Розробка позакласного заходу "Фестиваль права: Закрн. Право. Порядок"
Розробка позакласного заходу "Фестиваль права: Закрн. Право. Порядок"
Матеріал містить розробку позакласного заходу з правового виховання для учнів 8-11 класів. захід проводиться в ігровій формі і включає елементи брейн-рингу, інсценування ситуацій, вирішення юридичних задач. у ході заходу формуються основи правової культури, шанобливе ставлення до прав та свобод людини, негативне відношення до протиправної поведінки.Стане в нагоді для класних керівників, вчителів історії та права, соціальних педагогів. Захід розраховано на 90 хвилин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Розробка позакласного заходу "Фестиваль права: Закрн. Право. Порядок"»
Павлоградська загальноосвітня школа І-ІІІ ст. №4
міського відділу освіти
Дніпропетровської області
Розробка позакласного заходу
з правового виховання
«Фестиваль права: Закон. Право. Порядок»
( 8-11 класи )
Підготувала учитель історії
Сікарьова Оксана Ігорівна
Вища категорія, «методист»
2015-2016
В том и состоит пагубность
дурного поступка, что он таит в
себе зародыш мерзостей".
Ф. Шиллер.
Мета: Правове виховання учнів.
Задачі:
сформувати у учнів загальне уявлення про правові документи, зокрема, про , «Конвенцію прав дитини»;
допомогти усвідомити певні юридичні поняття,
сформувати у учнів основи правової культури, розвивати здатність співвідносити власні цінності із загальнолюдськими,
виховувати шанобливе ставлення до своїх та чужих прав та свобод,
сформувати негативне ставлення до протиправної поведінки,
сприяти розвитку основних груп компетентностей та соціалізації особистості підлітків.
Обладнання: столи для учасників змагань, оцінювальні картки для журі, мультимедійний проектор, музичне оформлення відповідно до сценарію, необхідний реквізит для інсценіровки правових ситуацій, оформлення залу(плакати та стіннівки з правового виховання).
Учасники: учні 8-11 класів, запрошені гості, адміністрація школи, вчителі.
Хід фестивалю.(розрахований захід на 90 хвилин)
Учитель. Доброго дня, шановні друзі! Сьогодні ми зібрались на завершальний акорд тижня правового виховання в нашій школі. З радістю оголошую програму нашого фестивалю .
Учитель. Отже, розпочинаємо!
Легенда: (озвучивание) музыка.
Давно, в какой уж не упомнишь год В краю, далёком, где живёт народ
История вот эта приключилась
На белом свете совесть зародилась.
Едва родившись, по Земле пошла И дело важное себе нашла:
По вечерам с беседой откровенной Всех обойти в округе непременно.
И если человек творил добро, То было на душе его тепло.
А если мерзости, какие он свершал, То сон его уже не посещал.
И не один бесчувственный богач Терзал себя как ревностный палач,
Затем, раскаявшись в бездумье и корысти, Обед давал забыть о грешной жизни
Отшельником в леса он уходил И всё что он годами находил
Соседям обездоленным дарил.
Не всем такая жизнь пришлась по нраву
И думать стали: Как на совесть отыскать управу?
Сидели, думали при Солнце и Луне Затем отправились к мудрейшему в стране
Пришли с зарёй и пали на колени, День миновал, сошлись на землю тени
И дал философ им такой совет: "Тогда избегните вы бед Когда законы сочините
И им вы совесть подчините".
Так по преданию законы появились.
Но важно , чтобы с совестью они не расходились!
1-ый ведущий(Левицкий): Человек самая большая ценность. По крайней мере, так принято считать в цивилизованном мире. Поэтому человеческая личность должна быть в полной безопасности, которое ей обязано предоставить государство. Для этого государству необходимо иметь специальные законы, обеспечивающие защиту чести, достоинства, доброго имени, здоровья и жизни человека.
2-ой ведущий (Цёва): Я рада приветствовать всех учащихся, учителей, гостей, которые находятся в этом зале, являются зрителями и участниками нашего фестиваля - деловой игры "Торжество права и достоинства".
1-ый ведущий: В игре принимают участие 3 команды: (сборные 9, 10, 11 классов). Я хочу представить капитанов команд.
2-ой ведущий: Я представляю гостей нашей встречи, которые и оценят нашу игру:
Инспектор ПДН;
Зам.директора по ВР;
Соц. педагог;
Желаем удачи командам!
2 ведущий. Кстати, какое право мы реализовали, перейдя в общении с украинского языка на русский? (ответы зрителей)
1-ый ведущий: Участники команд ознакомились с отраслями права: трудовым, уголовным, семейным и административным, ознакомились с актуальными проблемами здоровья нашего общества: курение, алкоголизм, наркомания.
2-ой ведущий: Проблемы есть, и их надо решать с помощью закона. С помощью нашей игры, мы попытаемся выяснить какие законы должны знать подростки, чтобы не совершить правонарушений.
1-ый ведущий: Объявляется I конкурс, который называется "Секунда на размышление". Уважаемые игроки, вам необходимо без обсуждения дать ответ на поставленные, вопросы. Каждая команда получает по 1 балу за правильный ответ.
Вопросы задаются командам по очереди.
Вопросы:
1.Назовите основной нормативный документ школы, регулирующий права и обязанности учащихся. (Устав школы)
2.Расшифруйте аббревиатуру КЗоТ (Кодекс Законов о Труде)
3.Какая продолжительность рабочей недели для подростка. (24 часа)
4.Союз лиц, основанный на браке. (Семья)
5.Опасное виновное деяние, посягающее на собственность, личность, права и свободу граждан. (Преступление)
6.Какое наказание предусматривается за курение в общественном месте. (Штраф)
7.Акт противоправного поведения, влекущий ответственность дисциплинарную или административную. (Проступок)
8.Очевидец преступления - это... (Свидетель)
9.Доказательство в уголовном и гражданском процессе - это... (Улика)
10.Назовите одно из наиболее ядовитых веществ для организма. (Никотин)
11.Какой странный вирус был найден во многих видах наркотиков. (Вирус СПИДа)
12.Место, где споры решают цивилизованным путем. (Суд)
І знову переходимо на спілкування державною мовою.
13. Певні правила соціальної поведінки людини. (Мораль).
14. Основний Закон України. (Конституція).
15. Особа, наділена державою юридичними правами та обов’язками. (Громадянин).
16. Правило поведінки, що склалося людством протягом тривалого часу. (Звичай).
17. Основний документ, який засвідчує приналежність особи до держави. (Паспорт).
18. Автор першої в історії українського народу справді демократичної конституції. (Пилип Орлик).
19. Членами політичних партій можуть бути тільки громадяни України, які досягли якого віку ... (18-річного віку).
20. Максимальна тривалість робочого часу в Україні на тиждень ... (40 годин на тиждень).
21. Повна дієздатність громадян настає... (з 18-річного віку).
22. Кримінальна відповідальність неповнолітніх за особливо тяжкі і небезпечні злочини настає ... (з 14 років).
23. Найпоширеніший вид адміністративного стягнення. (Штраф).
24. З якого віку настає правоздатність громадян. (З дня народження).
25. Президент України обирається ким ... (Всенародним голосуванням).
26. Президентом України може бути особа віком... (Не молодша 35років).
27. Перше невід’ємне право кожної дитини. (Право на життя).
28. З якого віку людина може вибирати своє громадянство (з 18 років).
29. Коли підписано Акт проголошення незалежності України? (24 серпня 1991 р.).
30. Чи є громадянином України дитина, яка народилася на території України від осіб без громадянства, котрі постійно проживають в Україні? (Так).
1. 1-ый ведущий: Слово предоставляется жюри. Итоги первого конкурса “Секунда на размышление”
Музыка (выход Фемиды)(Сенченко).
Фемида:
Мой долг – Законы сохраняя,
На лица сильных не взирая,
Заботы прилагать не мало,
Чтоб справедливость воссияла.
Мой долг спасать от бед невинных,
Пороки в людях истреблять;
От сильных защищать бессильных
И добродетель утверждать.
1-ый ведущий: Кто вы прекраснейшая из богинь?
Фемида: А вы меня еще не узнали? Это действительно сложно? Я помогу вам. Я- дочь Урана и Геи, вторая жена Зевса. Возможно, – мать Прометея. Богиня предвидения Передавала людям повеления Зевса. Вот мои самые дорогие вещи. Ваша задача определить почему они мне так дороги (меч, повязка, весы).
Участники дают ответы.(не оценивается)
Фемида: Я проведу второй конкурс “Из истории права” . Ведь история и право - очень родственные науки, тесно взаимосвязанные. Внимание первый вопрос.
1.В древнем Вавилоне на дворцовой площади, стоя каменный столб, на котором был текст от имени . “Я …, царь свершенный …Я царь, который велик среди царей… Я … – царь справедливости, которому Шамаш даровал правду”. О ком идёт речь?. (Хаммурапи)
2.Фемида: Внимание вопрос. Около 1072 года трое братьев вместе со своими боярами составили в Киеве дополнение к «Русской правде», свод законов, названный …. Вопрос!!! Как назывался этот свод законов?(Правильный ответ 2б)
3.Фемида: Внимание, вопрос. На этом языке говорили Юлий Цезарь и Цицерон. В пятом веке язык стал умирать. На нём записаны «Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского»(латынь).
2-ый ведущий: Слово предоставляется жюри. Итоги конкурса “Из истории права».
Фемида. А мы переходим к следующему конкурсу. « Латинское ПРАВО»
У участников команд на столах есть листы с написанными латинскими словами. Задача -подобрать правильный перевод юридической лексики.
На обсуждение-30 секунд.
1.«самое суровое постановление» санкция
2.«писарь, секретарь» нотариус
3.«изгнание» депортация
4.«договор» конвенция
5.«обращение» апелляция
6.«свобода, право» лицензия
7.«в другом месте» алиби
8.«подкуп» коррупция
9.«захват» оккупация
10.«столкновение» коллизия
1-ый ведущий: Объявляется сценический конкурс .
Команда показывает нам своё домашнее задание, другие команды должны дать ответ, решив юридические задачи.
2-ой ведущий: Конкурс оценивается по пятибалльной системе, учитывается:
Продолжительность выступления, не более 7-и минут.
Исполнительское мастерство. Оригинальность идеи.
Грамотность формулировки вопроса.
Команда соперников за правильный ответ получает 4балла.
2-ой ведущий: Семейный круг – это не мягкая игрушка. У него есть острые углы, невидимые поверхностному взгляду. Слово - команде 9 класса. Семейное право… и не только. Будьте внимательны!
9 класс.
Ситуация №1
Семья. Приходит старший сын из школы, младший – делает уроки (читает учебник), в доме беспорядок, разбросаны детские вещи и игрушки. а мама в это время говорит с подругой на кухне, отец сидит за ноутбуком. Здороваются (привет! Привет! И т. Д.)
Сын(Коля Мальцев). Мама, у нас завтра родительское собрание!
Второй сын(Женя Сахно). А у нас – в пятницу, и сказали, что все должны быть!
Подруга матери (Наташа Деяк): ой, опять будут всякую чепуху говорить про ремонт, про учебники. Кому оно надо? Пусть напишут в дневнике всё, что нужно и хватит. Время своё тратить на эту школу. Что они нового могут сказать?
Мама(Маша Бакумова). Я не пойду! Не хочу из-за тебя позориться! Пусть отец идёт, а то, кроме своего компьютера ничего не видит.
Отец( Руслан Шпилько). А причём здесь я? Ты - мать, вот и иди на это собрание. И вообще. Я работаю, мне некогда.
Мать. Я тоже работаю. А ещё и готовлю, и стираю, и в доме убираю.
Отец. Так ты же женщина. Это твои обязанности. Вот и выполняй их.
Подруга матери. Пусть кумовья сходят, чай, не чужие люди.
Отец. Точно! Звонит по телефону. Слышь, кум, сходи завтра в школу к Женьке на собрание. Не можешь? Как это так? ведь он твой крестник!
Подруга матери. Ой, начинается! Пойдём лучше ко мне , посидим , чайку выпьем.
Мать. Дети! я ухожу с тётей Наташей, приберитесь, помойте после себя посуду. Ты, Коля, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная Пусть Женька пойдёт..
второй сын. А мне надо по биологии найти информацию для сообщения, мне нужно в интернет. Мама, папа, помогите мне!
Отец. Некогда мне твоими глупостями заниматься. Возьми учебник и спиши оттуда всё, что найдёшь. Ишь ты, 6 класс а туда же! информация. Мал ещё!!! Мать! Сиди дома!
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын. Конвенцией по правам ребёнка я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Отец. Нет, ты посмотри какой грамотей. Вот я тебя сейчас научу, как с родителями разговаривать!!!(пытается ударить ремнём или рукой.
Звонок в дверь. Входит учитель. И ученик, сын Подруги матери.
Учитель(Влада Хомицевич) Здравствуйте, я учитель химии. Мне сказали, что вы здесь. Я пришла поговорить по поводу пропусков уроков химии вашим сыном.
Подруга матери. И что опять случилось?
Ученик (Горбатенко): Марья Ивановна! Я к вам на химию больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром стану? Да и уроки у вас неинтересные, мне скучно! Не умеете ни анекдот про химию рассказать, только свои формулы и зубарите. Пусть нам другого учителя дадут, помоложе и повеселее!
Учитель(Влада Хомицевич): Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку знаете как наказали? Отключили компьютер. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый. И я на вас буду жаловаться!
Подруга матери. Вот, вы сами всё видите. Так и живём.
Ответ
Родители в соответствии с Административным кодексом Украины несут ответственность за воспитание и образование своих детей и обязаны посещать родительские собрания , приходить в школу по вызову учителя или администрации школы. Поведение родителей не правомерно.
Посторонние люди (кумовья родителей ) не несут никакой юридической ответственности за чужих детей. Их отказ идти в школу праволмерен.
Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 Конвенции речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей. Поведение ребёнка не правомерно.
В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, дети имеют право на доступ к информации и на защиту от насилия со стороны любых лиц. Поведение отца неправомерно.
Закон на стороне Марии Ивановны, так как нельзя допускать, заявляя о своих правах, чтобы пострадала репутация других людей – ст 13)
Родители имеют равные права и обязанности по воспитанию детей.
Сценка 10 класс.
Сценка 11 класс.
1-ый ведущий .
Следующий этап игры "Преступление и наказание".(юр.практикум)
- С чего всё начиналось?
-А начиналось с шампанского бокала Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось. Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга "уважают", И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожает.
Предлагаем юридические ситуации для каждой команды.
1. Ситуация.
По улице шла группа подвыпивших молодых людей. Они куражились, приставали к прохожим, неслась нецензурная брань. Догнали девушку с перегруженной продуктами сумкой. Нет, не для того, чтобы помочь донести тяжёлую ношу. Один из весельчаков неожиданно толкнул её в спину. Сумка отлетела в сторону. Выпавшие из неё продукты покатились по тротуару. Парни хохотали.
- Перечислите виды юридической ответственности.
- К какому виду юридической ответственности будут привлечены подростки?
- Определите меру наказания подросткам.
2. Ситуация.
16 – летний подросток Алёша Балуев взломал ящик письменного стола, вытащил пистолет отца и понёс оружие во двор, чтобы показать своим приятелям, в числе которых был Тимур Симкин. Думая, что в пистолете нет патрона, Алёша прицелился и нажал пусковой крючок. Прогремел выстрел. Тимур получил смертельную рану.
- С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних?
- Перечислите ряд преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.
- Кто будет наказан?
3. Ситуация.
У 16 – летнего Алёши К. сегодня особенный день. Он получил удостоверение на право вождения мотоциклом. Во дворе он с гордостью показал соседским мальчишкам права. “Такое событие надо отметить!” - предложил Серёжа. “Да, и проверить твоё умение на практике” – добавил Игорь. Алексей взял ключи от отцовского мотоцикла. Не долго думая, друзья поехали в ближайший магазинчик и купили всё необходимое для" хорошего настроения "... Как выяснилось позже из сводки ГИБДД, Алексей К. в состоянии алкогольного опьянения сбил пешехода, который скончался на месте.
- Какой вид юридической ответственности наступит для подростка?
2-ой ведущий: Оценивает и комментирует этот конкурс инспектор ПДН.
1-ый Ведущий.На нашем фестивале присутствуют гости-учащиеся 8-х классов. Вашему вниманию агитбригады, подготовленные ребятами и их классными руководителями.(8-А-Правила дорожного движения, 8-Б- Правила противопожарной безопасности)
Завершающий этап фестиваля-Конкурс капитанов-юридический эрудит.
1.Це слово є синонімом термінів “посередник”, “проведор”, “комісар”. Воно означає особу, яку наділив парламент обов’язком здійснювати контроль за дотриманням прав та інтересів людини і громадянина. (Омбудсмен).
3. Те, що лежить у чорному ящику – народилося на американському континенті, визначає основи державного устрою, є інструментом демократії, має вищу юридичну силу. Що лежить у чорному ящику? (Конституція).
4. Вольтер сказав, що “Свобода полягає в тому, щоб залежати лише від...” Що сказав Вольтер? (Закону).
5. Завершіть фразу Віктора Гюго “Право – це все те, що є істинне та ...” (Справедливе).
7. У наш час це слово є крилатим словом і юридичним терміном: так називають, наприклад, право постійного члена Ради Безпеки ООН заборонити прийняття рішення, з яким він не згоден. Цим правом користується і Президент України. Яке це слово? (Вето).
8. У Шрі-Ланці він називається асамблеєю, в Ісландії – альтингом, Норвегії – стортингом, в Ірані – меджлісом. А як він називається в Україні? (Парламентом).
9. У кожного народу є прислів’я, котрі говорять про те, що добре, а що, погано в житті. Пам’ятайте: “На злодію і шапка горить”, а “У брехуна сльози ...” (Дешеві).
10. Ще одне прислів’я говорить: “І той злодій, хто...” Хто ж це вважається злодієм згідно з цим прислів’ям? (Знав та змовчав).
11. Ще один латинський афоризм означає “Знання закону не в тому, щоб знати його слова, а в тому...” В чому ж полягає знання закону, на думку давніх латинян? (Щоб розуміти їх зміст).
12. Який документ захищає права людей з 1948 року? (Загальна Декларація прав людини)
13. Які документи закріплюють Загальну Декларацію прав людини в Україні? (Конституція, «Закон про охорону дитинства»)
14. Куди може звернутися людина в разі порушення її прав, коли вичерпані всі національні засоби? (Європейський Суд з прав людини в Страсбурзі, Франція)
16). Спільно для команд, письмово
Які права Попелюшки і ким були порушені в однойменній казці?
(право на шанування її гідності, свободу і особисту недоторканість, невтручання в особисте життя, свободу думки і слова, володіння і користування своєю власністю, відпочинок, вільний вибір праці, винагороду, рівні можливості – мачуха, право на батьківське піклування та утримання – батько, право на свободу пересування та вільний добровільний вступ у шлюб - принц)
Учитель. А пока наше уважаемое жюры подводит итоги фестиваля, я предлагаю зрителям и участникам вернуться в мир сказок и приключений. Нои там невозможно без знания права. Начнём!
«Полет на воздушном шаре».Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Он начинается снижаться и вам надо сбросить балласт, находящийся в мешках, на которых написаны права. Можно оставить только 3 мешка, т.е. самые главные, основные права. Какие вы оставите?
Права:
Все равны перед судом и законом.
Право на жизнь.
Право на свободу.
Право на охрану здоровья.
Свобода слова.
Право вступать в общественные объединения.
Свобода совести.
Право на свободу труда.
Право на жилище.
Право на частную собственность.
Право вступать в брак.
Право на образование.
Право на собрания и митинги.
Право избирать и быть избранными в государственные органы.
Угадай сказку (вопросы для болельщиков)
1. В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимо больших затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации? (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
2. В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно? («Красная Шапочка».)
3. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? («Волк и семеро козлят».)
4. В какой сказке речь идет о некоем спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили подойти ему к самому финишу. Но финал трагичен — проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает. («Колобок».)
5. В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего? (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».)
6. Разыскивается сказочный герой. Ушел из дома средь бела дня? Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо, роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек. («Колобок».)
7. В какой сказке один долго-долго-долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с нею в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)
8. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками. («Гуси-лебеди».)
9. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда — очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)
10. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет всё из-за безмерной тяги к стяжательству? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
1-ый ведущий: Подведение итогов нашей игры, слово жюри, награждение участников команд и зрителей.
ФИНАЛ.
1 чтец: Все лучшее, что в человеке есть:Его права и жизнь его, и честь и честь.
И жизнью пользуясь по праву, я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
А если причинят мне вред, урон,
Поможет Конституция, Закон.
Перед законом, совестью равны
Живут народы всей моей страны.
2 чтец: Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту – поможет мне держава
Работу выбрать – я имею право.
Ну а пока я ученик:
Учу уроки, подаю дневник…
Досугу – час,
А школе – все вниманье.
Использую я право
На образование.
Имеем право мы иметь права,
Но ведь моралью люди связаны.
Поэтому, чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.
2-ой ведущий: Спасибо за игру. Мы прощаемся с вами. До свидания! До нових зустрічей! До нових перемог закону, та правопорядку!!!!