kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра-конкурс «Калейдоскоп права»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель :

- образовательная: формировать правовую культуру учащихся, активизировать интерес к праву, популяризировать правовые знания.

- развивающая: развивать умения и навыки в использовании правовых знаний  и навыки правомерного поведения для реализации своих прав и обязанностей.

Ведущий: А теперь слово предоставляется нашей счетной группе.

Счетная группа  подводит  итоги  всех конкурсов, объявляет окончательные результаты и называет команду победительницу.

Ведущий:   Хочу поблагодарить всех участников конкурса! Вы показали прекрасне знания. 

Каждый из вас имеет права,  защищаемые  государством. И пользуясь своими правами, не забывайте о своих обязанностях. Не нарушайте права других людей, которые окружают вас. И вы конечно же поняли, чтобы жить в ладу с собой и с миром, нужно знать законы общества, государства, уважать и выполнять их

В заключении читается стихотворение

"Закон сердца"

Наверняка у каждого из нас

Бывает и раздумья, и сомненья,

Как поступить вот в этот раз …

Как лучше выбрать верное решенье.

Есть в жизни много тропок и путей,

Сетей, препятствий, красоты и грязи.

Душе, уму и совести твоей

Они ясны становятся не сразу.

При встречи с ними на пути своем

Один закон для сердца не изменен!

Что б выбрать путь, подумай ты о том,

Чтобы остаться в мире Человеком!

- воспитательная:  воспитывать уважение к законами, формировать активную гражданскую позицию учащихся.

Участники игры:

  • Учащиеся 10-х классов (2 команды)
  • Жюри
  • Счетная группа
  • Ведущий

Ведущий. Добрый день, уважаемые друзья! Рады приветствовать всех вас в нашем классе. Сегодня нас ждет захватывающая игра-конкурс «Калейдоскоп права».  Такая тематика взята не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать на случай. Так, право – тот же компас. Он показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и  разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.

Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

 

Для участия в игре-конкурсе подготовлены две команды, выбрана счетная группа. Капитаны команд оглашают названия своих команд и девиз.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра-конкурс «Калейдоскоп права»»


«Калейдоскоп права»

Игра-конкурс


Цель :


- образовательная: формировать правовую культуру учащихся, активизировать интерес к праву, популяризировать правовые знания.

- развивающая: развивать умения и навыки в использовании правовых знаний и навыки правомерного поведения для реализации своих прав и обязанностей.

- воспитательная: воспитывать уважение к законами, формировать активную гражданскую позицию учащихся.



Участники игры:

  • Учащиеся 10-х классов (2 команды)

  • Жюри

  • Счетная группа

  • Ведущий

Ход игры


Ведущий. Добрый день, уважаемые друзья! Рады приветствовать всех вас в нашем классе. Сегодня нас ждет захватывающая игра-конкурс «Калейдоскоп права». Такая тематика взята не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать на случай. Так, право – тот же компас. Он показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.

Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.


Для участия в игре-конкурсе подготовлены две команды, выбрана счетная группа. Капитаны команд оглашают названия своих команд и девиз.


Ведущий. Переходим к первому конкурсу.


1. Конкурс первый: «Юридический марафон».


Ведущий: От каждой команды выбирается один представитель, который должен ответить на 10 вопросов. Времени на размышления нет. За каждый правильный ответ 1 балл. Начинаем...



Вопросы для команды 1

1.Способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности (Дееспособность)

2. Гимназия, школа, лицей – это юридическое или физическое лицо?

(Юридическое)

3. Административное правонарушение – проступок или преступление?

(Проступок)

4. Стихийное бедствие – это юридическое действие или событие?

(Событие)

5. Общественные отношения, которые регулируются нормами права

(Правоотношения)

6. Способность лица, группы людей, государства навязывать свою волю другим людям. (Власть)

7 . Особенно опасный вид правонарушения? (Преступление)

8. Как называют человека без гражданства? (Апатрид)

9. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? (1989)

10. Конституционный принцип, по которому лицо не считается виновным, пока его вина не будет доказана судом (Презумпция невиновности)


Вопросы для команды 2


  1. С какого возраста можно привлечь к административной ответственности? (16 лет)

  2. Когда возникает правоспособность? (С рождения)

  3. Как называется основной международный документ о правах ребенка? (Конвенция о правах ребенка)

  4. Способность лица иметь юридические права и нести юридические обязанности? (Правоспособность)

  5. Как называют человека с двойным гражданством (Бипатрид)

  6. Основной закон государства? (Конституция)

  7. Лицо, которое совершило преступление. (Преступник, правонарушитель)

  8. Какой документ подтверждает принадлежность человека к гражданству определенного государства? (Паспорт)

9. Какая отрасль права регулирует отношения между родителями и детьми? (Семейное право)

10. Что регулирует наиболее важные общественные отношения – Право или мораль? (Право)



2. Конкурс «Юридическая помощь»


Ведущий: Представьте, что ваша мечта осуществилась и вы уже юристы. С людьми в жизни случаются различные ситуации. Сейчас к вам придут граждане, чтобы получить правовую помощь. Вам необходимо предоставить юридическую консультацию по определенному юридическому факту. Каждый правильный ответ оценивается в два балла.


Команда №1


Ситуация № 1:

Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи свидетельских показаний? Почему? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: Да, по статье 51-ой конституции РФ он имеет право не давать свидетельских показаний против близких родственников.



Ситуация № 2:

14-летние учащиеся школы, находящиеся рядом с железнодорожной станцией самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время. Допущены ли нарушения трудового законодательства? Если да, то какие?

Ответ: Да, 14- летние подростки могут устроиться на работу только с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Трудовой кодекс РФ запрещает применение труда несовершеннолетних в ночное время и на тяжелых работах (грузчики)


Ситуация № 3:

2 подростка 12-ти и 13-ти лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были внести родители подростков. Определить форму вины подростков и почему мерам воздействия подверглись не они, а их родители?

Ответ: В поведении подростков был прямой умысел; подростки не деликтоспособны (не субъекты правонарушения), поэтому в соответствии с законом за их действия наступает ответственность родителей.


Команда №2


Ситуация № 1:

Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. Прав ли следователь? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: Следователь нарушает принцип презумпции невиновности( ст.49 Конституции РФ), который устанавливает, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.


Ситуация № 2:

А. Веселов и В. Пастухова решили заключить брак, но в последствии выяснилось, что Веселов не может присутствовать на церемонии брако сочетания, поскольку он студент мореходного училища и в это время будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСа дату, Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга С. Аринина, в котором уполномочивал его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова. Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?

Ответ: Нет, брак не будет зарегистрирован, т.к на основании ст. 11 Семейного кодекса РФ обязательным условием заключения брака является личное присутствие лиц, вступающих в брак.

Ситуация № 3:

Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Определить, будет ли такое поведение являться проступком или преступлением? Определить вид правонарушения и вид юридической ответственности.

Ответ: Поведение является проступком; вид правонарушения: административное, наступает административная ответственность.


Ведущий: А теперь у каждой команды есть возможность по очереди дать совет, куда следует обратиться в случае определенных жизненных обстоятельств. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.


команда №1

  1. Придя домой, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры взломана? (В полицию)

  2. Вашего знакомого уволили с работы, а он считает это незаконным? (К адвокату)

  3. Оформление наследства? (К нотариусу)

  4. Если вашего знакомого задержали работники полиции и, как он утверждает, избили его? (В прокуратуру)

  5. Вы стали свидетелем ДТП? (В полицию)


2 команда:

  1. Вы услышали в соседней квартире выстрелы и крики?

(В полицию)

  1. Вашего родственника обвиняют в совершении преступления? (К адвокату)

  2. Если нарушены ваши права и свободы? (В прокуратуру)

  3. Вы желаете выяснить законность соглашения? (К адвокату)

  4. Вы нашли у себя в огороде незнакомый металлический предмет, похожий на снаряд? (В полицию или МЧС)


Ведущий: А сейчас мы проведем очень необычный конкурс, который называется «Сказочное право». Мы осуществим с вами путешествие известными сказками, мультфильмами, жемчужинами народного творчества, где отображены правовые отношения. Вы должны их узнать. За каждый правильный ответ – 1 балл. На один вопрос отвечает один участник. Отвечаем по очереди. Время на размышление – 10 секунд. Команды готовы? Начинаем.


3. Конкурс «Сказочное право».

Вопросы:

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет
план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному
вмешательству общественности все заканчивается благополучно.

(Ответ: Красная Шапочка)



2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?

(Ответ: «Лягушка-путешественница», лягушка)



3. В этой сказке А.С.Пушкина должностное лицо грубо нарушило
принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило
зарплату труженика. А труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.

(Ответ: «Сказка о попе и его работнике Балде»)



4. Назовите сказку, в которой в соответствии с устным договором выполнялись сельскохозяйственные работы по сбору урожая, выращенного дедом.

(Ответ: «Репка»)



5. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

(Ответ: «Волк и семеро козлят»)



6. Назовите сказку, в которой мальчик составил договор без разрешения отца, продав свою азбуку, не пошел в школу, а попал в театр кукол?

(Ответ: «Золотой ключик»)



7. В этой русской сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправляется на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Но финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибнет

(Ответ: Колобок)



8. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одежду невесты младшего сына царя и сжигают ее

(Ответ: «Царевна –лягушка»)



9. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить эту собственность на части, но не сумевшим это сделать. В итоге богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.

(Ответ: «Курочка-ряба»)



10. В какой сказке злая личность (мачеха) путем обмана во время примерки хрустальной туфельки захотела сама стать королевой, а одну из дочек выдать замуж, заключив фиктивный брак?

(Ответ: «Золушка») 



11. В какой сказке мать с сыном в результате ложных показаний попадают в ограниченное пространство на водной глади?

(Ответ: «Сказка о царе Салтане»)





12. В какой сказке замечательного детского сказочника X.К. Андерсена злая женщина выкрала мальчика, подарив ему горы льда, нарушив право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать».

(Ответ: "Снежная королева". Из бедного, скромного домика бабушки Снежная королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь мири пару коньков в придачу.)



13. В какой сказке было сломано жилище 2 братьев и предпринята попытка проникновения в жилище третьего, чем было нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? 

(Ответ: «Три поросенка». Волк разрушил домики двух поросят и грозился разрушить третий.)



14. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? 

(Ответ: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)





15. Назовите сказку про известную особу, которая нашла в поле деньги, никому про это не сказала, а пошла на базар и сделала покупку для чаепития.

(Ответ: «Муха-Цокотуха»)



16. Назовите сказку, в которой известный доктор совершает международную миссию и оказывает помощь больным зверям и птицам, но был захвачен пиратами.

(Ответ: «Доктор Айболит»)




4. Конкурс «Юридический семафор»


Ведущий: Для каждой команды подготовлена подборка вопросов на определенные юридические темы. Конкурс пройдет в виде блиц-турнира. На обдумывание ответа дается не более 10 секунд. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итак, начали:



Команда № 1: Установите виды юридической ответственности:


1. Продажа наркотических средств. (уголовная)

2 . Повреждение парт в школе. (материальная)

3 . Неуплата коммунальных услуг. (административная)

4 . Повреждение библиотечной книги. (материальная)

5 . Опоздание на урок. (дисциплинарная)

6 . Безбилетный проезд в транспорте. (административная)

7. Несвоевременная поставка молокопродуктов в магазин. (гражданско- правовая)

8 . Появление на работе в нетрезвом состоянии. (дисциплинарная)

9 . Кража государственного имущества. (уголовная)

10. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии. (административная)

11. Фирма не поставила кооперативу холодильное оборудование в соответствии с заключенным договором (гражданско-правовая)

12. Менеджер опоздал к началу рабочего дня (дисциплинарная)

13.Сельский житель не выполнил правил пожарной безопасности (административная)

14. Нарушение правил рыбной ловли (административная)


Команда № 2: Виды прав человека


1 . Право на уважение человеческого достоинства. (личное)

2 . Право на предпринимательскую деятельность. (экономическое)

3 . Право на жизнь. (личное)

4 . Право на участие в выборах. (политическое)

5 . Право на образование. (социальное)

6 . Право на гражданство. (личное)

7. Право на равный доступ к государственной службе. (политическое)

8 . Право на труд. (экономическое)

9 . Право на жилище. (социальное)

10. Право на пользование достижениями национальной культуры. (культурное)

11. Право на создание союзов и объединений (политическое).

12. Право на доступ к культурным ценностям (культурное).

13. Право на свободу совести (личное).

14. Право на проведение мирных собраний (политическое).





5. Конкурс «Азбука правоведа»


Ведущий: В своей жизни мы часто сталкиваемся с юридическими понятиями и терминами. Поэтому знание их необходимо каждому.

На вопросы даются короткие четкие ответы. На размышление – 30 сек. Две команды отвечают на вопросы по очереди – перекрестно. Начинаем…


1. Власть народа (Демократия)

2. Акт, изданный Президентом (Указ)

3. Нормативно-правовой акт высшего законодательного органа власти, принимается в особом порядке (Закон)

4. Как называется служба для граждан, которые по религиозным убеждениями не могут проходить военную службу? (Альтернативная)

5. Как называется основной международный документ, защищающий права человека ? (Всеобщая декларация прав человека)

6. Всенародное голосование по важным вопросам общегосударственного и местного значения. (Референдум)

7. Обжалование решения суда в высшей инстанции. (Апелляция)

8. Досрочное освобождение из заключения. (Амнистия)

9. В переводе с латинского это слово означает «в другом месте». Что это за слово? (Алиби)

10. Конвенция о правах ребенка. Что означает конвенция? (Договор, соглашение)

11. Восстановление репутации или прежних прав. (Реабилитация)

12. Человек, который выступает в суде защитником (Адвокат).

13. Что означает слово «инкогнито». (Неизвестный, неузнанный)

14. Полная независимость государства во внешней и внутренней политике. (Суверенитет)

15. Документ, который необходим для ареста и обыска. (Ордер)

16. В переводе с латинского обозначает «устройство», «установление». (Конституция)

17. Дословный перевод слова «президент». (Тот, кто сидит впереди)

18. Богиня правосудия в греческой мифологии. (Фемида)

19. Что означает слово инцидент? (Проишествие, случай)

20. Неприятная процедура для высокопоставленного лица. (Импичмент)



Ведущий: Пока счетная группа подводит итоги нашей игры-конкурса, предлагаю, чтобы наши гости не скучали, давайте проведем также с ними небольшой конкурс. Согласны?




1. Это слово в итальянском языке означает бутылка. В Средневековье в знак позора плохому актеру подвешивали на шею бутылку. Звучит это слово – фиаско. Что оно означает? (Полный провал, неудача).

2. Авраам Линкольн писал: "Народное управление, которое совершается народом, ради народа - это и есть..." Что? (Демократия)

3. Цицерон говорил: "Чтобы стать абсолютно свободными, мы должны стать рабами" Рабами чего или кого? (Закона)

4. Фемида. Богиня правосудия изображается с повязкой на глазах, что означает этот символ? (Символ беспристрастия: все равны перед законом)

5. По предложению доктора Гийотена (1738-1814гг.) во Франции во время буржуазной революции (1792г.) было применено это орудие смертной казни. Какое? (Гильотина)

6. Продлите пословицу "Повинную голову... " (Меч не сечет)

7. В 1474 году в Швейцарском городе Базеле произошло необычное событие: петух снес яйцо. Как поступили судьи с домашней птицей? (Петуха обвинили в колдовстве и вместе с яйцом спалили на огне)

8. В 1540 году в испанском городе Гимаран произошел судебный процесс. Подсудимую признали виновной в порче ценного гобелена стоимостью 10 тысяч марави. Преступницу приговорили к смертной казни путем отрубания головы. Так же огласили, что все ее родственники навсегда изгоняются из королевства. Кто эта злоумышленница? (Моль)

Ведущий: А теперь слово предоставляется нашей счетной группе.

Счетная группа подводит итоги всех конкурсов, объявляет окончательные результаты и называет команду победительницу.

Ведущий: Хочу поблагодарить всех участников конкурса! Вы показали прекрасне знания.

Каждый из вас имеет права, защищаемые государством. И пользуясь своими правами, не забывайте о своих обязанностях. Не нарушайте права других людей, которые окружают вас. И вы конечно же поняли, чтобы жить в ладу с собой и с миром, нужно знать законы общества, государства, уважать и выполнять их

В заключении читается стихотворение

"Закон сердца"


Наверняка у каждого из нас

Бывает и раздумья, и сомненья,

Как поступить вот в этот раз …

Как лучше выбрать верное решенье.

Есть в жизни много тропок и путей,

Сетей, препятствий, красоты и грязи.

Душе, уму и совести твоей

Они ясны становятся не сразу.

При встречи с ними на пути своем

Один закон для сердца не изменен!

Что б выбрать путь, подумай ты о том,

Чтобы остаться в мире Человеком!


Приложение № 1


Ведомость для подведения итогов конкурса


Команда


Игра-конкурс

«Юридический марафон»

(правильный ответ – 1б)


«Юридическая помощь» (правильный ответ – 2б)


«Сказочное право» (правильный ответ – 1б)



«Юридический семафор»

(правильный ответ – 1б)


«Азбука правоведа»

(правильный ответ – 1б)


Команда № 1_________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________






Команда № 2 ________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________






ИТОГО баллов:








Приложение №2

Команде №1


Ситуация № 1:

Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи свидетельских показаний? Почему? Свой ответ обоснуйте.


Ситуация № 2:

14-ти летние учащиеся школы, находящиеся рядом с железнодорожной станцией самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время. Допущены ли нарушений трудового законодательства? Если да, то какие?


Ситуация № 3:

2 подростка 12-ти и 13-ти лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были внести родители подростков. Определить форму вины подростков и почему мерам воздействия подверглись не они а их родители?


Команде №2


Ситуация № 1:

Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. Прав ли следователь? Свой ответ обоснуйте.

Ситуация № 2:

А. Веселов и В. Пастухова решили заключить брак, но в последствии выяснилось, что Веселов не может присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он студент мореходного училища и в этом время будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСа дату, Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга С. Аринина в котором уполномочивал его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова. Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?

Ситуация № 3:

Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, не цензурно выражались. Определить, будет ли такое поведение являться проступком или преступлением? Определить вид правонарушения и вид юридической ответственности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра-конкурс «Калейдоскоп права»

Автор: Кобзарь Татьяна Михайловна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280099


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства