Просмотр содержимого документа
«"Алкоголь;повод, причины, последствия"»
7
Дискуссия «Алкоголь: повод, причины, последствия»
с учащимися 8-11 классов
Цели:
1. Донести до учащихся информацию о вреде алкоголя.
2. Разобраться с причинами, приводящими к употреблению алкоголя.
3. Призвать учащихся к отказу от употребления алкоголя.
Ход дискуссии.
1.Ребята, сегодня я предлагаю принять участие в дискуссии на тему «Алкоголь: повод, причины, последствия».
Алкоголь приносит много бед людям. Многие из вас сталкивались с этой проблемой в жизни. Многие семьи страдают от пьянства одного или нескольких их членов. Видели ли вы пьяных людей? Видели ли вы кого-либо из своих близких или друзей в пьяном состоянии? На самом деле в наше время очень трудно найти молодых людей, которые не попробовали на себе влияние алкоголя. Но знаем ли мы правду об алкоголе и его влиянии на нас? Что такое алкоголь и какое воздействие оказывает на человека?
(Ответы учеников.)
Педагог социальный: Употребление алкоголя известно с глубокой древности. Фруктовые соки, мед и даже молоко, постояв на солнце, приобретали свойства, которые люди, выпив такие напитки, не могли не подметить: они вызывали веселость, легкость, возбуждение и т. п. Из литературных источников известно, что пьянство широко процветало в Древнем мире. Даже боги, по представлениям людей, предавались разгулу под воздействием вина и других алкогольных напитков. Из тех же источников мы узнаем, что пьяному разгулу всегда сопутствовали разврат и преступность, а также болезни.
- Так что же представляет собой алкоголь, предлагающий одновременно радость и беду?
Основу любого алкогольного напитка составляет этиловый спирт.
Просмотр видеоролика «Будь сильным!»
- Что вам известно о вреде алкоголя на организм человека? (Ответы детей)
Просмотр видеороликов 2,3,4. (мозг, сердце, желудок) «Как алкоголь влияет на мозг, желудок, печень и сердце»
- Как вы считаете, что страдает в первую очередь от алкоголя?! (Ответы детей)
Педагог социальный:Попадая в желудок и кишечник, алкоголь впитывается в кровь уже в течение 5-10 мин после принятия. По кровеносным сосудам спирт разносится по всему организму человека. Если - рассмотреть под микроскопом клетки, в которые он попадает, то можно увидеть, как они сморщиваются, перестают нормально функционировать. Если алкоголь попадает в клетку неоднократно, вскоре она погибает. Так начинают разрушаться органы: печень, сердце, почки. Перерождается ткань кровеносных сосудов, нарушается функционирование всего организма в целом. Таким образом, опьянение, по сути, представляет собой отравление организма алкоголем.
Клетки мозга страдают от алкоголя в первую очередь. А вред, нанесенный им, является непоправимым. Мощным потоком крови алкоголь доставляется к головному мозгу, его высшим отделам, затрагивая нервные клетки. В результате разрушается связь между различными отделами головного мозга.
Алкоголь, попавший в организм человека, выводится оттуда в течение нескольких дней.
- Почему особенно вредным является воздействие алкоголя на юный организм?! (Ответы детей)
Педагог социальный: Впериод роста и развития очень восприимчив ко всем наркотическим веществам. Юноши и девушки, употребляющие алкоголь, подвергают опасности разрушения все свои органы, особенно центральную нервную систему. В результате сильно снижается память, возникают психические проблемы, резко ухудшается поведение.
В алкогольных напитках выявлено наличие канцерогенных веществ, которые приводят к возникновению злокачественных опухолей. Особенно велик риск заболевания раком у юношей и девушек, злоупотребляющих спиртным. Так, согласно статистике, риск возникновения рака полости рта у молодых людей возрастает в 10 раз. А если они при этом не только употребляют алкоголь, но и курят, риск возрастает в 15 раз по сравнению с непьющей молодежью.
- Как вы считаете влияет ли алкоголь на потомство? Если да, то как? (Ответы детей)
Педагог социальный: Алкоголь производит разрушительное действие в клетках, в том числе и на генетическом уровне. Это негативно сказывается на потомстве. Дети рождаются неполноценными, с врожденными заболеваниями.
У юношей, злоупотребляющих алкоголем, ослабляется половая потенция. У девушек нарушается процесс выработки половых гормонов и созревания яйцеклетки. Злоупотребляющие алкоголем люди могут остаться бездетными.
Просмотр видеоролика № 5, №6.
- Влияет ли алкоголь на поведение? (Ответы детей)
Педагог социальный: Кровеносные сосуды расширяются под воздействием алкоголя, что увеличивает поток крови, поступающий в головной мозг. Это и вызывает легкую эйфорию и веселость. Однако после этого в работе мозга происходят изменения. В результате человек в состоянии опьянения перестает контролировать свое поведение, речь. Его действия становятся развязными. Человек начинает говорить то, что ни за что не сказал бы в трезвом состоянии.
Чем больше человек пьянеет, тем больше парализуются его нервные центры, контролирующие работу возбужденных отделов головного мозга. Человек перестает думать о последствиях своих поступков и слов. Тайные страсти и порочные наклонности, которые человек прячет в глубине души, выходят наружу, что приводит к дурным действиям. Воспитанность и скромность отходят в сторону, уступая место легкомыслию и нахальности. Человек становится невнимательным, неосторожным, может рассказать все секреты.
Женщины под влиянием алкоголя становятся развязными в своем поведении, теряют стыд, не следят за нормами поведения. Пьяные женщины теряют свое достоинство, становятся распущенными, склоняются к случайным половым связям. Следствием часто становятся нежелательные беременности и венерические заболевания.
- Что такое алкогольная зависимость? (Ответы детей)
Педагог социальный: Алкоголь создает эффект приподнятого настроения. Это чувство радостного возбуждения приятно человеку и побуждает его снова и снова употреблять алкоголь. При постоянном употреблении алкоголя происходят общее отравление организма и перерождение тканей. Клетки начинают черпать энергию не столько из веществ, получаемых с пищей, сколько из алкоголя. Развивается химическая зависимость. Это серьезная трагическая болезнь, от которой почти невозможно вылечиться.
Если воздействию алкоголя подвергаются юноши и девушки, у них развитие зависимости происходит в 4 раза быстрее, чем у взрослых людей. В этом возрасте еще не закончено формирование личности, поэтому она тоже испытывает разрушительное воздействие алкоголя.
Вопрос для обсуждения: Что происходит с людьми, когда они напиваются?
Возможные ответы: радостная эйфория, головная боль, депрессия, слабость, непристойное поведение, болтливость, неприятный запах, тянет на откровенные разговоры, страх, мания преследования и т. д.
Педагог социальный:Считаете ли вы пиво безвредным алкогольным напитком? Так ли безвредно пиво? (Ответы детей)
Показ видеоролика «Влияние пива на организм»
Вопрос для обсуждения: А каковы, на ваш взгляд, причины, заставляющие молодых людей употреблять алкогольные напитки?
Возможные ответы: чтобы улучшить настроение, «поймать кайф», чтобы угодить друзьям, для храбрости перед каким-нибудь делом (особенно если оно касается девушек), заглушить чувство одиночества, отчаяния, разочарования, вины, снизить чувство отвержения, для борьбы с депрессией и т. д.
Педагог социальный: Английский поэт Роберт Бёрнс написал такие строки:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство — без причин.
Педагог социальный: Причины. Они могут быть разными. Вот, например, причины, которые могут побуждать взрослых тянуться к бутылке. Так, например, некоторые пытаются таким способом справиться со стрессовыми ситуациями, возникающими в их жизни. Они думают, что выпивка сделает их проблемы легче, даст силы перенести тяжелые обстоятельства, противостоять давлению, прессу.
Другие прибегают к выпивке по социальным мотивам. Например, если человек вырос в неблагополучной семье. Или жизнь не складывается, не хватает денег на нормальное существование, сломался. Возможно, на работе каждую неделю попойка, от которой трудно отказаться — окажешься чужаком. Или соседи постоянно выпивают и угощают.
Есть ритуальные причины, когда к выпивке относятся как к обязательному действию: на празднике, вечеринке, встрече, общении с друзьями. Это становится ритуалом, от которого нельзя отказаться, иначе придется уйти, иногда даже порвать отношения.
Молодежь в основном начинает пить из-за конформизма, т. е. за компанию. Многие не могут отказаться от предложения, потому что все в их группе это делают. Боятся прослыть «белой вороной».
Другой распространенной причиной алкоголизма среди молодежи является дурной пример близких родственников. Когда в семье пьют, дети очень рано вовлекаются в эту зависимость. У них есть соблазн и возможность попробовать, чтобы выяснить, действительно ли так приятно употребление алкоголя, что их родители готовы на все ради этого удовольствия. Жизнь в неблагополучной семье сама по себе является трагедией, которую хочется как-нибудь облегчить. Испытав радостное забытье от первых рюмок, юношу начинает тянуть к этому способу решения проблем. Потом он уже не может остановиться.
Некоторые молодые парни и девушки начинают пить из любопытства. Им интересно узнать, что представляет собой состояние опьянения, как он или она будут себя вести в этом состоянии.
Некоторые парни прибегают к выпивке, чтобы стать более свободными и смелыми в общении с девушками, впечатлить их, понравиться.Девушки не отказываются от предложенного понравившимся парнем пива или вина, чтобы не оттолкнуть его от себя.
Часто молодые люди прибегают к алкоголю из-за несчастной любви, одиночества, отвержения. Таким образом, они борются с негативными душевными чувствами, пытаясь искусственно поднять себе настроение.
Вопрос для обсуждения: Последствия употребления алкоголя? Каковы они?! (Ответы детей)
Педагог социальный: Следствием употребления алкоголя являются внутренняя опустошенность, потеря ориентации в жизни, потеря жизненного интереса, отсутствие силы воли, разрушение личности, психические нарушения, отказ от нравственных принципов.
Некоторых употребление спиртного приводит к нарушению закона, совершению преступления. Многие несовершеннолетние преступники становятся таковыми в результате употребления алкоголя. Преступления, совершенные пьяными людьми, являются очень жестокими и строго наказываются по закону. Много убийств, краж и хулиганских нападений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Множество аварий на дорогах с трагическими последствиями произошло по вине пьяных водителей.
Употребление алкоголя провоцирует насилие в семьях. Алкоголизм ведет к спуску по социальной лестнице на самое дно — пьяницы часто остаются без жилья, работы, семьи, друзей, становятся бомжами, живут на улице, в подвалах. Они становятся отверженными обществом людьми и не могут уже вернуться к нормальной жизни из-за непоправимых психических изменений.
Если ты решился попробовать облегчить свое душевное состояние с помощью спиртного, то подумай: действительно ли это поможет тебе? На самом ли деле выпивка облегчает давление и решает проблемы или только маскирует их, затушевывает? Поможет ли тебе Употребление алкогольных напитков изменить реальность вокруг тебя или, наоборот, уведет тебя от реальности? Так стоит ли тебе окружать себя искусственной Реальностью или стоит подумать и принять жизнь такой, какая она есть?
Отрывок из произведения Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.
Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.
— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.
— Пью, — мрачно ответил пьяница.
— Зачем?
— Чтобы забыть.
— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.
«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», — думал он, продолжая путь».
Что в этом отрывке можно узнать о пьяницах?
1. В этом отрывке описывается порочный круг, в который попадают зависимые люди и из которого не могут выбраться.
2. Хорошо описана психологическая зависимость: любой пьяница верит, что может бросить, если захочет, вся проблема в том, что он никогда этого не захочет, даже если его мучает совесть — влечение к спиртному сильнее.
Вопрос для обсуждения
■ Действительно ли алкоголь помогает в решении проблем? (Ответы детей)
Вопрос для обсуждения
■ Правильно ли я поступаю, употребляя алкоголь?Как же я могу уберечь себя от пагубного влияния алкоголя? Как отказать тем, кто предлагает попробовать? А если это мои близкие друзья?
Педагог социальный читает стихотворение:
Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну и пей другую,
и седьмую, и восьмую
Просят, давят, жмут «друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть,
Подскажите, как мне быть?
Пить спиртное иль не пить?
- Как бы вы ответили на этот вопрос? Что делать юноше в подобной ситуации? Отказаться? Но как? Сейчас мы посмотрим, как вы умеете говорить «нет».
Каждый класс получает листки, на которых описаны ситуации, в которых молодому человеку предлагают употребить алкогольный напиток. Ученики должны обсудить ситуацию, а затем обыграть ее по ролям, при этом показать, как можно отказаться от предложения.
Задание для 9 класса. Парень влюбился в девчонку из соседнего двора. Друзья посоветовали подойти и признаться ей в своих чувствах, но перед этим выпить для храбрости.
Задание для 8 класса. Две подруги гуляют в парке. К ним подходят парни, чтобы познакомиться. Чтобы завязать разговор, они предлагают девушкам угостить их пивом.
Задание для 10 класса. На дискотеку кто-то из ребят принес бутылку водки и предлагает своей компании выпить для поднятия настроения.
Задание для 11 класса. Девушке нравится молодой парень. Он приглашает ее на свидание и ведет в кафе. Здесь он предлагает ей заказать алкогольный напиток.
Подведение итогов. Рефлексия. Трудно найти молодежную группу, которая не испытала бы на себе влияние алкоголя. Многие подростки даже не задумываются о влиянии и последствиях употребления алкоголя на их здоровье, личность, жизнь. Они просто выпивают. «Бутылка пива — что в этом плохого? Все вокруг так делают!» И не замечают, как увлекаются.
Вы старшеклассники. Вы почти взрослые. В вашей власти выбирать друзей. Только вы сами примете в будущем решение, употреблять алкогольные напитки или отказаться от них. Вы достаточно сильны, чтобы найти в себе мужество противостоять всяким попыткам склонить нас к употреблению алкоголя, даже если это наши близкие друзья. Избегайте вечеринок, на которые собираются молодые люди, совсем не умеющие веселиться и радоваться жизни без выпивки. Вы — молодежь. В ваших руках будущее. Имейте трезвый взгляд на жизнь. Не будь легкомысленным. Помни о последствиях!