Методическая разработка мероприятия по учебному предмету «Обществоведение» Брейн – ринг «Знатоки права»
Методическая разработка мероприятия по учебному предмету «Обществоведение» Брейн – ринг «Знатоки права»
Представленное занятие способствует углублению знаний учащихся по темам «Правоотношение», «Правопорядок», «Правонарушение», «Юридическая ответственность», помогает вовлечь всех учащихся в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость прочных правовых знаний для формирования правовой культуры личности. Материалы мероприятия можно использовать во внеклассной деятельности для учащихся 11 классов обществоведческого профиля, а также на уроках обобщения и повторения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия по учебному предмету «Обществоведение» Брейн – ринг «Знатоки права»»
Методическая разработка мероприятия
по учебному предмету «Обществоведение»
Брейн – ринг «Знатоки права»
Автор: Сходкина Ольга Николаевна
Аннотация:представленное занятие способствует углублению знаний учащихся по темам «Правоотношение», «Правопорядок», «Правонарушение», «Юридическая ответственность», помогает вовлечь всех учащихся в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость прочных правовых знаний для формирования правовой культуры личности. Материалы мероприятия можно использовать во внеклассной деятельности для учащихся 11 классов обществоведческого профиля, а также на уроках обобщения и повторения.
Цель:
- расширение знаний учащихся в области права, развитие представления об обязанностях и последствиях противоправных деяний;
- формирование умения аргументировано высказывать свои взгляды, умений анализа и обобщения общественных явлений, навыка командной работы;
- воспитание правовой культуры, чувства ответственности за свои поступки, принадлежности к коллективу;
- расширение социального опыта учащихся, повышение интереса к предмету «Обществоведение», «Право».
Оборудование: Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г.), закон о правах ребёнка, карточки с заданиями, набор таблиц подведения результатов для жюри, интерактивное оборудование, презентация к уроку.
Форма проведения: игра – соревнование.
Место проведения – актовый зал или учебный класс.
Участники игры: команды 11-х классов. Количество участников в команде – до 6 человек.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Приветствие.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт.
Ведущий: Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Два из трёх преступлений несовершеннолетних – имущественные кражи, грабежи, разбои. В современном обществе без правовых норм, законов не обойтись. Знать право, уметь ориентироваться в нем - необходимо каждому. Вы граждане нашего государства, поэтому уже сейчас знания законов вам необходимы, так как незнание закона не освобождает вас от ответственности. Насколько вы обладаете этими знаниями, мы и проверим в ходе нашей игры. Сегодня в нашей игре принимают участие 4 команды. Идет представление команд (команды заранее придумывают названия и девиз).
Командам предстоит пройти шесть конкурсов:
1. «Разминка».
2. «Лото понятий».
3. «Игра букв».
4. Конкурс капитанов "Продолжи фразу".
5. «В шутку о серьезном».
6. «Перекресток мнений».
7. «Вопросы и ответы».
Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. А оценивать выступления команд будет компетентное жюри. Идет представление жюри.
I Конкурс «Разминка»
Команды должны ответить на шесть вопросов в отведенные на конкурс две минуты. Ответы могут быть даны раньше установленного времени. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко.
Вопросы 1 команды:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие преступления? (14)
2. Человек, совершивший преступление? (Преступник).
3. Международный документ, принятый ООН 10 декабря 1948 г.? (Всеобщая декларация прав человека).
4. Самое распространённое административное наказание? (Штраф).
5. Нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой? (Закон).
6. Отрасль права, регулирующая сферу семейных отношений? (Семейное право)
Вопросы 2 команды:
1. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка? (1989 год).
2. Акт о нарушении общественного порядка. Документ с записью допроса? (Протокол).
3. Отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений? (Трудовое право).
4. Тайное хищение имущества? (Кража).
5. С какого возраста наступает правоспособность? (С рождения)
6. С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие преступления? (14)
Вопросы 3 команды:
1. С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетних? (16).
2. Отрасль права, регулирующая главным образом сферу имущественных отношений? (Гражданское право).
3. Противоправное поведение (деяние) гражданина, организации? (Правонарушение).
4. Когда возникает уголовная ответственность? (В момент совершения преступления ).
5. Трудовой договор, заключённый на определённый срок? (Контракт).
6. Кто выступает защитником обвиняемого? (Адвокат).
Вопросы 4 команды:
1. Отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления (административное право).
2. Какой международный документ закрепляет права детей (Конвенция о правах ребёнка).
3. Акт о нарушении общественного порядка. Документ с записью допроса? (Протокол).
4. Прибор сотрудников ГАИ для определения скорости автомашины? (радар).
5. Способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности называется (дееспособность).
6. Когда прекращается уголовная ответственность? (в момент погашения (снятия) судимости).
II Конкурс « Лото понятий»
Каждая команда получает карточки, на которых записаны определения, а напротив понятия. Предлагается соотнести определения с понятиями. Время - 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Карточки (Приложения 1).
III Конкурс «Игра букв»
Команды должны сложить слово из предложенных букв в течение 6 минут. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
1. ОСЯТИУЦКИТН Конституция
2. ФЯКИЦАОСКИН Конфискация
3. КУСПОТРОП Проступок
4. ЕАЗНАИКНА Наказание
5. ТАРДАПИ Апатрид
6. ЯОЦДИРЕТПА Депортация
IV Конкурс капитанов «Продолжи фразу»
Капитаны вскрывают конверты под №4 на столах, в которых находятся незаконченные фразы, высказывания известных людей, цитаты из юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно. На обдумывание ответа отводится не более 1 минуты. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
Фразы:
1."Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /" (античная мудрость).
2."Закон суров, но / это закон /!" (древнеримское изречение).
3. "Высший закон - /благо народа /" (древнеримское изречение).
4. "Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/" (Монтескье, философ).
V Конкурс «В шутку о серьёзном»
Каждая команда должна определить, какие права в сказках нарушаются у сказочных героев. Задания командам даются по очереди. На обдумывание ответа отводится не более 1 минуты. В случае затруднения или неправильного ответа, право ответить на вопрос передаётся другой команде. За каждый правильный ответ команде начисляется 2 балла.
Вопросы:
1. Какое право нарушила лиса по отношению к зайцу в русской народной сказке “Заюшкина избушка”? (Право на неприкосновенность жилища).
2. Каким правом воспользовалась лягушка из сказки В. Гаршина “Лягушка-путешественница”, отправившись в путешествие? (Право на свободу передвижений или право выбора места жительства).
3. Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? (Правом на уважение достоинства).
4. Какое право нарушила мачеха, не пуская Золушку на бал? (Право на отдых и досуга).
VI Конкурс «Перекресток мнений»
Командам зачитывается ситуация из разделов правовых дисциплин. Команды её обсуждают, и дают свой ответ. Время обсуждения 2 минуты. Конкурс оценивается в 5 баллов.
Вопрос 1 Команде:
Девятиклассники Никита, Саша и Дима в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге около библиотеки ребята курили.
Вопрос: Как можно расценить их поведение, как проступок, правонарушение или преступление?
Ответ: Это правонарушение, так как они курили в общественном месте на территории библиотеки, что запрещено законом (так как им нет 18 лет). Вопрос 2 Команде:
Восьмиклассники Витя, Андрей и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, то им не поздоровится.
Вопрос: Как можно расценить действия Вити, Андрея и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ответ: Ребята совершили преступление, их действия действительно противозаконны. Они совершили вымогательство.
Вопрос 3 Команде:
Шестиклассник Ваня после каникул не приходит в школу уже две недели, говорит, что не хочет посещать уроки.
Вопрос: Как можно расценить поведение Вани, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Ответ: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.
Вопрос 4 команде:
Несколько школьников залезли в чужой гараж, но потом ребята испугались. Они ушли домой ничего не взяв и не разрушив. Прохожий их увидел и позвонил в милицию.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны? Как можно расценить их поведение, как проступок, правонарушение или преступление?
Ответ: Наказание последует: преступления не было, но было правонарушение.
VII Конкурс «Вопросы и ответы»
Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками "+" или "-" отметить согласны или не согласны они с данными утверждениями. Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 10 баллов.
Вопросы:
1. Естественные права человека относятся к политическим правам (-).
2. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность (-).
3. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами (-).
4. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности (+).
5. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности (+).
6. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи (-).
7. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных (+).
8.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов (+).
9.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит (+).
10. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие (-).
Подведение итогов:
Ведущий: Сегодня мы не только вспомнили свои права и обязанностях, но и увидели значимость этих знаний в повседневной жизни человека. Личность, живущая в демократическом обществе, должна не только знать какие права ей даны, но и уметь активно защищать их, знать и выполнять свои обязанности, а также уважать права других людей.
Спасибо командам за работу. Наступает самый торжественный момент, подведение итогов Брейн-ринга «Знатоки права».
Приложение 1. Карточки определений и понятий
Приложение 2. Таблица для оценивания команд жюри.
Конкурсы
I Команда
II Команда
III Команда
IV Команда
Названия команд
I конкурс
«Разминка»
(макс. кол-во баллов – 6)
II конкурс
«Лото понятий»
(макс. кол-во
баллов - 10)
III конкурс
«Игра букв»
(за каждый правильный ответ 2 балл, всего 12 баллов)
IV Конкурс капитанов "Продолжи фразу" (за каждый правильный ответ 2 балла)
V конкурс
«В шутку о серьезном»
(за каждый правильный ответ по 2 балла)
VI конкурс
«Перекресток мнений»
(макс. кол-во баллов – 5)
VII конкурс
«Вопросы и ответы»
(макс. кол-во баллов – 5)
Итог игры:
Литература:
1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г.). – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008.
2. Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.