kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Примирительные технологии в общеобразовательном учреждении: актуальность и цели

Нажмите, чтобы узнать подробности

аМежкультурная коммуникативная компетентность (МКК) – это интегрированная категория профессиональных качеств личности менеджера, обеспечивающая эффективность реализации профессиональных компетенций при взаимодействии с бизнес-представителями различных культур с учетом их традиций, обычаев, верований (убеждений), стилей ведения бизнеса, обусловливающих толерантность, сотрудничество и творческий продуктивный взаимообмен по законам синархии и комплементарности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Примирительные технологии в общеобразовательном учреждении: актуальность и цели»









МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ В РАЗРЕШЕНИИ

КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ













«У р а л ь с к и й ц е н т р м е д и а ц и и»

Автономная некоммерческая организация 

ОГРН 1106600002211

www.uralmediator.ru, e-mail:, [email protected]

тел. 8(343) 290-21-31





Элементы конфликтологии

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ



















Зависимость способа разрешения конфликта от стратегий, избираемых оппонентами





МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА



Восстановительное правосудие – это новый подход к тому , как обществу необходимо реагировать на преступление. Всякое правонарушение должно повлечь обязательство правонарушителя по заглаживанию вреда, нанесенного жертве.

Восстановительный подход вовлекает в активное участие жертвы и обидчика в работу по решению проблемы (конфликта) с помощью третьей стороны- медиатора.

Основные принципы медиации. 

Медиация как деятельность, основывается на определенных началах, составляющих принципы медиации. Первая задача медиатора в начале переговоров состоит в том, чтобы проверить и обеспечить названные принципы:Добровольность; Информированность; Нейтральность; Конфиденциальность; Ответственность; Заглаживание вреда обидчиком; Самостоятельность – это принципы восстановительной медиации.

В соответствии со 193-ФЗ № 341071-5 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» основные принципы медиации определены ст.3 следующим образом: «Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора».

1. ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ - примирительная процедура (медиация) может состояться только в случае, если стороны пришли на переговоры ДОБРОВОЛЬНО и действительно ГОТОВЫ ДОГОВАРИВАТЬСЯ.

2. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ. По общему правилу примирительные процедуры (медиация) от начала и до конца конфиденциальны. Сам факт проведения примирительной процедуры (медиации) в отсутствие согласия сторон об ином должен быть неизвестен лицам, не участвующим в примирительной процедуре (медиации). В этом отличие процедуры медиации от судебной процедуры.

3. ПРИНЦИП НЕЙТРАЛЬНОСТИ (БЕСПРИСТРАСТНОСТИ И НЕЗАВИСИМОСТИ) ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА). Посредник (медиатор) находится в роли нейтрального помощника, он не дает советов, не принимает никаких решений, одинаково нейтрально относится к сторонам, и не заинтересован в выигрыше одной из сторон. Посредник (медиатор) сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон примирительной процедуры (медиации) и обеспечивает им равное право участия в переговорах.

4. ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА СТОРОН. Ни одна сторона примирительной процедуры (медиации) не имеет ПРОЦЕДУРНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ.











17 шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны








Компромисс в процессе переговоров



ШСП

В ШСП обязательно входят учащиеся медиаторы и взрослый куратор. Медиаторами (ведущими) могут быть: учащиеся; педагогические работники образовательного учреждения;

Участники программ: дети, педагоги, администрация, родители.

Возможно совместное ведение примирительных программ взрослым и ребенком.

Куратор ШСП –взрослый, который организует работу службы и получает информацию о конфликтах и криминальных ситуациях.



Основополагающими для службы являются следующие моменты:

- решение о том, как будет выглядеть «мир», принимают сами конфликтующие стороны;

- ответственность за предотвращение и поведение в конфликтной ситуации в будущем опять же берут на себя сами конфликтующие стороны;

- ребята учатся сами и показывают другим, какие стили и способы поведения в конфликтной ситуации помогают общаться лучше, легче (компетентнее и эффективнее как сказали бы взрослые);

ШСП –это путь, благодаря которому педагоги и родители осваивают способы и модели конструктивного и взаимоприемлемого взаимодействия, поскольку если разобраться, то цель и у тех и у других одна – что бы дети хорошо учились, с интересом относились к школе и учебе в целом, радовались сами и радовали своих учителей и родителей.





Приложение 1.

Примерные этапы создания школьной службы примирения.

1. Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы

примирения, заключение договора с территориальной службой примирения или профильным медиационным центром.

Включение в должностную инструкцию сотрудника – руководителя службы обязанностей по организации работы и дальнейшей деятельности службы

Подписание приказа о создании службы.

Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации.

2. Отбор школьников и взрослых медиаторов на участие в базовом семинаре (школьники могут включаться н на последующих этапах).

Проведение базового семинара по восстановительной медиации.

3. Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки

педагогического коллектива (классных руководителей)

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников

Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, на сайте школы.

4. Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.

Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)

5. Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора.

Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга.

Написание отчетов по форме.

6.Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.

7.Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее

улучшения и влияния ШСП на психологический климат в школе.

8. Обобщение и анализ опыта.

Заполнение мониторинга работы службы.

9. Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному

правосудию.

Прохождение тренинга по проведению программы «Круги сообщества», «Семейная конференция»

Связь с ассоциацией медиаторов (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов)

10. Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы

и мероприятия

11. Прохождение тренинга для тренеров.

Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам.

Приложение 2.

Возможные направления работы кураторов (руководителей) службы примирения

Перечисленные ниже направления реализуются командой, состоящей из одного или нескольких кураторов и активных школьников, причем поэтапно (примерно за 1-3 года) и при поддержке регионального координатора школьных служб примирения или ассоциации медиаторов.

1. Внедрение в школу восстановительных практик и складывание восстановительной культуры

• Создание группы поддержки школьной службы примирения из педагогов и школьников.

• Анализ доминирующих способов реагирования на конфликты в школе.

• Реклама восстановительных практик и восстановительной культуры взаимоотношений.

• Работа с педагогическим коллективом школы, направленная на принятие ими восстановительного подхода к конфликтам, криминальным ситуациям и напряженным взаимоотношениям.

• Проведение восстановительных программ

• Информирование школьного сообщества о ходе выполнения программы («обратная связь» с педагогическим коллективом, родителями и учениками).

2. Организация службы примирения

• Организация обучения сотрудников школы и школьников восстановительным практикам и повышение квалификации в этой области (обучение проводят тренеры - практикующие медиаторы).

• Отбор школьников в службу примирения.

• Разработка и принятие положения о службе.

• Определение категории дел, с которыми работает служба.

• Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения.

• Определение времени и места проведения встреч, других организационных вопросов.

• Создание команды школьников-медиаторов службы примирения.

• Отслеживание передачи конфликтных и криминальных ситуаций в службу примирения, нахождение более эффективных способов обращения в службу примирения, фиксация статистических данных в мониторинге, (ежегодно передаваемом в ассоциацию медиаторов).

• Проведение занятий со школьниками-медиаторами (ведение клуба медиаторов).

3. Организация работы службы примирения по конкретным ситуациям

• Регистрация заявок, поступающих на примирение. По каждому случаю: принятие решения, брать ли случай в работу, какую программу проводить

(медиацию, «Круг сообщества», «Семейную конференцию» и т.д.), выбор медиаторов.

• Проведение восстановительных программ по сложным случаям (криминальные ситуации, конфликты с участием педагогов и родителей).

• Поддержка проведения медиации и «Кругов сообщества» школьниками-медиаторами.

• Работа с социальным окружением и родителями.

• Описание работы со случаями.

• Проведение супервизий медиаторов-школьников (анализ работы медиаторов на соответствие стандартам восстановительной медиации).

• Проведение аналитической встречи со сторонами конфликтов (через 2-4 недели после медиации)1.

4. Связь с внешними организациями

• Взаимодействие с КДНиЗП – работа по правонарушениям несовершеннолетних (в том числе повторным).

• Взаимодействие с региональной ассоциацией медиаторов.

• Выступления на конференциях и в СМИ.

5. Развитие программы

• Повышение собственной квалификации и квалификации других медиаторов.

• Обеспечение подготовки детей-медиаторов на место окончившим школу

• Внедрение элементов восстановительной культуры и восстановительных практик в методические советы, родительские собрания, педагогические советы, классные часы и пр.

• Обсуждение потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс и прочее) и работа по снижению риска конфликтов.

Кураторы отслеживают своевременное выполнение необходимых работ. Поскольку перечень работ у куратора службы примирения довольно обширный, на этой позиции может находиться только тот человек, который хочет этим заниматься, и чьи ценности созвучны ценностям восстановительной медиации.



Рекомендуется включать в работу сразу двух или нескольких кураторов.

Очень важно, чтобы кураторы имели поддержку со стороны администрации школы.

Приложение 3



ПОРЯДОК РАБОТЫ МЕДИАТОРА

P.P. Максудов, Л.М. Карнозова, А.Ю. Коновалов






ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ




ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

•1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

•2 фаза. Понимание ситуации

•3 фаза. Поиск вариантов выхода

•4 фаза. Подготовка к встрече



ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

2 фаза. Организация диалога между сторонами

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.

4 фаза. Обсуждение будущего

5 фаза. Заключение соглашения

6 фаза. Рефлексия встречи




АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
















ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи работы ведущего (медиатора):

1.Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

•стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;

•в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.

2.Если дело разбирается в официальных органах (милиция, судили КДНиЗП), выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного проведения программы;

3.Связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.

Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

•достижение и удержание контакта со сторонами;

•создание условий для конструктивного выражения эмоций;

•создание безопасной атмосферы во время работы;

•создание условий для взаимопонимания.

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам - безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть :

•кто он и его роль в деле;

•роль и функции организации, которую он представляет;

•его взаимоотношения со сторонами.



Вариант представления:

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (...). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я - ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (...) (называете организацию или службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.



2 фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные сточки зрения участников и принципов восстановительной медиации. Возможные действия медиатора:

1. Обсуждение ситуации

•помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);

•внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;

•в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;

•обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.

2.Обсуждение последствий

Обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

3 фаза. Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

• какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут привести;

• пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

• варианты заглаживания вреда;







• в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;

• если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;

• рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;

• обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;

• предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);

• проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;

• если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;

• независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких- то специалистов;

• если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.

4 фаза. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

• рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;

• если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;

• пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;

• обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;

• поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи

1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.

2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.

3. Конфиденциальность - не рассказывать окружающим, что происхо¬дило на встрече (только результат или подписанный договор).

4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.

5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.



ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

Возможные действия медиатора:

1. заранее подготовить место для встречи сторон;

2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо - познакомите участников друг с другом;

3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;

4. объявить основные пункты повестки дня.

2 фаза. Организация диалога между сторонами

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;

2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;

3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.

3 фаза.Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.

Задачи:

1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;

2. поддержать извинения и прощение;

3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;

4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;

5. обсудить и принять механизм реализации решений.

4 фаза. Обсуждение будущего

Задача: поддержать проектирование будущего участников.

Вопросы для обсуждения:

• что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;

• что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;

• какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;

• чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.

5 фаза. Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности. Возможные действия медиатора:

• фиксировать решения и четкий план их реализации;

• обсудить, что делать, если план не будет выполнен;

• зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

6 фаза. Рефлексия встречи

• обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?

• спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

(Может проходить через 2-3 недели)

Задачи:

1. провести рефлексию результатов медиации;

2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;

3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:

• как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?

• что важного для себя вы поняли в результате встречи?

• рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?

• бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к медиаторам?







КПК 2016

0

Автор Махнева О.П.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Примирительные технологии в общеобразовательном учреждении: актуальность и цели

Автор: Яковлева Лика, Дубинская Анна, Аверкиева Александра

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 386834


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства