Просмотр содержимого документа
«Прагматические тексты на уроках немецкого языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся»
Прагматические тексты на уроках немецкого языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся
На сегодняшний день функциональная грамотность является одним из центральных понятий в образовательном процессе. Это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом.
Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения языка, поэтому можно смело утверждать, что на уроках иностранного языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создавать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. Основной характеристикой подобных ситуаций является практическая задача: купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление.
Читательская грамотность – это базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, первое, что ему нужно сделать, это прочитать задание.
Работа учителя по формированию читательской грамотности строится на организации деятельности с разными типами текстов: с текстами классической литературы, публицистическими текстами, а также прагматическими текстами.
Понятие прагматический текст было введено в преподавание иностранных языков И. Л. Бим, которая выделяет тип аутентичных текстов, принадлежащих к сфере нехудожественной, массовой коммуникации.
К этой категории относится большое количество текстов информационного, регулятивного, инструктирующего характера, которые окружают человека в сфере его социальной активности: афиши и объявления, вывески, географические карты и карты местности; план помещения (местности, сооружения), билеты, расписание движения транспорта, реклама и прогноз погоды, графики и диаграммы, схемы (кластеры) и таблицы и др.
Прагматические тексты используются с целью ориентации в определенной жизненной ситуации, поэтому велика вероятность того, что при поездке в страну изучаемого языка человек может столкнуться с ситуацией, когда ему будет необходимо прослушать / прочитать один из видов прагматических текстов и воспользоваться нужной информацией. Таким образом, одним из плюсов такого рода текстов является практичность их использования.
Преимуществом использования прагматического текста является и то, что они зачастую представляют собой небольшие отрезки информации в звучащем или печатном виде. Так, звучание прагматического текста, как правило, длится сравнительно недолго (1-3 минуты), а объем содержания печатного текста может варьироваться от 2-3 слов до 2-3 абзацев.
Немаловажной является и способность прагматических текстов повышать мотивацию к изучению иностранного языка, поскольку они сами являются доказательством того, что язык в них используется для достижения практических жизненных целей реальными людьми.
Прагматические тексты достаточно давно включены в обязательный перечень типов текстов, необходимых для использования в обучении иностранным языкам на базовом и на профильных уровнях и, соответственно, содержатся в учебно-методических комплектах
Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества прагматического текста как средства формирования функциональной грамотности, его обучающий потенциал остаётся не реализованным в достаточной степени. Именно в работе с прагматическими текстами наблюдается пробел.
Прагматические тексты часто не рассматриваются учителями как полноценный материал для формирования навыков и умений чтения, а служат иллюстрацией к социокультурной информации, содержащейся в учебниках.
В УМК по немецкому языку авторского коллектива под руководством И.Л. Бим содержится достаточное количество прагматических текстов, есть они и в УМК «Вундеркинды», почти к каждому тексту приводятся задания.
Но у учителя всегда есть возможность расширить предлагаемое задание к тому или иному тексту.
Освоение прагматических текстов необходимо для подготовки к решению реальных коммуникативных задач в случае нахождения в самой стране изучаемого языка, когда важным оказывается получение информации в практических целях, чтобы руководствоваться ею в тех или иных обстоятельствах.