kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Система работы учителя с высокомотивированными учащимися в обучении иностранным языкам. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая статья предназначена для работы учителей иностранных языков с одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«"Система работы учителя с высокомотивированными учащимися в обучении иностранным языкам. "»

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. 

Приоритетным методом в системе методической работы с высокомотивированными детьми является метод коммуникативного обучения, в котором заложены возможности не только обучению иностранному языку, но и всестороннему развитию личности, цель которого – выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие их интеллектуального творческого потенциала, в котором основной упор делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции.

В урочной системе обучения большое внимание уделяется использованию методов проектов, проблемно-поисковых методов (в старших классах), приемам организации групповой работы, работы в парах и индивидуальной работы, что способствует развитию самостоятельности, инициативности, творчества учащихся всего класса. Совместная работа помогает развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи. В этих видах работы активное участие принимают учащиеся старших классов.

Большую роль в обучении иностранному языку играют мини-проекты. Учащиеся выполняют их дома при подготовке домашнего задания или непосредственно на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Основные формы мини-проектов: монологические и диалогические высказывания, таблицы, рисунки. В этих формах работы активно задействованы одаренные учащиеся на всех этапах обучения.

     На уроках часто используются такие задания, как интервью, ролевые игры, где главная роль отводится одаренным ученикам, языковая и речевая подготовка которых позволяет успешно реализовать себя в качестве ведущего. Таким образом, развиваются не только языковые и речевые навыки, но и творческие способности учащихся.

 На уроках используются разно уровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.   

 Также проводятся факультативные и индивидуальные занятия с одаренными детьми, им даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам.

Важным показателем результативности работы с высокомотивированными учащимися является исследовательская деятельность учащихся и участие детей в школьных, муниципальных, всероссийских и международных олимпиадах, где сами учащиеся могут сравнить свой уровень знаний с уровнем знаний детей из других школ района, города, страны.

Новая концепция образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа сегодня – это место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Сегодняшний ученик – это завтрашний студент и взрослый человек, поэтому навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗе и дальнейшей своей карьере. Современные школьники – более эгоцентричны, требуют уважения своих интересов и, практически, не задумываются о том, что в век информационных технологий они теряют одну из главнейших составляющих в жизни - это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения аргументировано, практически не владеют набором слов, логически связывающих предложения в беседе, используя просторечные выражения. Как известно, кругозор у школьников развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, а сейчас их кругозор в основном ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер - это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности. Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным необходимость организации исследовательской работы с учащимися и введение элементов исследования на различных предметах.

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве домашних заданий школьникам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников, и младших школьников, создание презентаций по интересующим их темам. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, с интернет -ресурсами. Одним из примеров урочной учебно-исследовательской деятельности является создание урочных проектов (внутришкольная деятельность), сопровождающих изучаемые темы. Работа ведётся с учащимися 3-9 классов.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности, заключается в написании рефератов, проектной деятельности по интересам, в написании научно-исследовательских работ по иностранному языку, учебно-исследовательских работ, участие в конкурсах и конференциях (3-9 классы).

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, а именно:

работать с информацией, с текстом, выделять главную мысль,

вести поиск нужной информации;

анализировать материал, делать обобщения, выводы, опираясь на свой жизненный учебный опыт, эрудицию и творчество;

умение работать с разнообразным справочным материалом;

умение генерировать идеи,

умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны;

умение прогнозировать последствия того или иного решения;

умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

умение находить компромисс с собеседником;

умение лаконично (в том числе и средствами иностранного языка) излагать свою мысль, выразить свое отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно – исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Термин «олимпиада» подразумевает организованное соревнование, состязание в области каких- то знаний или умений.

Олимпиады осуществляют поиск юных талантов, определяют наиболее подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому предмету.

Целями олимпиад являются:

-пропаганда научных знаний и развитие интереса к научной деятельности;

-создание необходимых условий для выявления одаренных детей;

-активизация работы факультативных и элективных курсов, научных обществ и других форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

-оказание помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

Значит, участие в олимпиаде по иностранному языку стимулируют углубленное изучение предмета, служит развитию интереса к иностранному языку.

Олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковую догадку.

При подготовке обучающихся к участию в олимпиаде по иностранному языку следуют помнить, что задания проверяют практические умения решать коммуникативные задачи во всех видах речевой деятельности и ключевые компетенции участников олимпиады. Важно отметить, что сами задания творчески ориентированы, носят проблемно-поисковый характер, сформулированы в виде конкретной коммуникативной задачи.

Как правило, в содержание заданий включены тексты и задания по следующим разделам: аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо.

Анализ выполнения олимпиадных заданий прошлых лет позволяет сформулировать некоторые общие, актуальные для всех возрастных групп, обучающихся рекомендации:

- в аудировании и чтении необходимо вырабатывать умение не обращать внимания на слова, от которых не зависит понимание основного содержания; при этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе;

- важно уметь рационально использовать для ответа и время звучания аудиозаписи, и паузы между прослушиваниями аудиотекстов;

- необходимо уметь выделять запрашиваемую информацию и игнорировать второстепенную;

- необходимо не забывать о том, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, не повторяя слова, уже приведенные в предложении;

- важно больше внимания уделять вопросам сочетаемости лексических единиц;

- следует учиться анализировать различия в значении и употреблении синонимов;

- необходимо обращать внимание на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учитесь видеть связь между лексикой и грамматикой;

- следует регулярно практиковаться в выполнении письменных заданий разного объема;

- важно уметь анализировать и редактировать свои собственные письменные работы;

- необходимо уметь отбирать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написания работы проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы.

Проведению олимпиады на иностранном языке предшествует, как правило, большая и кропотливая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося. Эффективными формами подготовки обучающихся являются различные занятия: индивидуальные с учителем-наставником, факультативные занятия в школах для одаренных детей. Этапы подготовки к олимпиаде включают в себя несколько важных моментов. Как правило, начинается эта работа с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом учителю помогут его наблюдения в ходе уроков иностранного языка, и организация кружковой, исследовательской работы, и проведение других внеклассных мероприятий по предмету. Имеет значение для оценки способности школьников и анализ их успеваемости по другим филологическим предметам, изучение которых начинается раньше, чем иностранного языка.

Что же необходимо школьнику для успешного участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности иностранных языков, можно выделить составляющие успеха ученика:

- развитый лингвострановедческий кругозор, знание языкового и страноведческого материала;

- умение выполнять грамматические и лексические упражнения различной степени трудности, владение необходимым для этого языковым запасом;

- практические умения и навыки, знание основных приемов аудирования, чтения, говорения.

Эти ключевые моменты определяют основные направления подготовки обучающихся.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татьяна Ивановна Амирбекова

Дата: 30.12.2019

Номер свидетельства: 534118

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства