Россия — Германия. Диалог культур (статья в сборнике по итогам Педагогических чтений им. В.И.Верещагина).
Россия — Германия. Диалог культур (статья в сборнике по итогам Педагогических чтений им. В.И.Верещагина).
Изучение культуры в процессе обучения отдельным учебным дисциплинам вносит существенный вклад в воспитание подрастающего поколения.
Предмет «иностранный язык» занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».
Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т. е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения с учетом интересов школьников становится особенно эффективным.
Мною разработан и реализован в школе элективный курс «Россия — Германия. Диалог культур». Несмотря на то, что школьной программой по немецкому языку предусмотрено знакомство учащихся с богатым страноведческим материалом, данной информации явно недостаточно. Элективный курс предполагает значительное пополнение знаний и умений по данному разделу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Россия — Германия. Диалог культур (статья в сборнике по итогам Педагогических чтений им. В.И.Верещагина). »
Автор: Гасан Зинаида Геннадьевна, учитель немецкого языка
МКОУ «Пановская средняя общеобразовательная школа»
Ребрихинского района Алтайского края
Россия — Германия. Диалог культур (статья в сборнике по итогам Педагогических чтений им. В.И.Верещагина).
Изучение культуры в процессе обучения отдельным учебным дисциплинам вносит существенный вклад в воспитание подрастающего поколения.
Предмет «иностранный язык» занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».
Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т. е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения с учетом интересов школьников становится особенно эффективным.
Мною разработан и реализован в школе элективный курс «Россия — Германия. Диалог культур». Несмотря на то, что школьной программой по немецкому языку предусмотрено знакомство учащихся с богатым страноведческим материалом, данной информации явно недостаточно. Элективный курс предполагает значительное пополнение знаний и умений по данному разделу.
Актуальность данного курса вызвана тем, что около 15% населения села Панова — немцы по национальности. Наиболее распространенные фамилии немцев села: Бец, Газенкампф, Альт, Люст, Гошт, Кайзер, Гаурих, Бурбах, Лель, Райспих, Росс, Кляус, Гартман, Фольст, Иост, Зиннер, Зауэр, Траудт, Майер. Более 10% немцев села выехало за последние 13 лет на историческую родину — в Германию. В настоящее время вырос поток желающих пановцев побывать в гостях у выехавших из России родных, появилась возможность посетить Германию не только в качестве туриста, но и в качестве гостя, встретиться с родственниками — носителями языка, познакомиться с культурными ценностями и особенностями страны предков. Через общение в поездках, письмах учащиеся знакомятся с новыми речевыми образцами, узнают новое в разных сферах жизни немцев.
На занятиях по курсу старшеклассники более подробно знакомятся с немецкими традициями, обычаями, праздниками, достопримечательностями, национальной кухней. По каждой пройденной теме создаются проекты, которые защищаются на итоговом «Круглом столе».
При знакомстве учащихся со страной изучаемого языка важно не только дать им представление о ее национальной культуре, но и, по возможности, постараться развивать в ученике умение анализировать факты и события, влияющие на формирование этой культуры.
Одним из проявлений культуры и традиций является национальный костюм. Ушедший в прошлое, появляющийся лишь на фольклорных и традиционных праздниках, национальный костюм сохраняется как материализованный результат длительного исторического, социального и культурного развития отдельного региона. На занятиях курса учащиеся более подробно познакомились с эльзасским и швабским национальными костюмами. Девочки с удовольствием шьют куклам национальные костюмы разных земель Германии, участвуют в конкурсах, танцуют в костюмах на немецких праздниках, которые проводятся в школе: «Erntedankfest», «Weihnachten», «Osternfest». Сценарии праздников разрабатывает инициативная группа, оформительская группа готовит реквизит, оформление кабинета, объявление-приглашение на праздник. В рамках праздников проводятся различные конкурсы, викторины, игры.
Школьники с удовольствием занимаются краеведческой работой. Мы выходим в немецкие семьи села, берем интервью, записываем на диктофон песни на немецком языке, рассказы об обычаях семей российских немцев, фотографируем документы, предметы старины. В результате этой работы оформлены рефераты, проекты, исследовательские работы.
Не менее интересна тема национальной кухни. В рамках праздников классы готовят различные национальные блюда и с удовольствием их дегустируют. Жители села поделились своими личными рецептами штрудлей со шмагесом, апфель-мусса и знаменитого немецкого печенья кухен.
Вот один из рецептов печенья: тесто, раскатанное слоем примерно в 2 см, кладется на смазанный жиром противень, в него вдавливаются кусочки сушеных яблок, затем все заливается массой из масла, муки и сметаны и запекается в печи.
Культура не является чем-то застывшим. Сегодня, как и в течении многовековой истории, она продолжает обогащаться за счет многочисленных элементов, привнесенных из других культур, и, интегрируя их, образует особое и оригинальное целое, составляющее основу ее идентичности.
Культура как ничто другое сближает народы. Многочисленные примеры культурного сотрудничества — яркое доказательство тому.