Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «В мире немецкого языка» для 7 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Парапинская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского района Республики Мордовия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«В мире немецкого языка»
для 7 класса
Учитель: Талдытова Любовь Ивановна
2024– 2025 учебный год
Пояснительная записка
В последнее время немецкий язык незаслуженно вытесняется английским языком, несмотря на то, что культурные, политические и экономические контакты с Германией становятся все теснее. У ребят слабо выражена мотивация учебной деятельности. Часто дети жалуются на то, что немецкий язык им плохо дается, они не запоминают материал урока. Из этого сделала вывод: внимательно проанализировать данную ситуацию и определить формы и приемы организации внеклассных занятий, способствующих развитию памяти, внимания, мышления. Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую иноязычную среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации.
Актуальность создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Новизна программы заключается в интеграции отработки языковой и речевой стороны сказочного материала и одновременной работой над его сценическим воплощением.
Практическая значимость программы заключается в развитии у учащихся социокультурной, коммуникативной компетенции и творческих способностей средствами театра.
Цели программы:
- содействие интеллектуальному, духовному и физическому развитию личности школьника, становлению и проявлению его индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самого себя и окружающей действительности;
- развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами традиционной детской немецкой культуры.
Задачи:
I. Познавательный аспект
- познакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать приобщению школьников к языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культнаблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. II. Развивающий аспект
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
2
- улучшить условия для развития ребенка;
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать творческие способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком, так что «мотивация – это ключ к успешному обучению».
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению немецкому языку. Первой содержательной линией учебного предмета «Немецкий язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства и навыки оперирования ими, третьей — социокультурные знания и общеучебные и специальные учебные умения, которые находятся в тесной взаимосвязи. Основными целями кружка по предмету являются:
расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
повысить познавательную активность учащихся на внеклассных занятиях и на уроках иностранного языка через использование игровых приёмов;
используя игровые приёмы, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, формированию фонетического, лексического и грамматического навыков;
стимулировать интерес учащихся к изучению предмета;
Задачи:
Изучить специальную литературу по проблеме;
Учитывать психологические особенности детей младшего школьного и подросткового возраста;
Создавать искусственно-речевые ситуации для общения на уроках и во внеклассной работе;
Работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся: разработать упражнения, тренинги, игры для развития высших психических функций;
Привлекать дополнительные материалы творческого характера из разных источников, для развития познавательной активности подростков.
В ходе работы учащиеся выполняют проекты, которые создают условия для их реального общения на немецком языке или имитировать общение средствами ролевой игры.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на проведение кружка «В мире немецкого языка» составит 34 часа.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты пятиклассников, формируемые при изучении иностранного языка:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной
и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в 5-9 классах:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты освоения пятиклассниками программы по иностранному языку:
В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения)
Предметные результаты:
• коммуникативная компетенция (то есть владение немецким языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
- рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщение кратких сведений о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
- восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
- восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявления на вокзале/в аэропорту и др.), выделяя для себя значимую информацию и при необходимости письменно фиксируя её;
- восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/сообщение/рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
чтении:
- чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания;
- чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой
- чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменной речи:
- заполнение анкет и формуляров;
- написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
- составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности;
• языковая компетенция(владение языковыми средствами и действиями с ними):
- применение правил написания немецких слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка;
- соблюдение правильного ударения;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание явления многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков;
• социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
- знакомство с образцами художественной и научно-популярной литературы;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире - представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и немецкоязычных стран;
• компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики;
в познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- владение умением пользования справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочником, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения немецкого и других иностранных языков;
в ценностно-мотивационной сфере:
- представление о языке как основе культуры мышления, средства выражения мыслей, чувств, эмоций;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного, немецкого и других иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через немецкоязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах,
туристических поездках, молодёжных форумах;
в трудовой сфере:
- умение планировать свой учебный труд;
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка;
в физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
V Содержание учебного предмета
Содержание обучения немецкому языку рассматривается с учётом цели и конечного результата обучения, проявляющегося в определённых уровнях компетенций: коммуникативной, социокультурной, лингвистической, культурной и методической. Поэтому в содержание включены:
- тематика устных форм общения;
- набор ситуаций, соотнесённых с коммуникативно-познавательными потребностями учащихся;
- комплекс знаний по предмету « иностранный язык», предполагающий знания разного уровня и порядка в социокультурном аспекте;
- набор общеучебных умений и навыков, обеспечивающих культуру общения и культуру труда школьника.
Организация кружка немецкого языка.
Подростки с удовольствием начнут заниматься в кружке, целью которого является также развитие познавательной активности. Несомненным достоинством кружка является формирование личности подростка в условиях, которые способствуют развитию и удовлетворению всех его задатков и способностей. Добровольность участия, неформальность общения, разнообразие видов деятельности делают кружок привлекательной и полезной внеурочной формой. В работе кружка немецкий язык служит средством получения новой интересной информации, средством общения.
Использование различных приёмов обучения.
Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является её доступность детям. В моей игротеке есть следующие игры, которые будут использоваться при проведении занятий кружка:
Лексические игры
Фонетические игры
Грамматические игры
Подвижные языковые игры
Игры для работы с алфавитом.
Орфографические игры.
Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентации
Игры на развитие памяти и внимания.
Игры на развитие мышления.
Загадки, ребусы, скороговорки.
Пьесы
Рифмовки
Бесконечные истории
Стишки
Содержание программного материала 5-7 классов включает в себя не только языковой и речевой материал, но и образцы культуры стран изучаемого языка, песенный и сказочный материал, а также легенды и сказания немецкого народа, что программирует множество видов и этапов занятий. Частая смена видов на кружке не только методически целесообразна, но и оправдана, так как подростки быстро утомляются, отвлекаются; однообразная работа вызывает скуку. Зная особенности подросткового возраста, я стараюсь разнообразить формы и методы, а также способы изучения иностранного языка. При всей неповторимости каждого занятия существует некоторая схема его проведения, методическая структура которого предусматривает, по меньшей мере, несколько обязательных этапов, причем в определенной последовательности. Каждое занятие начинается с орг.момента, но каждый раз я стараюсь его варьировать, разнообразить, организовывать детей на индивидуальном уровне, по содержанию связанным с текущим тематическим материалом, или интересным событием в жизни учащихся или конкретного подростка.
VI. Тематическое планирование
№
Название тем
Кол-во
часов
1.
Организационное заседание кружка
1
2.
Что мы знаем о Германии?
1
3.
Повторение песенки про алфавит, повторение счёта.
1
4.
Порядок слов в немецком предложении и схемы к ним.
1
5.
Какие вопросительные слова мы знаем ?
1
6.
Работа с тестами
1
7.
Занимательные игры
1
8.
Проведение эстафеты по типу КВН: запись слов с пропусками, отгадывание загадок
1
9.
Подготовка к муниципальному конкурсу переводчиков
1
10.
Разговор по телефону
1
11.
Говорим о временах года. Мое любимое время года. Игры на развитие памяти
1
12.
Разучивание небольших инсценировок
1
13.
Разучивание новых слов и считалок
1
14.
Слушание диалогов с выполнением заданий
1
15.
Мы учимся писать письма своим немецким друзьям
1
16.
Разучивание скороговорок
1
17.
Разгадываем ребусы
1
18.
Разучивание зимних песенок
1
19.
Разучивание небольших инсценировок
1
20.
Как в Германии встречают Новый Год и Рождество?
1
21.
Разучивание считалок, коротких пьесок
1
22.
Подготовка к школьному мероприятию (стихи, песни, инсценировки)
1
23.
Неопределённая форма глаголов. Практические упражнения.
1
24.
Отработка техники чтения
1
25.
Играем в мяч, кто скажет правильно
1
26.
А как пишутся числительные, решаем примеры
1
27.
Описываем свою классную комнату
1
28.
Сказочные персонажи немецких книжек. Какие они?
1
29.
Закрепление словарной лексики
1
30.
Работа над грамматикой. Тесты. Вставляем буквы в словах
1
31.
Знакомство с пословицами и поговорками
1
32.
Немецкая викторина.
1
33.
Планирование творческого проекта «Германия»
1
34.
Итоговое занятие. Защита проекта.
1
VII . Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Психологическое обеспечение
Создание благоприятного психологического климата играет важную роль при овладении иностранным языком. Созданию благоприятного психологического климата способствует релаксация ( т.е. расслабление). В ходе занятий кружка могут использоваться следующие формы релаксации:
- игры ( лото, ролевые игры)
- пантомима
- зарядка
- стихи, песни, классическая музыка
Помимо этого действие законов психологии общения и организация коммуникации выявляет прямую зависимость между количеством обучаемых и характером способов и приёмов организации общения –это применение беседы и свободного общения.
Техническое обеспечение
ноутбук
- Аудиокурс к учебнику немецкого языка для 5 класса общеобразовательных учреждений ;
- Аудиокурс к учебнику немецкого языка « Шаги» для 6-9 классов общеобразовательных учреждений ;
- Песни на немецком языке.
Оснащение занятий
- тематические картинки
- грамматические таблицы
- дидактический материал (карточки, тексты, ситуации)
- карта Европы, Германии
- алфавит
- альбом по страноведению
- дополнительный материал ( стихи, рифмовки, игры, кроссворды)
Содержание программы
Содержание обучения немецкому языку рассматривается с учётом цели и конечного результата обучения, проявляющегося в определённых уровнях компетенций: коммуникативной, социокультурной, лингвистической, культурной и методической. Поэтому в содержание включены:
- тематика устных форм общения;
- набор ситуаций, соотнесённых с коммуникативно-познавательными потребностями учащихся;
- комплекс знаний по предмету « иностранный язык», предполагающий знания разного уровня и порядка в социокультурном аспекте;
- набор общеучебных умений и навыков, обеспечивающих культуру общения и культуру труда школьника.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение состоит из ряда учебных пособий, пользуясь которыми учащиеся научатся понимать немецкую речь, говорить , писать и читать на данном языке. Комплект учебных пособий дополняется аудиозаписями на немецком языке, журналами « Шрумдирум», « Der Weg», « Letternet». В ходе обучения немецкому языку предусмотрены следующие формы занятий:
- занятия в игровой форме
- занятия-конкурсы, викторины
- занятия в форме заочного путешествия по немецкоязычным странам.
VIII. Планируемые результаты
Объём и распределение внимания у подростков улучшатся, избирательность внимания повысится.
Прочность запоминания увеличится на.
При постоянной тренировке операций мышления (аналогий и обобщения) они могут улучшиться.
Будет сформирована положительная мотивация к изучению иностранного языка.
Будут интенсивнее развиваться творческие способности учащихся, и повысится успеваемость, а качество знаний увеличится.