощью осязания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся, сидящие на 2 варианте, закрывают глаза и вытягивают рукуи ладонью вверх. Учащиеся, сидящие на 1 варианте, пишут на ладони соседа слова После того, как слово угадано, меняются местами.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Инвалидам не нужна опека, а нужна поддержка государства, оснащение улиц пандусами, азбукой Брайля, пенсии, льготы, программы помощи, медицинское обслуживание, специальные условия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Помогать, когда они просят о помощи, уважать их, принимать человека таким, какой он есть. | Коммуникативные:   - умение слушать учителя - умение слушать отвечающих   
 Личностные:   - умение высказывать свое личное мнение.   
 Регулятивные: - умение координировать свою работу - развитие самостоятельности, организованности 
 
 Познавательные: - умение отвечать на вопросы. - умение анализировать   - умение самостоятельно добывать информацию   - развитие памяти, логики, воображения, творческих способностей.   | 
  | 4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап) | Работа в группах. - Итак, давайте с вами поработаем с азбукой Брайля (Приложение 1) и языком жестов (Приложение 2). У каждой группы засекречено по одному слову (Приложение 3), которые составляют предложение, характеризующее то, как мы с вами должны сосуществовать с людьми инвалидами в одном обществе.   - Согласны ли вы с этой фразой?   Учитель подводит итог мероприятия.   - Какой вывод мы можем с вами сделать, в конце нашего мероприятия?   
 
 
 
 
 
 | Работают в группах. Расшифровывают слова. В результате работы получают предложение: «Привет, мы хотим с тобой дружить». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Да.   
 
 
 
 
 
 - Что инвалидам тяжело существовать в условиях нашего мира. И чтобы им было проще, мы должны помогать им, относиться к ним с уважением, а государство должно стараться сделать среду более доступной для них. Также важно беречь свое здоровье, соблюдать технику безопасности, чтобы избежать инвалидности.   | Коммуникативные: - умение поддерживать друг друга - умение работать в команде - умение слушать учителя 
 
 Регулятивные: - умение делать выводы.   
 Личностные:   - умение анализировать свою деятельность, свое настроение.   |