Проект «Гражданин» в Удмуртии новая реальность толерантного воспитания
Проект «Гражданин» в Удмуртии новая реальность толерантного воспитания
Проект предполагает консолидацию вокруг него администрации образовательного учреждения, структур дополнительного образования, социальных институтов и общественности данной территории. Социальный проект школьников является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского общества, когда небольшое сообщество сознательных молодых людей может реализовать свой творческий потенциал по улучшению дел на своей «малой» и большой Родине.
Он минимально затрачен по ресурсам, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности школьникам с разным уровнем подготовки, является одним из средств деятельности педагогов образовательного учреждения, общественной организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Гражданин» в Удмуртии новая реальность толерантного воспитания »
Проект «Гражданин» в Удмуртии: новая реальность толерантного воспитания
В период реформирования российской системы образования государство и общество ждут от школы воспитания граждан, способных укреплять российскую государственность в условиях многонационального и все более расслаивающегося общества; подготовки подрастающего поколения к жизни новых социальных реальностях, рыночной экономике быстро меняющегося мира; обеспечения социализации школьников через формирование норм общественного поведения.
В значительной мере эти задачи, посредством определенной суммы знаний и внедрения новых педагогических технологий, реализуются ныне в России через различные модели гражданского образования.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук». Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.
Социальное проектирование не имеет жесткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящим социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом.
Позитивной чертой проектирования является его универсальность: данная деятельность учащихся может реализоваться как в рамках учебно-воспитательного процесса (на занятиях гражданско-правовых циклов, факультативных занятиях, классных часах), так и вне стен школы – в общественных, детских и молодежных объединениях, учреждениях дополнительного образования.
Проект предполагает консолидацию вокруг него администрации образовательного учреждения, структур дополнительного образования, социальных институтов и общественности данной территории. Социальный проект школьников является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского общества, когда небольшое сообщество сознательных молодых людей может реализовать свой творческий потенциал по улучшению дел на своей «малой» и большой Родине.
Он минимально затрачен по ресурсам, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности школьникам с разным уровнем подготовки, является одним из средств деятельности педагогов образовательного учреждения, общественной организации.
Хочется отметить, что в настоящее время Министерство образования РФ делает особый акцент на активное вовлечение школьников в социальное проектирование, во многом исходя из позитивного опыта внедрения в образовательных учреждениях РФ методики проекта «Гражданин» и развертывания на его базе Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Данная технология была разработана в Центре гражданского образования г.Калабасас штата Калифорния США в 1994 году, а через два года стала общенациональной и широко используется во многих общеобразовательных учреждениях страны. Через некоторое время проект «Гражданин» стал неотъемлемой частью гражданского образования более чем в 30 странах мира.
Значимость проекта «Гражданин» для формирования социальных компаний школьников отражается целым рядом важнейших характеристик:
- он дает возможность учащихся получить первый опыт создания общественной политики и влияния, сформировать локальную юношескую микромодель гражданского общества;
- он ориентирован на экспериментальное деятельное изучение различных аспектов функционирования социума и является средством вовлечения учащихся в общественную практику;
- он соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, закона, принципами деятельности различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами;
- он представляет возможность учащимся на практике проверить свою принадлежность к местной общине, найти свое место в жизни, апробировать первый опыт гражданского участия.
Для российских школьников проект «Гражданин» весьма актуален тем, что в процессе конкретной работы знакомит их с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности и дает им практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны. Он предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально-экономических проблем региона, изучение механизма принятия решений властными структурами и формирование проектов предложений по изменению ситуации в сферах жизнедеятельности граждан.
Данный проект предполагает проведение исследования по определенной логике, которую можно структурно представить следующей схемой.
Структура работы над проектом
Подготовка учащихся к работе
над проектом
Выбор проблемы
Изучение законодательной и нормативно правовой
базы проблемы
Социологические опросы разных групп населения
Сбор информации
(исследование проблемы)
Анализ материалов СМИ
Встречи, интервью с компетентными специалистами
Разработка собственного варианта проблемы
Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка
Составление портфолио
Рефлексия
Презентация
Собственное участие
Реализация плана действия
Методика работы над проектом представляет собой восемь стадий\
1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом
На этом этапе педагогу предстоит рассказать о специфике проектной деятельности, о возможностях решения важных проблем в своей местности. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.) Основная цель данной стадии – проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспектива развития села, района, города, области.
В ходе беседы, педагогом актуализируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.
Как показывает практика, в проекте достигаются лучшие результаты, когда над ним работает весь класс, кружок, молодежное формирование. Возраст участников может колебаться от 11 до 16 лет (при этом стоит учитывать, что школьникам младшего возраста будет сложно работать над проектом). Чтобы сохранить динамизм работы над проектом его сроки не должны превышать двух-трех месяцев.
В этой непростой для школьников деятельности им могут оказать помощь и взрослые (родители, классные руководители, работники СМИ и др.), которые могут поделиться жизненным опытом, подсказать учащимся источники информации по проблеме, представить телефоны должностных лиц, завязать контакты с компетентными людьми местного сообщества, экспертами. Однако, взрослые добровольцы не должны писать за них письма, звонить от их имени, готовить за них материалы и иллюстрации по существу проекта. Школьный педагог, специалист учреждения дополнительного образования выступает в роли консультанта или арбитра при выборе учащимися альтернативных решений.
Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, о различных вариантах действия «общественной политики», которая стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага. При этом развиваются навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, средств массовой информации, нормативных актов и др.), ведения диалога.
Важно, чтобы ребята, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы.
2 стадия. Выбор проблемы
Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения. Условно эту стадию графически можно соотнести с ромашкой, лепестками которой будут актуальные проблемы села, района, города, региона и школьники. Перебирая каждый из них (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство, досуг молодежи и т.д.), подростки обсуждают их, осознавая многовекторность окружающего мира. Вполне уместным средством поиска тематики проекта может быть и домашнее задание для школьников:
а) обсудить с родителями, друзьями, жителями своей местности различные предложения по улучшению жизни местного сообщества;
б) собрать информацию по той проблеме, которую большинство граждан считают наиболее важной и требуемой оперативного решения;
в) проанализировать определившуюся проблему по ряду критериев:
- важность данной проблемы для региона (области, города, села…) с точки зрения всего сообщества;
-актуальность ее решения для определенных социальных групп;
- возможность ее реализации (полностью или частями) силами коман ды.
С целью выявления актуальной проблемы несложно организовать игру «ящик предложений». Это может быть коробка, возле которой лежат листки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый из участников в любой удобный момент мог написать и положить в ящик свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.
При выборе проблемы можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.
Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов средств массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, до сих пор не решаемой в рамках данной территории. После обсуждения спектра проблем, характерных для конкретной местности, можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно проблемы по предлагаемой форме:
Форма выявления и анализ проблемы
Фамилия членов группы_________________________________________________________
Проблема _____________________________________________________________________
Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности?____________________________________________________________________
Какие органы власти ответственны за ее решение?___________________________________
Осуществляется ли этим органов какая-то деятельность по решению названной проблемы? Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
- какова ее эффективность?________________________________________________
- каковы ее недостатки?___________________________________________________
Каким образом ее можно совершенствовать?_______________________________________
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?
Где можно получить информацию по данной проблеме?__________________________________
Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в вашем коллективе? Что это за проблемы?_____________________________________
После проведения этой работы каждая группа представляет свои ответы и аргументы всему коллективу, взявшемуся за разработку проекта.
При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:
- посильность задачи для команды учащихся;
- ее соответствие возрасту и возможностям учеников;
- сумма затрат на реализацию проекта;
- ожидаемые результаты.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено учащимися вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные ими в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной работе, общий уровень психического развития – те качественные характеристики, которые являются показателями степени готовности школьников к социальному проектированию, с одной стороны, с другой – базой, основой проектирования.
В ходе активного выбора проблемы ребята дискутируют, оценивают предложения своих сверстников.
Почему данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из средств массовой информации? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Как можно решить проблемы, видоизменив, уже существующие на данной территории программы?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, школьникам предстоит применять аналитические навыки и конкретные знания, полученные на уроках обществознания. Успешность работы на этой дистанции во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно и, в то же время, твердо направлять деятельность учащихся в оптимальном для решения данной задачи направлении.
Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории. Большинством голосов учащимися выбирается наиболее актуальная проблема для дальнейшей работы над проектом.
3 стадия. Сбор и анализ информации
После того, как ребята выбрали проблему для изучения, встает задача собрать по ней исчерпывающую информацию. В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрые и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме. В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы по 4-5 человек. Каждая из них собирает информацию из одного источника. Одна группа изучает правовую базу избранной проблемы. Другая – проводит социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Следующая – занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения на эти передачи или публикации. Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно при помощи администрации школы, родителей) для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
Некоторые рекомендации по сбору документальной информации
Работа с источником информации в результате переписки или по телефону требует особой подготовки и корректности. В силу того, что сотрудники властных структур и различных организаций очень занятые люди, задание обратиться с письмом или позвонить конкретному лицу по телефону должен получить только один ученик. Важно, чтобы он сумел грамотно и четко представиться, внимательно выслушать собеседника и затем подробно записать представленные сведения по проблеме.
Для выполнения этого задания можно использовать следующую документальную форму:
Если существующий закон позволяет решить проблему, то в полной ли мере реализуется? Если не в полной мере, то почему?___________________________________
Какие разногласия по этой проблеме или способам ее решения существуют в вашем городе, поселке, селе?_____________________________________________________
Какие слои населения, группы или организации выражают интерес к данной проблеме?_______________________________________________________________
Как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?________________________________________________________________
Обращаясь с письмом в организацию или к конкретным лицам с просьбой дать необходимую информацию, следует внятно истолковать интересующую учащихся проблему, написать на конверте точный обратный адрес, фамилии членов исследовательской группы.
Если же предполагается личная встреча с ответственным лицом или обращение к нему по телефону, то учащиеся могут использовать следующую форму:
Представление себя
- Меня зовут (ваша фамилия, имя)______________________________________________
-Я ученик (7…класса, школы №…)_____________________________________________
Мы исследуем проблемы, которые существуют в нашем городе, районе, селе…________
- Как они решаются органами управления?_______________________________________
- Как граждане могут повлиять на их решение?____________________________________
- Проблема, которую изучает наш класс__________________________________________
(коротко опишите проблему)
Я ответственный за сбор информации по проблеме, которую мы затем будем обсуждать в классе.
Могу ли я Вам задать несколько вопросов сейчас или лучше перезвонить в следующий раз?
С кем бы я еще мог поговорить по этой проблеме?
Имеется ли у Вас какая-либо письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы выслать нам?
Если ученик звонит по телефону, и получил подтверждающий ответ, то он должен передать этому лицу адрес своей школы, номер ее телефона. Итогом работы должна стать всеобъемлющая, доступная информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии над проектом. В этом плане целесообразно создать редакционную группу, которая будет производить первичную обработку информации исследовательских групп, его анализ, выявлять тенденции в развитии динамики изучаемого вопроса на конкретной территории.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы
Главной задачей этого этапа деятельности является систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта. При участии педагога школьники компонуют материалы по разделам:
- актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;
- информация о различных подходах к решению данной проблемы, экономическая и юридическая база решения проблемы, анализ разнообразной информации;
- программа действий, разработанная данной командой;
- разработка варианта реализации своей программы (возможно с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной властной структурой).
Это трудоемкий этап работы, потому что учащиеся должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и определить, каким образом можно сдвинуть с 2мертвой точки» нерешенную пока проблему.
В качестве аргументов срочности ее разрешения могут быть использованы петиции граждан, которые собираются учащимися и передаются в соответствующие инстанции.
Мы, нижеподписавшиеся, хотели бы привлечь Ваше внимание к данной проблеме с рекомендацией:_______________________________________________________________
Согласны следующие граждане города, района, села:
№ п/п
Ф.И.О.
Адрес
Социальное положение
1
2
3
На данной стадии школьники дают представителям органов управления данной территории свою версию, свой проект преодоления трудного вопроса. Здесь могут быть и варианты технико-экономического обоснования того или иного решения проблемы, просчитанных на перспективу действий, как управленческих структур, так и самих школьников.
При разработке собственного варианта реализации проблемы приемлема следующая методика обсуждения:
Подходы
Стратегический
Тактический
Выбор наиболее приемлемой стратегии, метода реализации проекта.
2.Обсуждение приемов, шагов, выбор наиболее приемлемых.
3.Структурирование, составление плана действий на основе плана действий на основе планируемого круга мероприятий.
5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся
Данная стадия предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения животрепещущей проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем сбора средств, организации фестивалей, проведения различного рода акций и др. Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества.
Работа над проектом привлекательна еще и тем, что в нем могут участвовать школьники как основного, так и старшего звена, она на практическом материале дает возможность освоить технологию проектной деятельности, столь необходимую сегодня для приобретения молодежной функциональной грамотности. Работа по реализации проектов позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.
6 стадия. Подготовка к защите проекта
Для того, чтобы компетентно и качественно подготовить проект к защите следует основательно проработать его документальную базу. Весь материал следует отразить в двух блоках: демонстрационном и документальном, каждый из которых может являться воплощением деятельности четырех творческих групп команды.
Демонстрационный раздел. Он состоит из четырех раздвижных стендов из ватмана, наклеенного на картон или планшетов размером 80х100см. Стенды нужно сделать так, чтобы их можно было поставить на стол или повесить на стену. Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.
В это же время тщательно готовится папка документов (портфолио), в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.
По какому принципу распределяется материал? Практически четыре раздела – это отражение 2-5 этапов работы над проектом:
1 раздел – содержит материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта.
В папку с документами включаются материалы с наиболее важной и значимой информацией, которую собрали и использовали учащиеся в ходе определения и обоснования проблемы.
Здесь могут быть представлены:
подборки газетных и журнальных статей,
письменные обзоры интервью, проведенных школьниками среди населения,
материалы, полученные в процессе общения с представителями общественности и группами по интересам,
извлечения из официальных публикаций государственных органов.
Для представления документов и отчетов, которые содержат большое количество страниц, следует сделать копию титульной страницы, оглавления и дать резюме по этому документу на одной странице. Это резюме можно взять из самого документа или подготовить самостоятельно.
2 раздел – демонстрирует наиболее выразительные данные из разных источников информации, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы.
Здесь в этом документальном массиве содержатся такие материалы как:
выдержки из юридических документов (от Конституции страны до распоряжений глав местных администраций),
данные социологических опросов граждан территории,
резюме материалов различных средств массовой информации
(центральных и местных) по исследуемой проблеме,
результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов.
3 раздел – поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками.
Он состоит из материалов, которые дают наглядное представление о путях решения назревшей проблемы, которые имеют определенную поддержку большинства класса различных групп граждан, тех или иных ветвей власти или общественных формирований.
Здесь в блоке документации могут быть следующие материалы:
пакет предложений представителям власти по решению актуальной проблемы,
проекты законодательных решений,
вариант строительства или реконструкции важных для социума объектов,
сметы и экономические расчеты реализации данного проекта в целом или частично,
планы привлечения различных социальных слоев, групп поддержки к конструктивной совместной общественно-значимой деятельности и др.
4 раздел – представляет реализацию плана действий учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры.
В папке с документами данный этап продвижения проекта состоит из:
документальных свидетельств о поддержке инициативы школьников различными уровнями власти, депутатами законодательных органов и др.,
составных элементов PR-кампаний по продвижению проекта в обществе, расширению числа его сторонников,
деловой переписки с различными лицами из сферы законодательной и исполнительной власти, бизнеса, общественных организаций,
информации (текстовой и в фотографиях) о реальном вкладе участников школьной команды в реализацию своего проекта,
мнений известных и авторитетных людей о важности данной инициативы школьников для их территории, определенных групп граждан и др.
Каждая группа, готовящая соответствующий раздел, демонстрирует всему коллективу свои аргументы по подбору материалов, логику предложений и выводов. Учитель по ходу обсуждения предлагает остальной аудитории активно включиться в общую творческую работу и делать предложения по улучшению разделов.
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 4-5 человек, которые, используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, представят свой взгляд на выбранную проблему. На этой стадии проводится отбор материала для прослушивания, организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатываются сценарии выступления учащихся, их умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
7 стадия. Презентация проекта
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Презентации имеет четыре главных цели:
представить аудитории информацию о важности проблемы, выявленной учащимися в школе, городе, селе,
объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы так, чтобы собравшиеся могли понять преимущества и недостатки каждого из них,
объяснить эффективность выбора командой пути решения проблемы и продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы,
показать, как группа школьников может организовать поддержку предложенной программы действий со стороны своих сверстников, сообщества органов управления разных уровней.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. Сюда могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители правоохранительных, законодательных органов, общественных организаций.
На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов, так и устное выступление команды. Для более объективной оценки результата работы над проектом важно выделить наиболее существенные критерии:
Аргументированность:
Пакет документов действительно убеждает, что выбранная ребятами проблема актуальна?
Напрямую ли предлагаемая программа связана с решением насущной проблемы?
Объясняется ли в представленном портфолио, почему общественность может поддержать этот проект?
Практичность.
Насколько предлагаемая программа реалистична?
Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы?
Координация:
Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию?
Как документы, папки с документами подтверждают логику материалов стендов для показа?
На презентации представители команд в течение 10 минут демонстрируют концентрированную информацию о специфике своего проекта. В ходе презентации стоит обратить внимание на ряд важных условий:
выступление должно быть построено на основе материалов демонстрационного и документального разделов, но не должно читаться «слово в слово» с демонстрационного стенда,
группа должна использовать графические материалы стенда для объяснения отдельных пунктов проекта,
во время устной презентации можно использовать только те материалы, которые включены в портфолио.
Затем некоторое время отводится на вопросы членов жюри и представителей других школьных команд. Они могут попросить участников презентации:
объяснить более подробно или прояснить некоторые пункты проекта,
дать примеры по отдельным сюжетам данной презентации,
защитить некоторые утверждения или позиции,
дать ответы на вопросы о том, чему научились школьники, работая над проектом, какие сложности у них возникали.
При подготовке к выступлению на конкурсе проектов можно попросить родителей или педагогов, имеющих опыт в проведении презентаций, подготовить группу. Школьникам следует попрактиковаться в проведении устной презентации до выступления перед аудиторией. Ее можно вначале провести перед учащимися своего или другого класса.
В процессе презентации портфолио и ответов на вопросы не должны доминировать один или два учащихся. Презентация должна продемонстрировать, чему все научились в совместной работе при подготовке проекта. Школьникам не следует полностью читать материалы, помещенные на демонстрационном стенде или по заготовленному сценарию.
Следует выбирать самую важную информацию и доводы и представлять их своими словами. Ответы на вопросы не должны требовать обращения к заранее подготовленным записям или папке с документами. Для детальной оценки представленных на защиту проектов можно предложить для членов жюри критерии, приведенные ниже в таблице. Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов.
8 стадия. Рефлексия
Главная цель этого этапа – анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. При участии педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления и возможность вовлечения в реализацию проекта новых сил.
В то же время исключительно важно сформировать у ребят позитивно восприятие приобретенного опыта проектной деятельности. Поэтому в ходе рефлексии необходимо обратить внимание не только на трудности и недостатки, но и на новые знания, навыки, ценности, приобретенные в ходе работы над проектом. На этой стадии педагог может провести анкетирование среди группы разработчиков социального проекта по поводу организации этого вида деятельности.
Возможен такой перечень вопросов учащимся:
Чему лично Вы научились в процессе разработки проекта?
Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта и составления портфолио?
Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?
Каковы преимущества работы командой?
Что вами сделано хорошо?
В чем вы видите недоработки команды?
Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?
Обработанные материалы анкетирования наверняка дадут педагогу повод для совершенствования своей работы с учащимися по развитию у них социальных компетенций в ходе проектной деятельности. Практика показала, что реализация проекта выводит учащихся на решение насущных проблем различными этажами власти, они реально знакомятся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средствами массовой информации, что несомненно сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости.Успешность и эффективность социального проектирования школьников зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:
добровольность участия в проекте;
оптимальное распределение времени в работе над стадиями проекта;
эффективность распределения обязанностей между участниками проекта;
корректная позиция педагога;
поддержка проекта администрацией школы, руководством молодежной ассоциации;
заинтересованность в результатах молодежных социальных проектов органов власти.
Как для педагогов, так и для учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Любое принуждение является, в данном случае, нарушением прав участников образовательного процесса, а потому несовместимо с идеологией проекта 2Гражданин». Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и школьников.
Эффективная работа над проектом требует четкого распределения обязанностей между членами команды. Такое распределение может быть осуществлено уже на втором этапе, сразу после выбора проблемы и формулирования темы проекта. При распределении обязанностей должны учитываться личные качества, навыки и, разумеется, интересы и склонности членов команды. Успешность работы над проектом во многом определяется характером отношений между его юными и взрослыми участниками. Схема работы, предполагающая, что педагог является руководителем проекта, а школьник – его исполнителем, не ведет к успеху. Воспитатель должен осуществлять общую координацию деятельности школьников, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами в проекте являются его дети.
Социальное проектирование требует кропотливой и трудоемкой работы, а порой и определенных материальных затрат. Вот почему для успешной реализации проекта исключительно важна поддержка администрации, и, прежде всего руководителей образовательных учреждений.
Приложение: Лист оценки проектов «Гражданин»
Актуальность избранной проблемы
Команда №1
Команда №2
Команда №3
Команда №4
1.Аргументированность проблемы
2.Значимость данного вопроса для участников проекта
3.Созвучность проблемы интересам общества
Сбор и анализ информации
1.Изучение нормативной базы
2.Анализ СМИ
3.Использование материалов социологических исследований
4.Широта экспертных оценок
Программа действий команды.
1.Юридическая правомерность действий и предложений
2.Экономическое обоснование, реалистичность
3.Завершенность, полнота
Практические шаги по реализации программы
1.Социальная переписка
2.Личное участие школьников
3.Взаимодействие с властными структурами разного уровня