kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка как вербальная модель приёма учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда возникет противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учебных умений, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка как вербальная модель приёма учебной деятельности.»

Памятка как вербальная модель приёма учебной деятельности.


Говоря о памятке, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

Постепенно накапливаясь, ошибки оборачиваются большой бедой: ученик получает низкие отметки, постепенно теряет желание учиться.

Отсюда возникает серьёзное противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учебных умений, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком.

Иными словами, памятка - есть вербальная модель приёма учебной деятельности.

Памятки - одно из средств формирования методики самостоятельной работы по иностранному языку.
В современной методологической теории различаются разные  виды памяток:
- памятки-алгоритмы, в которых все предлагаемые действия довольно жёстко фиксированы, их последовательность обязательна;
- памятки-инструкции, в которых даются указания о необходимости определённых действий (шагов); указания вполне конкретные, но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже опускание одного из них;
- памятки-советы, в которых учащиеся получают лишь рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществится успешнее,

- памятки - показ, в которых доминируют (не по месту, а по значимости) примеры выполнения тех или иных учебных заданий, действий;
- памятки - стимул, главное назначение которых – стимулирование учащихся, раскрытие перспективы их деятельности.

Имея такую памятку или составив её самостоятельно, как же сделать так, чтобы ученик заинтересовался ею?

Можно вывесить её в кабинете, продиктовать на факультативном занятии, распечатать для личного пользования,- только ученик вряд ли сам обратится к ней при изучении иностранного языка и будет использовать данный алгоритм. Для этой важной цели следует выбрать учебное время. Вариантов несколько.

К примеру, мы берём в качестве примера процесс обучения переводу с иностранного языка. Учащиеся действуют интуитивно, только чтобы добиться результата, т. е. перевести заданный учителем текст. Школьники со слабым уровнем обученности чаще начинают перевод каждого слова в отдельности, пользуясь словарями. Другая группа будет переводить отдельно взятые слова, пользуясь собственной догадкой. И самое нежелательное – это пользоваться компьютерными переводчиками. Во всех случаях работа будет проведена не совсем эффективно. Процент выполнения задания - небольшой.

Наша задача – обучить школьника переводить иноязычный текст с интересом, обучаясь при этом новым речевым образцам, употреблению известной и неизвестной лексики, и конечно, видеть доказательно грамматические формы, пройденные на уроках с учителем. Радость открытия принесёт результат.

Что же следует сделать учителю? Выше было сказано, что изучению памятки нужно посвятить учебное время. Значит, обозначив цель - перевод текста, мы даём его для визуального просмотра. Согласно памятке, которую мы ещё не представили ребятам, мы находим новые слова и выписываем их на доске. Смотрим на количество абзацев. Определяем грамматическое время повествования (Präsens или Präteritum). И так далее по памятке. Ученики с удовольствием выполнят предложенные предварительные упражнения по поиску лексических и грамматических реалий. После этого может даже сложится представление о героях и сюжете повествования. И тогда ставим главный вопрос, что же произошло, о чём повествует этот текст на самом деле? После выполнения такой работы можно представить памятку. И детям будет понятно, для чего и в какой последовательности они работали, чтобы перевод текста стал не таким сложным. В это время можно (!) раздать памятки и сказать, что они - помощники в работе над переводом текста. Чтобы работа не стала разовой, напоминать всякий раз при переводе, что торопиться не надо. Следует пользоваться памяткой.

Прочитав множество памяток, которые уже разработаны на основе анализа методической литературы по проблеме, рефлексии личного опыта и практических наблюдений, можно сказать, что труд затрачен большой. Осталось дело за малым – довести до каждого ученика желание ими пользоваться.

Много лет назад школьные администрации требовали, чтобы в каждом учебном кабинете висели стенды «Учись учиться». Это практически - то же самое. Только висели эти замечательные советы часто формально, о чём мы уже поговорили.

Позволю себе согласиться с высказыванием о том, что важным требованием, предъявляемым к памятке, является оформление ее содержания таким образом, чтобы ученик с интересом читал бы ее и с желанием следовал бы ее практическим советам в поступательном движении. Памятки уже написаны именно таким привлекательным способом. Только читать их школьники не торопятся.

Лучший способ их использования – припоминание того, как ими пользовались на уроке, как было интересно и легко на уроке!

Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в учебном процессе раньше (например, в учебниках немецкого языка И.Л. Бим.) Их можно найти, выбрать, дополнить и поставить на службу своей работе. Главное всё-таки научить пользоваться ими, показать тот необходимый алгоритм, который приводит к результату.

Памятка предъявляется ученику на уроке перед выполнением упражнения. Но знание памятки не означает, что ученик сумеет выполнить тот или иной вид работы. Овладение приёмом происходит в процессе многократного выполнения упражнений, направленных на развитие того или иного умения.

При этом важно, чтобы ученик осваивал правильный и наиболее рациональный способ выполнения задания, имея опыт работы в учебное время под руководством учителя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Памятка как вербальная модель приёма учебной деятельности.

Автор: Пелымская Людмила Валериановна

Дата: 16.07.2016

Номер свидетельства: 337593


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства