kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС на уроках обществознания».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повысить интерес коллег к овладению эффективными приемами мотивации для применения их на различных этапах урока

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС на уроках обществознания».»

Мастер-класс

«Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС

на уроках обществознания».

Фитисова Л.Е.

учитель истории,

обществознания и права.



Цель: повысить интерес коллег к овладению эффективными приемами мотивации для применения их на различных этапах урока.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием «мотив» и «мотивация».

  • Дать представление о классификации мотивации.

  • Показать конкретные варианты проведения мотивации на разных этапах урока.

  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

(мотивация) «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров».

Л.С. Выготский.

«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».

П.Я.Гальперин



Тема нашего мастер-класса «Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС на уроках обществознания».


Для этого сегодня мы познакомимся… (с основными видами мотивации),

узнаем… (как применить ее в современном уроке),



В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны понимать что, как и зачем они делают на уроке. Должны не только уметь слушать собеседника, но и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, давать оценку своей деятельности и работе одноклассников.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (ФГОС НОО)


Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока – мотивацию.

Давайте вспомним : А что же такое мотивация?

Слово мотив происходит от (от лат. movere)

Мотив – побудительная причина действий, поступков человека,

которая направляет деятельность учеников.

Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Этап мотивации является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.

Зачем же нужна мотивация?

Предлагаем вам подумать и записать ответ на этот вопрос (2 мин)

Что такое Мотивация?

Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Зачитай те, что у Вас получилось.

Итак, мотивация имеет несколько видов .




Приведите примеры положительной мотивации

Положительная мотивация проявляется

  • Через интерес ученика к

изучаемому предмету.

  • Желание хорошо знать

предмет, чтобы учиться в вузе.

  • Стремление получать

одобрение одноклассников.

  • Выполнение обещания

перед родителями

Приведите примеры отрицательной мотивации

Отрицательная мотивация может возникнуть

  • Из-за желания быть лучше

(завышенная самооценка, самолюбие).

  • Страха перед родителями или учителем.

  • Боязни получить плохую отметку



По ФГОС мотивация связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.



Мотивация к учебной деятельности.
Требования:

  • Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

  • Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

  • Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Универсальные учебные действия на этом этапе:

  • самоопределение, смыслообразование (Л)

  • целеполагание (Р)

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Мотивация - задача учителя

  • Одной из основных задач учителя на уроке является не столько использование методов, сколько развитие с их помощью у учащихся знаний, умений и навыков, которые помогут им активнее включиться в будущую взрослую жизнь после окончания школы.

То есть, учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом, и как это умение пригодиться им в будущем.


Мотивация может осуществляться на любом его этапе урока. И мы вам сейчас продемонстрируем некоторые приемы на примере интегрированного урока «Охрана окружающей среды»


Ход урока

  1. Организационный момент (создание эмоционального настроя)

С.В.: Уважаемые коллеги, посмотрите в окно: зима, просыпается природа, правда на языке естествознания все, что вокруг нас мы будем называть сегодня окружающей средой, и, надеемся, она будет способствовать мотивации на сотрудничество, понимание, доброжелательность в нашей работе.

  1. Итак мы переходим к этапу актуализации, где

1.Определяется тема урока.

2. Целеполагание.

3. Выявляются проблемы.






Приемы мотивации:



Рассмотрите рисунок и попробуйте сформулировать тему урока и проблему урока (на слайде рисунок дерева с весами). Сложно, тогда прочтите эпиграф

Эпиграф. Кому угрожает опасность?

Вам.

Разве вы не видите, что перед вами весы,

на одной чаше которых ваше могущество,

на другой – ваша ответственность?

Виктор Гюго. «Человек, который смеется»

Итак, первый прием – это эпиграф



Второй прием - афоризм



Может этот афоризм подскажет тему (афоризм телевизионной передачи)

«Если люди вновь захотят стать обезьянами, им не хватит деревьев»



Третий прием - Стихотворение

Как это страшно – умиранье рода

Всех поголовно, всех до одного.

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды,

И птицы вымрут. И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой не владей,

Земля защиты, требует, защиты,

Она спасенья просит у людей. С.Островой



С.В.: 4 прием иллюстрации Как вы думаете, о чем говорят эти рисунки? (демонстрируются рисунки учащихся)



Вы правы, тема нашего урока «Охрана окружающей среды»



Этап формирования новых знаний

Цель этапа: создание проблемной ситуации, погружение в проблему.

«Проблемы химической экологии созданы самим человеком и возникли как результат длительной, а в последнее столетие и чрезвычайно бурной производительной деятельности человечества»

В.А.Легасов

Сегодня задача экологии не только осмыслить губительные для человека последствия его жизнедеятельности, но и понять, что человек сам становится жертвой и заложником создавшейся экологической ситуации.

О какой проблеме пойдет речь?



Прием просмотр мультфильма «Смешарики»



Какую проблему поднимают герои этого мультфильма?

Экологические проблемы бывают не только глобальные, но и местного значения, и мы нашли их в нашем городе

Видеоряд представлен фотографиями: свалка мусора и промышленных отходов по дороге в г. Оболенск, свалки мусора вблизи магазинов, скопление транспорта, голые и съеденные короедом сосны, обгоревшие деревья.

Какие последствия нас ожидают, если пассивно наблюдать за происходящим, а вернее закрыть на все глаза.

Обсуждение.

Выхлопные газы автомобилей отравляют воздух, которым мы дышим.(Автомобили буквально все заполонили)

Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. (слайд 14) На месте лесов появляются степи и пустыни.

Вокруг крупных городов не хватает места для свалок.

Выезжая на природу отдыхать, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Мусор и бытовые отходы быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются

Огромный вред наносят природе лесные пожары. Много лет надо, чтобы гарь снова покрылась зеленым ковром

Жук-короед, который может наносить не только экологический вред всей экосистеме, но и уничтожает редкие породы древесных культур, уже подкрался вплотную к нашей школе.

Вам понравилось то, что вы видели? Мы предлагаем вам подобрать к этим нарушениям статьи закона. (предоставляется раздаточный сатериал)



Прием – «Актуальность»

Узнали? Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где - нибудь поставь какой- нибудь памятник или просто забор, черт их знает откудова нанесут всякой дряни!(Вздыхает).»

Прошло более века, а эта проблема актуальна и на сегодняшний день? Традиции живучи? Как вы думаете, с чем это связано?

Работа в группах.

(Мотивация) ситуация – с удивлением.

Задание. Сколько лет понадобится, чтобы выданные предметы разложились в почве? (соотнести предмет со сроком разложения).

На столах лотки с предметами и отдельно карточки с числом лет:

  • Алюминиевая банка - 500лет

  • Стеклянная банка или бутылка -1000лет

  • Пластмассовая бутылка -100 лет

  • Консервная банка- 10 лет

  • Стаканчик и пенопласта -50 лет

  • Батарейка-110лет

  • Полиэтиленовый пакет -200лет

  • Подгузник – 500 лет

  • Сигарета -10-12 лет


Проверка результатов.

Информация к размышлению: в год на одного человека приходится 380 -400 кг мусора и бытовых отходов.


Интеллектуальная разминка

В конце 10 века на основании «Закона Русского» объявлялись заповедными « бортные угодья» (лесные пасеки), леса, отведенные для княжеской охоты, а также места обитания особо ценных пушных зверей (например, бобров). Указами царя Алексея Михайловича, а также императора Александра I запрещалась охота и рубка леса на отдельных территориях государства. А первым государственным указом о природе стал Указ от 1 февраля 1703 года, предписывающий произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза и других ценных пород деревьев каралась денежным штрафом или каторгой.

Как вы думаете, почему уже с 10 века, когда еще не существовала экологическая угроза, люди задумывались об охране природы?



В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Человек – царь природы», «Мы не можем ждать милостей то природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно.

А какова ваша позиция? Мы предлагаем вам создать свой лозунг.

Посмотрите и определите, что означают эти знаки.

Знаки химической экологии

Заключительный этап. Творческий

Мы предлагаем вам сконструировать свой знак

« Создай природоохранные знаки». Работа в группах.

Задание 1 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать запрещающие знаки и прокомментировать их назначение.

Задание 2 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать разрешающие правоохранные знаки к теме «Охрана окружающей среды» и прокомментировать их назначение.

Этап рефлексии. Супер-блиц. Закончи высказывание.

  1. Мы рады слышать то с чем согласны, а учимся на том, с чем не согласны.

  2. Если мы чего то не имеем, значит мы этого не хотим.

  3. Все, что лежит перед тобой, все, что лежит за тобой – мелочи по сравнению с тем, что лежит внутри тебя.

  4. Ты никогда не пересечешь океан, если не наберешься смелости потерять из виду берег.

  5. В мире есть только один человек, способный потянуть тебя на дно или вытянуть наверх – это ты сам.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении мы предлагаем вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаем взять голубой камушек и положить его на весы, а если это все вас не тронуло – белый.


Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!




10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер-класс «Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС на уроках обществознания».

Автор: Фитисова Лариса Евгеньевна

Дата: 24.03.2021

Номер свидетельства: 576573

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства