МБОУ «Сорская СОШ №3 с углубленным изучением
отдельных предметов»
Учитель: Тураева Е.А.
Мастер - класс
Тема: «Проблемы межнационального взаимодействия в современном мире».
Цель: вовлечение участников занятия в активное, совместное, основанное на критическом анализе обучение, приобретение навыков коллективной работы, поиск путей решения наиболее острых общественных проблем.
Задачи:
- стимулировать критическое мышление;
- воспитывать активных, информированных и заинтересованных граждан;
- глубоко и основательно проанализировать понятия «национализм» и «патриотизм».
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятия участники:
-познакомятся с разнообразием взглядов на проблему патриотизма и межнациональных отношений;
- смогут выработать собственное мнение по отношению к обсуждаемой проблеме;
- углубят и расширят знания в области предложенной темы.
Ход занятия.
Постановка проблемы.
Национализм и патриотизм нельзя оценить однозначно. Это очень сложный комплекс мыслей, чувств и следующих из них действий, которые могут играть как позитивную, так и негативную роль в политическом и социальном развитии и мира в целом, и отдельных государств.
Поставьте математический или другой знак между понятиями:
национализм патриотизм
Поясните ваше понимание соотношения этих терминов. Что между ними общего и каковы основные различия?
Разделение на группы.
Преподаватель предлагает участникам занятия разделиться на группы в соответствии с поставленным знаком. Одновременно формируется экспертная группа в количестве 3 – 4 человек в зависимости от числа участников занятия.
Работа в группах.
В течение 5 – 10 минут участники внутри группы разрабатывают максимальное количество аргументов в защиту своей позиции.
В помощь группам предлагается раздаточный материал:
выдержки из документов, цитаты, определения понятий.
Экспертная группа вырабатывает критерии оценивания выступления групп и доводит их до сведения участников занятия.
Выступление групп.
Каждая группа в отведённое регламентом время должна убедительно изложить свою позицию, ответить на возможные вопросы от других групп.
Затем слово предоставляется экспертной группе, которая даёт оценку работе каждой группы, подводит итог, называет группу, оказавшуюся наиболее убедительной и набравшую максимальное количество баллов. Своё мнение может высказать каждая группа, отметив лучшее выступление.
Рефлексия. Обсуждение соответствия цели и задач занятия теме, методов, которые были использованы в ходе занятия, сложностей и трудностей изучения проблем межнациональных отношений.
Приложение.
Понимание патриотизма.
Г. Гегель «Философия права»
Под патриотизмом часто понимают лишь готовность к чрезвычайным жертвам и поступкам. Но по существу он представляет собой умонастроение, которое в обычном состоянии и обычных жизненных условиях привыкло знать государство как субстанциональную цель. Это сознание, сохраняющееся в обычной жизни и при всех обстоятельствах, и есть то, что становится основой для готовности к чрезвычайному напряжению.
П. Я. Чаадаев «Апология сумасшедшего»
Есть разные способы любить своё отечество….Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть ещё нечто более прекрасное – это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создаёт мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создаёт духовные наслаждения, приближает людей к божеству. Не через родину, а через истину ведёт путь на небо. Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склонённой головой, с закрытыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает её; мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется всё видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями, и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы.
Из обращения генерала Л. Г. Корнилова к народу (август 1917 г.)
Русские люди! Великая Родина наша умирает. Близок час её кончины. Вынужденный выступать открыто – я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов, действует в полном согласии с планами германского генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на рижском побережье, убивает армию и потрясает страну внутри. Тяжёлое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все, у кого бьётся русское сердце, все, кто верит в Бога – в храмы, молите Господа Бога об объявлении величайшего чуда спасения родимой земли. Я, генерал Корнилов, - сын казака – крестьянина, заявляю всем и каждому, что лично мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ путём победы над врагом до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни. Предать же Россию в руки её исконного врага – германского племени – и сделать русский народ рабами немцев – я не в силах. И предпочитаю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли. Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины!
Обращение Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР к советскому народу (18 августа 1991 г.)
Наш многонациональный народ веками жил исполненный гордостью за свою Родину, мы не стыдились своих патриотических чувств и считаем естественным и законным растить нынешнее и грядущее поколения нашей великой державы в этом духе. Бездействовать в этот критический для судеб Отечества час - значит взять на себя тяжёлую ответственность за трагические, поистине непредсказуемые последствия. Каждый, кому дорога наша Родина, кто хочет жить и трудиться в обстановке спокойствия и уверенности, кто не приемлет продолжения кровавых конфликтов, кто видит своё Отечество в будущем независимым и процветающим, должен сделать единственный правильный выбор. Мы зовём всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени. Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса.
Патриотизм (от греч.patris – родина, отечество):
-эмоциональное отношение к родине – чувство любви и преданности, готовность служить ей и защищать её от врагов;
- любовь к родине, преданность Отечеству, забота о её процветании; сложное, многогранное чувство, проявляющееся в любви к земле, где человек родился и прожил много лет и где жили его родители и предки, к окружающей природе, к своему народу, его языку, традициям и культуре, к представляющему народ государству; в гордости за свою страну и её достижения. Патриотизм бывает локальный – любовь к своему краю, и общегосударственный – любовь к Отечеству, представляемому государством;
-чувство гордости за свою страну и нацию, стремление способствовать её дальнейшему развитию и процветанию.
Национализм:
- идеология, психология и реальная политика, основанная на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить её привилегии за счёт других национальных групп;
- чувство принадлежности к народу, объединённому общей исторической, лингвистической, расовой и религиозной связью, с верой в то, что этот народ связан с определённой территорией и либо составляет национальное государство, либо стремится к его созданию;
-любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии; вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание; воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвёл в Божьем саду; созерцание своего народа перед лицом Божием, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и соблазнов; система поступков, вытекающая из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания;
-разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти.
Национальные чувства:
эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к её интересам, другим народам и их ценностям.
Из «Афоризмов житейской мудрости»(1851) немецкого философа
А.Шопенгауэра.
«Самый дешёвый вид гордости – гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких – либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвататься за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки своей собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бедняга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство – гордиться той нацией, к которой именно он принадлежит: это даёт ему опору, и вот он с благодарностью готов «кулаком и пятой» защищать все присущие этой нации недостатки и глупости…
Индивидуальность стоит далеко выше национальности, и по отношению к каждому данному человеку первая заслуживает в тысячу раз более внимания, чем вторая. Вообще за национальным характером , так как в нём отражается толпа, никогда нельзя по совести признать много хорошего. Скорее дело здесь только в том, что человеческая ограниченность, извращённость и порочность в каждой стране принимают иную форму, которую и называют национальным характером. Наскучившись одним из них, мы начинаем хвалить другой, пока и его не постигнет та же участь. Всякая нация смеётся над другой, и все они правы».