Методическая разработка круглого стола на тему "Коррупция"
Методическая разработка круглого стола на тему "Коррупция"
Данная методическая разработка предназначена для студентов техникума, посвящена проблемам коррупции в нашей стране и способствует выработке собственной позиции студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка круглого стола на тему "Коррупция"»
Тема: « Не дать! Не взять!»
Цель: познакомить обучающихся с таким социально - экономическим явлением как коррупция, развивать осознание необходимости соблюдать законы государства.
Задачи:
1. Формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;
2. Воспитывать правовое сознание и повышать правовую культуру обучающихся;
3. Выработать активную гражданскую позицию обучающихся;
4. Развивать нравственные, духовные ценности среди подростков;
5. Формировать патриотическое воспитание – воспитание любви к родной стране;
Форма проведения:круглый стол.
Подготовительная работа: Работа с Уголовным кодексом РФ, работа со словарями и интернет источниками.
Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, карточки с ситуациями для обсуждения.
Не извращай закона, не смотри на лица и
не бери даров, ибо дары ослепляют глаза
мудрых.
Библия
Ход мероприятия:
Преподаватель: Сегодня у нас с вами необычное мероприятие - сегодня у нас круглый стол, где обсуждают какую-либо важную проблему. Наш круглый стол имеет название «Ни дать! Ни взять!» Как вы думаете, какая тема будет предметом нашего обсуждения?
Студенты дают ответ.
«Коррупция не только указывает обществу неправильный путь, но также подрывает государственную легитимность, поддерживает дурные образцы в государственном управлении и показывает плохой пример будущим поколениям. Она заражает. …»
Кайден, Двиведи, Джаббра
Преподаватель: Да, действительно сегодня предмет нашего обсуждения — коррупция, ее причины, противодействие коррупционным проявлениям — и выбран он не случайно. 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией, принятый Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
А что мы знаем о коррупции? Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция?
(каждый студент называет свою ассоциацию, преподаватель пишет их на доске столбиком: произвол, взятка, власть, подкуп, чиновники, МВД, карман и т.д.)
Преподаватель: Итак, вы правы, обратимся теперь к словарям. Что такое коррупция? Обратим внимание на слайд: (ребята читают определения)
Коррупция от латинского «corumpere» – портить, растлевать, разъедать
ржавчиной.
По С.И.Ожегову, «коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».
Самое краткое, но емкое определение коррупции дает словарь иностранных слов: это «подкуп, продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей».
Коррупция, в моем понимании, - злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением.
Преподаватель: Кор-руп-ци-я... В этом слове слышится что-то зловещее, угрожающее (благодаря долгому звуку [р]) и неприятное (благодаря стечению букв пц, так не совместимых с русским языком). Не менее привлекательны и исконно русские синонимы этого слова: «казнокрадство», «лихоимство», «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением».
Преподаватель: Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Предлагаю вам совершить исторический экскурс «Коррупция в России и за ее пределами».
Студент: Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Студент: Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»; «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран) и т.д.
Студент: Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII в. Начиная с Ивана III известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «кормы» для наместников и их аппарата. В Судебнике великого князя Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки — «посулы» и зафиксирован размер судебных пошлин. Хотя взяточничество вызывало недовольство населения, массовых выступлений и протестов именно по этому поводу практически не было. Известен всего один такой эпизод, относящийся ко времени правления царя Алексея Михайловича (бунт 1648 г. в Москве), когда народу были выданы на растерзание наиболее запятнавшие себя «коррупционеры». В дальнейшем наличие коррупции многократно констатировалось, постоянно делались попытки если и не уничтожения, то хотя бы ее уменьшения. Об этом свидетельствуют многочисленные указы Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Александра II, а также создание различных комитетов для изучения причин лихоимства и выработки мер по его искоренению. В качестве терминов для обозначения проявлений коррупции использовались слова «мздоимство» и «лихоимство». Под «мздоимством» подразумевалось принятие должностным лицом взятки за совершение действия, входящего в круг его обязанностей, под «лихоимством» — получение взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности.
Преподаватель: Власти в разное время применяли различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее, к началу ХХ в. взятки и прочие проявления коррупции по-прежнему процветали. В чем же причина живучести взяточничества?
Студент: Исследователь начала века П. Берлин объясняет это тем, что в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Продолжавшаяся на протяжении веков практика параллельно осуществлявшихся, с одной стороны, борьбы со взяточничеством, а с другой, развращения высших слоев чиновничества путем щедрой раздачи даров «прислужившимся» способствовала закладыванию психологических основ взяточничества и казнокрадства. Соответственно, низшие слои чиновничества, не имея возможности быть одариваемыми сверху, прибегали к вымогательству по отношению к подчиненным. Кроме того, отмечалась связь взяточничества и казнокрадства с политической благонадежностью. Создавалась ситуация, когда на эти преступления власть смотрела сквозь пальцы в обмен на политическое угодничество.
Студент: Представления о размахе коррупции в царском правительстве оказались мифом. Но именно из этого мифа исходили большевики в борьбе со взяточничеством, которое считалось злом, присущим «прогнившему царскому режиму» и пролетарскому государству доставшимся в наследство. Поэтому Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает борьбу с коррупционными проявлениями, подвергая виновных суровым наказаниям вплоть до смертной казни. Постперестроечные власти существенно смягчили наказание за взятки. В 1991 г. на территории СССР смертная казнь за получение взятки была отменена. Однако проведение экономических и политических реформ, имевших следствием рост корыстных преступлений, включая взятки, потребовало принятия дополнительных мер. Уже в 90-е годы был принят ряд документов, касавшихся борьбы с коррупцией, но применение (или, скорее, неприменение) обозначенных в них мер никак не изменило ситуацию. В списке стран с самыми высокими показателями подкупа при госзаказах (процент от сделки, причитающийся посреднику) Россия занимает шестое место (после Таиланда, Индонезии, Филиппин, Индии, Парагвая).
Преподаватель: Мы с вами прослушали сообщения о коррупции в разное время и в разных странах. Добавила бы к вышесказанному еще следующее: В России коррупция зародилась еще в древности, тогда это не считалось чем-то необычным, а было просто обыденностью. Первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят из русских летописей. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. 1556 г. – отмена кормления. Кормление - система жалования должностных лиц за счет местного населения. Во время правления Ивана IV, впервые ввелась смертная казнь в наказание за чрезмерность во взятках. Петр I грозился издать указ, что любой укравший деньги из государственной казны, на которую можно купить будет веревку, на этой веревке и будет повешен. На что генерал-прокурор Ягужинский сказал: «Вы - император рискуете после такого указа остаться без подданных. Все мы воруем, кто больше, кто меньше». На что Петр I махнул рукой и сказал: «Пес с вами, воруйте!» Последующие правители в деятельности по искоренению коррупции не отмечались. Александр II впервые в России ввел в практику декларирование имуществ государственных служащих. По декрету 1918 г. о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. 1922 г. по Уголовному кодексу за взяточничество – расстрел. 1957 г. - официальная борьба приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением. Но из курса истории мы уже знаем, что в 70-80 е гг. XX в. коррупция достигла своего апогея. На многих местах сидели родственники и приближенные Л.И. Брежнева. Была попытка искоренения коррупции Андроповым, но после его смерти последующие правители не ставили в своей политике задачу борьбы с коррупции.
Преподаватель: Даже из исторического экскурса мы можем с вами выявить формы коррупции. Это
Взятка;
Растрата;
Волокита - форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки,
Вымогательство;
Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы.
Злоупотребление должностными полномочиями.
Студенты закрепляют таблички с формами коррупции на доске
Преподаватель: Как вы думаете, а какие сферы в наше время наиболее поражены коррупцией?
Преподаватель: По вашему мнению, каковы причины коррупции?
Студенты отвечают (жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов, несовершенство законов, низкий уровень правовой культуры и законопослушания, низкая зарплата)
Преподаватель: В своей жизни мы сталкиваемся иногда с коррупцией, но не только, когда от нас требуют взятку, но когда мы сами её даем. Сейчас мы с вами обсудим жизненные ситуации, связанные с коррупцией. О какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка?
Преподаватель института заваливает студента на экзамене третий раз. Студент кладет в зачетку купюру.
Вам срочно нужен иностранный паспорт, что бы отдохнуть по горячей путевке. А его можно получить только через месяц. И вы кладете в документы деньги.
Водитель дал деньги сотруднику ГИБДД. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.
Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный % за содействие.
Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги.
Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается.
Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего.
Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж.
При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков И.Р. заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р.
Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.
Родственникам больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».
Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева К.Р.
Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей.
Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты.
Преподаватель: И как же бороться с коррупцией?
Студент: Для того, чтобы борьба с коррупцией приносила результаты, нужно желание всех людей. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Многие предпочитают решать свои дела в «ускоренном режиме», предлагая деньги. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях. Моя позиция – не давать никаких взяток! А для тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество. Еще один способ – ротация кадров.
Студент: Может быть, нам в первую очередь воспитать самих себя и перестать решать проблемы финансовым путем? Согласитесь, если б не было
взяткодателей, то не было бы и тех, кто их получает. Это наша вина, наша
беда. Мы сами приучаем к деньгам, к разного рода вознаграждениям тех, кто
может решить наши проблемы. Только потом ходим и жалуемся на них.
Предлагаю установить видеоконтроль.
Студент: В наше время в очень многие места большие очереди, какой- то документ можно ждать годами; чтобы пробиться куда- то, нужны большие старания. Чтобы облегчить свои действия или сделать что-то очень быстро, люди дают деньги. И это вправду ускоряет нужный процесс. По-моему, главной причиной коррупции является именно это. По-моему, надо сделать так, чтобы не было очередей, не было волокиты с документацией.
Студент: Большинство людей чаще всего рассматривают коррупцию с точки зрения компенсации низкой оплаты чиновника. Я хочу задать вопрос тем, кто
считает зарплату чиновников низкой: а вы когда-нибудь жили на минимальную зарплату? Оглянитесь, сколько вокруг таких людей! А почему
вы не устраиваетесь работать дояркой, которая на ногах «с белой зори до
ночи» и получает за это какие-то 5-6 тысяч? Почему нет коррупционеров
среди учителей, одинаково работающих как с отличником, так и двоечником? Почему коррупция нашла отражение даже в фольклоре: «не
подмажешь - не поедешь», «закон, что дышло, как подвернул, так и вышло»?
Студент: На мой взгляд, ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества. Если мы хотим, чтобы наша страна успешно развивалась, надо бороться с коррупцией.
Студент: Понятия чести и незапятнанной репутации должны стать незыблемыми для каждого гражданина страны. Надо устранить пробелы в правовом воспитании населения. К сожалению, острота восприятия материалов прессы и телевидения о коррупции всё больше утрачивается, а воздействующая сила в плане создания обстановки нетерпимости к коррупции как социальному явлению день ото дня ослабевает. Значительной частью граждан сообщения и разоблачения коррупции вообще воспринимаются как попытки одних российских политиков очернить своих оппонентов и заработать дополнительные очки в продвижении на те или иные должности. Надо формировать этику граждан.
Преподаватель: Но, к счастью, не только взяточничество, хищения, мошенничество и коррупция правят на земле. Были и есть люди, способные совершать красивые поступки, не требуя взамен ничего. На Руси существует прекрасная традиция бескорыстной помощи соседу или соседям в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми, людям, попавшим в беду. «Всем миром» собирается народ, чтобы возвести дом новоселам. Существует традиция желать «Бог в помощь» тем, кто трудится; нужно делать добро тихо и незаметно, привлекая к этому своих детей, внуков.
Наш круглый стол не случайно называется «Ни дать! Ни взять!». В коррупции виноваты не только те, кто берет взятки, но и те, кто дают эти взятки. Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь, если взяться всем вместе. И не брать и не давать!