Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по обществознанию "Юный правовед" »
Внеклассное мероприятие по обществознанию
по теме: « Право»
Тема урока:
Юный правовед.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Раздаточный материал
- карточки со словами гимна РФ;
- цветные полоски (флаг РФ) разрезанные;
- карточки с заданиями.
Цели урока;
Образовательная:
-способствовать формированию правовой культуры;
-обобщить и систематизировать полученные знания по теме;
Развивающая:
-развивать аналитическое мышление;
-умение выделять приоритетные свойства явлений;
-формировать умения работать в группах;
Воспитательная:
- воспитывать чувство коллективизма, уважение к другим, трудолюбие,
дисциплинированность.
План урока:
Конкурс «Права человека»
Конкурс «Юридическая консультация»
Конкурс «Всякая всячина»
Конкурс капитанов
Конкурс «Символы побед »
Конкурс «Красный ящик»
Конкурс « Наша Родина»
Конкурс «Латинское выражение»
ХОД УРОКА
Организационное начало урока.
Сообщение целей и темы урока.
а) с помощью компьютера и мультимедийного проектора воспроизвести на доске тему урока с эпиграфом. (слайд 1)
б) сообщить цель урока.
3. Основная часть
а) Вступительное слово учителя
Во вступительном слове учитель акцентирует внимание учащихся на актуальности правовых знаний в современной жизни. Затем представляются жюри. ( жюри состоит из учителей школы)
б) Содержание мероприятия
Предварительно разделить класс на 2 группы.
Наши состязания в правовой сфере мы будем проходить по « конкурсам-станциям ».
Затем команды приветствуют друг друга, представляют своих капитанов, произносят девиз, демонстрируют эмблему.
Все материалы конкурсов подготовлены на слайдах. (см. слайд 2 – 72 ).
И так мы начинаем…
1. Конкурс «Права человека»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающиеся различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. За каждую законченную фразу начисляется 0,5 балла.
Конкурс «Юридическая консультация»
Приглашаются по два человека от команды, которые выполняют роль работников юридической консультации. Их задача - дать юридически обоснованный письменный совет, как разрешить ситуацию. За каждую правильную разрешенную ситуацию команды получают по 2 балла.
Ситуация 1. В 1995г. гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака? (Гражданка С.)
Ситуация 2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили. Нормы какой отрасли права были нарушены?
(Хулиганство, административное право.)
Ситуация 3. В каких случаях применяется административный арест: за мелкое хулиганство; за злостное хулиганство; за нанесение тяжких телесных повреждений; за кражу имущества; за злостное неповиновение милиционеру? (За мелкое хулиганство.)
Ситуация 4. Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого? (Кража, встречный иск удовлетворен не будет.)
3. Конкурс «Всякая всячина»
Команды должны ответить на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы командам:
Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России (Референдум.)
Кто является главой Российской Федерации (Президент РФ.)
Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федерации, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.
Когда отмечается День прав человека? (10 декабря.)
Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация.)
Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения. (Норма права.)
Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо.)
Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция.)
Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет.)
Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (Многонациональный народ РФ.)
Как называется тайное хищение имущества? (Кража.)
Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. (Кодекс.)
Назовите общее понятие для перечисленных терминов: правосудие, суд, система судебных учреждений. (Юстиция.)
4. Конкурс капитанов
Капитанам команд задаются вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери».)
2.Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)
3.Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока.)
4.Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. (Буратино.)
5.В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!» (Кавказская пленница».)
6.У лесных зайцев нет клыков, а чего нет у городских «зайцев»? (Билета.)
5. Конкурс «Символы побед »
Государственный флаг
Командам выдаётся набор полосок цветной бумаги. Необходимо сложить из них государственный флаг России.
Время на выполнение – 1 мин. За правильный ответ- 1 балл.
Государственный гимн
Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке всех трёх куплетов Государственного гимна Российской Федерации. Необходимо сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна.
Время выполнения задания – 2 мин. За правильный ответ – 3 балла. Исполнение гимна.
6. Конкурс «Красный ящик»
Нужно угадать, что находится в ящике.
Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Вопросы даются по очереди, при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде или к зрителям.
У халифов он был желтым, у албанцев без клюва и когтей, у их российского собрата они есть. (Двуглавый орел.)
2. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство». (Конституция.)
3. В ящике находится книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс.)
4.Во время сухого закона в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашем ящике находится то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль.)
7. Конкурс « Наша Родина»
Слово учителя о Родине на фоне песни Блантера « С чего начинается Родина»
Официальное название
Команды получают карточки: Россия, Российская республика, Республика Россия, Российская Федерация, Российская Советская социалистическая Республика (РСФСР), Содружество независимых Государств (СНГ). Задача команд выбрать правильный ответ названия нашей Родины. Время выполнения – 1 мин. За правильный ответ – 2 балла.
Территория
Команды получаю карту России.
Задача: выбрать из набора стран те, что граничат с Россией: США, Япония, Великобритания, Китай, Финляндия, Казахстан, Индия, Монголия, Белоруссия, Германия.
Время выполнения – 3 мин.
За правильно названный ответ – 6 баллов.
Население
Команды получают листки с перечнем народов, проживающих в России. Задача – поставить галочки напротив тех, которые входят в состав России как республики.
Каждой команде выдаётся карточка с латинским выражением о праве. Задание: воспроизвести его и прочитать перевод. За правильный ответ- 3 балла; правильное чтение – 1 балл; перевод – 2 балла.
Vox populi – vox Dei /вокс попули – вокс дей/: «Глас народа – глас Божий».
Salus populi – suprema lex /салюс попули – супрема лекс/: «Благо народа – высший закон».
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.
Литература:
Внеклассные мероприятия по обществознанию 8-11 классы. Глобус. М. 2008.
Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5 – 11 классы. М. Вако.2008.
Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию 8 – 11 классы. М. Глобус. 2008
Обществознание. Поурочные планы 10 класс. Волгоград. 2003. – 2 части.
Обществознание. Поурочные планы 11 класс. М. 2000.
Обществознание. Поурочные планы 8 - 9 классы. М. 2000.