Просмотр содержимого документа
«ТРКМ как целостная система работы с информацией на уроках обществознания»
Мастер - класс
«ТРКМ как целостная система работы с информацией
на уроках обществознания».
(слайд 1.Название мастер – класса)
Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации (время работы – 3 минуты).
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте пригласить вас в творческую лабораторию и, вооружившись приемами технологии РКМ, совершить путешествие в мир обществознания. Чтобы начать путешествие, надо выполнить следующее задание:
- Внимание на экран! Задание – определите термин по его толкованию (слайд 2 «Токование термина»).
- О каком понятии идет речь? Правильно, об «обществе».
- А задумывались ли вы о том,что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.Участники дают несколько определений.
- На первый взгляд ответить на этот вопрос несложно. Это слово давно и прочно вошло в нашу повседневную жизнь и в научный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений множество.
- С чем ассоциируется слово «общество»? Назовите ассоциации. Участники называют несколько ассоциаций (слайд 3 «Ассоциации»).
- А у меня вот какие родились ассоциации в связи с этим понятием (слайды 4-6 «Строение общества»).
- Как вы думаете, что объединяет данные изображения (Это части целого).
- Получается, что общество – это система, состоящая из отдельных частей.
Слайд 7. Распределите данные понятия и термины на четыре группы и определите принцип, по которому вы их объединили в группы: производство, искусство, классы, потребление, религия, закон, товар, власть, народы, парламент, нации, мораль.
Озаглавьте эти группы.
Слайд 9. «Поверьте себя»
- Правильно, выделяем четыре элемента жизни общества:
экономика – производство, потребление, товар,
политика – парламент, закон, власть,
социальная сфера – народы, нации, классы,
духовная сфера – мораль, религия, искусство,
- Итак, общество - это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.
- Что же нам необходимо доказать? (Что общество сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов).
- Сформулируйте тему нашего занятия (слайд 9. «Сферы жизни общества»).
- Эта тема лежит в основе нашей дальнейшей деятельности.
- Какова же цель нашего занятия?
- Что нам необходимо узнать? Чему научиться? (показать на конкретных примерах содержание основных сфер жизни общества, их взаимосвязь).
2. Актуализация знаний.
- Что необходимо для достижения цели?
- Какие источники информации нам в этом помогут?
- Мы ограничены во времени, а сфер у нас четыре, какая форма работы будет более эффективна в достижении цели? (групповая форма работы).
- Обратите внимание на ваших смайликов, они неслучайно разного цвета. Образуйте группы в соответствии с цветом: желтый – экономика, голубой – политика, красный – социальная сфера, зеленый – духовная сфера(слайд 10 «Распределение по группам»).
- Планирование:
1. Разделимся на 4 группы в соответствии со сферами общества.
2. Изучим при помощи информационных источников составные части жизни общества, что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.
3. Приведем доказательства, что элементы общества взаимосвязаны между собой.
Слайд 11. «Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучите информационный материал.
Выполните задания.
3. Поиск решения (открытие нового знания).
Работа в группах по 5 человек (время работы - 7 минут).
Раздаточный материал:
на доске- таблички с названиями сфер общественной жизни,
на партах - маршрутные листы.
4. Презентация работы групп (время работы – 6 минут).
Представители групп презентуют результаты своей работы.
- Смотрите, мы получили результат совместной деятельности. Что это? Где он может нам пригодиться? (это газетная статья, страница журнала, книги, словарная статья)
Выводы урока:
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Что помогло нам ее достичь?
- Какие трудности возникали? Что мы делали, чтобы их преодолеть?
Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности (слайд 12 «Ладошка»).
Рефлексия «Ладошка»
Перед вами ладошка, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
большой– для меня было важно … / неважно …,
указательный - я получил(а) конкретные рекомендации… / я не узнал (а) для себя ничего нового…,
средний- мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
центр ладошки – хочу сказать организатору мастер – класса / урока …
- То, что на мизинце, в ваших руках. Этот палец очень важен, он дает надежду на то, что наши знания будут прирастать нашими желаниями, так как все рождается в действии:
Деятельность — единственный путь к знанию. Джордж Бернард Шоу
Слайд 13 «Спасибо за внимание!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Экономическая сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучите информационный материал.
Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.
Составьте синквейн со словом «ЭКОНОМИКА», раскрывающий черты экономической сферы жизни общества.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Экономическая сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучите информационный материал.
Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.
Составьте синквейн со словом «ЭКОНОМИКА», раскрывающий черты экономической сферы жизни общества.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Политическая сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучите информационный материал.
Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.
Составьте «Круги по воде» со словом «ПОЛИТИКА», раскрывающие основные черты политической сферы жизни общества.
«Круги по воде» — этот прием является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.
Например,
Ф — факт;
И — измерения;
З — закон;
И —иллюстрация;
К —калькулятор;
А —амперметр;
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Политическая сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучите информационный материал.
Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.
Составьте «Круги по воде» со словом «ПОЛИТИКА», раскрывающие основные черты политической сферы жизни общества.
«Круги по воде» — этот прием является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.
Например,
Ф — факт;
И — измерения;
З — закон;
И —иллюстрация;
К —калькулятор;
А —амперметр;
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Социальная сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучите информационный материал.
Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.
Составьте текст на основе опорных слов, используя прием «Причина-Факт-Следствие»: снижение, цены, продукты питания, пополнение, потребительская корзина, пенсионеры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Социальная сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучите информационный материал.
Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.
Составьте текст на основе опорных слов, используя прием «Причина-Факт-Следствие»: снижение, цены, продукты питания, пополнение, потребительская корзина, пенсионеры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Духовная сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучите информационный материал.
Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.
Составьте «ПОПС – формулу», раскрывающую основные черты духовной сферы жизни общества.
«Я считаю, что духовная сфера играет важную роль в жизни общества, потому что………….………………………...……………………………………………………,
например,…………..…………..………………………………………………………...,
поэтому………………………...………………………………………………………….
Пример по теме «Пётр I и его политика»:
Я считаю, что, правление Петра I было самым продуктивным за всю историю, потому что Россия добилась небывалого прогресса.Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи, поэтому политика Петра Iбыла очень эффективной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Духовная сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучите информационный материал.
Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.
Составьте «ПОПС – формулу», раскрывающую основные черты духовной сферы жизни общества.
«Я считаю, что духовная сфера играет важную роль в жизни общества, потому что………….………………………...……………………………………………………,
например,…………..…………..………………………………………………………...,
поэтому………………………...………………………………………………………….
Пример по теме «Пётр I и его политика»:
Я считаю, что, правление Петра I было самым продуктивным за всю историю, потому что Россия добилась небывалого прогресса.Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи, поэтому политика Петра Iбыла очень эффективной.