Примером ролевой игры может служить имитация судебного процесса, в ходе которого рассматривается уголовное дело.
Цели:
Познакомиться с процедурой проведения судебного разбирательства;
Уметь выделять этапы судебного заседания, фиксировать что происходит в суде на этих этапах;
Показать роль предварительного следствия;
Учащиеся выясняют, как восстановить свои права и возместить вред (моральный и материальный), как не попадать в подобные ситуации.
Фабула (т.е. суть) дела:
Девятиклассник Саша Климов принес в школу газовый баллончик. На перемене он решил его продемонстрировать одноклассникам. В качестве «объекта» он выбрал Колю Шарова, низкорослого, тщедушного мальчика, над которым в классе всегда подшучивали. Подозвав его, он неожиданного для Коли направил на него струю, от которой тот не успел увернуться. Коля схватился за глаза и закричал от боли.
Колю Шарова доставили в больницу. Через несколько дней врачи сообщили, что он навсегда потерял зрение.
Было возбуждено и расследовано уголовное дело по ч.1 ст. 111 УК РФ. Подсудимыми стали Саша Климов и его одноклассники, участвовавшие в «демонстрации» газового баллончика.
Участники уголовного процесса:
Судья: ведет уголовный процесс (зачитывает фабулу дела, определяет порядок допроса подсудимых, задает им вопросы сам, дает возможность по очереди задавать вопросы подсудимым другим участникам процесса, предоставляет слово для выступлений прокурорам и адвокатам, зачитывает приговор).
Основной подсудимый: Саша Климов. Его роль может взять на себя любой ученик класса. Подсудимый рассказывает о происшедшем так, как он это видит, не забывая при этом свои интересы. Он может признать или не признать свою вину, может обосновывать свои действия, защищая себя, может глубоко раскаиваться и т.д.
Соучастники (3 человека): их роль аналогична роли основного подсудимого.
Потерпевший: Коля Шаров со своей стороны поясняет суть дела, а также рассказывает, как он чувствует себя.
Прокуроры (главный прокурор и его помощники): они могут распределить свои функции, допустим, так: один обвиняет основного подсудимого, а другой – соучастников, действия которых однотипны. Их речи строятся по следующей схеме:
Общественная опасность деяния;
Вина подсудимых;
Квалификация деяния (указать статьи УК РФ);
Отягчающие обстоятельства;
Отрицательные черты личности подсудимого (если имеются);
Мера наказания.
Адвокаты (защитники): их количество должно совпадать с количеством подсудимых. В процессе они могут задавать вопросы всем подсудимым, преследуя цель «обелить» своего подзащитного. Их речи строятся по такой схеме:
Виновен ли их подзащитный;
Причины совершения им преступления;
Квалификация его деяния (если он виновен);
Смягчающие обстоятельства;
Положительные черты личности подзащитного
Вносит предложение о мере наказания или об оправдании своего подзащитного.
Присяжными будут остальные ученики класса. Они в уголовном процессе также могут задавать вопросы по существу дела.
Секретарь: объявляет о появлении суда.
Порядок ведения уголовного процесса.
1-а стадия. Подготовительная (3 мин.)
Секретарь объявляет о появлении суда: «Встать! Суд идет!»
Судья просит всех присутствующих сесть.
Судья зачитывает фабулу дела.
Судья объявляет порядок выступления лиц, участвующих в заседании.
2-я стадия. Судебное следствие (всего 16 мин.)
Допрос основного подсудимого. Он в виде монолога поясняет суть дела (3 мин.).Затем он отвечает на вопросы, которые могут с разрешения судьи задавать все (2 мин.).
Допрос остальных подсудимых (схема допроса та же). Всего не более 9 мин.
Допрос потерпевшего (2 мин.)
Затем суд переходит к судебным прениям.
3-я стадия. Судебные прения (всего 21 мин.).
Выступления обвинительной стороны: главного прокурора (3 мин.); помощника прокурора (3 мин.).
Выступления защитников (3 мин.х 4 чел. = 12 мин.). Свои речи они произносят поочередно.
Последнее слово подсудимых (3 мин.)
4-я стадия. Вынесение приговора (всего 5 мин.).
Все уходят из класса. Остаются только присяжные. Они должны проголосовать за то, виновны ли подсудимые или нет (голосование по каждому подсудимому). Свой ответ они объявляют судье, которого приглашают в класс.
Судья единолично выносит меру наказания, руководствуясь УК РФ и принимая во внимание все обстоятельства дела.
Секретарь приглашает всех участников процесса в класс.
Стоя все выслушивают зачитываемый судьей приговор.
Игра окончена. Подведение результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра в форме имитации судебного процесса»
Тема «Органы судебной власти РФ».(9 кл.)
РОЛЕВАЯ ИГРА В ФОРМЕ ИМИТАЦИИ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА
Примером ролевой игры может служить имитация судебного процесса, в ходе которого рассматривается уголовное дело.
Цели:
Познакомиться с процедурой проведения судебного разбирательства;
Уметь выделять этапы судебного заседания, фиксировать что происходит в суде на этих этапах;
Показать роль предварительного следствия;
Учащиеся выясняют, как восстановить свои права и возместить вред (моральный и материальный), как не попадать в подобные ситуации.
Фабула (т.е. суть) дела:
Девятиклассник Саша Климов принес в школу газовый баллончик. На перемене он решил его продемонстрировать одноклассникам. В качестве «объекта» он выбрал Колю Шарова, низкорослого, тщедушного мальчика, над которым в классе всегда подшучивали. Подозвав его, он неожиданного для Коли направил на него струю, от которой тот не успел увернуться. Коля схватился за глаза и закричал от боли.
Колю Шарова доставили в больницу. Через несколько дней врачи сообщили, что он навсегда потерял зрение.
Было возбуждено и расследовано уголовное дело по ч.1 ст. 111 УК РФ. Подсудимыми стали Саша Климов и его одноклассники, участвовавшие в «демонстрации» газового баллончика.
Участники уголовного процесса:
Судья: ведет уголовный процесс (зачитывает фабулу дела, определяет порядок допроса подсудимых, задает им вопросы сам, дает возможность по очереди задавать вопросы подсудимым другим участникам процесса, предоставляет слово для выступлений прокурорам и адвокатам, зачитывает приговор).
Основной подсудимый: Саша Климов. Его роль может взять на себя любой ученик класса. Подсудимый рассказывает о происшедшем так, как он это видит, не забывая при этом свои интересы. Он может признать или не признать свою вину, может обосновывать свои действия, защищая себя, может глубоко раскаиваться и т.д.
Соучастники (3 человека): их роль аналогична роли основного подсудимого.
Потерпевший: Коля Шаров со своей стороны поясняет суть дела, а также рассказывает, как он чувствует себя.
Прокуроры (главный прокурор и его помощники): они могут распределить свои функции, допустим, так: один обвиняет основного подсудимого, а другой – соучастников, действия которых однотипны. Их речи строятся по следующей схеме:
Общественная опасность деяния;
Вина подсудимых;
Квалификация деяния (указать статьи УК РФ);
Отягчающие обстоятельства;
Отрицательные черты личности подсудимого (если имеются);
Мера наказания.
Адвокаты (защитники): их количество должно совпадать с количеством подсудимых. В процессе они могут задавать вопросы всем подсудимым, преследуя цель «обелить» своего подзащитного. Их речи строятся по такой схеме:
Виновен ли их подзащитный;
Причины совершения им преступления;
Квалификация его деяния (если он виновен);
Смягчающие обстоятельства;
Положительные черты личности подзащитного
Вносит предложение о мере наказания или об оправдании своего подзащитного.
Присяжными будут остальные ученики класса. Они в уголовном процессе также могут задавать вопросы по существу дела.
Секретарь: объявляет о появлении суда.
Порядок ведения уголовного процесса.
1-а стадия. Подготовительная (3 мин.)
Секретарь объявляет о появлении суда: «Встать! Суд идет!»
Судья просит всех присутствующих сесть.
Судья зачитывает фабулу дела.
Судья объявляет порядок выступления лиц, участвующих в заседании.
2-я стадия. Судебное следствие (всего 16 мин.)
Допрос основного подсудимого. Он в виде монолога поясняет суть дела (3 мин.).Затем он отвечает на вопросы, которые могут с разрешения судьи задавать все (2 мин.).
Допрос остальных подсудимых (схема допроса та же). Всего не более 9 мин.
Допрос потерпевшего (2 мин.)
Затем суд переходит к судебным прениям.
3-я стадия. Судебные прения (всего 21 мин.).
Выступления обвинительной стороны: главного прокурора (3 мин.); помощника прокурора (3 мин.).
Выступления защитников (3 мин.х 4 чел. = 12 мин.). Свои речи они произносят поочередно.
Последнее слово подсудимых (3 мин.)
4-я стадия. Вынесение приговора (всего 5 мин.).
Все уходят из класса. Остаются только присяжные. Они должны проголосовать за то, виновны ли подсудимые или нет (голосование по каждому подсудимому). Свой ответ они объявляют судье, которого приглашают в класс.
Судья единолично выносит меру наказания, руководствуясь УК РФ и принимая во внимание все обстоятельства дела.
Секретарь приглашает всех участников процесса в класс.
Стоя все выслушивают зачитываемый судьей приговор.