«Правовая азбука».
Цели:
Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
Оборудование: Выставка детских рисунков по теме «Права ребенка».
ХОД УРОКА.
Сегодня нашу встречу мы посвятим теме:«Права ребенка»
Сценка:
«200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один пожилой одинокий и неразговорчивый человек……Соседи считали его милым чудаком и даже не догадывались, что всему миру он известен как великий немецкий философИммануил Кант. С гусиным пером в руках вечерами он сидел за столом. И как-то вдруг задумался…… «Я занимаюсь наукой всю свою жизнь. И все равно у меня накопилось больше вопросов, чем ответов. И один из самых важных вопросов - ЧТО ТАКОЕ ПРАВО? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права и спорят об этом. Когда и как любой человек должен задуматься, что же такое ПРАВО? Как он должен применить свои знания?» Тогда, в ту далекую эпоху, Кант все же додумался до верного ответа – ведь недаром он славился как величайший философ своего века.
Все, о чем мы рассказали, случилось давным- давно. А сегодня нам тоже предстоит решить серьезный вопрос, сформулированный когда- тот Иммануилом Кантом.
Учитель: Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы, заданные еще Кантом, мы и должны сегодня ответить.
Ребята, как вы понимаете, что подразумевается под понятием право? (Высказывание уч-ся)
Суммируя сказанное, сделаем вывод:
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством, т е законов;
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим «Я имею право» и «Я обязан».
Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.
Учитель: Как и почему появилось право?
Идея прав человека имеет долгую историю:своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности.
Эта ценность - человек.
Окончательно эта идея победила прежние взгляды на сущность права через много лет после Иммануила Канта, уже в 20 – м веке, после второй мировой войны. Сегодня главной организацией в мире, защищающей права человека, является ООН, или ОргОбъед Наций.
Ее цель—см! СЛАЙД
Ее организация очень сложна—см! СЛАЙД
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года принята Всеобщая Декларация прав человека.СЛАЙД
И другие важнейшие документы, по которым теперь живет прогрессивное человечество.
2СЛАЙДа
Вот законы, которые защищают и регулируют права детей в РФ – СЛАЙД
Внимательно посмотрите на них- эта информация нам еще пригодится.
А еще посмотрите эти несколько слайдов: вот так они иллюстрируют наши права.
Вспомним основные права. Вот на слайде их перечень: СМ!!
А теперь закрепим то, что вспомнили, и проведем несложную викторину. СМ!!
(несколько слайдов)…
Следующее задание уже сложнее:Определите, что относится
к правам, а что к обязанностям школьников.(СМ слайд Права и Обязанности)
И, наконец, САМОЕ СЛОЖНОЕ.
Но к нему есть небольшое вступление. Сейчас вы – дети. Но и все взрослые, в том числе великие и знаменитые, когда – то тоже были детьми .Мы учим вас и мечтаем о вашем славном будущем.Давайте понемногу готовиться к нему уже сейчас –будем дерзать и ничего не бояться.
Итак:
Сейчас мы вообразим, что мы и есть состав всепланетной Детской организации ООН. И прямо здесь и сейчас составим «Декларацию школьников».
Задача: Вы – школьники, и поэтому вы….СМ!! СЛАЙД
Идет работа над проектом детской декларации….
Идет анализ проекта…
«Декларация школьников» Вы - школьники: |
имеете право | обязаны | никогда не обязаны |
1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место. 2. Просить о помощи. 3. Протестовать против несправедливого обращения или критики. 4. Быть независимым. 5. Иметь собственное мнение и убеждение. 6. Совершать ошибки. 7. Отвечать отказом на просьбу. 8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям. 9. Получать то, за что платите. | 1. Соблюдать тишину на уроках. 2. Посещать уроки, определенные расписанием. 3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками. 4. Соблюдать чистоту. 5. Выполнять учебные требования учителей. 6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде. | 1. Быть безупречным на 100%. 2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа) 3. Любить людей, приносящих им вред. 4. Чувствовать себя виноватым за свои желания. 5. Мириться с неприятной ситуацией. 6. Выполнять неразумные требования. 7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать. |
Анализ завершен.
Сценка :
КАНТ: «Каждый ученый не только знает прошлое и разбирается в настоящем, но и угадывает будущее. Я догадывался, что в будущие времена самые важные вопросы жизни будут решать но только ученые мужи, но и умные дети. Слушая их сейчас, я сам понял очень многое.
Учитель: как вы думаете, что понял Кант?
Выводы :
Каждый человек на свете должен знать свои права.
Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
Право будет таким, каким создали его люди.
Приложение:
Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!
Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК
Говори всегда правду.
Будь храбрым.
Не обманывай, не жульничай, не воруй.
Будь мужественным.
Оставайся честным и вежливым.
Учись работать с другими.
Уважай закон и права.
Держи свои слова.
Люби хорошо выполненную работу.
Уважай природу и окружающую среду.
Помогай больным и беспомощным.
Учись добиваться намеченной цели.
Учись работать в коллективе.
Встань на защиту прав человека.
Укрепляй дружбу между людьми.
Прислушивайся к чужому мнению.
Будь толерантным!
Доп.материал.
Учитель: Итак, какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)
(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.
В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).
Права детей в России регулируются законами:
Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года.Вторая глава «Права и свобода человека и гражданина» отражает требования Всемирной декларации прав человека).
Семейный кодекс РФ.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Федеральный закон об образовании.
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Практическая часть мероприятия.
Викторина:
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке «Ледяная избушка»)
В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)
В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека.
Например: Лиса Алиса обращается к Буратино «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино ей отвечает «Не имеешь права лишать меня моего имущества».
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
Волк: «Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).
Медведь «Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить». Маша……(Не имеешь права посягать на мою свободу)
Обсуждение проблемы:
Какими правами вы пользуетесь?
Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
Приходилось ли вам нарушать права других людей?
Вывод: Заявляя о своих личных правах , нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.
А сейчас мы попытаемся составить свою «Декларацию» которая могла бы подходить для вас, школьников.
У нас 3 группы:
1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников
2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся
3 группа – обязанности учащихся в форме запретов.
После обсуждения на доске появляется схема: