Просмотр содержимого документа
«Мероприятие на тему:"Причины роста среди несовершеннолетних".»
СШ № 44
Семинар на тему:
«Причина роста преступлений
среди несовершеннолетних»
( 10 класс)
Учитель: Куренбаева А.Т.
2015-2016 учебный год
Семинар на тему: «Причина роста преступлений среди несовершеннолетних».
Актуальность выбранной темы:
Преступление несовершеннолетнего - симптом крайнего неблагополучия его собственной судьбы и тех условий жизни, которые его окружают, в которых он ежедневно находится. Я считаю, что внимание к подросткам в наше время должно быть усилено. В школах проходят месячники по профилактике правонарушений: классные часы, беседы, встречи, диспуты и т.д. Надо помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности - значит, во многом предотвратить преступление. На семинаре «Причина роста преступлений среди несовершеннолетних»" учащиеся должны рассмотреть разные ситуации, вспомнить из курса обществознания, что такое проступок, преступление, правонарушение. Какие виды наказания для несовершеннолетних существуют, с какого возраста наступает уголовная ответственность и за что.
Социальная значимость: Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи. Сложившаяся ситуация требует усилить работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, изучить причины правонарушения, построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.
Профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних – это процесс устранения из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении подрастающего человека и совершению преступлений, а также создание социально-педагогических условий формирования высоконравственной личности.
Цели семинара: 1.Формировать знания учащихся о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаний за них.
2. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
3. Развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды.
Задачи семинара: 1. Содействовать формированию духовно - нравственной, свободной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.
2. Повысить правовую грамотность и правовую культуру детей.
3. Вовлечь детей в правозащитную работу.
Форма: внеклассное мероприятие-семинар
Ожидаемые результаты: 1. Уменьшение фактора риска, приводящего к правонарушениям.
2. Улучшение микроклимата в классе.
3. Оказание помощи при возникновении проблемной ситуации.
Участники семинара:
Директор СШ № 44: Конкабаев Н.А.
Завуч по правовой части СШ № 44: Щадыбаева Г.Д.
Методист районного отдела образования: Жексенов А.Т.
Психолог СШ № 44: Сейтжапарова А.С.
Правовые завучи районных школ Меркенского района
Редактор газеты «Меркенский вестник»: Мазур О.Н.
Методы и приемы работы:При разработке семинара использовала следующие методы и формы работы: дискуссия, творческая работа (изготовление буклета), защита плакатов.
Необходимое оборудование:
1. Компьютер, экран с проектором. 2. Презентация
3. Музыка к ролевой игре
4. Карточки с ситуациями
5.Методические рекомендации
Семинар: "Причина роста преступлений среди несовершеннолетних" проводился в классе. Продолжительность 45 минут.
Ход мероприятия-семинара:
Учитель: Ребята, семинар я хочу начать с игры. Кто быстрее смотает клубочки. Два клубочка. (Нитка одного клубочка длинная, но прямая, ровная, без узелков. Вторая нитка короткая, извилистая, запутанная, с узелками). - Кто быстрее справился с работой и почему? (ответы детей) - С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью) - Что может означать первый клубочек? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.) - Что будет если нить запутанная? (трудности встречаются на пути ) - А применительно к нашей жизни? - Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица: “От сумы и от тюрьмы не зарекайся». - Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.
-Давайте определим, какой это возраст?
1) 13 – 15 лет – подростково-малолетние
2) 16 – 17 лет - несовершеннолетние
Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И, тем не менее, количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, незаконный оборот оружия, криминальную торговлю. Растет число и тяжесть преступлений. И сегодняшний семинар – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ.
Учитель читает историю под классическую музыку: Послушайте одну историю. Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё
было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства. Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! В городах и сёлах бывшего государства Можно стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам.
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась -Всеобщая декларация прав человека.
- Что такое закон?
Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Анкета для учащихся с результатами: ( результаты подсчитывает психолог школы)
7. Как называется стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями, которое карается законом?
– мазохизм; – садизм; + – нарциссизм.
8. С какого возраста наступает yгoловная ответственность?
– с 14 лет; + – с 18 лет; – с 21 года.
9. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнения учащегося?
– да; – нет; – всё зависит от того, о чём спор. +
10. Уголовная ответственность несовершеннолетних по законодательству РК предусмотрена для лиц, которым к моменту совершения преступления исполнилось?
12 лет, но не исполнилось 16 лет - 13 лет, но не исполнилось 17 лет - 14 лет, но не исполнилось 18 лет+
Учитель: Давайте разберем из курса обществознания термины:
Правонарушение - поведение человека, нарушающее нормы права.
Преступление - опасные виды правонарушений. За них следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступлений перечислены в уголовном кодексе РК.
Проступки- правонарушения меньшей степени опасности. Они могут быть дисциплинарными, административными, имущественными, финансовыми, семейными.
Показ видеоролика: «Правонарушения в школе».
Разбор ситуации для учащихся:
Ситуация № 1: Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима?(эти ребята нарушили закон и должны понести ответственность)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное в Уголовном Кодексе Республики Казахстан. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность». (Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс РК»).
Ситуация № 2: Пятиклассник Коля не ходит в школу, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение мальчика, как проступок, правонарушение или преступление? Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал школу? Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? Проступком
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей.
Обсуждение родителей совместно с учащимися:
- Каковы причины преступлений? Что влияет на учащихся? Какую роль играют родители в предотвращении преступлений своих детей?
Учащиеся с родителями защищают плакаты по заданной тематике:
- Причины преступлений несовершеннолетних?
- Пути предотвращения преступлений среди совершеннолетних?
Дается общая характеристика причин преступлений среди несовершеннолетних:
1.Отрицательное влияние семьи. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве случаев перехода на преступный путь конкретных подростков. В большинстве случаев преступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий
легальным доходам, и т.п.) Низкая культура в таких семьях во многом обуславливает неправильное поведение самих родителей или неправильное воспитание ими своих детей.
2.Отрицательное влияние в ближайшем окружении. Отрицательное влияние в ближайшем окружении: бытовом, учебном, производственном и так далее со стороны сверстников или взрослых. Они оказываются особенно значимыми в связи со стремлением несовершеннолетних включиться в группу для совместного время провождения. Дорожа пребыванием в такой группе, они стремятся подрожать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению. Наряду с прямым
разлагающим воздействием пьяниц, хулиганов т.п., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о "допустимости" и безнаказанности преступных действий определенного вида; действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей.
3.Подстрекательство со стороны взрослых преступников. Подстрекательство со стороны взрослых преступников: оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, другие формы "до преступного" антиобщественного поведения. Такое вовлечение может явиться и самостоятельной причиной преступлений несовершеннолетних.
4. Длительное отсутствие определенных занятий. Длительное отсутствие определенных занятий: у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек.
- Все названные причины можно объединить в две группы: социальные и экономические
- Какие факторы, по вашему мнению, могут влиять на совершение преступлений? (Средства массовой информации, компании, выслушать мнение детей)
Учитель рассказывает пример из жизни: Костю Р. осудили, едва ему исполнилось 15 лет. Он систематически, как записано в обвинительном заключении, совершал кражу. А как начиналось? Он с товарищами отбирал у ребят младших классов мелочь, сотовые телефоны. Отобрали один раз, второй.…Понравилось, тем более что остались без наказания. Малыши, запуганные ими, молчали. Дальше – больше. Начали воровать из машин. Затем стали совершать кражи из квартир. Павла задерживали, разбирали на совете отцов, родительском собрании, поставили на внутришкольный учет. Выводов он так и не сделал. Конец его воровского пути – кража в государственном учреждении.
- Виновато ли общество, что преступность в нашей стране неуклонно растет?
Обоснованную тревогу вызывают не только неблагополучные семьи, но и вполне, казалось бы, нормальные. Занятость родителей, социально-экономические неурядицы,
их пьянство, оставляет подростков на периферии семейных забот. Там все чаще происходят конфликты и разводы родителей, травмирующих юного гражданина.
Стих ученика: Все избито, искалечено,
И душа моя стонет в груди,
Рана сердца никем не замечена, А ведь жизнь вся ещё впереди.
Надоело всё, опостылело,
Я и сам такой жизни не рад,
Говорю себе – счастье было ли?
Оглянуться надо назад.
А что будет? Что случиться?
Радость встреч или боль разлук.
В голове моей все кружится,
Дай ответ мне, мой милый друг.
Учитель:
- Обязательно ли быть преступником из неблагополучной семьи? (вопрос родителям и ученикам)
Причины сегодняшней ситуации говорят о том, что совершенно необязательно быть выходцем из неблагополучной семьи. Как показывает практика, ряды наркоманов и преступников пополняются из семей всех общественных слоев. Когда нарушены родственные связи, столь необходимые, чтобы выдержать испытания переходного возраста - негативное развитие событий становится едва ли не неизбежным. Рост преступности среди несовершеннолетних во многом также вызваны бедностью, социальными и жилищными проблемами. Возрастает отрицательное влияние средств массовой информации. От всего этого подростку иногда хочется спрятаться в «тусовке» себе подобных, "отодвинуть" какие – то семейные проблемы и уйти в «оргию». Другими словами, попытаться передоверить сложности жизни близким, избавиться от необходимости что-то решать и просто думать.
Тренинг психолога «Еж» на предотвращение различных видов правонарушений и преступлений.
Учитель: - Какие виды преступлений вы знаете? (вопрос учащимся)
Дается общая характеристика видов преступлений:
1. Преступление - это запрещенное уголовным законом деяние, причиняющее серьезный вред или создающее угрозу причинения такого вреда личности, обществу или государству.
2. Хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
3. Воровство - преступное похищение или присвоение имущества у граждан или у государства.
4. Мошенничество - обман в корыстных целях.
5. Грабеж- открытое похищение чужого имущества с помощью угроз, оружия.
6. Насилие - применение физической силы к кому-либо, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности.
7. Убийство - преступное умышленное или по неосторожности лишение жизни.
8. Сексуальное насилие - принуждение к сексуальным действиям.
Преступлением (статья 14 УК РК) признается виновно (умышленно) совершенное общественно опасное деяние (действия или бездействия), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Все преступления классифицируются по степени тяжести на:
а) Особо тяжкие - умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.
б) Тяжкие - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы.
в) Малозначительные.
Любое преступление является аморальным, безнравственным поведением людей, морально осуждаемым обществом.
В «Уголовном Кодексе Республики Казахстан» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.- Что такое возраст уголовной ответственности?
- С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Это возраст, с достижением которого человек несет ответственность за совершенные им преступления. Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет.
Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:
Совершение убийства;
Умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
Разбой, грабеж, кража, вымогательство; Угон и приведение в негодность транспорта;
Вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
Умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
Хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
Терроризм, захват заложника.
Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РК:
Штраф;
Обязательные работы;
Лишение свободы на определенный срок;
Исправительные работы;
Арест;
Лишение права заниматься определенной деятельностью.
Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.
К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РК)
-Что такое ответственность?
Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан,
общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Задание для учащихся:Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды нарушений: 1. Порвал учебник (Г) 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А) 3. Избил одноклассника (У) 4. Совершил кражу мобильного телефона.(У) 5. Совершил прогул в школе (Д) 6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А) 7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г) 8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А) Учитель: В жизни каждого человека бывает много различных обстоятельств, одни из которых способствуют воспитанию благородных, положительных черт личности. А другие – проявлению антиобщественных, аморальных взглядов и представлений.
Человек, прежде всего сам хозяин своей судьбы, своей жизни. И как бы обстоятельства ни складывались, он должен оставаться человеком честным, мужественным и твердым.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РК. Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества Казахстана всеми странами мира.
Если Вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда Вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей.
Составление буклета: «Закон против преступлений среди несовершеннолетних».
Учащиеся с родителями составляют буклет: «Закон против преступлений среди несовершеннолетних». Основной целью, которого было предотвращение и профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, так как подростки и молодежь являются будущем любого государства.
После того, когда озвучили буклет учащихся и родителей, произошел их обмен, т.е. буклетами.
Рефлексия: - Кого заставил задуматься наше сегодняшнее мероприятие- семинар?
(ответы учащихся и родителей)
Учитель раздала памятки для подростка по правовому статусу, правам, обязанностям и ответственности от рождения до достижения совершеннолетия. ( Приложение № 1)
Учитель: - Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего семинара, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона:
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными».
Видеоролик: «Твори добро, и оно к тебе вернется».
“Наставь юному при начале пути его;
он не уклонится от него,
когда и состарится”. Этими словами был окончен семинар.
Присутствующие гости оставили пожелания и советы на стикерах.
Составление буклета учащимися: «Закон против преступлений среди несовершеннолетних».
Составление буклета учащимися: «Закон против преступлений среди несовершеннолетних».
Просмотр видеоролика: «Правонарушения в школе».»
Учащиеся с родителями защищают плакаты по заданной тематике:
- Причины преступлений несовершеннолетних?
- Пути предотвращения преступлений среди совершеннолетних?