kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЗВИЩ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа "Причины возникновения прозвищ и их влияние на характер человека" выполнена ученицей МБОУ ООШ №11 Краснодарского края г.Горячий Ключ, под руководством учителя истории и обществознания Арутюнян Е.А. Работа раскрывает причины возникновения прозвищ среди учащихся школы, деление на виды прозвищ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЗВИЩ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА »

13


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №11 МО город Горячий Ключ







Исследовательская работа


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОЗВИЩ И ИХ ВЛИЯНИЕ

НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА




ПОЧИНОК Полина Витальевна

МО г.Горячий Ключ, Краснодарский край,

пос. Мирный, МБОУ ООШ №11, 7 класс







Научный руководитель:

Арутюнян Елена Араратовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ № 11



















ПОЧИНОК Полина Витальевна

Краснодарский край, МО г.Горячий Ключ, пос. Мирный

МБОУ ООШ №11, 7 класс

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОЗВИЩ И ИХ ВЛИЯНИЕ

НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА



Научный руководитель: Арутюнян Елена Араратовна, учитель истории и обществознания , МБОУ ООШ № 11



Содержание работы:




I. Введение. Выбор темы. 3

II. Возникновение прозвищ и их влияние на характер человека. 5

2.1. Из истории возникновения прозвищ. 6

2.2. Возникновение прозвищ в школьной среде. 7

2.3.Классификация школьных   прозвищ   учащихся 11

2.4 Влияние прозвищ на характер человека. 13

III. Заключение. 15

3.1.Приложение. Анкета. 16

3.2. Выводы 17

IV. Список использованной литературы. 18





ПОЧИНОК Полина Витальевна

Краснодарский край, МО г.Горячий Ключ, пос. Мирный

МБОУ ООШ №11, 7 класс

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОЗВИЩ И ИХ ВЛИЯНИЕ

НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА



Научный руководитель: Арутюнян Елена Араратовна, учитель истории и обществознания , МБОУ ООШ № 11


Введение


Тема исследовательской работы: «Причины возникновения прозвищ и их влияние на характер человека»

Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

Предмет исследования – учащиеся 1-9 классов МБОУ ООШ №11 г.Горячий Ключ

Цель исследования

Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 5-9 классов, проанализировать отношение к прозвищам

Гипотеза

Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это? Для достижения этой цели мною были поставлены следующие

задачи:

изучить научно-популярную литературу по данной теме;

провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ;

составить картотеку школьных прозвищ;

выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

проанализировать отношение школьников к прозвищам


Методы исследования:

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- анкетирование;

- анализ;

- сравнение;

- статистические исследования (подсчет, вычисления).

- использование Интернет-ресурсов

Этапы исследовательской работы:

1. Подготовительный этап – анализ литературы по теме, определение методов исследования, составление вопросов.

2. Практический – проведение анкетирования, обработка результатов.

3. Заключительный – обработка полученных данных, анализ, оформление работы.


Актуальность работы:

- прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.

- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.

- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможность выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

Выводы: Исследовательская работа в школе становится приоритетной частью деятельности педагогического и ученического коллективов. Это эффективная форма, способствующая творческому развитию учащихся, углублению их знаний. ФГОС второго поколения - развитие творческого потенциала, развитие творческого подхода учащихся, самостоятельная работа ученика. Главным принципом в организации работы является доступность и учет возрастных особенностей учащихся. Результаты исследования обусловлены тем, что ученики в процессе учебной деятельности обучаются не только тому предмету, который преподает ему учитель, но и тем способам поведения, которые он наблюдает.

Представленная работа носит реферативно-исследовательский характер. Ученица добилась в своей работе раскрытия темы. Данная исследовательская работа ориентирована на учителей, родителей, учащихся.


ПОЧИНОК Полина Витальевна

Краснодарский край, МО г.Горячий Ключ, пос. Мирный

МБОУ ООШ №11, 6 класс

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФАМИЛИЙ И О ЧЕМ ОНИ МОГУТ РАССКАЗАТЬ


Научный руководитель: Арутюнян Елена Араратовна, учитель истории и обществознания , МБОУ ООШ № 11


II. Возникновение прозвищ и их влияние на характер человека.

В начальной школе, а затем и в 5 классе мы знакомились с именами собственными, которые занимают особое место в языке. Они служат для наименования предметов или людей. Изучая дополнительную литературу, я узнала, что есть особая отрасль науки - ономастика, которая изучает собственные наименования. А вот собственные имена людей изучает ее раздел - антропонимика. В данном разделе мы узнаем, что фамилии, имена, отчества людей, клички животных пишутся с большой буквы. Но в школе часто сталкиваемся с прозвищами, которыми часто называют учащиеся друг друга, особенно в подростковом периоде. Иногда прозвища являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Это обусловило выбор темы моей исследовательской работы.

2.1. История возникновения прозвищ.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даль толкует это слово так: «Прозвище: название, кличка, имя или прозванье добавочное к имени». В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н.Ушаков дает следующее толкование: «Прозвище. Названье, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь заметную черту характера, наружности, деятельности данного лица. Николай I получил прозвище Палкин, а последний из Романовых, Николай 2, заклеймен прозвищем Кровавый»

Прозвище – явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а «прозывали» - отсюда и название явления – прозвище. Прозвища давались по цвету волос и кожи: Черный, Черныш, Чернавка, Бел, Беляк, Белуха, Рыжий, Рыжуха. А также в зависимости от характера, поведения, желанности или нежеланности появления ребенка, по времени рождения, рода занятий, свойств и качеств человека ( Чёрный, Забава, Молчун, Ждан, Вешняк, Боголюб, Лежебок, Гордец, Грамотей).

С ХVIII века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного имени лица, часто данного в насмешку.

Прозвища – это второе личное имя человека, но дается оно ему без регистрации в юридическом документе: свидетельстве о рождении, паспорте. Прозвище - своеобразное крещение, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде, на улице, бывает очень живучим, если приклеится, то долго будет сопровождать человека. Некоторых людей прозвища сопровождают всю жизнь: от школы до старости. Прозвища или клички порой выделяют названных среди других, так как могут быть люди с одинаковыми фамилиями, именами. Нельзя забывать и то, что прозвища чаще всего имеют негативный оттенок. Прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека, при этом отличительно и то, что прозвища не оглашаются прямо в отличие от имен, отчеств и фамилий, относящихся к официальной сфере употребления, и не связанных с образными эмоциональными переживаниями. Прозвища отягощены различными добавочными значениями, поэтому они особенно интересны и, безусловно, нуждаются в подробном изучении. В последнее время ономастика (наука об именах) привлекает к себе все больший интерес лингвистов, однако отдельные ее области до сих пор остаются недостаточно разработанными. Таким мало исследованным видом в разряде антропонимов являются прозвища. Исследования современных прозвищ базировались преимущественно на диалектной лексике, и только в последние годы лингвисты обратили внимание на прозвища, бытующие в различных группах нашего общества. И в настоящее время встает вопрос об уточнении границ понятия. Кроме того, сам материал (критерии выделения этого вида антропонимов) отличается большой степенью разнородности, поэтому до сих пор отсутствует единая типология прозвищ.

2.2. Возникновение прозвищ в школьной среде.

Каждому человеку при рождении даётся имя. Но родители выбирают его лишь по красоте звучания. В течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем. Прозвища употребляются в быту, в частных разговорах, на улице, в школьной среде.

Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся своеобразным способом утверждения норм поведения среди подростков.

Нас, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть и были. Поэтому наше исследование посвящено изучению прозвищ. Сбор и классификация прозвищ по причине их происхождения, изучение их влияния на характер человека - это наше исследование. Исследования проведены в средних классах: у кого из учащихся есть прозвища, причины их происхождения. Сколько процентов учащихся имеют прозвища и влияют ли прозвища на характер учеников. Сбор прозвищ проводился методом опроса. Следует иметь в виду то, что некоторые прозвища воспринимаются как обидные, поэтому информаторами, как правило, выступали не столько непосредственные носители прозвищ, сколько лица, не связанные с ними близкими узами.

Все собственные имена произошли от имен нарицательных. Как это произошло? Исследователи говорят, что для этого необходимо заглянуть вглубь веков и проследить историю появления на Руси «простых русских имен».

    Все знают о крупном событии конца X века – крещении Руси, имевшем место в годы проявления киевского князя Владимира Святославовича. Принятие Древней Русью христианства в качестве государственной религии, закрепленное браком Владимира с византийской царевной Анной, способствовало упрочению международных связей Руси. Одновременно из Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью (при крещении). Имена эти назывались настоящими и записаны были в специальных книгах «Святцах». Что же представляли собой византийские имена? Греки византийской эпохи собрали у себя лучшие имена по нарицательному значению. В список вошли древнеримские и древнееврейские имена. Если мы начнем рассматривать христианские (канонические) имена по значению тех слов, от которых они произошли, то сразу же заметим в них свои особенности. Почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях моральные и физические достоинства. Андрей – «мужественный», София – «мудрая». В римских также отмечается в людях хорошее: Виктор – «победитель», Валерий – «здоровый». Древнееврейские обращены к Богу: Михаил –«равный Богу», Илья – «сила Божья».

     Итак, старые русские имена возникли на иноземной почве и в X веке были искусственно пересажены в Россию. Они были трудны для произношения. Все имена подвергались изменениям и стали похожи на другие слова русского языка. Дионисий – Денис, Феодор – Федор. Среди имен заимствованных из Византии, были такие, которые в русском языке оказались  созвучными с нарицательными именами. Сюда относятся: Мардарий, Карп, Сосий, Усфазан, Урван, Макрина. К таким именам особенно легко придумывать всякого рода дразнилки и прозвища.

     После революции, после отделения церкви от государства, начинается имятворчество. Люди стремились отразить революционные события, а также идеологию, настроения и атрибутику революции: Революция, Октябрина, Искар, Баррикада, Электрофикация, Трактор. В 30-е годы приходят имена, связанные с действительностью того времени. Это сложносокращенные имена: Юнарма (юная армия), Изольда (изо льда), Гертруда (герой труда). По названиям химических элементов и сплавов: Радий, Гелий, Сталь. Имена давались в честь героев книг, кинофильмов. Сейчас «основной костяк» - это русские имена. Стали возвращаться Егоры, Павлы, Насти, Дарьи.

     А что же было раньше, до принятия христианства? Были же у русских имена? Безусловно, были. И самое интересное, что многие из тех старых до христианских имен, которые сохранились в летописях, в различных грамотах, очень похожи на прозвища, даваемые друг другу ребятишками: Рыжий, Хромой, Долговязый, Заика, Умник, Чудак, Забияка. Теперь нам эти имена кажутся смешными. Основная масса имён давалась по физическим и моральным свойствам людей, по различным обстоятельствам их жизни.

    Ожидают в семье ребенка: Ждан, Любим.

    По порядку рождения детей: Первуша (первый), Шестак (шестой) Большак (старший сын), меньшак (младший сын).

    Чтобы предохранить ребенка от действия злых сил, давали такие имена: Горе, Неудача, Захворай, Навоз, Собачье ухо.

    Многие древнерусские имена, каким–нибудь образом отделяли людей, отражая свойства их характера, внешний вид, физические недостатки. По этим признакам давалось наибольшее количество имен и прозвищ. Не стеснялись непристойных прозвищ, не думая об отношении к ним называемого лица: Безнос, Седой, Хрипун, Молчун. Были и такие, которые отражали профессию, социальное положение: Богатой, Рыболов, Скоморох. Имена, указывающие на происхождение человека из определенной местности: Казанец, Мудрей. Были имена и прозвища, отражающие особенность образа жизни или речи человека: Пёсья Старость (один старик твердил эту фразу).

    Эти русские имена с XV века начинают превращаться в прозвища.

    Такова судьба антропонимов. Произошло превращение имен собственного в нарицательное. Такое явление называется деантропонизация.

     Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

Особенный интерес к проблеме прозвищ возникает в 50-70-е годы. В это время выходят одно за другим исследования, в которых прозвища уже не просто описывались, но и подвергались анализу. Все исследования можно разделить на 2 группы. К первой относятся те работы, в которых исследователи пытаются определить само понятие "прозвище". Ко второй, - те, в которых авторы касаются истории происхождения прозвищ. И в настоящее время встает вопрос об уточнении границ понятия. Кроме того, сам материал (критерии выделения этого вида антропонимов) отличается большой степенью разнородности, поэтому до сих пор отсутствует единая типология прозвищ

Прозвища - неотъемлемая часть жизни школьников, важная составляющая их общения. Они определяют межличностные отношения внутри школьного коллектива, лаконично и ёмко характеризуют носителя и автора прозвища, особенности ситуации, в которой происходит именование. Именно эти факторы определили актуальность нашей работы.

Сбор материала для исследования мы проводили в форме анкетирования и интервью. В рамках практического исследования было опрошено 80 человек учащихся 5-9 классов, родители и учителя. Были предложены следующие вопросы:

1. Укажите свой пол, возраст.

2. Есть ли у вас прозвище?

3. Укажите, в каком возрасте у вас появилось прозвище.

4. С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища?

5. Давали ли вы кому-нибудь прозвища?

6. Как вы относитесь к прозвищам? Нужны ли они?

Были получены следующие данные: у 41 из 80 респондентов прозвища в тот или иной период жизни имелись, у 39 – нет.

По времени возникновения из 80 опрошенных 24 указали школьный возраст, 13 – до школы, 4 не смогли ответить на этот вопрос.

На вопрос, с чем связано было прозвище, 18 ответили, что с фамилией, 11 – с чертами внешности, 8 – с чертами характера, 4 – случайные.

По вопросу «Давали ли вы кому – нибудь прозвища?» было опрошено 80 человек: 58 – признались, что давали, а 22 человека ответили отрицательно.

По отношению к прозвищам было опрошено 80 человек, из которых 48 человека ответили – с юмором, 15 – обижались, 18 – не обращали внимания. Анализируя анкеты, мы заметили, что прозвища распространены в основном среди мальчиков, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс. Почему так происходит? Это ещё один вопрос, на который надо искать ответ.

По тем прозвищам, которые ребята придумывают одноклассникам, товарищам, удалось отметить способы их образования.


2.3. Классификация школьных   прозвищ   учащихся.

1. Если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ дается   школьникам от их фамилий и имен, например, Цыпа (Курочкин), Козуля (Козулина), Труха (Трушин), Суслик (Сулейманова), Семыч ( Семёнов), Яшка (Яшин), Дуб (Дубина).

2. На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду:  Фея, Пудель, Тролль, Дюймовочка.

3. Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам, чертам характера и в зависимости от случая:  Ходуля, Гарик, Шрек, Ленивый, Невидимка, Пупсик, Головастик.

Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до пяти. И  не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое?

Прозвища создаются школьниками очень активно, что объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому. В отличие от имени, которое представляет собой желаемые для родителей качества ребенка и предполагаемые внешние данные, прозвище, хоть и не всегда, отражает реальные свойства и качества человека.

Был проанализирован результат использования прозвищ:

Синоним слова

прозвище

Погоня

ло

Клич

ка

Клику

ха

нэйм

Второе имя

Псевдо

ним

обзыва

ло

ярлык

Кол-во ответов

15

14

6

18

7

9


9

%











Всего

опроше

но

Знают

свои

прозвища

Обижаются

Естественно,

нормально

Свидетельство

невоспитанности

Свидетельст

во неуважения


Кол-во

31

52

58

28

31


%









Образовано от

фамилии

По внешности

По имени

По привычкам

По другим

причинам


Кол

-во

23

14

12

21

10

%







2.4. Влияние прозвищ на характер человека


По отношению к прозвищам было выявлено, что 58 человек относятся к ним с юмором, 25 – обижались, 19 – не обращали внимания.

Сравнивая полученные данные с данными статистики, мы определили, что прозвища имели более половины школьников, причем, 52% все – таки на прозвища обижались. На вопрос о значимости прозвищ 54% респондентов посчитали, что прозвища нужны, оговорив при этом, что они не должны быть обидными , 23,4% ответили отрицательно, а 12.6% ответили, что это для них значения не имеет.

Данный сравнительный анализ высветил проблему нежелания учащихся признаваться в наличии прозвищ и  в негативном для них значении.

По мнению психологов, прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище. Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвище несет на себе очень важную коммуникативную функцию, и обмен прозвищами становится своеобразной игрой. В 1980 году американский психолог Ром Харе и его коллеги провели в США, ряде европейских и арабских стран исследование, посвященное роли кличек в детском сообществе. Обследовав около тысячи детей,  в возрасте от 5 до 15 лет, они пришли к выводу, что одна из главных причин присвоения кличек состоит в желании отделить "своих" от "чужих". Детей, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. "Иметь кличку - это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным".

Психолог М.В.Осорина пишет, что «обзывание, приклеивание прозвищ – это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что в ней может претендовать. Дразнение – желание в активных действиях исследовать психологические границы друг друга: ребята опытным путем приобретают много полезной информации о психологической дистанции, которую нужно учитывать в разных ситуациях. Дразнение – это форма вступления в контакт, и демонстрация себя: посмотреть, как ты будешь реагировать. Система присвоения прозвищ оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в рамках школьного детского сообщества. В целом система именования оказывает влияние в трех направлениях. Во-первых, она отмечает тех, кого отвергает детская душа. Во-вторых, она обозначает сплоченную группу тех, кто обладает привилегией величать друг друга по прозвищам. И, в-третьих, имеет место процесс, посредством которого выдвигаются лидеры данного небольшого сообщества.

 Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя, само по себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план. По мнению психологов, прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя. Поэтому относиться к прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.  Прозвища отражаются на психике и могут серьезно повлиять на дальнейшую жизнь. Стремление стать своим в коллективе, завоевать расположение одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки. В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что "уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано". Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.
III . Заключение

Изучив собранный материал, можно сделать вывод, что прозвища являются вторым именем, происхождение их мотивированно, а сами они представляют такую же сложную систему, как и имена. В отличие от имен прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека (не всегда положительно), при этом отличительно и то, что прозвище не оглашается прямо в отличие от имен, отчеств и фамилий, относящихся к официальной сфере употребления и не связанных с образными и эмоциональными переживаниями. Прозвища очень интересны и, безусловно, нуждаются в подробном изучении. В процессе исследования я пришла к выводу:

- чем старше подростки, тем большее количество из них имеет прозвища, что можно объяснить тем, что они всё больше формируются как личности и у них вырабатываются постоянные качества, которые и служат чаще всего причиной возникновения прозвищ;

- большинство школьников не обижаются на прозвища, воспринимают их как естественное в подростковой среде явление:

- все прозвища эмоционально окрашены, так как даются в зависимости от отношения к носителю прозвища;

- источником прозвищ являются чаще всего фамилии, внешность, имя человека.

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те примерно 32% процента, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе.

        Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе. К тому же мы согласны с мнением некоторых обучающихся в том, что прозвища действительно подчёркивают характерные черты, особенности фамилии, схожесть с кем-либо, в общении между подростками, друзьями употребление их удобно и интересно, некоторые прозвища способны побуждать к самообразованию и саморазвитию своих личностных качеств, поэтому искоренять привычку давать необидные, шуточные прозвища не надо, следует на их примерах прививать культуру общения. Конечно же, ни при каких условиях недопустимы прозвища – клички грубые и жестокие, которые порождает ненормальная, безжалостная среда, где нет взаимного уважения, сердечной близости между людьми, а есть лишь стремление унизить, оскорбить. Такие прозвища – клички – симптом тяжёлой болезни бескультурья, с которым надо бороться.

        Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.

Приложение 1.

3.1. Анкета «Что такое прозвище?»

1. Фамилия, имя.

2. Класс.

3. Назовите синоним к слову «прозвище».

4. Есть ли у вас прозвище?

5. Если имеешь, считаешь ли ты его обидным?

6. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

7. Кто дал вам прозвище?

8.Закончи предложение «Я считаю, что прозвище – это…»

а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет

другого не по имени

б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются

в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (класс,

компания, группа)

г) нормальное явление, на которое не следует обращать внимание

д) Каково происхождение прозвищ в вашем классе? (образованы от имен,

фамилий, по поведению, по внешности, по какому-либо поступку…)

9. Менялось ли у вас прозвище?

10. Считаете ли вы его обидным?

11. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

12. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?

13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не

обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

15. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?


3.2. Выводы

-прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в научной литературе, и совсем не представлены в школьных учебниках русского языка. 
-   возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом. 
-  исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой. 
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ. 

IV. Список использованной литературы

Бондалетов В. Д. Русская ономастика. – М.: Просвещение, 1983.

Журавлев А.Ф. Этнография в прозвищах // Русская речь. 2009. №3.

Карташева И.Ю. Прозвища как явления русского устного народного

творчества.- М., 1985

Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Проблемы

антропонимики. Отв. ред. Николаев В.А. – М.: 1970.

Суперанская А. В. Как Вас зовут? Где Вы живете? М.: Наука, 1973. – 336с.

Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего. - Л., 1985

Формановская Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте!"- М., 1987.

Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий.- М., 1959.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Арутюнян Елена Араратовна

Дата: 07.03.2015

Номер свидетельства: 183200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства