Тема: Когда наступает ответственность? (час раздумья)
Цель: создать условия для формирования ответственного правового сознания
обучающихся.
Задачи:
-закрепить знания о видах юридической ответственности;
- корригироватьвнимание, мышление, навыки коммуникации, речь;
- воспитывать правовое самосознание обучающихся, ответственность, способность осознанно совершать нравственный выбор в трудных жизненных ситуациях.
Ход занятия
1.Вступительное слово соц.педагога.
Добрый день. Наше занятие мне хочется начать с отрывка романа «Борьба за огонь», французского писателя Жозефа Рони, в котором рассказано о доисторических людях. Мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это значило, что все племя было обречено на холод, голод, может быть, гибель.
Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрек их на смерть. Мальчик не понял всей ответственности за порученное дело. За это, тогдашним понятиям, он сам был достоин смерти.
- А теперь у меня к вам вопрос: сможет ли кто-нибудь из вас назвать тему нашей беседы, о чем мы будем говорить?
- Да, правильно, мы будем говорить об ответственности. Из курса обществознания, вы помните о видах юридической ответственности. Мы сегодня еще раз повторим эти понятия.
1.- Что такое ответственность?
Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться о каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.
- Когда возникает это чувство?
- Когда за что-то надо нести ответственность.
- Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность?
Например забрать из детсада младшего брата или признаться во лжи.
- Трусость, лень, эгоизм.
- Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
- Стыд, страх, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося.
2. Игра: В слове «ответственность» корень «ответ».
Я вам предлагаю на каждую букву этого слова придумайте новые слова обозначающие черту характера человека , как положительные, так и отрицательные.
О –осторожный, отважный, обаятельный, обидчивый, озорной, озлобленный, отходчивый, очаровательный, отчаянный
Т - трусливый, терпеливый, трудолюбивый, требовательный, тревожный
В – вежливый, воспитанный, великодушный, верный.
Е – егозливый, единоличный, ершистый;
Т – торопливый, талантливый, тактичный, твердолобый, творческий.
- Молодцы, хорошо справились с заданием. Смотрите, сколько мы назвали черт характера человека вы назвали. И увидели, что в любом человеке есть как положительное, так и отрицательное.
Многое зависит от того, какие цели ставит перед собой человек. Не отступиться в жизни трудно, стать настоящим гражданином, соблюдающим законы, стать сильной личностью очень сложно.
Известная пословица гласит: незнание закона не освобождает от ответственности.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Правильно. Да, даже не зная закона, при его нарушении ты понесешь ответственность.
3. На уроках обществознания вы уже говорили о видах юридической ответственности. Давайте их вспомним.
Существует 4 вида юридической ответственности при правонарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, грабеж, разбой, вымогательство уголовная ответственностьнаступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, мелкое хулиганство, мелкое хищение, распитие спиртных напитков. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
- Какая ответственность по вашему мнению является самой суровой и жёсткой? Почему?
- Скажите, а если правонарушение совершил подросток, которому ещё нет 14 лет, кто будет отвечать за совершенное?
- Родители, а вас могут поставить на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних.
- Вы правы. Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органы полиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, он может быть помещен в ЦВСНП (центр временной изоляции несовершеннолетних).
- А какова цель наказания?
В Статье 43 УК РФ сказано, что цель наказания — это восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.
Прежде чем перейти к практической части нашего занятия проведем небольшую физминутку.
4. Практическая часть.
- Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. С помощью сигнальных карточек определите вид юридической ответственности.
А) Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Ударил, избил человека (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
5. Прогулял уроки (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
9. Совершил мелкое хищение из магазина (А)
10. Угнал автомобиль (У)
11. Умышленно испортил школьное имущество (Г)
12. Вымогал деньги у младших школьников (У)
13. Курил в общественном месте (А).
Б) Разбор ситуаций на слайдах.
№ 1. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание его ждёт?( Уголовное преступление. Кража. С 14 лет)
№ 2. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Является ли их поведение неправильным и наказуемым? Если «да», то какое наказание они могут получить? (Административное. Мелкое хулиганство. С 16 лет)
№ 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (Уголовное. Вымогательство с 14 лет)
№ 4. В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было! (Уголовное. Вандализм, порча осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. С 14 лет)
5. Подведение итогов.
- И последнее, о чем я хочу вам напомнить, это о так называемом Комендантском часе, который установлен в Оренбургской области. С 22 часов до 6 часов несовершеннолетние не могут находиться на улице одни.
- А как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему?
- Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
-А как надо себя при этом вести вам?
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы сотрудника полиции, не бояться, говорить правду. Например, вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
- А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?
1.Нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3. Хулиганство (драка, порча имущества, оскорбления, фото и видеосъёмки на уроке, в перемены на сотовые телефоны, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа вещей.
5.Злостное неповиновение.
- Я напомню вам о ваших правах.
1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать.
Ваши действия?
Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы?
Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции, только в присутствии ваших родителей. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.
- А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете?
Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия.
Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям (законных представителей). Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге и при законных представителях.
6. Рефлексия.
Наш разговор об ответственности подошел к концу, и я предлагаю вам
продолжить одну из предложенных фраз:
- Я не знал, но сегодня узнал, что…
- Меня удивило, что…
- Я сделал вывод, что…
- Новым для меня было…
-Я желаю вам расти и становиться законопослушными гражданами своей страны. Всем спасибо за работу.