Статья на тему: "Особенности обучения иноязычному письму на средней ступени"
Статья на тему: "Особенности обучения иноязычному письму на средней ступени"
В данной статье речь идёт о письме как виде речевой деятельности, рассмотрены структура письма, требования к обучению письму, объекты изучения письменной речи на средней ступени обучения.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Особенности обучения иноязычному письму на средней ступени"»
Особенности обучения иноязычному письму на средней ступени.
В данной статье речь идёт о письме как виде речевой деятельности, рассмотрены структура письма, требования к обучению письму, объекты изучения письменной речи на средней ступени обучения.
В настоящее время роль иностранного языка в системе образования сильно возросла. Из обычного учебного предмета иностранный язык превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.
Письмо в обучении иностранному языку долгое время играло второстепенную роль и выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности. Но на сегодняшний день владение письменной речью является неотъемлемой частью межкультурного общения, письменная речь стала широко востребована и обрела статус наиболее профессионально значимой, так как компьютерная связь, являющаяся основным инструментом профессиональных контактов, вывела письменную документацию на первый план. Письмо как цель обучения присутствует в программах всех типов учреждений, на всех ступенях обучения иностранному языку. Раздел «Письмо» также стал обязательной частью ЕГЭ.
Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи.
Письмо - сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Рогова 2001: 129).
Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь - способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Зимняя 2001: 141).
В отечественной методике принято разграничивать термины письмо и письменная речь. Первый термин обозначает способность составлять из букв слова, что предполагает владение графическими, орфографическими и каллиграфическими навыками. Письменная же речь является умением, формируемым на основе навыков письма и обеспечивающим способность выражать мысли в письменной форме, т.е. тексты различных типов и жанров. При этом можно выделить два вида письменной речи: речь учебную и коммуникативную (Соловова 2002: 87).
Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков - письменного текста (Миньяр-Белоручев 1990: 87).
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Требования к обучению письму на средней ступени следующие:
Пятый класс: Обучение письму направлено, прежде всего, на овладение техникой письма и самыми элементарными умениями для ведения переписки. Школьникам предлагается: 1. Письменно фиксировать продуктивно усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на данные вопросы и т. д., в частности списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения. 2. Вести словарь. 3. Составлять письмо по образцу.
Шестой и седьмой классы: Письмо в большей мере используется и как цель, и как средство обучения. Усложняются коммуникативные задачи. Ученики учатся: 1. Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения. 2. Выписывать из текста нужную информацию. 3. Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования. 4. Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.
Восьмые и девятые классы: При существующих условиях обучения вносятся значительные ограничения в обучение письменной речи. Школьники учатся: 1. Письменно готовить краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст. 2. Заполнять анкету, формуляр, писать письмо.
Объектами изучения письменной речи являются предложение, абзац, связный текст. Письмо используется как самостоятельная форма общения, однако овладение ею происходит на базе звуковой речи. В обучении письму можно выделить три этапа: овладение графикой и орфографией, усвоение структурных моделей предложений; овладение письмом как средством общения. В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли (Гальскова 2003: 129).
Е.Н.Соловова дает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на иностранном языке: заполнение анкет; написание различного рода писем и ответов на них; составление автобиографии/резюме; написание заявлений; написание рецензий; написание аннотаций; написание докладов; написание сочинений/эссе; написание поздравительных открыток; написание записок (Соловова 2002: 210).
На среднем этапе обучения можно использовать такой вид работы как рассуждение, наиболее сложный вид речевого общения, который требует от учащихся знаний, запаса слов и выражений устных высказываний, что помогло бы выразить свои мысли на письме.
Учащиеся приобретают умения иностранной письменной грамоты. Соотношения между устной речью, чтением и письмом на уроке должно быть примерно следующим: устная речь - 60 %, чтение - 30 % и письмо - 10 % (Гальскова 2000: 93).
Таким образом, письмо в обучении иностранному языку представляет собой как средство, так и цель обучения иностранному языку (графике, орфографии, письменному выполнению упражнений), помогающих лучше усвоить языковой материал и овладеть устной речью и чтением. Успешное обучение письму способствует совершенствованию навыков письма, конечным результатом которого является выполнение письменной части ЕГЭ по иностранному языку, состоящее из написания сочинения и личного письма.
Список литературы
Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2 -е изд., М.: АРКТИ, 2003. - 203 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам С. 277- 281.
Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение 2001. - 166 с.
Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 2001. - 287 с.
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей. – М: Просвещение, 2002.- 239 с.