Применение ИКТ на уроках как способ повышения мотивации при изучении немецкого языка.
Применение ИКТ на уроках как способ повышения мотивации при изучении немецкого языка.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования ИКТ построить учебный процесс очень сложно. Ученики, владея широким кругом компьютерных навыков, хотят и могут их использовать в освоении целого ряда предметов. Не исключение и мой предмет – немецкий язык. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ на уроках как способ повышения мотивации при изучении немецкого языка.»
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Дроновская средняя общеобразовательная школа
им. И.К.Хахерина
Применение ИКТ на уроках как способ повышения мотивации при изучении немецкого языка.
Егоркина Александра Николаевна
учитель немецкого языка
2023 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иностранному языку.
1.2. Связь содержания обучения и мотивации изучения иностранного языка
Глава 2. Использование компьютерных технологий и интернета на уроках немецкого языка.
2.1. Мультимедийные презентации
2.2. Использование интернета
Заключение
Литература.
Введение
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования ИКТ построить учебный процесс очень сложно. Ученики, владея широким кругом компьютерных навыков, хотят и могут их использовать в освоении целого ряда предметов. Не исключение и мой предмет – немецкий язык. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.
Глава 1. Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иностранному языку.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.
Высказываются различные точки зрения: наряду со многими положительными моментами специалисты отмечают и недостатки. Это, прежде всего отсутствие качественного программного обеспечения и невозможность прямого устного диалога с компьютером. Но, несмотря, ни на что, компьютерные программы существуют и успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.
Если говорить о дидактических задачах обучения иностранным языкам, которые могут быть эффективно решены с использованием современных компьютеров, то к их числу можно отнести:
1) формирование умений и навыков чтения иностранных текстов,
2) совершенствование умений аудирования;
3) совершенствование умений построения монологических и диалогических высказываний;
4) совершенствование умений письменной речи через подготовку различного рода сочинений, пересказов, рефератов;
5) пополнение словарного запаса обучаемых лексикой современных иностранных языков;
6) формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности обучаемых путем использования на занятиях оперативных материалов глобальной сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем.
Применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения иностранным языкам.
1.2. Связь содержания обучения и мотивации изучения иностранного языка
Управление мотивацией изучения иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в школе. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путем обучения умению общения на иностранном языке. К сожалению, на данный момент, обучение иностранным языкам в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности» в общении на иностранном языке. В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям. Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка.
Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам речевой деятельности (РД) на ИЯ может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это в свою очередь зависит от стиля работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя), от УМК, от результатов обучения и т.п. Так, эксперимент показал, что чем выше успеваемость по иностранному языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению иностранного языка. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой. Положительная установка на изучение иностранного языка способствует улучшению результатов обучения РД.
. Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами.
В целях сохранения интереса к предмету учитель ИЯ должен развивать у учащихся внутренние мотивы.
При этом ключевыми и решающими параметрами считаются, те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию.
Перед учителем возникает целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что в свою очередь обеспечит повышение эффективности обучения иноязычному общению. Поскольку мотивация – явление многогранное, то СО должно включать в себя целый комплекс средств для ее поддержания.
В системе обучения ИЯ как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык коммуникативную мотивацию.
Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.
Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость. Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учеников отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность. Именно учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие ученика в учебном или реальном общении.
Поскольку специфика среднего этапа обучения ИЯ определяется «целевыми установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность), то на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и речевых навыков. Ведущим видом РД является устная речь; изучение ИЯ приобретает выраженный страноведческий характер.
Все это придает заданиям и упражнениям, всей учебной деятельности «вполне коммуникативно-мотивационный характер». Согласованность же СО и способов его подачи с реальными возможностями и интересами школьников способствует, формированию положительной мотивации.
Практика преподавания ИЯ показывает, что учащиеся с неизменным интересом относятся к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников и т.п.
При этом необходимо тщательно отбирать материал, т. к. перед системой образования встает задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.
Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся.
Глава 2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНТЕРНЕТА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Информатизация образовательного процесса – одно из приоритетных направлений модернизации образования. В соответствии с государственной программой информатизации образования школы России были оснащены компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением с подключением некоторых к сети Интернет. Современное информационное общество предъявляет новые требования и к педагогическим работникам в вопросах применения информационно- коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний.
Выполнить поставленные цели и задачи в век современных информационных систем и технологий в большой мере позволяет формирование и развитие информационно- коммуникационных технологий.
Овладение педагогами ИКТ дает возможность перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса.
Компьютер сегодня становится очень важным и незаменимым помощником. Он является мощным катализатором в системе обучения иностранным языкам. С помощью компьютерной техники решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речи учащихся при изучении немецкого языка.
Работа по применению компьютера как инструмента для работы с информацией разнообразна и многогранна. Она позволяет мне эффективнее использовать время на уроке, совершенствовать умения письменной речи учащихся, пополнять их словарный запас, развивать навыки внимания и слуховой памяти, другими словами, значительно повысить мотивацию обучения немецкому языку.
Компьютер – универсальное средство хранения, обработки и передачи информации. Он успешно заменил в образовательном процессе многие традиционные технические средства. Таким же образом и компьютерная сеть в школе может быть адаптирована и активно использоваться в функции лингафонного оборудования для формирования коммуникативно-речевых компетенций в совокупности всех ее видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), являясь доступным и эффективным способом организации мотивированного общения обучающихся на уроках иностранного языка
В качестве причин использования компьютера на уроке иностранного языка назовем следующие:
повышение мотивации к его изучению;
развитие самостоятельности учащихся;
совершенствование умений пользоваться различными поисковыми системами и ресурсами сайтов;
возможность получения аутентичных материалов (тексты, видео и аудиофайлы);
подготовка учащихся к новому технологическому будущему.
Учителю при этом надо особенно тщательно продумывать обоснованность появления этих многочисленных медийных средств на уроке, и тогда компьютер из игрушки превратится в инструмент получения новых знаний.
Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ:
• формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;
• расширение активного и пассивного словарей;
• приобретение культурологических знаний;
• формирование культуры общения;
• формирование элементов глобального мышления;
• формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности,
• потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
• формирование навыков работы в группе.
Для реализации этих задач в своей педагогической деятельности я использую следующие компьютерные программы:
· Microsoft Word
· Microsoft Internet Explorer
· Microsoft Power Point
· компьютерные обучающие программы.
Подробнее остановлюсь на некоторых из них.
2.1. Мультимедийные презентации
В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.
Познавательный аспект в работе над презентацией способствует созданию мотивации. Создавая презентацию, учащиеся сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Для того чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, учащимся приходится просмотреть немало печатного материала, поработать с лингвострановедческими и энциклопедическими справочниками и словарями. Также тексты для чтения используются на слайдах презентации. Таким образом, у учащихся формируются лексические, грамматические, произносительные навыки чтения.
Презентации включают в себя развивающий и воспитательный аспекты. При работе над презентацией у учащихся развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Также участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.
Широкое применение Microsoft Power Point на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Раньше я давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по страноведческой тематике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.
Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес.
Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика ситуацию успеха, т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем. Часто ученик, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха.
Информация в виде текста, графики, звука и движущихся картинок :
1. расширяет и углубляет знания, умения, навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельности;
2. стимулирует интерес учащихся к изучению предмета, речемыслительную деятельность и оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, включаются музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки, которые помогают усвоению и снижают утомляемость;
3. способствует развитию кругозора учащихся.
По каждой теме старшеклассники индивидуально или в группе готовят проекты: «Мой любимый композитор (писатель, художник, актёр и т.д.)», «Идеальная семья – это.. .» и другие. При этом учащимся можно выставлять две оценки: одна за техническое исполнение (по информатике), а другая – за содержание (по немецкому языку. Так, например, по теме «Киноискусство» одиннадцатиклассники сделали интересные презентации о любимых фильмах, актёрах, режиссёрах. Особенно познавательными были проекты о немецкой актрисе Марлен Дитрих, о немецких режиссёрах, о современных немецких актёрах. По теме «Музыка» учащиеся, подобрав иллюстрации и необходимую информацию, записали фрагменты музыки немецких композиторов – классиков Баха, Бетховена, Моцарта, Штрауса и других, русских композиторов: Рахманинова, Шостаковича, Чайковского, современных групп, исполнителей песен, в том числе немецкую группу «Rammstein».
Кроме этого мультимедийные презентации используются мною при введении и закреплении лексического, грамматического, страноведческого материала, в качестве опор для обучения монологическому и диалогическому высказыванию. Опыт показал, что использование презентаций эффективно на разных этапах изучения темы: в начале, как средство подачи нового материала, как постановка задач и последующая демонстрация правильного ответа, как обобщение перед итоговым и промежуточным контролем, как повторение и систематизация знаний и для углубления межпредметных связей.
В начальной школе, например, при изучении лексики использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе предъявления, на экране появляются лексические единицы и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать их. Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым их лучшему запоминанию. Использование компьютера представляет определённые удобства и для учителя и для ученика. Учитель не имеет возможность принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени. При работе с компьютером учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося: те из них, у кого больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово необходимое количество раз, а школьники с преобладающей зрительной памятью больше внимания обращают на графический образ слова.
В результате многократных, целенаправленных упражнений сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык. Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой.
2.2. Использование интернета
Знакомство с культурным наследием немецкоязычных стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету я получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.
Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией.
Естественно, главная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции. Для этого с помощью Интернета можно:
1. включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);
2. проводить самостоятельный поиск информации учащимися врамках работы над проектом;
3. повышать мотивацию и создавать потребность в изучение иностранного языка посредством живого общения;
4. формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
5. формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;
6. совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети.
7. совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке;
8. пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;
9. получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.
Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над текущей темой урока иностранного языка. Я ищу различную информацию в сети по изучаемой проблеме или даю задание - найти информацию ученикам, грамотным пользователям сети, но, разумеется, определив сферу поиска. Каждой группе, работающей над своей проблемой, предлагаю соответствующий материал для обсуждения. Результатом этой работы стало создание учащимися мультимедийных презентаций по страноведческой тематике, тестовых заданий, видео роликов.
Какие информационные ресурсы я хотела бы посоветовать своим коллегам для использования в работе?
1. http://www.drb.ru - Фонд "Русско-Немецкий Центр Встреч при Петрикирхе Санкт-Петербург"191186 Россия Невский проспект 22/24
Здесь можно подписаться на ежеквартальную рассылку электронного журнала «ТАКСИ». Это, действительно, кладезь полезной информации и идей, сценарии праздников, готовых разработок к урокам, опыта коллег. Игры, юмор, полезную и интересную информацию для себя найдет в журнале «TAXI» даже новичок в деле изучения немецкого языка.
2. http://www.rusdeutsch.ru – это информационный портал российских немцев. Немецкая культура, немцы России, издания на немецком языке, литература на немецком, о Германии и России, электронная библиотека, в которой можно найти детские и молодежные журналы, а также методическая страничка, которая предлагает вашему вниманию разработанные учителями и методистами материалы к урокам немецкого языка и языковым мероприятиям, делают этот сайт незаменимым помощником учителя немецкого языка.
3. http://www.slowgerman.com сайт, который представляет в ваше распоряжение аутентичные тексты по разной тематике.
4. Интересуетесь детскими песнями и стихами? Тогда зайдите на сайт http://friends-forum.com . Здесь есть все.
5. Совершить виртуальное путешествие по Германии, увидеть памятники Юнеско можно с помощью сайта http://www.dw-world.de. Кроме этого бесплатные курсы "Немецкой волны" помогут улучшить свои знания немецкого языка. Мультимедийные курсы, состоящие из аудио- и видеофайлов и текстов, тренируют понимание на слух, разговорную речь и произношение.
И это лишь маленькая частичка того, что помогает сделать урок немецкого языка зрелищным, эффективным, помогает лучшее понять культуру России и немецкоязычных стран, дает возможность передать информацию средствами иностранного языка, наталкивает учеников на необходимость уделять больше внимания изучению немецкого языка.
Заключение
ИКТ в образовательном процессе - это норма жизни современного учителя и ученика. Использование ИКТ в образовательном процессе обязательно приводит к положительным результатам обучения, а
именно:
знания приобретают качества системности;
умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях;
усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учеников;
более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее развитие личности;
усиливается оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.
Использование информационных технологий в образовательном процессе способствует овладению культурой (языковой, этической, исторической, философской).
При работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога.
Его задача - создание мотивированной среды для ролевого взаимодействия: обмена информацией, организации совместных действий, позволяющих организовать качественное неформальное общение.
Компьютерная технология содержит огромный культурный и дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире. Компьютер оказывает самое значительное воздействие на ход обучения. Сегодня компьютер становится мощным катализатором в системе обучения иностранным языкам. С помощью компьютерной техники успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речевой деятельности учащихся при изучении немецкого языка.
Литература:
Азимов, Э.Г Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 1999.
Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова. –М.:ИОШ РАО, 1994. с.48
Бим, И.Л.Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе/ И.Л. Бим.-М.: Просвещение, 1988. с163
Гребенщикова Н. В. Использование информационных технологий для освоения учениками социокультурной компетенции при изучении немецкого языка
Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20
Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования/ И.В. Роберт – М.: Школа- Пресс, 1994. с.182
Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка/ Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.41-43
Цветкова, Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе/ Л. А. Цветкова//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.43-47
www.ict.edu.ru/vconf/files/Быкова Е. А. «Использование икт на уроке немецкого языка—залог успеха».
http://festival.1september.ru/authors/100-684-782/ Садовникова Нина Ивановна, Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам
http://www.wecomm.ru/structure/?idstucture=441 Слобожанина Е. А. Мультимедийные презентации как средство освоения учениками информационнокоммуникативной компетенции