Статья "Древнегерманские языки, их классификация и важнейшие письменные памятники"
Статья "Древнегерманские языки, их классификация и важнейшие письменные памятники"
Статья: «Древнегерманские языки, их классификация и важнейшие письменные памятники»
Аннотация: Данная статья может быть использована при работе со студентами 1-4 курсов колледжей. Изучение древних письменных памятников германских языков позволяет установить следующие три подгруппы германских языков эпохи раннего средневековья: восточногерманскую (готскую), западногерманскую и северогерманскую (скандинавскую).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Древнегерманские языки, их классификация и важнейшие письменные памятники"»
Статья: «Древнегерманские языки, их классификация и важнейшие письменные памятники»
Изучение древних письменных памятников германских языков позволяет установить следующие три подгруппы германских языков эпохи раннего средневековья: восточногерманскую (готскую), западногерманскую и северогерманскую (скандинавскую).
К восточногерманским языкам относятся бургундский, вандальский, готский языки.
Бургундский язык – язык бургундов, выходцев с острова Борнхольм (Бургундархольм) в Балтийском море, осевших в V веке в юго-восточной Франции, в районе, который получил по их имени название Бургундия. От этого языка сохранилось небольшое число слов, главным образом имен собственных.
Вандальский язык – язык вандалов, впоследствии переселившихся в Северную Африку через Испанию, где они оставили в качестве следа своего пребывания название провинции Андалузия (Вандалусия). Так же, как и бургундский, этот язык представлен немного численными словами, преимущественно собственными именами. Слово «вандал» впоследствии приобрело значение «варвар», «разрушитель памятников культуры», вследствие того, что вандалы в 455 г. захватили и беспощадно разграбили Рим.
Готский язык – язык готов, представленный несколькими памятниками. Наиболее крупным является «Серебряный Свиток», представляющий собой перевод на готской язык четырех евангелий. Эта рукопись написана на пурпуровом пергаменте серебряными буквами особого готского алфавита. Перевод евангелий и создание готского алфавита приписывается готскому епископу Ульфиле, жившему в IV веке н.э. Возникновение «Серебряного Свитка» относится к IV – VI векам, к периоду пребывания готов на Апеннинском полуострове. Рукопись в настоящее время хранится в библиотеке университета в городе Упсала (Швеция) и имеет 187 листов вместо 330, которые рукопись имела в момент возникновения.
Кроме этого самого крупного памятника готский язык представлен еще целым рядом более скромных по размерам рукописей, в том числе двумя расписками светского содержания, также относящимися к IV веку, и двумя краткими надписями, выполненными руническим алфавитом на наконечнике копья и на золотом ожерелье, найденном в местечке Пьетроасса в Румынии. Рунические надписи, видимо, более раннего происхождения, чем рукописи. Часть готов, отколовшихся от основного племени, поселилась в эпоху раннего средневековья в Крыму, где их язык сохранялся в течение долгого времени. В XVI веке несколько слов и выражений крымско-готского языка записал голландец Бусбек.
К западногерманским языкам относятся древневерхненемецкий, франкский, древнесаксонский, древнефризский и англосаксонский языки.
Древневерхненемецкий язык представлен рядом диалектов. Из важнейших памятников древневерхненемецкого языка, ранние из которых относятся к VIII веку, следует назвать:
Глоссы, представляющие собой небольшие словарики к латинским текстам или же переводы на немецкий язык отдельных слов латинского текста, записанные на полях рукописи.
Переводы различных произведений классической и религиозной литературы, выполненные в конце X и в начале XI века Ноткером, который руководил монастырской школой в Сан-Галлене. Его переводы отличаются большой тщательностью; для истории немецкого языка представляет большой интерес его система орфографии, в которой он пытается передать истинное звучание живой речи.
Поэму «Муспилли», относящуюся ко второй половине IX века. Она представляет собой художественное произведение большой силы, изображающее в ярких красках картину страшного суда и конца мира.
«Песнь о Людвиге», также относящуюся к IX веку, воспевающую победу короля Людвига III над норманнами в северной части Франции в 881 г.
«Мерзебургские заклинания», относящиеся к X веку.
«Песнь о Гильдебранде», записанную в начале IX века и представляющую собой отрывок более крупного произведения. Язык песни – это своеобразная смесь форм древневерхненемецкого и древнесаксонского языков.
Древневерхненемецкий язык является предком современного литературного немецкого языка.
Франкский язык также представлен рядом диалектов. Древнейшие памятники этих диалектов следующие:
Перевод на рейнскофранкский диалект части религиозного трактата испанского епископа Исидора, сделанный в VIII веке.
Перевод, сделанный в IX веке на восточнофранкский диалект свода евангелий, составленного во II веке н.э. сирийцем Тицианом.
Стихотворное евангелие, написанное в IX веке на южнорейнскофранкском диалекте монахом Отфридом.
Глоссы и перевод псалмов, сделанный в IX веке на нижнефранкский диалект (диалект салических франков).
В ходе исторического развития все франкские диалекты вошли в состав немецкого языка, кроме нижнефранкского, который является предком современных голландского, бурского и фламандского языков.
Древнесаксонский, или древненижненемецкий, язык, представлен памятниками, древнейшие из которых относятся к IX веку. Крупнейшим произведением, написанным на этом языке в названный период, является большая поэма «Хелианд», т.е. «Спаситель», содержащая около 6000 стихов. По своему содержанию «Хелианд» представляет собой поэтическую переработку библейской тематики. На основе древнесаксонского языка к XIII веку сложился так называемый средненижненемецкий язык, представленный в XIII – XIV веках богатой рыцарской литературой. Однако в ходе дальнейшего исторического развития нижненемецкий язык не развился в самостоятельный литературный язык, но вошел в общенемецкий язык на правах диалекта («платдойч»).
Древнефризский язык в то время был распространен на побережье Северного моря. Он известен по памятникам начиная с XIII века. Фризский язык очень близок к древнеанглийскому языку, на основании чего их часто объединяют в англофризскую подгруппу.
Англосаксонский, или древнеанглийский, язык представлен рядом памятников, относящихся к VII веку.
К северогерманским относятся древнесеверный, древнешведский, древнедатский, древненорвежский и древнеисландский языки.
Древнесеверный язык или, как иногда говорят, язык рунических надписей представлен значительным числом небольших надписей (около 150), относящихся к II – IX векам н.э. Из памятников этого языка следует отметить надпись на золотом роге, найденном в Галехус в Дании. Эта надпись относится к V веку н.э. и содержит целый ряд языковых фактов, прекрасно иллюстрирующих древнейшее состояние германских языков.
Древнешведский язык, первые памятники которого, написанные руническим алфавитом (футарком), относятся к IX веку, представлен надписью на Рёкском камне в провинции Вестеръетланд (Швеция), содержащей свыше 750 рун и являющийся самой большой из известных в настоящее время рунических надписей. Общее же число рунических надписей на древнешведском языке достигает внушительной цифры – 2500.
Древнедатский язык представлен руническими надписями начала IX века. Всего известно 400 рунических надписей на древнедатском языке.
Древненорвежский язык сохранен руническими надписями, относящимися к V веку. Самая крупная из них – надпись начала V века на Эггьюмском камне в Согндале (Норвегия) – содержит около 200 рун. Всего на древненорвежском языке известно до 200 рунических надписей.
Древнеисландский язык – язык чрезвычайно богатой художественной литературы. Древнейшие памятники древнеисландского языка относятся к концу XII века. Однако они написаны не руническим, а латинским алфавитом. Рунические же памятники очень немного числены и относятся к началу XIII века. На древнеисландском языке написаны саги («Сага о Вёльсунгах», «Сага о Нибелунгах»), стихи скальдов и известный сборник эпических песен, названный «Старшая Эдда». Язык «Эдды» - это язык второй половины XIII века, содержащий множество морфологических и синтаксических архаизмов, а также слов, которые нигде больше не встречаются.
История рун
Наиболее распространенное определение слова «руна» звучит, как «одна из букв алфавита древних германцев». Этимология его недостаточно ясна; его выводят либо из протоиндоевропейского reu (реветь или шептать), что связывает его с вокальным аспектом исполнения магических заклинаний, поскольку руны в те времена использовались не только для письма, но и для магических практик; либо из протоиндоевропейского gwor-w-on, что соотносит его с богами Греции и Индии, Ураном и Варуной. В древневерхненемецком слово «руна» восходит к слову rûna, что означало «тайна, таинство».
Рунические знаки систематически использовались, по крайней мере, с 50 г. н.э. история развития рунической системы подразделяется в целом на четыре эпохи: 1) древнейший период (с первого столетия н.э. примерно до 800 г. н.э.); 2) древний период (до 1100 г.)3; 3) средний период (до 1600 г.). Еще с древних времен руны были закономерно собраны в последовательную цепочку символов, называемую Футарк. Древнейшая система Футарка (Старший Футарк) состоит из 24 знаков, расположенных строго в определенном порядке. До наших дней дошло всего около 300 надписей, выполненных Старшим Футарком.
Судя по всему, до 200 г. н.э. руны были известны только в областях, соответствующих современным Дании, Южной Швеции и юго-западной Норвегии. Расселяясь на юг и восток, северо- и западногерманские народы приносили руны с собой, и сегодня отдельные надписи находят на территории современных Польши, России, Румынии, Венгрии и Югославии.
На смену Старшему приходит Младший Футарк, включающий уже 16 рунических символов. Он в значительной степени отличался от рун Старшего Футарка, но важнейший элемент их сходства – постоянство линейного порядка, в особенности первых шести – остался неизменным4. Также были сохранены названия рун и их фонетические значения.
В наши дни изучением рун занимаются в основном с целью приобщения к сакральным традициям, овладения магическим искусствам.