- образовательная: формировать правовую культуру учащихся, активизировать интерес к праву, популяризировать правовые знания.
- развивающая: развивать умения и навыки в использовании правовых знаний и навыки правомерного поведения для реализации своих прав и обязанностей.
Ведущий: А теперь слово предоставляется нашей счетной группе.
Счетная группа подводит итоги всех конкурсов, объявляет окончательные результаты и называет команду победительницу.
Ведущий: Хочу поблагодарить всех участников конкурса! Вы показали прекрасне знания.
Каждый из вас имеет права, защищаемые государством. И пользуясь своими правами, не забывайте о своих обязанностях. Не нарушайте права других людей, которые окружают вас. И вы конечно же поняли, чтобы жить в ладу с собой и с миром, нужно знать законы общества, государства, уважать и выполнять их
В заключении читается стихотворение
"Закон сердца"
Наверняка у каждого из нас
Бывает и раздумья, и сомненья,
Как поступить вот в этот раз …
Как лучше выбрать верное решенье.
Есть в жизни много тропок и путей,
Сетей, препятствий, красоты и грязи.
Душе, уму и совести твоей
Они ясны становятся не сразу.
При встречи с ними на пути своем
Один закон для сердца не изменен!
Что б выбрать путь, подумай ты о том,
Чтобы остаться в мире Человеком!
- воспитательная: воспитывать уважение к законами, формировать активную гражданскую позицию учащихся.
Участники игры:
Учащиеся 10-х классов (2 команды)
Жюри
Счетная группа
Ведущий
Ведущий. Добрый день, уважаемые друзья! Рады приветствовать всех вас в нашем классе. Сегодня нас ждет захватывающая игра-конкурс «Калейдоскоп права». Такая тематика взята не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать на случай. Так, право – тот же компас. Он показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.
Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.
Для участия в игре-конкурсе подготовлены две команды, выбрана счетная группа. Капитаны команд оглашают названия своих команд и девиз.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-конкурс «Калейдоскоп права»»
«Калейдоскоп права»
Игра-конкурс
Цель :
- образовательная: формировать правовую культуру учащихся, активизировать интерес к праву, популяризировать правовые знания.
- развивающая: развивать умения и навыки в использовании правовых знаний и навыки правомерного поведения для реализации своих прав и обязанностей.
- воспитательная: воспитывать уважение к законами, формировать активную гражданскую позицию учащихся.
Участники игры:
Учащиеся 10-х классов (2 команды)
Жюри
Счетная группа
Ведущий
Ход игры
Ведущий. Добрый день, уважаемые друзья! Рады приветствовать всех вас в нашем классе. Сегодня нас ждет захватывающая игра-конкурс «Калейдоскоп права». Такая тематика взята не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать на случай. Так, право – тот же компас. Он показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.
Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.
Для участия в игре-конкурсе подготовлены две команды, выбрана счетная группа. Капитаны команд оглашают названия своих команд и девиз.
Ведущий. Переходим к первому конкурсу.
1. Конкурс первый: «Юридический марафон».
Ведущий: От каждой команды выбирается один представитель, который должен ответить на 10 вопросов. Времени на размышления нет. За каждый правильный ответ 1 балл. Начинаем...
Вопросы для команды 1
1.Способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности (Дееспособность)
2. Гимназия, школа, лицей – это юридическое или физическое лицо?
(Юридическое)
3.Административное правонарушение – проступок или преступление?
(Проступок)
4. Стихийное бедствие – это юридическое действие или событие?
(Событие)
5. Общественные отношения, которые регулируются нормами права
(Правоотношения)
6. Способность лица, группы людей, государства навязывать свою волю другим людям. (Власть)
7 . Особенно опасный вид правонарушения? (Преступление)
8. Как называют человека без гражданства? (Апатрид)
9. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? (1989)
10. Конституционный принцип, по которому лицо не считается виновным, пока его вина не будет доказана судом (Презумпция невиновности)
Вопросы для команды 2
С какого возраста можно привлечь к административной ответственности? (16 лет)
Когда возникает правоспособность? (С рождения)
Как называется основной международный документ о правах ребенка? (Конвенция о правах ребенка)
Способность лица иметь юридические права и нести юридические обязанности? (Правоспособность)
Как называют человека с двойным гражданством (Бипатрид)
Основной закон государства? (Конституция)
Лицо, которое совершило преступление. (Преступник, правонарушитель)
Какой документ подтверждает принадлежность человека к гражданству определенного государства? (Паспорт)
9. Какая отрасль права регулирует отношения между родителями и детьми? (Семейное право)
10. Что регулирует наиболее важные общественные отношения – Право или мораль? (Право)
2. Конкурс «Юридическая помощь»
Ведущий: Представьте, что ваша мечта осуществилась и вы уже юристы. С людьми в жизни случаются различные ситуации. Сейчас к вам придут граждане, чтобы получить правовую помощь. Вам необходимо предоставить юридическую консультацию по определенному юридическому факту. Каждый правильный ответ оценивается в два балла.
Команда №1
Ситуация № 1:
Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи свидетельских показаний? Почему? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Да, по статье 51-ой конституции РФ он имеет право не давать свидетельских показаний против близких родственников.
Ситуация № 2:
14-летние учащиеся школы, находящиеся рядом с железнодорожной станцией самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время. Допущены ли нарушения трудового законодательства? Если да, то какие?
Ответ: Да, 14- летние подростки могут устроиться на работу только с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Трудовой кодекс РФ запрещает применение труда несовершеннолетних в ночное время и на тяжелых работах (грузчики)
Ситуация № 3:
2 подростка 12-ти и 13-ти лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были внести родители подростков. Определить форму вины подростков и почему мерам воздействия подверглись не они, а их родители?
Ответ: В поведении подростков был прямой умысел; подростки не деликтоспособны (не субъекты правонарушения), поэтому в соответствии с законом за их действия наступает ответственность родителей.
Команда №2
Ситуация № 1:
Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. Прав ли следователь? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Следователь нарушает принцип презумпции невиновности( ст.49 Конституции РФ), который устанавливает, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Ситуация № 2:
А. Веселов и В. Пастухова решили заключить брак, но в последствии выяснилось, что Веселов не может присутствовать на церемонии брако сочетания, поскольку он студент мореходного училища и в это время будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСа дату, Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга С. Аринина, в котором уполномочивал его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова. Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?
Ответ: Нет, брак не будет зарегистрирован, т.к на основании ст. 11 Семейного кодекса РФ обязательным условием заключения брака является личное присутствие лиц, вступающих в брак.
Ситуация № 3:
Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Определить, будет ли такое поведение являться проступком или преступлением? Определить вид правонарушения и вид юридической ответственности.
Ответ: Поведение является проступком; вид правонарушения: административное, наступает административная ответственность.
Ведущий: А теперь у каждой команды есть возможность по очереди дать совет, куда следует обратиться в случае определенных жизненных обстоятельств. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
команда №1
Придя домой, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры взломана? (В полицию)
Вашего знакомого уволили с работы, а он считает это незаконным? (К адвокату)
Оформление наследства? (К нотариусу)
Если вашего знакомого задержали работники полиции и, как он утверждает, избили его? (В прокуратуру)
Вы стали свидетелем ДТП? (В полицию)
2 команда:
Вы услышали в соседней квартире выстрелы и крики?
(В полицию)
Вашего родственника обвиняют в совершении преступления? (К адвокату)
Если нарушены ваши права и свободы? (В прокуратуру)
Вы желаете выяснить законность соглашения? (К адвокату)
Вы нашли у себя в огороде незнакомый металлический предмет, похожий на снаряд? (В полицию или МЧС)
Ведущий: А сейчас мы проведем очень необычный конкурс, который называется «Сказочное право». Мы осуществим с вами путешествие известными сказками, мультфильмами, жемчужинами народного творчества, где отображены правовые отношения. Вы должны их узнать. За каждый правильный ответ – 1 балл. На один вопрос отвечает один участник. Отвечаем по очереди. Время на размышление – 10 секунд. Команды готовы? Начинаем.
3. Конкурс «Сказочное право».
Вопросы:
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно.
(Ответ:Красная Шапочка)
2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?
(Ответ: «Лягушка-путешественница», лягушка)
3. В этой сказке А.С.Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. А труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
(Ответ: «Сказка о попе и его работнике Балде»)
4. Назовите сказку, в которой в соответствии с устным договором выполнялись сельскохозяйственные работы по сбору урожая, выращенного дедом.
(Ответ: «Репка»)
5. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.
(Ответ: «Волк и семеро козлят»)
6. Назовите сказку, в которой мальчик составил договор без разрешения отца, продав свою азбуку, не пошел в школу, а попал в театр кукол?
(Ответ: «Золотой ключик»)
7. В этой русской сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправляется на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Но финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибнет
(Ответ: Колобок)
8. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одежду невесты младшего сына царя и сжигают ее
(Ответ: «Царевна –лягушка»)
9. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить эту собственность на части, но не сумевшим это сделать. В итоге богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.
(Ответ: «Курочка-ряба»)
10. В какой сказке злая личность (мачеха) путем обмана во время примерки хрустальной туфельки захотела сама стать королевой, а одну из дочек выдать замуж, заключив фиктивный брак?
(Ответ: «Золушка»)
11. В какой сказке мать с сыном в результате ложных показаний попадают в ограниченное пространство на водной глади?
(Ответ: «Сказка о царе Салтане»)
12. В какой сказке замечательного детского сказочника X.К. Андерсена злая женщина выкрала мальчика, подарив ему горы льда, нарушив право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать».
(Ответ: "Снежная королева". Из бедного, скромного домика бабушки Снежная королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь мири пару коньков в придачу.)
13. В какой сказке было сломано жилище 2 братьев и предпринята попытка проникновения в жилище третьего, чем было нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами?
(Ответ: «Три поросенка». Волк разрушил домики двух поросят и грозился разрушить третий.)
14. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?
(Ответ: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
15. Назовите сказку про известную особу, которая нашла в поле деньги, никому про это не сказала, а пошла на базар и сделала покупку для чаепития.
(Ответ: «Муха-Цокотуха»)
16. Назовите сказку, в которой известный доктор совершает международную миссию и оказывает помощь больным зверям и птицам, но был захвачен пиратами.
(Ответ: «Доктор Айболит»)
4. Конкурс «Юридический семафор»
Ведущий: Для каждой команды подготовлена подборка вопросов на определенные юридические темы. Конкурс пройдет в виде блиц-турнира. На обдумывание ответа дается не более 10 секунд. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итак, начали:
Команда № 1: Установите виды юридической ответственности:
6 . Безбилетный проезд в транспорте. (административная)
7. Несвоевременная поставка молокопродуктов в магазин. (гражданско- правовая)
8 . Появление на работе в нетрезвом состоянии. (дисциплинарная)
9 . Кража государственного имущества. (уголовная)
10. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии. (административная)
11. Фирма не поставила кооперативу холодильное оборудование в соответствии с заключенным договором (гражданско-правовая)
12. Менеджер опоздал к началу рабочего дня (дисциплинарная)
13.Сельский житель не выполнил правил пожарной безопасности (административная)
14. Нарушение правил рыбной ловли (административная)
Команда № 2: Виды прав человека
1 . Право на уважение человеческого достоинства. (личное)
2 . Право на предпринимательскую деятельность. (экономическое)
3 . Право на жизнь. (личное)
4 . Право на участие в выборах. (политическое)
5 . Право на образование. (социальное)
6 . Право на гражданство. (личное)
7. Право на равный доступ к государственной службе. (политическое)
8 . Право на труд. (экономическое)
9 . Право на жилище. (социальное)
10. Право на пользование достижениями национальной культуры. (культурное)
11. Право на создание союзов и объединений (политическое).
12. Право на доступ к культурным ценностям (культурное).
13. Право на свободу совести (личное).
14. Право на проведение мирных собраний (политическое).
5. Конкурс «Азбука правоведа»
Ведущий: В своей жизни мы часто сталкиваемся с юридическими понятиями и терминами. Поэтому знание их необходимо каждому.
На вопросы даются короткие четкие ответы. На размышление – 30 сек. Две команды отвечают на вопросы по очереди – перекрестно. Начинаем…
1. Власть народа (Демократия)
2. Акт, изданный Президентом (Указ)
3. Нормативно-правовой акт высшего законодательного органа власти, принимается в особом порядке (Закон)
4. Как называется служба для граждан, которые по религиозным убеждениями не могут проходить военную службу? (Альтернативная)
5. Как называется основной международный документ, защищающий права человека ? (Всеобщая декларация прав человека)
6. Всенародное голосование по важным вопросам общегосударственного и местного значения. (Референдум)
7. Обжалование решения суда в высшей инстанции. (Апелляция)
8. Досрочное освобождение из заключения. (Амнистия)
9. В переводе с латинского это слово означает «в другом месте». Что это за слово? (Алиби)
10. Конвенция о правах ребенка. Что означает конвенция? (Договор, соглашение)
11. Восстановление репутации или прежних прав. (Реабилитация)
12. Человек, который выступает в суде защитником (Адвокат).
13. Что означает слово «инкогнито». (Неизвестный, неузнанный)
14. Полная независимость государства во внешней и внутренней политике. (Суверенитет)
15. Документ, который необходим для ареста и обыска. (Ордер)
16. В переводе с латинского обозначает «устройство», «установление». (Конституция)
17. Дословный перевод слова «президент». (Тот, кто сидит впереди)
18. Богиня правосудия в греческой мифологии. (Фемида)
19. Что означает слово инцидент? (Проишествие, случай)
20. Неприятная процедура для высокопоставленного лица. (Импичмент)
Ведущий: Пока счетная группа подводит итоги нашей игры-конкурса, предлагаю, чтобы наши гости не скучали, давайте проведем также с ними небольшой конкурс. Согласны?
1. Это слово в итальянском языке означает бутылка. В Средневековье в знак позора плохому актеру подвешивали на шею бутылку. Звучит это слово – фиаско. Что оно означает? (Полный провал, неудача).
2. Авраам Линкольн писал: "Народное управление, которое совершается народом, ради народа - это и есть..." Что? (Демократия)
3. Цицерон говорил: "Чтобы стать абсолютно свободными, мы должны стать рабами" Рабами чего или кого? (Закона)
4. Фемида. Богиня правосудия изображается с повязкой на глазах, что означает этот символ? (Символ беспристрастия: все равны перед законом)
5. По предложению доктора Гийотена (1738-1814гг.) во Франции во время буржуазной революции (1792г.) было применено это орудие смертной казни. Какое? (Гильотина)
6. Продлите пословицу "Повинную голову... " (Меч не сечет)
7. В 1474 году в Швейцарском городе Базеле произошло необычное событие: петух снес яйцо. Как поступили судьи с домашней птицей? (Петуха обвинили в колдовстве и вместе с яйцом спалили на огне)
8. В 1540 году в испанском городе Гимаран произошел судебный процесс. Подсудимую признали виновной в порче ценного гобелена стоимостью 10 тысяч марави. Преступницу приговорили к смертной казни путем отрубания головы. Так же огласили, что все ее родственники навсегда изгоняются из королевства. Кто эта злоумышленница? (Моль)
Ведущий: А теперь слово предоставляется нашей счетной группе.
Счетная группа подводит итоги всех конкурсов, объявляет окончательные результаты и называет команду победительницу.
Ведущий: Хочу поблагодарить всех участников конкурса! Вы показали прекрасне знания.
Каждый из вас имеет права, защищаемые государством. И пользуясь своими правами, не забывайте о своих обязанностях. Не нарушайте права других людей, которые окружают вас. И вы конечно же поняли, чтобы жить в ладу с собой и с миром, нужно знать законы общества, государства, уважать и выполнять их
В заключении читается стихотворение
"Закон сердца"
Наверняка у каждого из нас
Бывает и раздумья, и сомненья,
Как поступить вот в этот раз …
Как лучше выбрать верное решенье.
Есть в жизни много тропок и путей,
Сетей, препятствий, красоты и грязи.
Душе, уму и совести твоей
Они ясны становятся не сразу.
При встречи с ними на пути своем
Один закон для сердца не изменен!
Что б выбрать путь, подумай ты о том,
Чтобы остаться в мире Человеком!
Приложение № 1
Ведомость для подведения итогов конкурса
Команда
Игра-конкурс
«Юридический марафон»
(правильный ответ – 1б)
«Юридическая помощь» (правильный ответ – 2б)
«Сказочное право» (правильный ответ – 1б)
«Юридический семафор»
(правильный ответ – 1б)
«Азбука правоведа»
(правильный ответ – 1б)
Команда № 1_________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Команда № 2 ________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
ИТОГО баллов:
Приложение №2
Команде №1
Ситуация № 1:
Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи свидетельских показаний? Почему? Свой ответ обоснуйте.
Ситуация № 2:
14-ти летние учащиеся школы, находящиеся рядом с железнодорожной станцией самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время. Допущены ли нарушений трудового законодательства? Если да, то какие?
Ситуация № 3:
2 подростка 12-ти и 13-ти лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были внести родители подростков. Определить форму вины подростков и почему мерам воздействия подверглись не они а их родители?
Команде №2
Ситуация № 1:
Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. Прав ли следователь? Свой ответ обоснуйте.
Ситуация № 2:
А. Веселов и В. Пастухова решили заключить брак, но в последствии выяснилось, что Веселов не может присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он студент мореходного училища и в этом время будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСа дату, Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга С. Аринина в котором уполномочивал его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова. Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?
Ситуация № 3:
Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, не цензурно выражались. Определить, будет ли такое поведение являться проступком или преступлением? Определить вид правонарушения и вид юридической ответственности.