Просмотр содержимого документа
«Социализация и самореализация личности учащихся на уроках немецкого языка»
Мастер-класс учителя немецкого языка
Грибановой Ольги Леонидовны по теме:
«Социализация и самореализация личности учащихся
на уроках немецкого языка».
п.Персиановский
Октябрьский ( с) район
Ростовская область
Добрый день, уважаемые коллеги!
Модернизация современного общества охватила все его стороны. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.
Поэтому большое значение на современном этапе приобретает социализация и самореализация личности учащихся. Задачи социализации легко могут быть решены на уроках немецкого языка посредством включения ребят в специально организованные ситуации урока. И до того, как жизнь поставит ученика перед проблемой выбора, у него уже будет собственное мнение, он будет иметь возможность самостоятельно принимать решения, будет адекватен окружающей его реальности.
И сегодня я приглашаю вас в свою мастерскую, где покажу, как я решаю эту проблему. Для этого мне нужны помощники – 8 человек из зала.
Люди выходят на сцену.
Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю вас посетить туристическое агенство , которое предлагает нам широкий выбор маршрутов и мы совершим виртуальное кругосветное путешествие . На ваших рабочих столах вы видите буклеты, сигнальные карточки и таблички с названием различных стран. На данный момент нам понадобятся карточки с названием стран.
На экране будут появляться фотографии, мы будем угадывать о какой стране идет речь и произносить название страны по – немецки с моей помощью.
1.Frankreich
2. Turkei
3. Griechenland
4.Italien
5. Deutschland
Каждая страна имеет свою уникальность .А теперь, опираясь на ключевые слова , будем называть эти страны .
Молодцы! Этот вид работы помог мне создать эмоциональный настрой на предмет « иностранный язык». В педагогической мастерской он называется индукция.
Слайд. Индукция.
Индукция – важный этап саморазвития личности. Скажите, посредством чего лично вы создаете эмоциональный настрой на ваших уроках? (Слово, текст, звук, предмет). Спасибо!
Вам представилась удивительная возможность воспользоваться услугами туристического агенства . А я постараюсь помочь в выборе маршрута. В общении мы будем использовать немецкий язык.
У вас на столах буклеты, которые помогут нам организовать совместную деятельность. Мы прибыли в Германию. В буклетах размещены рекламы немецких городов. Вы должны определить, какой город посетите. Используя речевое клише под номером 1.
Я прочитаю образец: Ich will nach Berlin fahren.
Попробуйте озвучить свой выбор вполголоса.
Сейчас мы успешно справились с этапом самоконструкции, который был организован с помощью приема «вспомнить все», способствующему формированию универсальных учебных действий и извлечению информации из долговременной памяти.
Слайд: самоконструкция
Я, как учитель иностранного языка, могу использовать этот прием следующим образом: слово – перевод. Есть среди нас историки? Как вы можете расположить информацию? (дата – событие). Географы (страна – столица). И т.п.
На пике мотивации мы переходим к этапу социоконструкции.
Слайд: социоконструкция.
Вы должны будете обсудить свой личный опыт с партнером и оценить его. Для этого вам понадобятся ключевое клише, которое есть в ваших буклетах под номером 2. Я прочитаю образец.
Итак, например Wir wollen nach Dresden fahren.
Обсудите с вашим партнером.
Люди работают в парах.
Уважаемые коллеги, а теперь я попрошу вас объединиться в четверки. И один из вас представит общий опыт, используя выражения (читает) и клише под номером 2.
Сейчас наши участники находятся на этапе социализации.
На слайде: социализация.
Групповая работа обеспечит интеграцию вариантов, оформление общего проекта, совместную корректировку гипотезы.
Уважаемые участники, вы готовы? Мы переходим к этапу афиширования.
Слайд: афиширование.
Представитель каждой группы читает общий результат, вставляя все слова, которые выбрали другие члены группы.
Уважаемые коллеги! Вы успешно справились с этапами социализации и афиширования, успешно обобщили свой опыт. Вы понимаете, что организация работы групп может вестись при помощи любых интерактивных приемов.
Теперь, когда вы определились с маршрутом , я готова предложить вам посетить многообразие экскурсий, на которых вы познакомитесь с достопримечательностями города.
Поэтому сейчас я попрошу вас подойти к столику и организовать группы туристов , выбрав достопримечательности ,которые вы хотите посетить в этом городе.
Звучит музыка. Люди выбирают. Занимают места за партами.
Сейчас наши участники находятся на этапе разрыва, который предполагает внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. В данном случае – обращение к словарю.
На слайде: разрыв
Давайте посмотрим, что получилось у наших участников.
Уважаемые участники, вы готовы? Давайте попробуем обсудить, как вам удалось договориться между собой. Перед вами на столе по три сигнальных круга.. Если проблем не возникло и вы быстро пришли к общему решению, поднимите зеленый круг. Если возникли затруднения – желтый . Ну а если договориться не удалось – серый.
Люди поднимают сигнальный круг. Итак, наша мастерская подходит к концу. И мы с вами подошли к этапу рефлексии.
Слайд: рефлексия.
Это очень важный этап, т.к. одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия. Я предлагаю вам провести рефлексию с помощью приема «Пустая чаша».
Прием «Пустая чаша».
Итак, город мы выбрали, с маршрутом определились и знаете, как это звучит на немецком языке. Думаю, вы сможете легко ориентироваться в реальной поездке. Сегодня вы сами оценивали себя, сами выбирали маршрут, сами добывали информацию, т.е. самосовершенствовались.
Спасибо за сотрудничество.
Уважаемые коллеги, я предлагаю подвести итог мастерской с помощью приема «Рефлексивная мишень».
Перед вами мишень с четырьмя секторами. Используйте все фишки в вашем комплекте. Чем выше результат мастерской, тем ближе выстрел к центру. Спасибо за вашу оценку. Слово за жюри.
Закончить свой мастер-класс словами Уильяма Уорда :