kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Введение элементов краеведения при обучении иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках программы «Создание системы краеведческого образования»с 2011 года ведётся работа по созданию методической разработки по включению материалов краеведческой направленности в урок и внеурочную деятельность по немецкому языку.В статье представлен опыт работы учителя немецкого языка школы г. Липецк. Такой опыт ограничен регионом, но его суть может стать интересной и для педагогов других регионов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Введение элементов краеведения при обучении иностранному языку »











Введение элементов краеведения при обучении иностранному языку















МБОУ СОШ №61 им. М.И. Неделина

учитель немецкого языка

Полякова Елена Александровна











Липецк, 2014

С сентября 2001 года  в МБОУ СОШ №61 г. Липецк велась опытно-экспериментальная и исследовательская работа, целью которой была разработка модели образовательного учреждения нового вида, реализующего программу «Создание системы краеведческого образования». Три года школа работала в статусе опорного учреждения по совершенствованию системы краеведческого образования школьников в тесном сотрудничестве с ЕГУ имени И.А.Бунина.

С 2010 года школа работает в статусе базового учреждения. Тема проекта, над которым мы  сейчас работаем, - «Краеведение как системообразующий компонент воспитательной системы школы в условиях введения ФГОС». Изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять духовно-нравственное развитие школьников, - цель данного проекта.

О включении краеведческого материала в урок иностранного языка написано и сказано достаточно много. Я занимаюсь этой темой с 2011 года и преимущества оценила по достоинству.

Иностранный язык в нашей работе, на мой взгляд, стоит рассматривать как цель и как средство. Для меня это цель. Я руководствуюсь Федеральным компонентом образовательного  стандарта  по иностранному языку как учебному предмету, который включает задачи, направленные на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной)

В сознании ученика цели соответствовать ГОС нет. Логично предположить, что в таком случае немецкий язык должен стать средством познания окружающего мира. Когда мы начинаем говорить о своём городе, своей улице, об объектах культуры на другом языке, то предметы, явления, которые окружают нас ежедневно, открываются по-новому. В этом нам помогает свежий взгляд на привычный мир как будто с точки зрения немецкоговорящего человека. Так ребята включаются в диалог двух культур.

Мой опыт работы ещё сравнительно небольшой. Но у меня уже есть своя копилка методических находок-секретов. Так, например, в начальных классах мы не просто учимся считать по-немецки, а вычисляем количество учеников в нашей школе, домов на своей улице, узнаём численность населения нашего города. Вкрапление материалов и заданий краеведческого характера проявляются в уроках по самым разнообразным темам.

При этом уделяю большое внимание согласованию краеведческого материала с программой. Стараюсь отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.

Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя).

Используемые мною формы работы: игры, соревнования, конкурсы на знание истории родного края, Липецкой области, составление тематических альбомов, переводы текстов с русского на немецкий, ролевые игры.

В процессе моей работы я пришла к выводу, что упражнения в виде ролевой игры являются наиболее эффективной формой использования краеведческого материала при обучении иностранному языку («Экскурсия в краеведческом музее», «Знакомство туристов с нашим городом» и т.д.) Игровой момент таких упражнений заключается в обсуждении сверстниками из различных стран явлений родной и изучаемой культур.

При включении краеведческого компонента в образовательный процесс основной акцент делается на реализацию индивидуального подхода и учет интересов учащихся.

При подаче нового материала использую современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии, а также создаю условия для формирования самооценки обучающихся.

Учитывая возрастные особенности детей, мной разработана совокупность методов включения краеведческих материалов в процесс изучения иностранного языка.

  • через использование картографии Липецкой области дети приобретают навык ориентирования в пространстве, что впоследствии проявляется в умении ориентироваться в немецком городе.

  • уникальность культурной среды липецкой области демонстрируется посредством обращения к народным промыслам, достопримечательностям липецкого края и Липецка.

  • специфика формирования общественного мнения реализуется через обращение к СМИ.

  • экономические связи между государствами прослеживаются на примере исследования популярности немецких торговых марок на отечественном рынке и, в частности, в городе Липецк.

  • статистические данные населения липецкой области по формированию навыков счета, при работе с числительными.

  • наиболее актуальной для современных школьников является тематика молодежных субкультур. Сравнение субкультур Германии и России является наиболее интересной подачей данной темы в рамках учебной программы.

Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Зачастую инициаторами проектной или исследовательской работы становятся сами учащиеся. Так, например, появление пассажирского транспорта немецкого происхождения в нашем городе не осталось без внимания ребят, что послужило началом большого исследовательского проекта «Немецкие торговые марки в Липецке». Проект, представленный на ученической конференции в школе, дал толчок множеству идей и другим ребятам, изучающим немецкий язык. В этом году были созданы проекты „Deutsche Spuren in Lipezk“ о истории немецкой лётной школы в Липецке и «Lipezker Gebiet für die kleinen Gäste“ – разработка двухдневной программы пребывания немецкоговорящих семей с детьми в Липецкой области.

Подобные виды работы пробуждают у школьников глубокий интерес к культуре, экономике, истории края, вызывают жажду знаний.

Результаты работы могут быть представлены в своём классе, показаны в параллели или в младших классах, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т.д.

Отдельное место занимают уроки, полностью построенные на краеведческой основе, такие, как «Город, который я люблю», Улицы города. Какие они?», «Экскурсия по городу Липецк», «Народные ремесла в России и на Липецкой земле» и т.д.

Материал из года в год накапливался, и появилась необходимость его обобщить и систематизировать. В 2012 году  профессорско-преподавательским составом ЕГУ им. Бунина прорецензированы приложения краеведческой направленности в содержание курса по иностранному языку (5-9 класс) (рецензент доцент кафедры иностранных языков специальных дисциплин ЕГУ, кандидат филологических наук Трегубова Ю.А.).

В рамках инновационной площадки ЛИРО по краеведческому образованию школьников я приступила к созданию методической разработки по немецкому языку по включению в уроки краеведческого компонента, т.к. одной из задач нашей школы является формирование  банка методических разработок по изучению краеведения как системообразующего компонента воспитательной системы школы.   

На базе школы ежегодно проводятся семинары, способствующие обобщению и распространению данного опыта. В марте 2015 года состоится очередной семинар «Введение элементов краеведения в структуру уроков».

Такой опыт ограничен регионом, но его суть может стать интересной и для педагогов других регионов.



Список рекомендуемой литературы по теме:

  1. Сафонова В.В. Культуроведение в современном языковом образовании.// Иностранные языки в школе.- 2001.-№3.

  2. Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.//Иностранные языки в школе. -2007.-№1.

  3. Прадед З.В. Региональный компонент на уроках немецкого языка в 10-11 классах. // Иностранные языки в школе.-2008.-№2.

  4. Иванова Н.Н. Чудилова А. И. Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов. // Иностранные языки в школе. -2006.-№4.

  5. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2006. - №7.

  6. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2001.-№5.

  7. Корниенко П.А. //Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. //Иностранные языки в школе.- 2004.- №6.

  8. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроке иностранного языка . //Иностранные языки в школе. – 2007.- №3.

  9. Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 2008.-№1.

  10. Топленкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе.- 2007.-№3.

  11. Белоусова С., Котохина Т., Селезнева Е. Метод проектов на уроках иностранного языка с использованием краеведческого материала. Интернет-ресурсы.


  1. События и даты Липецкой области на 2004 год. – Липецк, 2003

  2. Руднев Л. По следам легенд. – Воронеж, 1978.

  3. Липецк: 2000; Вып. 3.- Липецк: 2002

  4. Астахов В., Дюкарев Ю., Сарычев В. Заповедная природа Липецкого края на рубеже тысячелетий. – Липецк. 2000.

  5. Липецкая область: Золотой юбилей. – Липецк: ООО «Инфол», 2004

  6. Книга памяти липчан, погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг. В пяти томах. – Липецк: Липецкое издательство, 1997.

  7. Липецкая энциклопедия. – Липецк: ГУП ИГ» Инфол», 2005, в 3 томах

  8. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область.- Москва, 1980.

  9. Писатели Липецкого края. – Воронеж: 1986.

  10. http://www.kropka.ru/ История Липецкого края.

  11. http://www.warheroes.ru/ Герои страны.

  12. http://www.lipetsk.ru

  13. http://lipetsknews.ru

  14. http://www.lipetsk.ru/town/kraeved



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Введение элементов краеведения при обучении иностранному языку

Автор: Полякова Елена Александровна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142600


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства