«Применение SOS-модели при обучении правилам построения немецкого предложения на основе системно-деятельностного подхода »
«Применение SOS-модели при обучении правилам построения немецкого предложения на основе системно-деятельностного подхода »
Одним из распространенных способов работы над грамматическим материалом, позволяющим избежать однообразной механической тренировки на уроке, является применение SOS-модели при обучении правилам построения немецкого предложения на основе системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Применение SOS-модели при обучении правилам построения немецкого предложения на основе системно-деятельностного подхода »»
«Применение SOS-модели при обучении правилам построения немецкого предложения на основе системно-деятельностного подхода »
"Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность"
Б. Шоу.
Введение ФГОС нового поколения в современной школе обуславливает новые подходы к организации процесса обучения. В настоящее время большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу.
Системно-деятельностный подход -это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Таким образом, основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей таким образом, чтобы они сами нашли решения проблемы и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языка осуществляется через деятельностные задания.
Одним из распространенных способов работы над грамматическим материалом, позволяющий избежать однообразной механической тренировки на уроке , является применение мною SOS-модели, на урокахнемецкого языка в 5 и 6 классах по УМК М.М. Аверина «Горизонты». Она состоит из 3 этапов:
Sammeln – Ordnen – Systematisieren. Рассмотрим эффективность этой модели на примере объяснения грамматической темы "Прямой и обратный порядок слов в немецком предложении" в 5 классе по УМК М.М. Аверина «Горизонты» , тема «Hobby» .
Учащимся предлагается мною текст:
Petertreibt gerne Sport. Er spielt am Montag Fuβball. Dienstags geht er zum Schwimmen. Undam Mittwoch spielt er Tennis .
На первом этапе – sammeln – учащиеся должны подчеркнуть в этих предложениях подлежащие, сказуемое и обстоятельства и определить, какие из них похожи по своей структуре.
Второй шаг – ordnen – учащиеся должны разделить все предложения на 2 группы и выписать их следующим образом:
Третий этап – systematisieren. Ученики анализируют сгруппированные предложения, находят грамматические закономерности, формулируют правило и записывают его в виде схемы, таблицы или при помощи символов, предложенных И.Л. Бим в УМК «Немецкий язык. Schritte 1“ .
Gerade Wortfolge im Satz
Invertierte Wortfolge im Satz
.
.
.
.
Для закрепления грамматического материала я предлагаю учащимся расшифровать схемы и ответить на вопрос: Was machst du gerne? Например,
.
.
Ich spiele Tennis
Ich höre Musik
Am Montag spiele ich Tennis
Jeden Tag höre ich Musik.
При отработке грамматического материала «Сложноподчиненные предложения с союзом deshalb“ по теме « Party“ в 6 классе по УМК М.М. Аверина «Горизонты» , на первом этапе я предлагаю учащимся прочитать текст “Mein Geburtstag : Teil 1-Mittwoch” и выписать из него предложения с союзом deshalb в таблицу:
Meine Mutter „weckt“mich. Natürlich bin ich schon lange wach. Was bekomme ich?
Im Wohnzimmer ist mein Geburtstagstisch. Die Geburtstagskerze brennt. Papas und Mamas Geschenke liegen auf dem Tisch. Alles ist hübsch verpackt. Sie singen „ Hoch soll sie leben“
Ich packe die Geschenke aus. Ein super T-Shirt, neue Inliner und ein Hörbuch: ”Tintenherz“
Ich frühstücke. Heute bekomme ich alles, deshalb gibt es sogar „Schokobrötchen“. Papa fährt mich heute sogar zur Schule. Olli, Benni und alle gratulieren. Um 14 Uhr bin ich wieder zu Hause. Ein „Geburtstagskind“ muss keine Hausaufgaben machen, deshalb kann ich faul sein .Например,
Hauptsatz
Konjuktion
Verb1
Objekt
Nebenglieder
Verb 2
Ein „Geburtstagskind“ muss keine Hausaufgaben machen,
deshalb
kann
ich
faul
sein
Составив таблицу, учащиеся самостоятельно формулирует правило порядка слов в придаточном преложении с союзом deshalb:
..., deshalb ... .
….. , deshalb …. .
Далее я предлагаю упражнение на отработку грамматического явления, например: Schreib die Sätze und markiere die Verben im Satz mit deshalb. Запиши предложения и отметь глаголы с deshalb:
Ich bin 11, bis 11 Uhr/geht/ meine Party /deshalb
Ich möchte ein Fahrrad kaufen, Oma und Opa /mir /schenken /deshalb и т.д
Таким образом, использование SOS-модели повышает активность учащихся, самостоятельность, развивает навыки анализа и синтеза. Применяя эту модель, учащиеся легко усваивают новое грамматическое явление, самостоятельно формулируют правило, визуализируют его с помощью схемы или рисунка и затем применяют новую грамматическую конструкцию при решении конкретной коммуникативной задачи , отвечают на вопрос: Wasmöchtest du zum Geburtstag bekommen? по теме «Party“, используя придаточные предложения с союзом deshalb. Например: Ich fotografiere gern, deshalb möchte ich einen Fotoapparat bekommen.
ЛИТЕРАТУРА
Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000
Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. 2002. № 6.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. - АПК и ППРО, Москва, 2007 г