kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические материалы по организации и проведению Конкурса сочинений-эссе "Наша социальная активность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В состав методических материалов входят: 1) положение по проведению конкурса, 2) рекомендации по написанию сочинения-эссе, его оформлению и предостережение от ошибок при написании сочинения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы по организации и проведению Конкурса сочинений-эссе "Наша социальная активность"»


Положение по проведению конкурса сочинений – эссе на тему «Наша социальная активность»


1. Общие положения.


1. Конкурс сочинений – эссе по учебной дисциплине «Обществознание» (далее Конкурс) проводится среди студентов 1-го курса всех специальностей, изучающих учебную дисциплину «Обществознание, включая экономику и право».


2. Данное Положение определяет порядок проведения Конкурса, организационно-методическое обеспечение, выбор победителей и призеров Конкурса.


Цели Конкурса:

-возрождение традиций написания сочинений – эссе как самостоятельной, творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции студентов на разных этапах обучения и воспитания личности при освоении гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

- развитие письменной речи и творческого информационного потенциала студентов;

- повышение их социальной активности, создание условий для самореализации и самовыражения через различные формы написания сочинения-эссе; воспитание чувства гражданской ответственности. 


Задачи Конкурса:

- активизация творческой деятельности студентов;

- формирование активной гражданской позиции;

- выявление и развитие у студентов способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

- формирование профессионально-значимых качеств личности и мотивации к их практическому применению.

-формирование позитивного отношения к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.


2. Организация и проведение Конкурса:

- Конкурс проводится в марте 2016 года в соответствии с утвержденным планом работы ГБ ПОУ « ВПТ»;

- конкурсные работы представляют все желающие студенты групп 1-го курса, изучающие учебную дисциплину « Обществознание (включая экономику и право)»;

- Конкурс состоит: из выполнения письменной работы – эссе, выполняемой студентами самостоятельно (дома ) и представляемой на Конкурс не позднее 2 апреля 2016 года в соответствии с требованиями данного Положения.

- список предлагаемых тем сочинений и рекомендаций по написанию эссе даны в Приложениях №1 и №2.

Конкурсная работа не должна превышать 3-4 страниц печатного текста: (формат А-4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,5.)

На титульном листе следует указать:

образовательное учреждение (его полное наименование);

тематику выбранной работы;

фамилию, имя, отчество студента;

группу и специальность студента, представившего работу на конкурс;

фамилию, имя отчество преподавателя, обучающего студента,

руководителя творческой работы.


3. Критерии оценивания текста предложенной творческой работы:


- раскрытие смысла высказывания.

- характер и уровень теоретической аргументации ( избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы).

- качество фактической аргументации:

Факты и примеры почерпнуты из различных источников; материалы из СМИ, учебных дисциплин ( истории, литературы, географии и др.), приводятся примеры из своего социального опыта (не меньше двух примеров из разных источников).

- Объем и оформление работы.

- Оригинальность выбранной темы, аргументированность изложения.

- структура эссе (четкость изложения):

- Цитата.

-Проблема, поднятая автором; ее актуальность.

-Смысл высказывания.

-Собственная точка зрения.

-Аргументация на теоретическом уровне.

-Не менее двух примеров социальной практики, истории, литературы, философии, географии, подтверждающие верность суждений.

-Вывод.


Для более подробного написания творческой работы студентам даются Приложения(№№ 2, 3, 4)


4.Для проведения конкурса и подведения его итогов создается экспертное жюри в составе:

1.Андреева Лариса Николаевна – председатель экспертного жюри, заместитель директора по воспитательной работе ГБ ПОУ « ВПТ».

2.Ананьев Сергей Алексеевич – зам.председателя, председатель ПЦК гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

3.Василевская Татьяна Антоновна – зав.библиотекой ГБ ПОУ «ВПТ»,член жюри Конкурса.

4. Жаурова Лидия Александровна – преподаватель высшей квалификационной категории, член жюри Конкурса.

5..Шаповалова Эльвира Анатольевна – секретарь экспертного жюри, методист ГБ ПОУ « ВПТ», преподаватель высшей квалификационной категории.

Экспертное жюри проверяет и оценивает выполненные конкурсные работы, формирует рейтинг участников, определяет победителей и призеров Конкурса.



Подведение итогов конкурса - эссе « НАША СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»


1. На основании рейтинга участников экспертное жюри предлагает границы баллов для определения статусов победителей и призеров, проводит анализ выполненных творческих работ, определяет конечный результат.

2. Набранные баллы записываются в рейтинговую таблицу.

3. Победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов, по сумме всех направлений творческой деятельности. Он награждается Почетной Грамотой и Дипломом «Победителя конкурса «Наша социальная активность».

4. Призеры Конкурса награждаются Дипломами «Призер конкурса «Наша социальная активность» (1-й, 2-й, 3-й степени)

5. Экспертное жюри обладает правом поощрения дополнительных работ за определенные параметры, выделенные при проверке творческих сочинений.



Приложение №1 «Тематика основных творческих заданий»


Приложение №2 «Рекомендации по написанию сочинения – эссе»


Приложение №3 «Оформление эссе»


Приложение №4 «Требования к работам студентов при написании эссе»








Тематика основных творческих заданий конкурса « Наша социальная активность» (Приложение № 1)


1. Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. ( Джон Кеннеди)


2. Молодость быстро летит: лови уходящее время. ( Публий Овидий).


3. Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь. (Эдуард Юнг).


4. Надо любить жизнь больше, чем смысл ее. (Ф.М. Достоевский)


5. Семья – кристалл общества. ( Виктор Гюго).


6. Создает человека природа, но развивает его общество. ( В.Г. Белинский)


7. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао-Цзы)


8. Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа. ( А.С. Пушкин)


9. России безразлично, веришь ли ты в социализм, республику или в общину, ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого и чаял, требовал величия ее будущего. ( П.Б. Струве)


10. Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков. (Лао-Цзы)


11. Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину. (Н. Пирогов)


12. Говорят, что мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал. (В. Жемчужников).


13. Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому – то многие и боятся ее. (Б. Шоу).


14. Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек. ( Н.А. Бердяев)


15. Деятельность – единственный путь к знанию. (Б. Шоу)


16. Нации – это богатство человека, это обобщенные личности его, даже самая маленькая из них несет особые краски. (А.И. Солженицын)


17. Я слишком горжусь своей страной, чтобы стать националистом. (Ж. Вольфром)


18. Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война. (У. Глаустон)


19. У искусства есть враг, имя которого – невежество. (Д.Кеннеди)


20. Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам. (А.И. Герцен)


21. Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад. ( Н.А. Бердяев)


22. Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф. Ницше)


23. В нынешнее время – все политика. (С. Кьеркегор)


24. Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий. (Т. Ойзерман)


25. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. (Л.Н.Толстой)


26. Индивидуумом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. ( А.Г. Асмолов)


27. Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт)


28. В жизни всегда есть место подвигам. (Б. Полевой)


29. Ты мог быть героем, но не было повода быть. Ты мог умереть, если б знал, за что умирать. (Виктор Цой)


30. Религия одна, но в сотни обличий. (Б. Шоу)


31. Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить. (У. Шекспир)


32. Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить. (Н.А. Бердяев)


33. Тот, кто, обращаясь к старому, может открывать новое, достоин быть учителем. (Конфуций)

34. Учитесь властвовать собой!.. ( А.С.Пушкин)


35. Опасна власть, когда в ней совесть в ссоре. (У.Шекспир)


36. Великие места делают людей более великими, а низких – более низкими. (Ж. Лабрюйер)


37. Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение. (У.Черчилль)


38. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. (Платон)


39. Слабость верховной власти - самое страшное из народных бедствий. (Наполеон Бонапарт)


40. Властвовать сверх меры – самая большая опасность властителей. (Мирабо)


41. Чем больше власть, тем опаснее злоупотребление ею. (Э. Берк)


42. Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу. (Фрэнсис Бэкон)


43. Россия без каждого из нас обойдется, но никто из нас без нее не может обойтись. ( И.С.Тургенев)


44. Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.

(Н.А. Бердяев)


45. Я – гражданин Мира. ( Диоген)


46. Подвиг – это все, кроме славы. ( И.Гете)


47. Из всех нитей, связывающих человека с Родиной, самая крепкая - родной язык. ( И.Н. Шевелев)


48. Назначение человека - в разумной деятельности. (Аристотель)


49. Мир – это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение. (У. Теккерей)


50. Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьих он руках. (П.Устинов)


51. Наша истинная национальность – человек. ( Г. Уэллс)


52. Главная цель религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в его душе. (Т. Харди)


53. Формальное образование поможет вам выжить, самообразование приведет вас к успеху. (Д. Рон – американский психолог)


54. Два противоположных, но дополняющих друг друга свойства русской души: склонность к анархии и привычка к подчинению. ( Л. Фишер)


55. Клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. (А.С.Пушкин)


56. Отец мой, беречь я себя не могу:

Отчизны вовек не отдам я врагу.

Без Родины – жизни цена какова?

Без чести – что стоит моя голова? (Г. Цадаса)


57. Никто не вечен в мире - все уйдет,

Но вечно имя доброе живет. (Саади)


58. Память – это основа совести и нравственности, память – это основа культуры, основа поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. (Д.С. Лихачев)


59. Мы на земле – как слова в книге. Каждое поколение - словно строчка, фраза. (Ж. Жубер)


60. Нет ничего более могучего, чем идея, время которой пришло. ( В.Гюго)


61. Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком. (Т. Фуллер)


62. Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. (В.Г. Белинский)


63. Оказывая помощь, не хвались

И не стремись о ней напомнить другу,

Но забывать при этом стерегись

Оказанную им тебе услугу. (Г. Цадаса)



Основные вопросы для творческого размышления по «Обществознанию»


А. Если бы у меня была вечность…


Б. Как человеческие отношения проверяются временем?..


В. Сильно ли изменились люди за последние 100 лет?


Г. Каково Ваше представление об изобретении будущего?


Д. Книги будущего: будут ли они такими, как сейчас?


Е. Представление об образовании и учителе будущего…


Ж. Физики и лирики: чья наука важнее для человека в будущем?


З. Литература как связь поколений прошлого и будущего…


И. Без достойного настоящего нет достойного будущего: так ли это?


К. Что я сделаю для будущего?


Л. В каком времени мне хотелось бы оказаться?..


М. Моя жизнь – это часть истории моей страны…


Н. Моя планета – человеческий дом.

О. Я и моя будущая карьера…


П. Как стать Личностью?..


Р. Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется – ЖИЗНЬ.


С. Демократия: нужна ли она России?..


Приложение №2 «Рекомендации по написанию сочинения – эссе».


1. Выбор высказывания.


Выбирая высказывание для эссе, вы должны быть уверены, что:

- владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

- четко понимаете смысл высказывания;

-можете выразить собственное мнение ( полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

-знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне ( при этом используемые термины и понятии должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы);

-сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения. 


2. Формулировка проблемы представлена в том направлении, которое вы выбрали в виде темы вашего сочинения (см. Приложение № 1).


3. После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы – клише:

Данная проблема является актуальной в условиях …

- …глобализации общественных отношений;

-…формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

-…обострения глобальных проблем современности;

-…особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

-…развития международной интеграции;

-…современной рыночной экономики;

-…развития и преодоления мирового экономического кризиса;

-…жестокой дифференциации общества;

-…открытой социальной структуры современного общества;

-…формирования правового государства;

-…преодоления духовного, нравственного кризиса;

_...диалога культур;

_...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть ее содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания ( это одна из наиболее распространенных ошибок при написании сочинения - эссе).

4..Формулировка основной мысли высказывания.

Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

_...Смысл данного высказывания состоит в том, что…

_...Автор обращает наше внимание на то, что…

_...Автор убежден в том, что…


4.Определение своей позиции к высказыванию.


Здесь можно согласиться с автором полностью, частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором , высказав, противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами_ клише:

_...Я согласен с автором в том, что…

_...Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу..

_...Автор был прав, утверждая, что…

_..На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России ( современного общества…ситуации, сложившейся в обществе…одну из проблем современности…)

_...Позволю себе не согласиться с мнением автора в том, что…
_...Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…,но с… не могу согласиться…

_...А не задумывались ли вы над тем, что…


5-6 Аргументация собственного мнения.


Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы ( доказательства) , то есть вспомнить основные термины, теоретические положения, Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях.


1.Теоретическом:

его основа – общественные знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения ученых, мыслителей).


2. Эмпирическом:

здесь возможны два варианта:

а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;

б) обращение к личному опыту.


При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

1.Подтверждают ли они мое мнение?

2.Не могут ли они быть истолкованы по-другому?

3.Не противоречат ли они высказанному мной тезису?

4.Убедительны ли они?

Предлагаемая форм позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы»


Вывод.
Наконец, нужно сформулировать вывод. Он не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном- двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающих верность и неверность суждения, являющегося темой эссе. Для формирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

_...Таким образом, можно сделать вывод…

_...Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…





ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Оформление эссе.


Нужно помнить, что эссе – небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связанный текст, используются слов – связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.

Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом необходимо соблюдать красную строку.

Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы.


Кроме того, дополнительным достоинством является включение в него:

- краткой информации об авторе высказывания (например, выдающийся французский философ - просветитель, великий русский писатель «Серебряного века» и т.п.);

- описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. Требования к к работам по написанию эссе.


При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:


1. Четкое понимание проблемы и смысла высказывания.

2. Соответствие содержания эссе заявленной проблеме.

3. Выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания.

4. Аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте.

5. Четкая определенная позиция студента, его отношение к проблеме, к мнению автора высказывания.

6. Обоснование собственной позиции на теоретическом уровне.

7. Подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта.

8. Логичность рассуждений студента.

9. Отсутствие обществоведческих (по сущности и в понятиях) и иных фактических, логических, этических и др. ошибок.

10. Соответствие эссе требованиям правилам русского языка.


К объему эссе по обществознанию нет жестких требований! Однако, объем 3 – 4 страницы печатного текста считается вполне достаточным для выражения основных мыслей данного сочинения.


Основные ошибки и недостатки, которые необходимо учесть при написании сочинения – эссе.


При формулировке проблемы и смысла высказывания автора:

  1. Непонимание и неумение вычленить проблему высказывания.

  2. Это часто связано с отсутствием словарного запаса и терминологий по обществознанию;

  3. Неумение сформулировать высказывание автора или его неправильное понимание связано отсутствием обществоведческих знаний.


При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Ошибки в работе с информацией вызваны тем, что не всегда студент обращает внимание на выработку умения анализа социальных событий, социального опыта.

2. Часто приводимые примеры слабо связаны с рассматриваемым положением, либо вообще не прослеживаются, либо поверхностны и не отражают существенных моментов.

3. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета.

4. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение осуществлять причинно-следственные связи.


Можно попытаться в черновике представить макет своего будущего сочинения. Это поможет выявить составные части цитаты и более четко определить круг действий, подобрать примеры.


1. Цитата

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

(М.Бакунин)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие свободы.
Границы свободы.
Свобода и ответственность.
Социальные гарантии свободы.
Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

5. Примеры

1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей.
2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.



Материал для проведения конкурса сочинений – эссе

подготовлен Кошман Л.С. – преподавателем общественных

дисциплин ГБ ПОУ « ВПТ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кошман Людмила Сергеевна

Дата: 19.06.2016

Номер свидетельства: 335313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства