kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТРКМ как целостная система работы с информацией на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастре - класс позволяет научиться работать с разнородной информацией, перерабатывать ее, используя приемы ТРКМ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТРКМ как целостная система работы с информацией на уроках обществознания»

Мастер - класс

«ТРКМ как целостная система работы с информацией

на уроках обществознания».

(слайд 1.Название мастер – класса)


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации (время работы – 3 минуты).

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте пригласить вас в творческую лабораторию и, вооружившись приемами технологии РКМ, совершить путешествие в мир обществознания. Чтобы начать путешествие, надо выполнить следующее задание:

- Внимание на экран! Задание – определите термин по его толкованию (слайд 2 «Токование термина»).

- О каком понятии идет речь? Правильно, об «обществе».

- А задумывались ли вы о том,что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.Участники дают несколько определений.

- На первый взгляд ответить на этот вопрос несложно. Это слово давно и прочно вошло в нашу повседневную жизнь и в научный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений множество.

- С чем ассоциируется слово «общество»? Назовите ассоциации. Участники называют несколько ассоциаций (слайд 3 «Ассоциации»).

- А у меня вот какие родились ассоциации в связи с этим понятием (слайды 4-6 «Строение общества»).

- Как вы думаете, что объединяет данные изображения (Это части целого).

- Получается, что общество – это система, состоящая из отдельных частей.

Слайд 7. Распределите данные понятия и термины на четыре группы и определите принцип, по которому вы их объединили в группы: производство, искусство, классы, потребление, религия, закон, товар, власть, народы, парламент, нации, мораль.


Озаглавьте эти группы.


Слайд 9. «Поверьте себя»

- Правильно, выделяем четыре элемента жизни общества:

экономика – производство, потребление, товар,

политика – парламент, закон, власть,

социальная сфера – народы, нации, классы,

духовная сфера – мораль, религия, искусство,


- Итак, общество - это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.


- Что же нам необходимо доказать? (Что общество сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов).


- Сформулируйте тему нашего занятия (слайд 9. «Сферы жизни общества»).

- Эта тема лежит в основе нашей дальнейшей деятельности.

- Какова же цель нашего занятия?

- Что нам необходимо узнать? Чему научиться? (показать на конкретных примерах содержание основных сфер жизни общества, их взаимосвязь).


2. Актуализация знаний.

- Что необходимо для достижения цели?

- Какие источники информации нам в этом помогут?

- Мы ограничены во времени, а сфер у нас четыре, какая форма работы будет более эффективна в достижении цели? (групповая форма работы).

- Обратите внимание на ваших смайликов, они неслучайно разного цвета. Образуйте группы в соответствии с цветом: желтый – экономика, голубой – политика, красный – социальная сфера, зеленый – духовная сфера (слайд 10 «Распределение по группам»).


- Планирование:

1. Разделимся на 4 группы в соответствии со сферами общества.

2. Изучим при помощи информационных источников составные части жизни общества, что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.

3. Приведем доказательства, что элементы общества взаимосвязаны между собой.


Слайд 11. «Маршрутный лист» для работы в группах:

  1. Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.

  2. Самостоятельно изучите информационный материал.

  3. Выполните задания.


3. Поиск решения (открытие нового знания).

Работа в группах по 5 человек (время работы - 7 минут).


Раздаточный материал:

  • на доске- таблички с названиями сфер общественной жизни,

  • на партах - маршрутные листы.


4. Презентация работы групп (время работы – 6 минут).

Представители групп презентуют результаты своей работы.


- Смотрите, мы получили результат совместной деятельности. Что это? Где он может нам пригодиться? (это газетная статья, страница журнала, книги, словарная статья)


  1. Выводы урока:

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Что помогло нам ее достичь?

- Какие трудности возникали? Что мы делали, чтобы их преодолеть?


  1. Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности (слайд 12 «Ладошка»).


Рефлексия «Ладошка»

Перед вами ладошка, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

  • большой– для меня было важно … / неважно …,

  • указательный - я получил(а) конкретные рекомендации… / я не узнал (а) для себя ничего нового…,

  • средний- мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…

  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы… ,

  • мизинец– хочу для себя выяснить … .

  • центр ладошки – хочу сказать организатору мастер – класса / урока …

- То, что на мизинце, в ваших руках. Этот палец очень важен, он дает надежду на то, что наши знания будут прирастать нашими желаниями, так как все рождается в действии:


Деятельность — единственный путь к знанию.
Джордж Бернард Шоу

Слайд 13 «Спасибо за внимание!»


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Экономическая сфера


«Маршрутный лист» для работы в группах:


  1. Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.

  2. Самостоятельно изучите информационный материал.

  3. Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.

  4. Составьте синквейн со словом «ЭКОНОМИКА», раскрывающий черты экономической сферы жизни общества.



Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Экономическая сфера

«Маршрутный лист» для работы в группах:


  1. Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.

  2. Самостоятельно изучите информационный материал.

  3. Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.

  4. Составьте синквейн со словом «ЭКОНОМИКА», раскрывающий черты экономической сферы жизни общества.



Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Политическая сфера

«Маршрутный лист» для работы в группах:


  1. Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.

  2. Самостоятельно изучите информационный материал.

  3. Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.

  4. Составьте «Круги по воде» со словом «ПОЛИТИКА», раскрывающие основные черты политической сферы жизни общества.


«Круги по воде» — этот прием является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.

Например,

Ф — факт;

И — измерения;

З — закон;

И —иллюстрация;

К —калькулятор;

А —амперметр;




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Политическая сфера

«Маршрутный лист» для работы в группах:


  1. Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.

  2. Самостоятельно изучите информационный материал.

  3. Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.

  4. Составьте «Круги по воде» со словом «ПОЛИТИКА», раскрывающие основные черты политической сферы жизни общества.


«Круги по воде» — этот прием является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.

Например,

Ф — факт;

И — измерения;

З — закон;

И —иллюстрация;

К —калькулятор;

А —амперметр;






ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Социальная сфера

«Маршрутный лист» для работы в группах:


  1. Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.

  2. Самостоятельно изучите информационный материал.

  3. Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.

  1. Составьте текст на основе опорных слов, используя прием «Причина-Факт-Следствие»: снижение, цены, продукты питания, пополнение, потребительская корзина, пенсионеры.






ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Социальная сфера

«Маршрутный лист» для работы в группах:


  1. Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.

  2. Самостоятельно изучите информационный материал.

  3. Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.

  1. Составьте текст на основе опорных слов, используя прием «Причина-Факт-Следствие»: снижение, цены, продукты питания, пополнение, потребительская корзина, пенсионеры.






ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Духовная сфера

«Маршрутный лист» для работы в группах:


  1. Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.

  2. Самостоятельно изучите информационный материал.

  3. Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.

Составьте «ПОПС – формулу», раскрывающую основные черты духовной сферы жизни общества.


«Я считаю, что духовная сфера играет важную роль в жизни общества, потому что………….………………………...……………………………………………………,

например,…………..…………..………………………………………………………...,

поэтому………………………...………………………………………………………….


Пример по теме «Пётр I и его политика»:

Я считаю, что, правление Петра I было самым продуктивным за всю историю, потому что Россия добилась небывалого прогресса. Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи, поэтому политика Петра I была очень эффективной.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Духовная сфера

«Маршрутный лист» для работы в группах:


  1. Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.

  2. Самостоятельно изучите информационный материал.

  3. Определите элементы, соответствующие сферам жизни общества, сделайте с их помощью на доске кластер.

Составьте «ПОПС – формулу», раскрывающую основные черты духовной сферы жизни общества.


«Я считаю, что духовная сфера играет важную роль в жизни общества, потому что………….………………………...……………………………………………………,

например,…………..…………..………………………………………………………...,

поэтому………………………...………………………………………………………….


Пример по теме «Пётр I и его политика»:

Я считаю, что, правление Петра I было самым продуктивным за всю историю, потому что Россия добилась небывалого прогресса. Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи, поэтому политика Петра I была очень эффективной.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ТРКМ как целостная система работы с информацией на уроках обществознания

Автор: Ворожейкина Оксана Владимировна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473871


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства