Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС на уроках обществознания».»
Мастер-класс
«Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС
на уроках обществознания».
Фитисова Л.Е.
учитель истории,
обществознания и права.
Цель: повысить интерес коллег к овладению эффективными приемами мотивации для применения их на различных этапах урока.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием «мотив» и «мотивация».
Дать представление о классификации мотивации.
Показать конкретные варианты проведения мотивации на разных этапах урока.
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
(мотивация) «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров».
Л.С. Выготский.
«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».
П.Я.Гальперин
Тема нашего мастер-класса «Эффективные приемы мотивации в системе ФГОС на уроках обществознания».
Для этого сегодня мы познакомимся… (с основными видами мотивации),
узнаем… (как применить ее в современном уроке),
В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны понимать что, как и зачем они делают на уроке. Должны не только уметь слушать собеседника, но и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, давать оценку своей деятельности и работе одноклассников.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (ФГОС НОО)
Структура урока по стандартам второго поколения обязательно включает в себя этап урока – мотивацию.
Давайте вспомним : А что же такое мотивация?
Слово мотив происходит от (от лат. movere)
Мотив – побудительная причина действий, поступков человека,
которая направляет деятельность учеников.
Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Этап мотивации является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.
Зачем же нужна мотивация?
Предлагаем вам подумать и записать ответ на этот вопрос (2 мин)
Что такое Мотивация?
Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от неё «в знак протеста». Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Зачитай те, что у Вас получилось.
Итак, мотивация имеет несколько видов .
Приведите примеры положительной мотивации
Положительная мотивация проявляется
Через интерес ученика к
изучаемому предмету.
Желание хорошо знать
предмет, чтобы учиться в вузе.
Стремление получать
одобрение одноклассников.
Выполнение обещания
перед родителями
Приведите примеры отрицательной мотивации
Отрицательная мотивация может возникнуть
Из-за желания быть лучше
(завышенная самооценка, самолюбие).
Страха перед родителями или учителем.
Боязни получить плохую отметку
По ФГОСмотивация связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Мотивация к учебной деятельности. Требования:
Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Универсальные учебные действия на этом этапе:
самоопределение, смыслообразование (Л)
целеполагание (Р)
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Мотивация - задача учителя
Одной из основных задач учителя на уроке является не столько использование методов, сколько развитие с их помощью у учащихся знаний, умений и навыков, которые помогут им активнее включиться в будущую взрослую жизнь после окончания школы.
То есть, учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом, и как это умение пригодиться им в будущем.
Мотивация может осуществляться на любом его этапе урока. И мы вам сейчас продемонстрируем некоторые приемы на примере интегрированного урока «Охрана окружающей среды»
Ход урока
Организационный момент (создание эмоционального настроя)
С.В.: Уважаемые коллеги, посмотрите в окно: зима, просыпается природа, правда на языке естествознания все, что вокруг нас мы будем называть сегодня окружающей средой, и, надеемся, она будет способствовать мотивации на сотрудничество, понимание, доброжелательность в нашей работе.
Итак мы переходим к этапу актуализации, где
1.Определяется тема урока.
2. Целеполагание.
3. Выявляются проблемы.
Приемы мотивации:
Рассмотрите рисунок и попробуйте сформулировать тему урока и проблему урока (на слайде рисунок дерева с весами). Сложно, тогда прочтите эпиграф
Эпиграф. Кому угрожает опасность?
Вам.
Разве вы не видите, что перед вами весы,
на одной чаше которых ваше могущество,
на другой – ваша ответственность?
Виктор Гюго. «Человек, который смеется»
Итак, первый прием – это эпиграф
Второй прием - афоризм
Может этот афоризм подскажет тему (афоризм телевизионной передачи)
«Если люди вновь захотят стать обезьянами, им не хватит деревьев»
Третий прием - Стихотворение
Как это страшно – умиранье рода
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут. И падут растенья,
И зверь не обойдет своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты, требует, защиты,
Она спасенья просит у людей. С.Островой
С.В.: 4 прием иллюстрации Как вы думаете, о чем говорят эти рисунки? (демонстрируются рисунки учащихся)
Вы правы, тема нашего урока «Охрана окружающей среды»
Этап формирования новых знаний
Цель этапа: создание проблемной ситуации, погружение в проблему.
«Проблемы химической экологии созданы самим человеком и возникли как результат длительной, а в последнее столетие и чрезвычайно бурной производительной деятельности человечества»
В.А.Легасов
Сегодня задача экологии не только осмыслить губительные для человека последствия его жизнедеятельности, но и понять, что человек сам становится жертвой и заложником создавшейся экологической ситуации.
О какой проблеме пойдет речь?
Прием просмотр мультфильма «Смешарики»
Какую проблему поднимают герои этого мультфильма?
Экологические проблемы бывают не только глобальные, но и местного значения, и мы нашли их в нашем городе
Видеоряд представлен фотографиями: свалка мусора и промышленных отходов по дороге в г. Оболенск, свалки мусора вблизи магазинов, скопление транспорта, голые и съеденные короедом сосны, обгоревшие деревья.
Какие последствия нас ожидают, если пассивно наблюдать за происходящим, а вернее закрыть на все глаза.
Обсуждение.
Выхлопные газы автомобилей отравляют воздух, которым мы дышим.(Автомобили буквально все заполонили)
Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. (слайд 14) На месте лесов появляются степи и пустыни.
Вокруг крупных городов не хватает места для свалок.
Выезжая на природу отдыхать, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.
Мусор и бытовые отходы быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются
Огромный вред наносят природе лесные пожары. Много лет надо, чтобы гарь снова покрылась зеленым ковром
Жук-короед, который может наносить не только экологический вред всей экосистеме, но и уничтожает редкие породы древесных культур, уже подкрался вплотную к нашей школе.
Вам понравилось то, что вы видели? Мы предлагаем вам подобрать к этим нарушениям статьи закона. (предоставляется раздаточный сатериал)
Прием – «Актуальность»
Узнали? Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где - нибудь поставь какой- нибудь памятник или просто забор, черт их знает откудова нанесут всякой дряни!(Вздыхает).»
Прошло более века, аэта проблема актуальна и на сегодняшний день? Традиции живучи? Как вы думаете, с чем это связано?
Работа в группах.
(Мотивация) ситуация – с удивлением.
Задание. Сколько лет понадобится, чтобы выданные предметы разложились в почве? (соотнести предмет со сроком разложения).
На столах лотки с предметами и отдельно карточки с числом лет:
Алюминиевая банка - 500лет
Стеклянная банка или бутылка -1000лет
Пластмассовая бутылка -100 лет
Консервная банка- 10 лет
Стаканчик и пенопласта -50 лет
Батарейка-110лет
Полиэтиленовый пакет -200лет
Подгузник – 500 лет
Сигарета -10-12 лет
Проверка результатов.
Информация к размышлению: в год на одного человека приходится 380 -400 кг мусора и бытовых отходов.
Интеллектуальная разминка
В конце 10 века на основании «Закона Русского» объявлялись заповедными « бортные угодья» (лесные пасеки), леса, отведенные для княжеской охоты, а также места обитания особо ценных пушных зверей (например, бобров). Указами царя Алексея Михайловича, а также императора Александра I запрещалась охота и рубка леса на отдельных территориях государства. А первым государственным указом о природе стал Указ от 1 февраля 1703 года, предписывающий произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза и других ценных пород деревьев каралась денежным штрафом или каторгой.
Как вы думаете, почему уже с 10 века, когда еще не существовала экологическая угроза, люди задумывались об охране природы?
В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Человек – царь природы», «Мы не можем ждать милостей то природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно.
А какова ваша позиция? Мы предлагаем вам создать свой лозунг.
Посмотрите и определите, что означают эти знаки.
Знаки химической экологии
Заключительный этап. Творческий
Мы предлагаем вам сконструировать свой знак
« Создай природоохранные знаки».Работа в группах.
Задание 1 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать запрещающие знаки и прокомментировать их назначение.
Задание 2 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать разрешающие правоохранные знаки к теме «Охрана окружающей среды» и прокомментировать их назначение.
Этап рефлексии. Супер-блиц. Закончи высказывание.
Мы рады слышать то с чем согласны, а учимся на том, с чем не согласны.
Если мы чего то не имеем, значит мы этого не хотим.
Все, что лежит перед тобой, все, что лежит за тобой – мелочи по сравнению с тем, что лежит внутри тебя.
Ты никогда не пересечешь океан, если не наберешься смелости потерять из виду берег.
В мире есть только один человек, способный потянуть тебя на дно или вытянуть наверх – это ты сам.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:
И в заключении мы предлагаем вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаем взять голубой камушек и положить его на весы, а если это все вас не тронуло – белый.