kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством создания логико-смысловых моделей на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё большую потребность приобретает визуализация учебной информации. Так сказать, в визуальном виде предоставить учащимся основные и необходимые сведения об учебном материале. Использование логико-смысловых моделей         (интеллект-карты, ментальная карта, ассоциативная карта, диаграмма связей, mind map) как средства визуализации учебного материала, открывает возможность сбора воедино всех теоритических знаний, а это, в свою очередь, позволит быстро воспроизвести учебный материал и применять его на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством создания логико-смысловых моделей на уроках иностранного языка»

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством создания логико-смысловых моделей на уроках иностранного языка

Знания о современном мире, переполненном информацией, ребенок получает из различных источников и объем получаемой информации огромен. Не каждый может запомнить, переработать и воспроизвести ее в полном объеме. Поэтому огромное значение придается структурированию и предъявлению учебного материала во время занятия. Всё большую потребность приобретает визуализация учебной информации. Так сказать, в визуальном виде предоставить учащимся основные и необходимые сведения об учебном материале. На мой взгляд, использование логико-смысловых моделей (интеллект-карты, ментальная карта, ассоциативная карта, диаграмма связей, mind map) как средства визуализации учебного материала, открывает возможность сбора воедино всех теоритических знаний, а это, в свою очередь, позволит быстро воспроизвести учебный материал и применять его на практике.

Логико-смысловые модели – это карты памяти, карты ума, которые являются инструментом развития памяти и мышления. Это графическое выражение процесса восприятия, обработки и запоминания информации, ведущее в дальнейшем к способности личности осуществлять межличностное и межкультурное общение. Работа с логико-смысловыми моделями (ЛСМ) на уроке иностранного языка начинается на II ступени общего среднего образования и включает весь учебный материал по определённой теме. ЛСМ раскрывается последовательно, имеет оптимальный размер и элементы изображения.

Во время использования логико-смысловых моделей необходимо опираться на принципы для успешного формирования коммуникативной компетенции учащихся: личностно-ориентированной направленности обучения, коммуникативной направленности обучения, наглядности, научности, преемственности, активности, непрерывности и взаимосвязанного обучения аспектам языка и всем видам речевой деятельности.

С помощью компьютерных программ PowerPoint и XMind, образовательного ресурса LearningApps.org. разрабатываются логико-смысловые модели по темам учебной программы, которые затем можно применять в электронном виде или в качестве наглядного пособия в распечатанном виде. использую образовательный ресурс LearningApps.org, который дает мне возможность, с одной стороны, использовать задания как модульные комплексы, интегрировав их в процессе обучения на уроке, с другой стороны, в качестве домашнего задания или заданий для самостоятельной работы. В cервисе Bubbl.us создаю интеллект-карты, ЛСМ.

Существует множество различных онлайн-сервисов по созданию логико-смысловых моделей, но на наш взгляд, одним из лучших, на данный момент, является сервис Mindomo, который позволяет коллективно работать с ними в режиме онлайн.

Novamind. Данный онлайн-сервис позволяет быстро создавать разнообразные, визуально привлекательные ментальные карты. В бесплатном тарифе Lite доступно 25 шаблонов для создания интеллект-карт.

LucidChart. Для одного аккаунта предоставляется бесплатный

тариф, пользователи которого могут создавать ментальные карты с не

б олее чем 60 объектами. В остальном владельцы бесплатных аккаунтов, (как и платных) имеют доступ к обширной базе шаблонов и могут совместно с другими участниками работать над документами.

Ручка и бумага. Самый надёжный и проверенный ресурс. Редактируйте ЛСМ в любое время, используйте разные цвета, стикеры или картинки. Помимо наглядной структуры ещё и удовольствие получите.

Главный совет: выбирайте формат А3 или больше.

Необходимо отметить, что большое значение для восприятия монологического и диалогического высказывания имеет наличие зрительной опоры (вербальной и изобразительной).

В качестве вербальной опоры выступает микротекст, текст, полный или частичный план. Изобразительные опоры представлены кинофильмом, рисунком, таблицей, схемой.

Придерживаясь точки зрения В. Э. Штейнберга, отметим, что логико-смысловая модель включает два компонента: смысловой и логический.

Смысловой компонент представлен в виде ключевых слов по теме занятия.

Логический компонент организует эти понятия в семантически связную

систему, поддерживает выполнение операций анализа и синтеза.

Преимущество логико-смысловой модели заключается в том, что она дает

возможность представить не только всю тему целиком, но и каждый элемент в

отдельности. Она позволяет показать основную проблему и пути ее решения.

Логико-смысловая модель позволяет в компактной форме представить

новый и ранее изученный материал. При использовании логико-смысловой

модели улучшается качество запоминания материала, снижается напряжение

из-за опасения упустить важные фрагменты. Освоение логико-смысловой

модели превращается для учащихся в творческий процесс моделирования и

конструирования собственных знаний.

Использование логико-смысловой модели на занятиях по немецкому

языку позволяет решить следующие задачи:

1. Данная модель выполняет функцию организатора информации. Она

соединяет отдельные темы в блоки и способствует логическому выстраиванию

материала.

2. Логико-смысловая модель способствует лучшему осмыслению

информации. В ней представлен основной необходимый лексический и грамматический материал по изучаемой теме.

3. Использование подобной модели позволяет включить учащихся в

активную познавательную деятельность, в ходе которой знания осваиваются на

более высоком уровне.

4. Самостоятельное конструирование учащимися логико-смысловой

модели усиливает интерес к изучению немецкого языка, повышает творческий

характер учебной деятельности.

Логико-смысловая модель может быть представлена учащимся тремя

способами.

1 способ. Она дается в готовом виде под запись при объяснении нового

материала.

2 способ. Логико-смысловая модель составляется совместно с учащимися при изучении нового материала.

3 способ. Учащиеся самостоятельно разрабатывают логико-смысловую

модель по предлагаемой теме.

Возможности использования ЛСМ:

  1. При систематизации, повторении материала по теме.

  2. При работе с текстом.

  3. При повторении в начале урока.

  4. При введении в тему.

  5. При сборе необходимого языкового материала для обсуждения темы, дискуссии, составления диалогов, написания сочинений и т.п.

Пример ЛСМ:




Учитель может составить ЛСМ в ходе объяснения нового материала, может предложить её в готовом виде в начале или конце урока. Это зависит от конкретной методической задачи урока. ЛСМ помогает мыслить творчески, ибо отдельные координаты – это не просто факты или набор событий, это посылки для логического умозаключения. Грамотно составленная ЛСМ позволяет ученикам находить на координатах нужную информацию, анализировать, производить сравнение и обобщение.

Логико-смысловые модели - это инструмент для структурирования идей, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов. При изучении иностранного языка может служить опорным конспектом для монологического высказывания.

Разработка и построение ЛСМ облегчает учителю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, позволяет алгоритмизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, делает оперативной обратную связь.

ЛСМ занимают пустующую нишу для предоставления учебного материала на естественном языке в свёрнутой, связной и логически удобной форме, т.е. в виде образца-модели. Составление ЛСМ не должно быть основной целью урока. ЛСМ – это систематизация конкретных фактов, событий, вопросов, которые помогают ученику осмысливать, рассуждать, решать конкретные задачи урока.

ЛСМ – это перевод мыслительных операций ученика во внешнюю среду. Средний ученик не может удерживать большой объем информации в вербальной форме, а, используя ЛСМ, мы облегчаем задачу не только запоминания, но и осмысления и обобщения информации. ЛСМ обеспечивают наглядность текстовых документов, сложных для восприятия учащихся и позволяют увидеть и понять текст. Другими словами, ЛСМ дают учащимся возможность наглядно изучать материал.

Работа в различных режимах (в группе, парами) позволяет адаптировать коммуникативные ситуации, умело использовать разговорные клише, рассуждать и сравнивать. Участники ситуации, имея различный уровень обученности, становятся в равной степени компетентными на уроке, благодаря зрительной опоре в виде логико-смысловой модели.

Применение ЛСМ в процессе обучения формирует не репродуктивные знания и умения, а организацию рациональной, логически упорядоченной последовательности действий. Все это способствует накоплению опыта креативного мышления и, в конечном итоге, влияет на повышение качества языковой подготовки.

Недостаточно изучить теоретический материал, необходимо применить его на практике. Здесь важен первоначальный успех. Ведь ученики получают материал, в котором всё для них незнакомо, и если дать вначале задачу даже средней трудности, то для многих она окажется непосильной. Поэтому во всех уровнях цепочка заданий начинается с таких, которые может выполнить самый слабый ученик. Тем самым создается ситуация успеха, ученик начинает верить а свои силы. У него пропадает страх перед неизвестным материалом. Дидактическое обеспечение составляется таким образом, что трудность заданий постепенно повышается до определенного уровня и фиксируется на этом уровне.

У учащихся вызывает большой интерес возможность самим учиться составлять ЛСМ, используя интерактивную доску или на компьютере, или на листе бумаги. В результате данная работа позволяет им незаметно овладеть новыми лексическими единицами, способствует развитию у них логического мышления и умений систематизации и обобщения. На мой взгляд, следует обучать школьников немецкому языку на основе ЛСМ с помощью компьютера, мотивируя это тем, что у современных детей техника пользуется часто значительно большим авторитетом, чем взрослые и, в частности, учитель.

Дети, у которых были трудности при изучении немецкого языка и которые обладали слабыми навыками в монологической и диалогической речи, получив ЛСМ, в течение очень короткого времени освоили речевой материал и тем самым повысили свою коммуникативную компетенцию.

Результатом работы по освоению и использованию многомерной дидактической технологии явилось увеличение количества учащихся, способных логично и в полном объеме излагать свои мысли, передавать информацию, вступать в коммуникацию.

Начиная с 5 класса, учащиеся пробуют разрабатывать ЛСМ самостоятельно, что предполагает обсуждение основных вопросов, проблем и поиска путей их решения, например, в процессе совершенствования навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух, опираясь при этом на мотивационную или обучающую ЛСМ с обозначенными координатами. Это выглядит следующим образом: на рабочем столу у каждого учащегося сохранена ссылка на определенный видео-материал по изучаемому предметно-тематическому содержанию. После того, как сняты языковые и смысловые трудности, учащиеся в индивидуальном темпе за персональными компьютерами просматривают подкаст. После просмотра они составляют ЛСМ, в которой указывают ключевые моменты и понятия сначала индивидуально, затем в парах, а потом в группах на листах бумаги или в тетрадях, а потом конструируют с помощью интерактивной доски и выносят на обсуждение класса. При такой форме работы развивается информационная компетенция учащихся, так как им приходится самостоятельно анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать и передавать ее в устной речи в ходе публичного представления. При этом с помощью стилуса мы можем менять цвет виртуальных чернил в ЛСМ, подчеркивать, зачеркивать, а потом легко стирать написанное. Благодаря наглядности и логичности при представлении материала в ЛСМ, большинство учащихся, даже имея невысокий уровень обученности, могут продемонстрировать свои знания и умения, что способствует созданию ситуации успеха и стимулирует познавательную активность на уроке.







Список литературы

1. Шаталов, В. Ф. Запоминание через опорные сигналы [Электронный ресурс].

– Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/37894/. – Дата доступа: 15.01.2020.

2. Штейнберг,В.Э. Логико-смысловые модели и познавательная

самостоятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eosnova.ru/PDF/osnova_11_35_9875.pdf .

3. Штейнберг В. Э., Мустаев А. Ф. Основания графической реализации

логико-смыслового моделирования в дидактике // Образование и наука.

2017. Т. 19, № 3. С. 46–76.

4. Штейнберг, В.Э., Дидактическая многомерная технология: хроника

разработки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://oprb.ru/data/partner/6/message/R3uko6_66310.pdf

5. Авдулова, И.В. Технология визуализации учебной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-vizualizatsiiuchiebnoi-informatsii.html.

6. И.В.Галыгина. Методология построения логико-смысловых моделей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Минич Любовь Александровна

Дата: 12.05.2022

Номер свидетельства: 606630


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства