kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект ролевой игры: "Шаги по правовому лабиринту".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра "Шаги по правовому лабиринту". Проведена в 2009 уч.году в параллели 8-9 классов. Цели: повышение уровня правовой культуры учащихся МБОУ "СОШ №74 имени Габдуллы Тукая", формирование понятия - уважение к закону, формирование мотивов к активному изучению права как науки. Игра включает 7 этапов. За её проведение было вручено благодарственное письмо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ролевой игры: "Шаги по правовому лабиринту". »

Ролевая игра: Шаги по правовому лабиринту.

Разработал учитель истории и обществознания МОУ «СОШ№74»: Семеняченко Н.П.

Цели игры:

- повышение уровня правовой культуры учащихся МОУ «СОШ№74»

- формирование понятия – уважение к закону

- формирование мотивов к активному изучению права как науки.

Задачи игры:

- закрепление основных прав человека, записанных в Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка

- развитие умений отстаивать и использовать гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека в конкретных жизненных ситуациях.

Оборудование к игре:

  1. Спроектировать на экран актового зала эпиграф:

Право-это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)

Право-это всё что истинно и справедливо. (В.Гюго)

  1. Над сценой повесить портрет А.Д.Сахарова-великого гражданина России.

Содержание игры:

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто незнание прав ведёт к отсутствию уверенности в себе. К, сожалению, очень часто российские граждане попадают в ситуацию нарушения своих прав, иногда даже не подозревая об этом в силу правовой безграмотности. Трудно общаться с другими людьми, заботиться о чьих то правах, когда не осознаёшь своих собственных. Но если человек владеет достаточным объёмом информации о своих правах, у него имеется не мало способов отстоять их, защитить себя и других. Наша игра позволит Вам использовать теоретические знания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям!

Игра включает 7 этапов:

  1. Представление команд.

  2. Разминка.

  3. Конкурс «Вредные советы».

  4. Конкурс «Правовая сказка».

  5. «Заморочки»

  6. «Взрослые и дети».

  7. Литературная дуэль для спикеров команд. (Литературные вопросы, касающиеся закона и права).

Сейчас я попрошу вас разбиться на 4 команды.

Президентский совет получает специфическое задание, они являются журналистами, готовят репортаж с игры в школьную газету, а двое из них будут членами жюри и подведут итоги ролевой игры.

Ведущая: В добрый путь! Желаю удачи! Первый шаг по лабиринту - презентация команды. Название должно соответствовать теме: «Права человека». Высший бал-2 балла. (Команды представляют свои названия, например «Свободный выбор», «Профсоюз», «Гражданин», «Лига прав человека» ит.д.)

Ведущая: Второй шаг по лабиринту называется «Разминка». Он покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается 3 вопроса: 3понятия назвать на основе данного определения. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, у других есть право дать ответ. Право предоставляется первому, поднявшему руку. Эксперты, будьте внимательны!

Вопросы команде №1

  1. Система общеобязательных правил поведения, закреплённых в законе, установленных государством и обеспеченных принудительной силой государства (право).

  2. Основной закон государства, обладающей высшей юридической силой, документ, в котором определены принципы устройства государства, права и свободы граждан (конституция).

  3. Общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом, нравственно осуждаемое (преступление).

Вопросы команде №2

  1. Государство, где существует верховенство закона, неотъемлемость прав и свобод граждан, принцип разделения властей (правовое государство).

  2. Противоправное поведение гражданина (правонарушение).

  3. Законодательный орган власти в России (Федеральное собрание)


Вопросы команде №3

  1. Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, ответственность перед судом, законом (правовая ответственность).

  2. Государство, в котором высшие органы власти избираются на определенный срок (республика).

  3. Международный документ о правах ребенка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году (Конвенция о правах ребенка)

Вопросы команде №4

  1. Организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории, организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей на этой территории (государство).

  2. Главные защитники прав ребенка (родители)

  3. Свод законов РФ, регулирующий семейные отношения (Семейный кодекс).

Ведущая: Третий шаг по лабиринту - Конкурс «Вредные советы».

Каждая команда получает по два совета на карточках. Перед вами начальные строки вредного совета в стиле Г.Остера. Вам необходимо продолжить данный совет. Максимальный балл, за самые оригинальные советы-5 баллов.


Команде №1

1.Если вдруг тебя решили

Прав каких-нибудь лишить…

2.Если жить на этом свете

Ты решился без друзей…

Команде №2

1.Если вдруг ты не согласен

С тем, что люди говорят…

2.Если ты не добрый малый.

Скажем прямо даже злой…

Команде №3

1.Если думаешь, что можно

Младших в школе обижать…

2. Если ты надумал в школу

Вдруг о бомбе позвонить…

Команде №4


1.Если ты такой хороший

И закон тебе не нужен…

2.Если вдруг тебя посмели,

В магазине обсчитать…


Ведущая: Четвёртый шаг по лабиринту – Конкурс «Правовая сказка».

Вы должны угадать название сказочного героя и название сказки. 2 балла за правильный ответ.

Команде №1

Он был приговорён к утоплению в пруду как беспаспортный, бездомный, беспризорный (Буратино).

Команде №2

Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек («Колобок»).

Команде №3

В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).

Команде №4

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»).

Ведущая: «Заморочки».

В этом конкурсе, а это пятый шаг по лабиринту, Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью. Примените теоретические знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой команде выдаются задания. Время -3 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы команде №1

1.Почемузаконодательство не допускает приёма на работу лиц моложе 15 лет, а при определённых условиях- 14 лет? (Необходимость соблюдения права на образование, ст.43.п.4. Конституции РФ, недееспособность несовершеннолетних).

2.После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения реализуемы лишь в том случае, если государством Павлу будут предоставлены следующие права…(Право на свободу передвижения и выбор места жительства, на получение высшего образования на конкурсной основе).

С какого возраста ребёнок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (С рождения).

Вопросы команде №2

1.Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает всё наперекор родителям и не уважает их? (Да, воспитание - равное право и обязанность родителей).

2. Нина влюбилась в иностранца и собирается выйти замуж и уехать с ним на его родину. Помогут влюблённым следующие права…(Право свободного выезда за пределы России, семейное право).

3. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (с 10 лет)

Вопросы команде №3

1.Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры или противоправное деяние? (противоправное деяние).

2.Григорий - страстный фотолюбитель. Помогут Григорию следующие права…(Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право частной собственности).

3.С какого возраста ребенок может самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд? (с 14 лет)

Вопросы команде №4

1.Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве 14-летним учащимся школы, не желающим писать контрольную работу? (Нет, это преступление, ст.20 УК РФ).

2.Могут ли вас сделать рабом? Конечно же, нет, если вы имеете права…(Право на свободу и личную неприкосновенность, принудительный труд запрещён).

3.Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (с разрешения родителей)

Ведущая: Жизнь каждого человека неразрывно связана с семьёй. Но не в каждой семье существуют отношения взаимопонимания, доброты между детьми и взрослыми. Взрослые часто убеждены, что имеют права собственников по отношению к своему ребёнку, забывая, что ребенок- это уникальная и самостоятельная личность. Чтобы показать значимость этой проблемы, вы должны будете придумать обращение несовершеннолетних детей к взрослым. Это и есть ваш шестой шаг по лабиринту. Оценивается оригинальность обращения и актуальность существующих проблем между детьми и взрослыми. (Например: Ах, взрослые, нам бы ваши проблемы! С нами может и трудно, но зато не соскучишься! Конечно, я не Ломоносов, но кое-что знаю. Давайте дружить! ит.д.)

Высший балл-3 балла.

Ведущая: Вы успешно миновали шесть трудных этапов, остался один. И сейчас я объявляю конкурс спикеров четырёх команд. Эрудированные спикеры, руководившие вашей работой, должны ответить на литературные вопросы, касающиеся закона, права. Конкурс называется «Литературная дуэль». За каждый правильный ответ -1 балл. Побеждает – набравший наибольшее количество баллов.

Вопросы дуэлянтам:

  1. Назовите фамилию судьи в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (Ляпкин-Тяпкин).

  2. Назовите автора высказывания: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов).

  3. Что означает выражение «Пуститься во все тяжкие?» (Сбиться с жизненного пути, вести праздный образ жизни).

  4. Назовите автора высказывания: «Человек- это звучит гордо» (А.М.Горький).

  5. Вспомните и назовите хотя бы одно литературное произведение, содержание которых связано с судом и следствием. (Ф.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Воскресенье», В.Липатов «И это всё о нём» и др.).

6. Назовите участников кулачного боя в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Допустимы ли кулачные бои с точки зрения современного права? (Купец Степан Калашников и опричник Кирибеевич; не допустимы – право на личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ), право на жизнь как высшая ценность человека в современном мире).

7.Назовите автора строк и название стихотворения:

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков (Г.Державин «Властителям и суиям»)

8. Из русских писателей XIX века преследованию по обвинения в соучастии и убийстве подвергался: а) Н.Гоголь б) А.Островский в)А.Сухово-Кобылин


Ведущая: Ребята! Наш путь по правовому лабиринту сегодня завершён. Игра показала, что вы обладаете конкретными правовыми знаниями, которые позволяют Вам ориентироваться в сложных современных отношениях. Остаётся подвести итоги. Слово предоставляется членам жюри. Награждение лидеров, самых активных и знающих учащихся.

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. М. 1999г.

  2. Правовое образование: организация внеурочной работы. Выпуск I,II. М. ООО Издательский дом «Новый учебник», 2002г.

  3. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9 класс», М. Издательство Вита- «Пресс», 2000г.



За проведение ролевой игры было вручено благодарственное письмо «за активное участие в проведении Дня молодого избирателя» от Председателя ТИК Советского района города Астрахани С.В.Антонова.


Комментарии

1. Елена Николаевна Ермакова.

Спасибо. Как раз с понедельника начинаем в школе Неделю правовых знаний. Часть вопросов с Вашего разрешения позаимствую.

2. Нестерчук Наталья Анатольевна

Мероприятие оптимально подходит для внеурочной деятельности по предмету.

3. Бантя Танзиля Григорьевна

Спасибо, Наталия Павловна, очень пригодилось.

4. Петриченкова Анна Александровна.

Спасибо за интересный материал! Обязательно воспользуюсь!

5. Домашенко Любовь Викторовна

Наталия Павловна, огромное спасибо за вашу работу. Подборка материала к мероприятию служит хорошим подспорьем, не всегда успеваю сделать сама. Спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект ролевой игры: "Шаги по правовому лабиринту".

Автор: Семеняченко Наталия Павловна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства