Интегрированный урок (литература + немецкий язык) по теме "Ф.Шиллер-гений мировой классики."
Интегрированный урок (литература + немецкий язык) по теме "Ф.Шиллер-гений мировой классики."
Цель урока:формирование филосовски-гуманного отношения к жизни,её ценностям и окружающим людям на примере творческой судьбы Ф. Шиллера. Задачи урока: 1) формирование коммуникативной культуры обучающихся. 2) изучение особенностей твоческого пути Ф. Шиллера. 3) организация групповой творческой деятельности обучающихся при создании целостной картины биографии поэта. 4) знакомство обучающихся с ролью творчества Ф.Шиллера в русской литературе. 5) отработка навыков диалогической и монологической речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (литература + немецкий язык) по теме "Ф.Шиллер-гений мировой классики."»
Интегрированный урок немецкого языка и литературы по теме
"Великие немецкие классики"
Разделы:Преподавание литературы, Преподавание иностранных языков
Вступление:
Учитель нем.яз. Guten Tag liebe Freunde, liebe Gäste. Das Thema des heutigen Unterrichts ist: „Die groβen deutschen Klassiker“. Goethe, Schiller und Heine sind hervorragende Vertreter der deutschen klassischen Literatur. Ihre Namen sind in der ganzen Welt bekannt. Ihre Dramen werden in allen Theatern der Welt aufgeführt. Wir sprechen heute über ihr Schaffen.
Учитель лит-ры Как известно, школьная программа по литературе предполагает знакомство с наиболее значительными произведениями, начиная с античности и заканчивая современной литературной ситуацией. Многие произведения остаются вне поля зрения. Зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями великих немецких классиков: Гете, Шиллера, Гейне. И чтобы лучше понять немецкую литературу, мы решили сегодня провести интегрированный урок немецкого языка и литературы. Начнем с биографии Гете.
Учительнем.яз. Interessante Fakten aus der Biografie von Goethe.
Учитель лит-ры Лирические стихотворения, созданные Гете в молодости, ознаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. В центре его лирики становится человек совсем богатством его внутреннего мира. С изумительной силой Гете изучает всю гамму чувств человека. Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. Пейзажи Гете согреты живым чувством.
Учитель нем.яз. Das Gedicht von Goethe „Heidenröslein“.
Heidenröslein (Goethe)
Sah ein Knab ein Röslein stehn, Röslein auf der Heiden, War so jung und morgenschön, Lief er schnell, es nah zu sehn, Sah`s mit vielen Freuden Röslein, Röslein, Röslein rot, Röslein auf der Heiden. Knabe sprach:”Ich breche dich, Röslein auf der Heiden?” Röslein sprach:”Ich steche dich, Dass du ewig denkst an mich, Und ich will`s nicht leiden?” Röslein, Röslein, Röslein rot Röslein auf der Heiden. Und der wilde Knabe brach `s Röslein auf der Heiden; Röslein wehrte sich und stаch, Half ihm doch kein Weh und Ach, Musst es eben leiden. Röslein, Röslein, Röslein rot, Röslein auf der Heiden.
Дикая роза (Д. Усов)
Мальчик розу увидал, Розу в чистом поле, К ней он близко подбежал, Аромат её впивал, Любовался вволю Роза, роза алый цвет, Роза в чистом поле. “Роза, я сломлю тебя, Роза в чистом поле!” “Мальчик, уколю тебя, Чтобы помнил ты меня! Не стерплю я боли. Роза, роза алый цвет, Роза в чистом поле. Он сорвал, забывший страх, Розу в чистом поле. Кровь алела на шипах, Но она – увы и ах! – Не спаслась от боли Роза, роза алый цвет, Роза в чистом поле!
Учительнем.яз. Nicht einmal besang der junge Goethe in seinen Gedichten die Schönheiten der Natur.
Учитель лит-ры Гете ( 1749- 1832) говорил: “Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга; она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей”.
Учительнем.яз. Das Gedicht von Goethe „Meeresstille.
Meeresstille(Goethe)
Tiefe Stille herrscht im Wasser, Ohne Regung ruht das Meer, Und bekümmert sieht der Schiffer Glatte Flache ringsumher. Kleine Luft von keiner Seite Todesstille fürchterlich In den ungeheuren Weite Reget keine Welle sich.
Штиль над морем(С. Шервинский)
Штиль глубокий над водою, Неподвижно море спит, И с заботой мрачной кормщик На немую гладь глядит. Ни струи! Ни дуновенья! Ужас мертвой тишины. Над громадой без движенья, Ни единой нет волны.
Учитель лит-ры “Ночная песня странника” Гете известная русскому читателю по знаменитому переводу М.Ю. Лермонтова “Горные вершины”.
Учительнем.яз. Goethe „Wanderers Nachtlied“ .
über allen Gipfeln Ist Ruh. In allen Wipfeln Spürest du Kaum einen Hauch; Die Vöglein schweigen im Walde! Warte nur, balde Ruhest du auch.
Учительнем.яз. Kein Wunder, dass Goethes Gedichte nicht einmal von vielen russischen Dichtern übersetzt wurden.
Учитель лит-ры Три других перевода принадлежат И. Анненскому, В. Брюсову, Б. Пастернаку - поэтам переводческая деятельность которых была значительной, плодотворной, поучительной.
Вы прослушали стихотворение Гете в переводе Лермонтова “Горные вершины”. Два других перевода Анненского и Брюсова вы видите на экране. Предлагаем сравнить эти переводы и выбрать наиболее понравившийся вам с обоснованием ответа.
В. Брюсов
На всех вершинах Покой: В листве, в долинах Ни одной не дрогнет черты, Птицы спят в молчании бора Подожди только: скоро Уснешь и ты.
И. Анненский
Над высотою горной Тишь… В листве уж черной Не ощутишь Ни дуновенья В чаще затих полет... О, подожди!.. Мгновенье – Тишь и тебя … возьмет.
М. Лермонтов
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы … Подожди немного Отдохнешь и ты!
Учительнем.яз. Goethe schuf viele Dramen und Prosawerke. Sein gröβtes Werk ist die Tragödie „Faust“, an dem der geniale Dichter fast sein ganzes Leben lang gearbeitet hat.
Учитель лит-ры “ У меня громадное преимущество,- говорил Гете,- благодаря тому, что я родился в такую эпоху где имели место величайшие мировые события. Весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии “Фауст”. В её основу легла немецкая легенда XVI века.
Учительнем.яз. Faust spricht in seinem letzten Monolog sehr humanistische Gedanken aus. Bei ihm stand der Mensch im Mittelpunkt. Er sah die Zweiseitigkeit des Menschen. Es existiert ein Gut und Böse in einem Menschen. Dies erkennt man vor allem beim Faust. In dem Schluβmonolog kommt es zum Ausdruck, dass Goethe sich für die menschliche Freiheit einsetzt. Dies läβt er durch Faust widerspiegeln. Ebenso der Platz des einzelnen Menschen in der Gesellschaft.
Учитель лит-ры Венец творчества выдающегося немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте. Является наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа — героя немецких мифов и преданийдоктора Иоганна Фауста. Трагедия “Фауст” является отражением и обобщением жизненного опыта и философии Гёте, который работал над трагедией большую часть своей жизни — 57 лет .
Учитель нем.яз. Monolog von Faust.
Solch ein Gewimmel möcht ich sehn, auf freiem Grund mit freiem Volke stehn! Zum Augenblicke durft`ich sagen: Verweite doch, du bist so schon! ………. Im Vorgefühl von solchem hohen Gluck genieβ ich jetzt den höchsten Augenblick.
Народ свободный на земле свободной Увидеть я б хотел в такие дни. Тогда бы мог воскликнуть я: “Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!” И это торжество предвосхищая, Я высший миг сейчас переживаю
Учитель лит-ры Друг Гете - великий немецкий писатель Фридрих Шиллер Родился в семье военного фельдшера в маленьком городке Марбахе впоследствии был как сын офицера был определен в военную академию. Уже тога Шиллер увлекался поэзией. Первая его пьеса, поставленная в театре, вызвала бурю восторга по всей Германии. Шиллер в разных городах, много пишет, занимается историей. Его даже приглашают в качестве профессора в Йенский университет.
Учительнем.яз. Kleine Information aus der Biografie von Schiller.
Учительнем.яз. Das Gedicht von Schiller „Das Mädchen aus der Fremde.
Das Mädchen aus der Fremde(F. Schiller)
In einem Tal bei armen Hirten erschien mit jedem jungen Jahr, sobald die ersten Lerchen schwirrten, ein Mädchen schön und wunderbar.
Sie war nicht in dem Tal geboren, man wusste nicht, woher sie kam; und schnell war ihre Spur verloren, sobald das Mädchen Abschied nahm.
Willkommen waren alle Gaste, doch nahte sich ein liebend Paar, dem reichte sie der Gaben beste, der Blumen allerschönste dar.
Дева с чужбины(И. Миримский)
Из года в год в начале мая, Когда не смолкнет птичий гам, Являлась дева молодая В долину к бедным пастухам.
Она жила в стране нездешней, В краю, куда дороги нет. Уйдет она и в дымке вешней Растает девы легкий след.
Она дарила прихотливо Цветы одним, плоды другим. И каждый уходил счастливый Домой с подарком дорогим.
Учитель лит-ры Разбойники" - первая опубликованная и поставленная на сцене пьеса Ф.Шиллера. Сюжет трагедии сложился под влиянием рассказа Д.Шубарта "Из истории человеческого сердца". Много материала давала и немецкая действительность, рассказы о настоящих разбойниках.
Учитель нем.яз. Das Gedicht „Jägerliedchen“.
Jägerliedchen (Fr. Schiller)
Mit dem Pfeil, dem Bogen Durch Gebirg und Tal Kommt der Schutz' gezogen Früh am Morgenstrahl. Wie im Reich der Lufte König ist der Weih, Durch Gebirg und Klufte Herrscht der Schutze frei. Ihm gehört das Weite, Was sein Pfeil erreicht, Das ist seine Beute, Was da fleugt und kreucht.
Песня стрелка(О. Мандельштам)
С луком и колчаном Через лес и дол Утром в горы рано Наш стрелок ушел. Как орлу воздушный Подчинен простор, Так стрелку послушно Царство снежных гор. И куда стремится Тетивы прицел, Там и зверь, и птица - Жертвы мертвых стрел.
Учитель лит-ры Гете и Шиллер - два немецких классика, два друга. Они еще известны тем, что их произведения разобраны на крылатые выражения.
Учительнем.яз. Heinrich Heine ist einer der gröβten Lyriker der Weltliteratur.
Учитель лит-ры В творчестве Генриха Гейне (1797- 1856) в большей степени отразился процесс эволюции немецкого романтизма. Величие Гейне- художника определяется тем, что выдающуюся творческую одаренность он сочетал с широтой общественного кругозора. Объявляя себя приверженцем “вольной песни романтизма”, он давая трезвую аналитическую оценку своему времени, в своем творчестве отражал важнейшие его закономерности.
Учительнем.яз. Einige Fakten aus der Biografie von Heinrich Heine.
Учительнем.яз. Das Gedicht „Ein Fichtenbaum“.
Ein Fichtenbaum (H. Heine)
Ein Fichtenbaum steht einsam Im Norden auf kahler Höh, Ihn schläfert; mit weiβer Decke Umhüllen ihn Eis und Schnee. Er träumt von einer Palme, Die fern im Morgenland, Einsam und schweigend trauert Auf brennender Felsenwand.
На севере диком (М. Лермонтов)
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. И снится ей все, что в пустыне далеко - В том краю, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Учительнем.яз. Sprechen wir von Heine, müssen wir unbedingt von seinem lyrischen Gedicht „Die Lorelei“ sprechen.
Учитель лит-ры Старинная германская легенда рассказывает о красивой девушке Лорелей, она сидела на скалистом берегу Рейна и пела так прекрасно, что гребцы, проплывающие мимо кораблей, забывали обо всем на свете. Заслушавшись песнями Лорелей, они бросали весла, потерявшие управление корабли неслись по течению и разбивались прибрежные скалы. Эта печальная легенда постоянно вдохновляла поэтов и художников. Великий поэт.
Учительнем.яз. Das Gedicht von Heinrich Heine „Die Lorelei“.
LORELEI (Heinrich Heine)
Ich weiβ nicht, was soll es bedeuten, da? ich so traurig bin ein Marchen aus alten Zeiten, das kommt mir nicht aus dem Sinn. Die Luft ist kühl, und es dunkelt, und ruhig flieβt der Rhein der Gipfel des Berges funkelt im Abendsonnenschein. Die schönste Jungfrau sitzet dort oben wunderbar, ihr goldnes Geschmeide blitzet, sie kämmt ihr goldenes Haar. Sie kämmt es mit goldenem Kamme und singt ein Lied dabei das hat eine wundersame, gewaltige Melodei Den Schiffer im kleinen Schiffe ergreift es mit wildem Weh; Er schaut nicht die Felsenriffe, er schaut nur hinauf, in die Hoh. Ich glaube, die Wellen verschlingen Am Ende Schiffer und Kahn; Und das hat mit ihrem Singen Die Lorelei getan.
Лорелей(А. Блок)
Не знаю, что значит такое, Что скорбью я смущен; Давно не дает покою Мне сказка старых времен Прохладой сумерки веют, И Рейна тих простор; В вечерних лучах алеют Вершины дальних гор. Над страшной высотою Девушка дивной красы Одеждой горит золотою, Играет златом косы. Золотым убирает гребнем И песню поет она; В ее чудесном пеньи Тревога затаена. Пловца на лодочке малой Дикой тоской полонит; Забывая подводные скалы, Он только наверх глядит. Пловец и лодочка, знаю, Погибнут среди зыбей; И всякий так погибает От песен Лорелей.
Вывод:
Учительнем.яз. Die Werke von Goethe, Schiller und Heine haben ihre Bedeutung nicht nur für die Entwicklung der deutschen Literatur , sondern auch für die Entwicklung der russischen Literatur. Unsere Kulturen sind sehr nah. Die Deutschen und die Russen sind ähnlich im Denken. Und die Literatur fördert die Verständigung und Toleranz zwischen unseren Völkern. Die echte Literatur hat keine Grenzen.
Учитель лит-ры Сегодня на уроке при знакомстве с произведениями немецких классиков мы увидели, что русская литература множеством нитей связана с мировой художественной культурой. Немецкая литература, как и русская ,всегда стремилась понять мироздание. В дальнейшем мы продолжим работу над изучением произведений зарубежной литературы. А сейчас как часть урока мы предложим вам ответить на вопросы викторины.
ВИКТОРИНА
1.С творчеством каких немецких классиков мы познакомились сегодня на уроке?
2.Кому из авторов принадлежат эти строки:
Röslein, Röslein, Röslein rot , Röslein auf der Heiden.
Warte nur, balde Ruhest du auch.
Ein Fichtenbaum steht einsam Im Norden auf kahler Höh…
Ich weiβ nicht, was soll es bedeuten, Dass ich so traurig bin…
3.Назовите русских поэтов, переводы которых сегодня прозвучали на уроке.
4.Где родился Гёте?
5.Назовите самое великое произведение Гёте.
6.Сколько лет Гёте работал над этим произведением?
7. Назовите первое драматическое произведение Шиллера.
8. Назовите произведение Гейне, созданное на основе народной легенды.
Учительнем.яз. Vielen Dank, liebe Kinder, für eure aktive Teilnahme an unserem Unterricht. Die Stunde ist aus.
Учитель лит-ры Спасибо. До новых встреч.
Используемая литература
Г.В. Стадников “Генрих Гейне”, Москва, “Просвещение”, 1984
И.В.Гёте “Избранное”, Москва, “Детская литература”, 1988
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет “Стихотворения”, Москва, “Художественная литература”, 1988
Шульте Н.И., Губина М.А.Ю.: Экзаменационные темы и тексты на немецком языке. – М., “ВАКО”, 2005
V.N. Dewekin “Aus der Schatzkammer der deutschen Lyrik”, Moskau “Proswestschenije”, 1975
Goethe erzählt sein Leben./ Zusammengestelt von H.E. Gerlach und O. Herrmann, Fischer Bucherei, Hamburg, 2007
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений, 2-е изд., тт. 1–4. М., 1983–1984м
Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки, 2-е изд. М., 1967
Герштейн Э. Судьба Лермонтова. М., 1964
Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940
Анненский И.Ф. Избранное/ Сост., вступ. ст. и комм. И. Подольской; Ил. С. Михайлова.- М.: Правда, 1987.
Анненский И.Ф. Лирика.: Мн.: Харвест,1999.
Антология русской поэзии. В 2 т. Т. 2./ Сост. М. Латышев.- М.: Терра, 1997.
Книги Отражений. // Анненский И. Избранные произведения/ Сост., вступ. ст., коммент. А. Федорова.- Л.: Худож. Лит., 1998. – стр. 374-591
Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990
Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. Москва, “Советский писатель”,
Газизова А.А. Синтез Живаго со смыслом (размышления о прозе Бориса Пастернака). Москва
Миринский И.В. Статьи о классиках. М.,1966. С.143.
Гейне Г. Собр. соч. : в 10 т. М., 1958. Т. 4. – 671с.
Аникст А. Гете и Фауст. - М., Книга, 1983. - 272 с.
Вильмонт Н. Гете. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. 334 с.
Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. - СПб.: Наука ленинградсвое отделение, 1981. - 560 с.
Шагинян М. Гете. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 192 с.