kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер- класс «Система работы учителя по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых обучающихся». Тема: «Путь к успеху»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет интересен учителям, работающим с учениками высокой учебной мотивации.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать этот интерес до окончания школы?

Основная задача учителя – построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение так, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Обоснование актуальности
- Заявленная тема « Система работы учителя по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей» звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня   последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
- Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Система работы учителя по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых обучающихся». Тема: «Путь к успеху» »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА




Районный конкурс «Мастер- класс»

Номинация

«Система работы учителя

по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых обучающихся»


Тема: «Путь к успеху»


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран



Автор: Распутина Ольга Геннадьевна,

учитель обществознания

Головня Никита Николаевич,

учитель права











Тайшет, 2014 год

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать этот интерес до окончания школы?

Основная задача учителя – построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение так, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Обоснование актуальности
- Заявленная тема « Система работы учителя по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей» звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
- Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

Сегодня, вашему вниманию, мы предлагаем наш опыт по реализации программы «Одаренные дети». Преподавая учебные предметы предметной области «Обществознания» («Право», «Экономика», «Обществознание») (СЛАЙД) мы, как никто осознаем, что социальный заказ школе - это подготовка учеников, которые, развивая собственную деятельность, способны стимулировать прогресс обществе, учеников имеющих высокое качество и эффективность межличностных отношений. Для успешной трудовой деятельности и профессиональной карьеры кроме необходимых знаний у выпускников должны быть сформированы способности увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей и происходящие в мире события.

Наша работа включает несколько этапов. Представим программу в виде дороги, пройдя по заданному маршруту, остановившись на этапах, мы надеемся, что вы приобретете или пополните собственную копилку «Работа с одаренными детьми» .

  1. Исследовательско-диагностический

  2. Прогностический

  3. Экспериментально-практический

  4. Аналитико-рефлексивный

1.Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомились с научными данными о психологических осо­бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрели взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др.

Изучили модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.
ПОЯСНИТЬ ОДАРЕННОСТЬ

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.


2. Определить имеется ли у педагога склонность к работе с одаренными детьми.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 
1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены? 
а) да, 
б) нет, они и так хороши, 
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень. 
2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми? 
а) да, 
б) нет, 
в) в некоторых случаях. 
3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей? 
а) да, 
б) да при благоприятных обстоятельствах, 
в) лишь в некоторой степени. 
4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании? 
а) да, наверняка, 
б) это маловероятно, 
в) возможно. 
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности? 
а) да, 
б) часто думаю, что сумею, 
в) да, часто. 
6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей? 
а) да, это меня привлекает, 
б) нет, меня это не привлекает, 
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе. 
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого? 
а) да, 
б) удовлетворяюсь тем, что есть, 
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования. 
8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы? 
а) да, 
б) нет, достаточно знаний передового опыта, 
в) нет. 
9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то….. 
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях, 
б) махнете рукой на затею, 
в) продолжаете делать свое дело. 
10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид? 
а) да, 
б) не совсем легко, 
в) болезненно. 
11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить? 
а) не всегда, 
б) при хорошем настроении, 
в) в основном стараюсь это делать. 
12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях? 
а) да, конечно, 
б) запоминаю только то, что интересно, 
в) всегда вспомнить не могу. 
13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации? 
а) да, без затруднений, 
б) в некоторых случаях, 
в) нет. 
14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия? 
а) уклоняетесь от ответа, 
б) тактично переносите ответ на другое время, 
в) пытаетесь отвечать. 
15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то….. 
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы, 
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили, 
в) измените свое мнение, если давление будет мощным. 
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы 
а) средний, 
б) достаточный, 
в) оригинальный. 
17. Во время отдыха Вы предпочитаете…. 
а) решать проблемы связанные с работой, 
б) прочитать интересную книгу по проблеме, 
в) погрузиться в мир любимых увлечений. 
18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если…. 
а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца, 
б) Вы более или менее довольны, 
в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела. 
Обработка результатов. 
Ответы: 
а) 3 балла, 
б) 1 балл, 
в) 2 балла. 
Подсчитать количество набранных баллов: 
49 и более баллов. 
Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся. 
24 - 48 баллов. 
У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 
23 и менее баллов. 
Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Вывод: проведя диагностику, мы смогли определить наличие у себя склонности работать с одаренными детьми.

Говоря о нашей системе работы, нужно сказать о выявлении одаренных детей.

Согласно Концепции одаренности:

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

(задание- выбрать качество, характерное для одаренного ребенка)

Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

1.Пассивен в проявлении любознательности.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

2. Выполняет задания по алгоритму.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Высказывает свое мнение, не стремится к его отстаиванию.

4. Склонен к рискованным действиям.

4. Осторожен в принятии решений.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

5. Имеет скудную фантазию, не проявляет инициативу.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

6. Отсутствует чувство юмора.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

7. Не проявляет эмоции, скромен в проявлении внимания и чувств к окружающим.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

8. Проявляет признаки конформного поведения.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

9. Охотно передает возможность принятия решения другим.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

10. Действует по образцу, заранее определенному алгоритму.

Важно помнить, что конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление талантов.

Следующий элемент нашей системы мы особо тщательно продумываем:

- Выбор стратегии обучения

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы.
а) Ускорение обучения
Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров, как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат. Данная стратегия может быть использована индивидуально с учащимися, которые имеют высокий уровень учебной и познавательной мотивации.
б) Обогащение обучения.
Стратегия обогащения в обучении детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении  сохраняется у большинства современных специалистов.
«Горизонтальное» и «вертикальное» обогащение (изобразить графически)
В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета (профильный уровень). Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно (базовый уровень). 

Являясь составителями рабочей программы мы можем самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

Следующий этап нашей системы

Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми

В работе с одарёнными детьми используем следующие формы учебной и внеурочной деятельности:
- творческие мастерские;
- предметные недели;
-олимпиады (разных уровней)
-факультативы («Основы экономики», «Право», «Менеджмент и маркетинг», «Основы предпринимательской деятельности», «Космос театра» и др.)
-кружки (краеведческий)
-конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)
- интеллектуальные ринги; марафоны знаний;
-НПК;
-социальные практики;
-родительские всеобучи;
-работа по индивидуальным планам (дорожная карта)
Сегодня мы хотим подробнее остановиться на таком приеме, как Круги Эйлера.

Леонард Эйлер, крупнейший математик XVIII века

Особенность системы учителя, работающего с одаренными детьми- четкость и продуманность в выборе приемов и методов обучения.

Новизна- расширение традиционного информационного поля знаний;

более детальный анализ дидактического материала; интеграция технологий обучения; творческий подход; проектирование.

Прием: «Круги ЭЙЛЕРА»

«Круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления», - писал Эйлер. (Диаграммы Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между множествами для наглядного представления.

Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера. 
Понятия могут быть (СЛАЙД)
1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В). 
2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).
3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).
4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).
Алгоритм работы: (СЛАЙД)

  1. Записываем краткое условие задания.

  2. Выполняем рисунок.

  3. Записываем данные в круги.

  4. Анализируем, рассуждаем, не забывая записывать результаты в части круга.

Обществознание

Отношения между понятиями (Круги Эйлера).

А – неработающий пенсионер, В – член клуба филателистов, С – министр, D – государственный служащий, Е – член политической партии (СЛАЙД)

Обществознание

Стихийное бедствие, землетрясение, явление природы, наводнение, гроза


Право

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

А – форма государства; Б – форма режима; В – республика; Г – федерация; Д – форма правления; Е – форма территориального устройства; Ж – демократия; З – монархия.

Кстати, если ученик не можете определиться, какую профессию выбрать, попробуйте нарисовать схему в виде кругов Эйлера. Возможно, чертеж вроде этого поможет определиться с выбором:

Те варианты, которые окажутся на пересечении всех трех кругов, и есть профессия, которая не только сможет прокормить, но и будет нравиться.

Давайте попробуем, выполнить еще одну задачу:

Образовательный процесс, учитель, ученик, родители, результат

Варианты???? Принимают участие зрители (2-3 варианта)

Полагаю, нам удалось убедить вас, что круги Эйлера – не просто занимательная и интересная штука, но и весьма полезный метод решения задач. Причем не только абстрактных задач на школьный уроках, но и вполне себе житейских проблем

Результаты.

Наша совместная работа имеет положительный результат

- ЕГЭ

- олимпиады, конкурсы (пример на муниципальном уровне, региональном уровне)

- определение выпускников

- развитие у школьников таких составляющих социальной одаренности как коммуникативные, организаторские и лидерские способности.

Вывод:

на наш взгляд, наша система по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей достаточно эффективна, мы будем продолжать работать по ней, дополняя инновационными методаим.

К любому ребенку следует относиться с надеждой и ожиданием...




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Распутина Ольга Геннадьевна, Головня Никита Николаевич

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 143941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства