Конспект урока по курсу «Нравственные основы семейных отношений».
Тема урока: Супружество без брака. Гражданский брак «за» и «против».
Цель урока: дать нравственную и юридическую оценку такому явлению как гражданский брак.
Задачи урока:
Формирование позитивных представлений о семейных ценностях;
Развитие побуждение у учащихся к прогнозированию своей семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке;
Воспитание уважения к семейным традициям.
Оборудование урока: проектор, ноутбук, карточки с заданиями для групп, два набора пазлов.
Мужчины вступают в брак из-за усталости,
а женщины – из-за любопытства.
О. Уайлд
Ход урока:
Организационный момент.
Давайте, поиграем в игру. А я буду читать стихотворение, где будет встречаться вопрос со словом «верно», если вы считаете, что это так говорите: «Верно»
Хорошо, чтоб дома ждали,
На звонок спешили к двери,
Открывали, целовали,
Согревали руки, верно?
Хорошо, чтобы за чаем
С пирогами и вареньем
Отодвинулись печали
Разговором добрым, верно?
Хорошо, чтобы на свете
Пахло снегом, солнцем, вербой,
Чтобы всюду знали дети,
Что войны не будет, верно?
Хорошо, чтоб нас любили,
Как подснежник любят первый,
И тогда, тогда любые
Не страшны на беды, верно?!
Мотивационный этап.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопрос: что это за явление – гражданский брак?
Год от года Вы становитесь взрослее, и придет время, когда вы будете создавать свою семью. Знания, которые вы получите на этом уроке, я думаю, пригодятся вам в будущей взрослой жизни. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным, ведь семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу.
Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья? (слайд 3)
Несколько лет назад этот вопрос задали российским подросткам учёные в ходе большого исследования. И, к удивлению учёных, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь» Ещё удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Учёные дали своё объяснение этому явлению. А как бы это объяснили вы? (работа в группах)
Примерные ответы детей: (Слайд 4)
У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра до вечера зарабатывают на жизнь.
Многие родители общаются с детьми по принципу: «уйди, не до тебя».
Дети страдают от разводов родителей.
Многие не верят, что смогут обеспечить семью.
Примерно такие объяснения дали этому явлению ученые: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.
- Давайте попробуем ответить на вопрос: « Из чего же складывается семейное счастье, тепло семейного очага?». (Слайд 5)
Сначала послушайте притчу «Тепло семейного очага» .
«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»
А теперь ответим на наш вопрос « Из чего складывается семейное счастье, тепло семейного очага?». Для этого заполним кластер, состоящий из 4 слов, выбрав самое важное . (Слайд 6)
Работа в группах.
Выслушивание мнений ребят.
Вывод: любовь.
(Слайд 7)
Учитель: В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в полиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живёт в гражданском браке. Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России.
(Слайд 8)
Анализируя эти данные, невольно возникает вопрос, зачем вообще люди вступают в брак? Попробуйте ответить на этот вопрос в своих группах?
(Слайд 9)
Примерные ответы детей:
Для продолжения рода.
Чтобы вести совместное хозяйство.
Жить друг без друга не могут.
По традиции, чтобы быть не хуже других.
В поисках материальной выгоды.
Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру и т.д.)
(Слайд 10)
Учитель: Слово «брак» употребляется и в другом смысле – как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что « хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и каким должен быть в наше время.
Работа в группах. Выполнение заданий.
1 группа. (Слайд 11)
Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Какие обязательства берут на себя в гражданском браке?
2 группа.
Супруги – значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» придет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать?
Учитель: Послушаем представителей групп.
Примерные ответы:
1 группа: в браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью государственного учреждения. Гражданский брак – это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В гражданском браке люди не берут на себя никаких обязательств.
2 группа: брак будет крепким, когда супруги вместе будут тянуть ОБЩИЙ груз, идти в ОДНОМ направлении, объединятся ОБЩИМИ целями и задачами. А буксовать - значит: цели в жизни у них разные, направления в движении разные, разный груз.
Учитель: Считаете ли вы, что, вступая, в брак, создавая семью, будущие супруги должны выяснить, что они понимают под словами брак, семья, супружество?
Да , это всё верно. Если супруги будут считать, что семья – это просто совместное проживание, а брак – только штамп в паспорте, супруг - просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.
Семья, брак, супружество – это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общими понятиями семьи, общими целями супружества и взаимными обязательствами брака.
(Слайд 12)
Учитель: В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки – без создания семьи.
Давайте обратимся к теме нашего урока. В ней заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание?
( Слайд 13)
Супружество без изъянов, без ошибок и супружество без обязательств.
- В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»? – Супружество без обязательств.
(Слайд 14)
Гражданский брак — согласно определению БСЭ (Большая советская энциклопедия), брак, брачный союз, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Сейчас под этим термином понимают противоположное понятие — фактический брак, брачные отношения, не оформленные надлежащим образом в соответствующих органах государственной власти.
Как правило, люди, живущие гражданским браком, делятся на две категории:
Гражданский брак – «репетиция» перед официальной регистрацией.
Гражданский брак – свободные отношения без каких-либо обязательств, приятное времяпровождение с любимым человеком.
И то, и другое является сожительством.
У гражданского брака есть множество ярых сторонников и не меньше принципиальных противников. Бывает, что различие мнений по этому важному вопросу, провоцирует даже разрыв отношений: например, он мечтает дать ей свою фамилию и надеть кольцо на палец, а она прямо говорит, что не готова, не хочет и не будет регистрировать отношения.
Или наоборот: ей «уж замуж невтерпеж», а он «искренне недоумевает», зачем вообще нужен этот штамп в паспорте, ведь мы же и так любим друг друга? Хорошо, конечно, когда позиции по принципиальным вопросам совпадают. Но давайте все же, независимо от нашей точки зрения, попытаемся понять противоположную сторону и рассмотрим, какие плюсы и минусы имеет совместное проживание без регистрации отношений.
Хорошо это или плохо?
Предлагаю высказать аргументы «за» и «против» гражданского брака.
Работа в группах.
Учитель: Сначала послушаем аргументы в защиту гражданского брака.
( Слайд 15)
Примерные ответы детей:
Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.
Это вроде теста, справишься ли ты с ролью мужа или жены.
Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.
В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся – полная свобода.
Учитель: Теперь аргументы в обвинение гражданского брака.
( Слайд 16)
Примерные ответы детей:
Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.
И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.
Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И не перед кем в такой ответственности «не расписывается».
При появлении ребенка такой брак может легко развалиться. Ведь в этом браке всё основано на свободе, клятвы верности никто не давал.
Учитель: Скептики презрительно кивают на «штампик в паспорте», который по их словам не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте» защищает имущественные и прочие прав супругов и их детей.
( Слайд 17)
Каковы последствия гражданского брака для человека и общества?
Работа в группах.
( Слайд 18)
Примерные ответы детей.
Может перейти в официальный брак.
Брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими, или остаются одинокими людьми.
Потерянное время, разочарование в семейной жизни, ненависть к представителям противоположного пола.
( Слайд 19)
Учитель: В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов – это уже никто не считал. Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?
Работа в группах.
Примерные ответы детей.
Нужно давать молодым семьям дешёвые кредиты, чтобы можно было купить квартиру, всё необходимое для семейной жизни.
Просвещать молодежь, повышать престиж семьи.
Вернуться к истокам православной веры, запрещающей гражданские браки.
Брачные отношения между супругами – это, прежде всего обязательства. Следовательно, отказывающиеся от брака, отказываются от взаимной ответственности.
Ролевая игра «Совет и любовь».
( Слайд 20)
Учитель. Прежде чем послать экипаж на орбиту, космонавтов проверяют на психологическую совместимость. А супругам, которые впряглись с семейный воз, приходится выстраивать отношения по ходу движения, когда семейный корабль уже вышел на орбиту. Что значит быть в одной упряжке? Попробуем разобраться в ходе игры, которая называется «Совет да Любовь».
В игре примут две пары. Им за 5 минут придется решить трудную семейную задачу. Им нужно будет собрать картинку из пазлов.
Какая пара лучше справится с задачей? На этот вопрос предстоит ответить зрителям.
( Участники игры должны выйти из класса)
Для нас важно оценить, может ли данная пара работать в одной упряжке? Насколько они понимают друг друга, уважают. Присмотритесь, как они общаются друг с другом, способны ли они идти на взаимные уступки или у них нет взаимопонимания.
Проходит игра.
Учитель: Спасибо нашим уважаемым участникам за участие в игре. Но теперь я открою секрет, что в этом нехитром испытании проверялись не быстрота и сноровка, а именно умение сотрудничать. Ведь об одних семьях говорят: «живут душа в душу», «понимают друг друга с полуслова», а о других говорят: «живут как кошка с собакой», «тянут воз в разные стороны».
Зрители комментируют действия игроков.
У каждой семейной пары есть выбор.
( Слайд 21)
Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) «Витязь на распутье». Эта картина висит в Третьяковской галерее в Москве. Копии её можно увидеть в музеях некоторых других городов России. Всемирно известное полотно с большим философским смыслом. Три пути в желтеющих долинах сразу за большим замшелым у основания камнем. Одинокий воин, сидя на коне и опустив копьё, задумчиво читает надпись. Решает, что делать, по какому пути ему дальше скакать…
«А ты как бы поступил?» - спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли в одном из музеев перед этой знаменитой картиной и внимательно разглядывали ее.
«Повернул бы назад и помчался прямо домой!» – не задумываясь, ответил внук.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома, считал Л.Толстой. Только единого рецепта счастливой жизни никто не знает, каждый ищет его сам.
(Слайд 22)
Обобщение:
Русская императрица Александра Федоровна, жена Николая II, в «Записках о семейной жизни» в 1899 г. написала так:
«Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».
( Слайд 23)
Желаю всем присутствующим, чтобы ваш дом был наполнен счастьем и любовью и был убежищем для души.
( Слайд 24)
Итог урока.
Рабочий лист урока.
Тема урока: Супружество без брака.
Выполните задания.
Задание 1.
Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?
Задание 2.
Почему многие подростки, отнесли счастливую семейную жизнь в число недостижимых ценностей?
Задание 3.
Из чего складывается семейное счастье, тепло семейного очага? Для этого заполните кластер.
Задание 4.
Зачем люди вступают в брак?
Задание 5.
Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Какие обязательства берут на себя в гражданском браке?
Задание 6.
Приведите аргументы в защиту гражданского брака.
Задание 7.
Приведите аргументы в обвинение гражданского брака.
Задание 8.
Каковы последствия гражданского брака для человека и общества?
Задание 9.
Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?
Рабочий лист урока.
Тема урока: Супружество без брака.
Выполните задания.
Задание 1.
Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?
Задание 2.
Почему многие подростки, отнесли счастливую семейную жизнь в число недостижимых ценностей?
Задание 3.
Из чего складывается семейное счастье, тепло семейного очага? Для этого заполните кластер.
Задание 4.
Зачем люди вступают в брак?
Задание 5.
Супруги – значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» придет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать?
Задание 6.
Приведите аргументы в защиту гражданского брака.
Задание 7.
Приведите аргументы в обвинение гражданского брака.
Задание 8.
Каковы последствия гражданского брака для человека и общества?
Задание 9.
Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?