Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка
Данная разработка представлена в виде обобщения педагогического опыта учителя немецкого языка и содержит методы и приёмы наиболее эффективного изучения немецкого языка обучающихся. В статье рассказывается о совершенствовании коммуникативной деятельности учащихся, о развитиии культуры общения на немецком языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Летяховская средняя общеобразовательная школа
Брянская область Красногорский район
Обобщение педагогического опыта
учителя немецкого языка
Семеновой Ольги Владимировны
по теме:
«Совершенствование навыков коммуникативной компетенции как одна из форм активизации
креативности учащихся»
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Актуальность опыта.
Индивидуальная программа самообразования педагога.
Теоретическая база опыта.
Основные понятия.
Главные правила осуществления учебной деятельности.
Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся подросткового возраста.
Изучение литературы.
Технология опыта через призму педагогических технологий, используемых для совершенствования коммуникативной компетенции в преподавании немецкого языка.
Результативность опыта.
Перечень литературы, используемой при обобщении опыта.
Вывод.
Введение
"Уча других - учишься сам"
(Сенека)
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются. В соответствии с этим, как ключевые позиции обновления школы рассматриваются демократизация, гуманизация образования; как факторы ускорения развития школы – творческий поиск учителя, динамизм учебно-воспитательного процесса и его многовариантность. Иностранный язык способствует речевому и общему развитию школьников и в целом совершенствует культуру общения. Помимо этого иностранный язык приобщает школьников к культуре общения другого народа, служит дополнительным «окном» в мир. Всё это повышает значение иностранного языка как образовательного учебного предмета. Иностранный язык призван реализовывать воспитательные, образовательные и развивающие функции для передачи молодому поколению главного богатства людей – общечеловеческих ценностей. Научив школьников читать, писать, слушать и говорить на иностранном языке, переводить с одного языка на другой, мы обеспечиваем им непосредственный доступ к иным иноязычным культурам. Иностранный язык становится действенным фактором социально – экономического, научно – практического и общекультурного прогресса нашего общества. Таким образом, обучение направлено на то, чтобы учащиеся овладели иностранным языком как средством образования, воспитания и всестороннего развития личности, как средством общения для установления взаимопонимания с народами, говорящими на этом языке.
Для решения такой задачи недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации. Учащиеся с удовольствием работают в кабинете немецкого языка. Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Необходимо этими средствами вооружить будущего творца, учёного, врача, инженера. Многое зависит от активной жизненной позиции педагога, его фантазии, увлечения детьми и их проблемами.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Данный опыт возник в связи со снижением интереса учащихся к изучению немецкого языка и, как следствие этого, неумения учащихся выражать свои мысли и чувства на иностранном языке. Но именно на современном этапе развития России роль иностранного языка возросла, т.к. при рыночной экономике стране необходимы высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранным языком. При изучении иностранного языка на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства говорения, получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвострановедческих знаний и применения их в решении коммуникативных задач.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. 12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию с инициативой «Наша новая школа» и отметил, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью. Однако практика показывает, что реальный уровень сформированности ИКК выпускников средней школы не соответствует предъявляемым требованиям.
Учитывая все выше сказанное, учителем поставлены следующие цели и задачи:
Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Совершенствование коммуникативной компетенции как одна из форм активизации креативности учащихся».
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков в совершенствовании коммуникативной компетенции.
Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся.
Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Поэтому я вижу свою основную задачу в создании таких условий, чтобы каждый учащийся сумел реализовать себя в учебной коммуникативной деятельности. Я выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие коммуникативных умений и навыков, учащихся с помощью различных технологий, как наиболее эффективных в реализации поставленной задачи. Учитывая поставленную задачу, я ежегодно изучаю уровень развития коммуникативных умений и навыков, провожу диагностику для отслеживания результатов.
СУЩНОСТЬ ОПЫТА
Сущность моего опыта заключается в разработке моделей учебных занятий с использованием эффективных современных технологий для развития коммуникативных компетенций учащихся . Результаты практической деятельности убеждают, что обучение зависит от содержания учебного материала. Я использую технологию сотрудничества, технологию дифференцированного обучения, метода проектного обучения и другие.Мой опыт направлен на решение следующих проблем:
- отсутствие культуры общения учащихся ;
- несовершенство учебных программ, необеспечивающих достаточный
уровень речевой деятельности.
Основным условием решения прблемы я вижу в том, чтобы создать на уроке атмосферу общения и взаимодействия, эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Для этого я создаю речевые ситуации, способствующие развитию коммуникативной компетенции.
В данном опыте решаются противоречия:
- между содержанием образования, которое требует творческого подхода в обучении и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний ;
- между реальным умением решать коммуникативные задачи и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.
Вышеназванные проблемы и противоречия наиболее эффективно решаются при использовании новых способов организации процесса обучения.
НОВИЗНА ОПЫТА
Я работаю над этой проблемой 5 лет. Диапазон определяется системой уроков по каждой теме. Опыт можно обозначить как положительный, репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Главная цель, которую я поставила, начиная работать над опытом – это совершенствование коммуникативной компетенции и активизация креативности учащихся. Исходя из поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- разработать методический инструментарий, направленный на развитие
коммуникативнойкультуры учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- повысить уровень развития коммуникативных умений и навыков.
3. Индивидуальная программа самообразования педагога МБОУ Летяховская СОШ
Семеновой Ольги Владимировны
Тема самообразования:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ АКТИВИЗАЦИИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
“…чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику”.
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Цель педагогической деятельности: развивать творческие способности учащихся в ходе совершенствования коммуникативной компетенции, используя положительные результаты передового педагогического опыта.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить причины мотивации образовательного процесса каждого ученика;
Определить дарования и способности учащихся, создав условия для активизации образовательного процесса и развития личности;
Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;
Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;
На основании изученных педагогических технологий, разработать систему творческого преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов в обучении говорению.
Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению немецкому языку и сопутствующих ей предметов.
Таким образом, основной моей задачейявляется - принять ученика таким, каков он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую для ученику. Ученика необходимо учить учиться.
Этапы работы
Содержание работы
Сроки
Форма отчетного продукта
Отметка о выполнении
Аналитико-диагностичес-кий
Изучение традиционных и современных передовых педагогических технологий; анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме.
2018-2019
+
Организационный
Определение целей и конкретных задач; прогнозирование результатов; составление программы работы; методическое обеспечение; Поиск и разработка эффективных уроков, отдельных методик, активирующих и способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся.
2015-2019
Сбор и создание собственных печатных и интерактивных заданий, наглядных средств обучения, разработок уроков, КИМов, тестов, методических разработок.
Плодотвор-ное общение с коллегами немецкого языка в рамках ГМО, творческие результатив-ные работы учащихся, контрольные срезы.
Этап реализации
Активное применение методик, активирующих коммуникативную деятельность и способствующих творческому мышлению учащихся; отслеживание промежуточных результатов.
2017-2019
Разработка РП,
образовательных программ «Путешествие в Германию», «Литературный немецкий».
Применение
рабочих и образователь-ных программ.
Обобщающий
Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур; при необходимости корректировка программы. обработка полученных данных; соотнесение полученных результатов с планируемыми; оформление, описание результатов;
2019
Внесение дополнений в рабочие и образовательные программы, корректировка учебных планов.
Систематиза-ция и обобщение информации.
Итоговый
Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности; выбор формы подведения итогов-обобщение опыта;
форма аттестации – защита портфолио.
2019
Теоретическая база опыта
Основные понятия
Системный подход к построению образовательного процесса является методической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.
Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». (Ильина Т.А. «Системно-структурный подход к организации обучения» М., 1972г. с.16)
Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающая в любой педагогической системе.
Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.
Обучение – совместная учебная деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся.
Мотивированность обучения – личная заинтересованность преподавателей в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал.
Интеллект – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
Проблемная ситуация – учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудно разрешимый для учащихся вопрос.
Коммуникативное мышление – мыслительные процессы на иностранном языке, приводящие к достижению цели.
Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.
Главные правила осуществления учебной деятельности
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.
Принципы отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к решению коммуникативных задач.
Принцип гуманистической направленности
Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования развитой личности.
Принцип связи с жизнью
Практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.
Принцип научности
Является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок является логическим продолжением ранее проводимой работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования намечается последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирается содержание, намечается система уроков и других форм организации педагогического процесса, планируется повторение, закрепление и другие формы контроля.
Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.
Принцип доступности и посильности
Обучение и воспитание школьников, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом состоянии.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.
Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития
Реализация этого принципа связана с деятельностью памяти, прежде всего смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта обеспечивают их прочность.
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его деятельности. Если положительные стороны характера, деятельности, поведения школьника отмечают учителя, товарищи, то подросток старается стать лучше, сделать больше и качественнее и т.д.
4.3. Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст традиционно называют переходным, трудным, критическим. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они стремятся узнать что-то новое, чему-то научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе. Это определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из предметов становятся более любимыми, интерес к другим снижается.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих занимать интересной работой, самостоятельным творческим трудом.
Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, у него огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Подросток стремится к немедленному результату, и этот результат – источник новых потребностей, стимул новых стремлений к деятельности.
4.4 Изученная теория:
1. Элиотом Аронсон «Технология сотрудничества», разработанная профессором в 1978 году. Автор выделил основные принципы обучения в сотрудничестве:
- группы учащихся формируются учителем до урока, с учётом психологической совместимости детей;
- группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
- оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
- учитель сам выбирает ученика, который должен отчитаться за задание ;
- если слабый ученик в востоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы, значитцель достигнута и группа справилась с заданием.
2. Изучена проектная методика, которая основательно исследуется в настоящее время, как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л.Бим, И.А. Зимней, Т.Е.Сахаровой, Е.С. Полат, О.М. Моисеевой и другими.Широкое применение метод проектов нашёл потому, что даёт возможность применить полученные знания на практике, учитывать способности и возможности каждого ученика, участвующего в разработке проекта. В основе проекта лежит к-л проблема. Для её решения школьники должны владеть определёнными умениями:
интеллектуальными
творческими
коммуникативными
На основании общих положений теории, сформулированной А.Н.леонтьевой и И.А.Зимней, я пришла к выводу, что речевая деятельность должна основываться на коммуникативно – познавательной потребности учащихся высказывать свою мысль. Эта потребность, как подчёркивает И.А.Зимняя, входит в общую систему учебной мотивации. Учебный проект является важным средством формирования, как мотивации изучения иностранного языка, так и развития коммуникативной компетенции. Я выделила важнейшие факторы, способствующие формированию мотива речевой деятельности:
- связь идеи проекта с реальной жизнью;
- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
- ведущая роль функции преподавателя, как консультанта и координатора.
3. По данной проблеме изучена следующая литература:
- Е.И.Пассов Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1991
- Т.А.Ильина Системно – структурный подход к организации обучения. М.:
Просвещение, 2006
- И.А.Зимняя Вопросы обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1996
- Т.В. Карамышева Изучение иностранного языка с помощью компьютера
ИЯШ, 2006
- С.В.Браун Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе. ИЯШ, 2002 №2 с.32
- Р.Х.Айбетова Педагогика сотрудничества на уроках немецкого языка. ИЯШ, 2002, №1с.14
-Л.А. Бойдурова Метод проектов при обучении двум иностранным языкам .
ИЯШ, 2002, №1 с.5
- И.Л.Бим Формирование коммуникативной компетенции М.:
Просвещение, 1998
- М.В. Ляховский и Е.И. Вишневский. Структура речевой ситуации и её реализация в учебно-воспитательном процессе.// ИЯШ – 1990, №20
- Т.В. Рогова. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. //
ИМИ, 1996, №4, с. 60-64
- Г.А.Абумова Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ, М.:
Просвещение, 2001
-И.Б.Смирнов Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе, УМП для учителя – СПБ: КАРО, 2005
-Е.С.Полат Обучение в сотрудничестве ИЯШ, 2000, 31 с.4-11
- А.Н.Шамов методика преподавания иностранного языка. Москва: АСТ, 2008
- Н.Д.Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителей, М.: АРКТИ, 2004.
технология опыта через призму Педагогических технологий, используемых для совершенствования коммуникативной компетенции, используемых в преподавании НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративные технологии обучения)
Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.
Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках немецкого языка считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном, интерактивном виде. Многие творческие работы учащихся (рисунки, проекты, мультфильмы, видеофильмы и т.д.) также служат в дальнейшем дидактическим средством при обучении (Приложение 1).
Воспитание собственным примером считаю необходимым качеством учителя. Поэтому перед новым видом практической работы демонстрирую собственные работы или проекты.
Оформление различных объявлений
Оформление поздравительных моделей
Личностно – ориентированные технологии
Гуманно-личностная технология
Дари себя детям
Из «Заповедей» Ш. А. Амонашвили
Целевые ориентации
Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
Облагораживание души и сердца ребенка.
Развитие и становление познавательных сил ребенка.
Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Идеал воспитания - самовоспитание.
Пример «Разговор на бумаге»
Ход:
Группа делится на 2 подгруппы.
На столе разложены разрозненные предложения, которые подходят для описания кошки и собаки. Задача 1-ой группы отобрать реплики, относящиеся для описания «кошки», 2-ой для описания «собаки». Затем каждая команда записывает выбранные предложения на свой ватман в правильной последовательности, чтобы получилось описание животного.
Комментарий:
Этот метод побуждает учащихся к общей рефлексии и имеет также развлекательный характер.
Реквизит:
Столы, плакаты, фломастеры.
«Педагогика сотрудничества»
Основная идея технологии сотрудничества – создать условия для актив-
ной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Целевые ориентации
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
Вначале идёт консультативная работа по теме, затем каждый член микро-группы по 3 человека и получает задания: просклонять существительные, распределить существительные по родам или распределить существительные по склонениям.
Учитель
Просклонять существительные:
das Herz, die Schule, der Junge
Просклонять существительные:
die Autos, der Cosmos, das Fach
das Fach
Просклонять существительные:
das Haus, das Fach, der Name
Распределить ряд существительных по склонениям
Распределить ряд существительных по родам.
В такой ситуации каждый отвечает не только за результат своего работы но и, что особенно важно, за результат всей группы. Сильный ученик заинтересован в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрался в материале. Таким образом совместными усилиями ликвидируются пробелы. Эта технология активно применяется не только при изучении грамматики.
Применение этой технлогии позволяет наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки в области говорения. Обучение в сотрудничестве я использую, как в работе с новым материалом, так и на этапе закрепления.
Пример. Обучение в команде. Учащиеся организуются в группы по 3-4 человека для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (смысловые блоки), например при работе над темой «Подготовка к путешествию». Тема разбивается на подтемы: выбор маршрута, заказ билетов, выбор транспорта, заказ гостиницы, упаковка чемодана и т. д. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Всё общение ведётся на иностранном языке. Каждый внимательно слушает своих партнёров по команде и делает записи в тетради.
Затем каждый из участников записывает свою часть, т.о. составляется вся тема «Подготовка к путешествию» и один из участников отчитывается. Лучшая команда награждается. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп вцелом достигается усвоение всего материала. Эту технологию я применяю при проверке домашнего задания, домашнего чтения, при составлении диалогов.
Технологии развивающего обучения (игры, творческие задания)
Игровые технологии
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игры для обучения говорению весьма разнообразны. В основе их лежит пересказ, описание иллюстрации, составление и воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов. По способу и характеру они могут подразделяться на игры с текстом, функциональные, взаимодействие (с обменом информации), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования. Назову лишь некоторые игры, которые я применяю на своих уроках при обучении говорению: “Составьфоторобот” (при изучении темы “Внешность человека”); “Модницы” (тема “Одежда”); “Архитекторы” (тема “Город и село”); “Дизайнеры” (тема “Дом и квартира”); “Покупки” (тема “В магазине”) и другие
Цели использования:
формирование познавательных мотивов обучения;
воспитание системного мышления учащегося;
понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
формирование умений и навыков взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
Опыт моей работы доказывает значимость использования ролевых игр при обучении общению на иностранном языке. Изучение тем «Знакомство», «Путешествие», «Киноискусство», «Магазин», «Охрана природы», «Каникулы» завершалось одной или несколькими ролевыми играми.
Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями – ролями, обговариваем предположительный текст выступления.
Пример. Возможные роли учащихся при изучении темы «Экология»:
- Я - птичка. Спасите меня, люди.
– Я - планета Земля. Я - в опасности.
– Я - цветочек. Не рвите меня люди.
– Я – оленёнок Kiki. Не надо на меня охотиться.
– Она – химическое предприятие и т.п.
Применяя ролевую игру для речевого общения на уроке , я делю класс на группы и предлагаю каждой группе разные ситуации в рамках изучаемой темы, что позволяет учащимся лучше усвоить лексический и грамматический материал. Детям даётся задание внимательно слушать ответы товарищей и фиксировать ошибки на листочках или в памяти. Как показывает опыт, такой приём коррекции является достаточно эффективным.
Часто к урокам обобщающего повторения (итоговым урокам) я готовлю конверты с ролевыми ситуациями. Например предлагаю детям такие ситуации:
а) Liebe Kinder! Ich bin ein König. Ich habe eine Tochter. Sie heißt Nessmejana. Sie weint. Kommt, macht bitte Nessmejana lustig!
б) Unser Freund Nesnajka hat seinen Ranzen vergessen. Er weint. Macht bitte Nesnajka lustig!
в) Liebe Kinder! Ich habe heute Geburtstag! Kommt zu mir. Eure Monika.
Дути берут конверты, прочитывают ситуацию и начинают готовиться. Затем ребята все одновременно заканчивают подготовку к ролевой игре и получают следующее задание: внимательно слушать ответы товарищей, фиксировать на листочках их ошибки. После этого дети выходят на середину класса и проводят ролевую игру.
Wir gehen zum Geburtstag
A: Olja, bist du fertig?
Wir gehen heute zum Geburtstag.
B: Ja, ich bin fertig, aber ich habe kein Geschenk für Monika.
A: Ich habe ein Buch. Und du kaufst eine Tafel Schokolade und Blumen. Die Blumen gefallen ihr sehr.
B: Gut, schnell, gehen wir!
Monika wartet auf ihre Gäste. Olja und Sascha kommen zuerst.
Olja: Monika, guten Tag! Ich dratuliere dir zum Geburtstag.
Sascha: Ich gratuliere dir herzlich. Alles Gute!
Monika: Oh, vielen Dank für eure Geschenke. Und die Blumen sind sehr schln. Jetzt wollen wir Kuchen essen.
Для проведения ролевой игры по теме «Одежда и мода» 8 класс (II язык) ребятам было предложено немного пофантазировать. Предлагаю вступить в диалог со своей якобы бывшей ученицей, так как она работает моделью и пришла в гости навестить учительницу. Ребята с интересом вступают с ней в диалог и задают массу вопросов такого плана:
Wie alt sind Sie?
Wie wichtig ist für Sie die Mode?
Was tragen Sie am liebsten?
Suchen Sie die Kleidung selbst aus?
Wo kaufen Sie die Kleidung?
Welche Charaktereigenschaften haben Sie?
Welche Eigenschaften muss man Model haben?
Welche Eigenschaften schätzen Sie am meisten?
Wie oft kaufen Sie neue Sachen?
Wie ist ihre Lieblingsbeschäftigung?
Wie ist Ihr Traum?
Вариантов игры много. Давайте фантазировать и говорить. Главное – создавать благоприятную атмосферу творчества и успеха.
Итак, ролевая игра является одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра – это обучение в действии. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
Проектные технологии (саморазвивающее обучение)
Основная цель проектно-ориентированного обучения - научить учащихся учиться, т.е., самостоятельно добывать знания. И главное отличие проектного метода состоит в том, что школьники работают над тем материалом, который затрагивает проблемы их жизни, вызывает у них неподдельный интерес. Полем для тренировки и отработки решения таких проблем могут стать именно мини-проекты.
Темы для мини-проектов могут быть самыми разнообразными.
Как примеры мини-проектов можно привести такие темы: "Eine Reise nach Deutschland", "Rundfahrt durch Moskau", «Wir planen ein Fest,», «Мeine Heimat».
Работа над проектом ведется поэтапно:
1.Предварительная подготовка.
2.Определение и формулировка темы.
3.Выполнение проекта.
4.Презентация проекта.
5.Оценка работы.
6.Практическое использование результата.
1) Как центральную учащиеся формулируют проблему:
"Wir empfangen Gäste" (Eine Party - ist es toll?)
Подпунктом в этом этапе можно выделить этап конкретизации темы с помощью вопросов .
- Какие продукты необходимо купить? (Welche Lebensmittel muss man kaufen?)
- Какие национальные блюда можно приготовить (что подают в таких случаях к столу в Германии, России)? (Wollen wir kochen? Was essen die Leute in Russland, in Deutschland besonders häufig?)
- Где можно купить продукты, подарки, сувениры? Какая сумма необходима для этого? (Wo kann man Geschenke, Souveniers kaufen? Welche Summe brauchen wir dafür?)
- Кого пригласить на вечеринку? (Wen willst du einladen?)
- Что надеть? (Wie siehst du aus? Was tragen Jugendliche in Russland, in Deutschland?)
- Что можно подарить на память? (Geschenke zum Andenken.)
- Как пригласить на танец? (Darf ich Sie (dich) zum Tanz bitten?)
- Какую музыку подобрать? (Gibt es besondere Musik?)
- Как украсить помещение (Wir schmüсken das Zimmer.)
Работа над проектом:
- Мы проводим интервью в классе. (Wir fragen und hören zu, was uns die Kinder erzählen.)
- Смотрим картинки (коллажи) в учебнике и других дополнительных материалах. (Wir lesen Geschichten, Märchen. Wir betrachten Bilder und Fotos in Lehrbüchern.)
- Работаем над диалогами и текстами в учебнике. (Wir arbeiten an den Texten.)
- Слушаем кассету с немецкими и русскими песнями. (Wir hören uns russische, deutsche Lieder an.)
- Обдумываем форму презентации. (Wir probieren Nahrungsmittel und Speisen, betrachten Geschenke.)
Этап презентации проекта . Важнейшим моментом здесь является достижение цели проекта в различных формах: выставка готового продукта, групповая и индивидуальная презентация, представление на каком-либо вечере, сообщение (доклад) в стенгазете и др.
В случае нашего мини-проекта "Wir empfangen Gaste" целью было:
- приготовить какое-либо национальное блюдо (Ein typisches Gericht der Region kochen.) ( Приложение )
2) Вот так выглядет план – проект по теме «Наша школьная библиотека».
Что является содержанием проекта?
Школьная библиотека.
Читательские интересы учащихся, учителей, родителей, знакомых.
Какие вопросы возникают в ходе работы над проектом?
Сколько книг в библиотеке?
Часто ли пользуются учащиеся библиотечным фондом?
Какую помощь оказывает библиотечный работник в формировании читательских вкусов?
Какие книги спрашивают в библиотеке чаще всего ученики?
Пользуются ли библиотекой учителя ?
Как готовится библиотека к проведению различных школьных мероприятий?
Как мы будем решать эти проблемы?
возьмём интервью у библиотекаря;
проведём опрос среди учеников, учителей;
опросим родителей, знакомых;
изучим библиотечные каталоги;
проведём несколько дней в читальном зале библиотеки и понаблюдаем за деятельностью библиотекаря;
сфотографируем выставочные стенды и интерьер читального зала;
познакомимся с новинками и сделаем обзор новых поступлений;
побеседуем с учителями литературы и истории и поинтересуемся, какую дополнительную литературу должны читать учащиеся по этим предметам?
Организация деятельности:
договориться о встрече;
решить вопрос с фотоаппаратом;
распределить задания в команде;
Что будет результатом (продуктом) проекта:
коллаж;
выставка;
радиопередача;
альбом;
рекламный проект;
читательская конференция.
Выход: альбом.
К юбилею МОУ СОШ №2 УИИЯ было предложено учащимся 8 класса собрать материал по школе со времён её открытия. Была проделана большая работа по сбору материала, после чего ребятами была составлена викторина и была размещена в юбилейном номере газеты «ШИК» на немецком языке. Победителями стали учащиеся 9 класса, которые правильно ответили на вопросы викторины и в качестве поощрения получили «5». (Приложение)
Учащимися были выполнены такие проекты, как: «Мы готовимся к телемосту», «Наша школьная библиотека», «Готовимся к встрече гостей из Германии», «Сценарий праздника Рождество», «Исследовательский проект по теме Рождество в Германии и в России», мини-проекты по темам «Школа будущего», «Защита окружающей среды», «Родина», «Летние каникулы», «Город будущего», «Викторина к юбилею школы», «Викторина по теме Берлин» ( Приложение)
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Звук, цвет, изображение. .
Перед тобой дисплей и мышь.
Какое это наслаждение,
Ты по-немецки говоришь!
Учитель электронный светит,
С него не сводишь глаз.
Задай вопрос, и он ответит,
И будет повторять хоть сотню раз.
На экране – мир волшебный,
Управляемый тобой.
Ты не просто наблюдатель,
А участник и герой!
Информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся.Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к изучению иностранных языков. На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока. Также я учу ребят создавать свои мини- презентации. Эта работа их очень увлекает и тем самым повышается интерес к изучению языка. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Для того , чтобы поработать над составлением той или иной темы, рекомендую следующие сайты:
http://www.kika.de: С ним можно работать с учащимися 5-7 классов. Помимо игр и викторин, здесь представлены различные проекты и возможности: например можно поздравить своего друга с праздником электронной открыткой. На этом сайте представлены небольшие статьи по разным темам, о которых рассказывают различные анимационные персонажи. Небольшие видео сюжеты помогут поддержать интерес к выбранной теме.
Сайты для подростков:
http://www.jugendmedien.de
http://www.kaleidos.de/alltag
http://www.treffmagazin.de/
http://www.to4ka-treff.de
http://www.sowieso.de .
Работать с этими сайтами можно начинать с 7-8 класса.
http://www.kaleidos.de/alltag/: данный сайт содержит наряду с проблемными темами и страноведческую информацию: здесь есть возможность посетить различные города Германии. Интересна информация, касающаяся праздников и традиций, а также информация об интересах сверстников в Германии.
http://www.treffmagazin.de/: здесь представлены статьи по разным темам: хобби, музыкальные течения, путешествия, спорт, юмор. Содержание тем постоянно меняется т.к. данный сайт является электронной версией печатного молодёжного издания.
http://www.sowieso.de/: данная электронная газета для подростков содержит много актуальной информации по следующим темам: политическая и культурная жизнь мира, новости спорта, новости из Германии, поиск друзей по переписке. После прочтения статьи можно оставить своё мнение о ней или просто посмотреть рейтинг.
http://www.jugendmedien.de/?m=200708: на этой странице можно найти ссылки на различные сайты или на интересные статьи.
http://www.to4ka-treff.de/: это – немецко - русский молодёжный портал. Здесь представлены различные актуальные темы и проекты.
В процессе обучения ребятами были сделаны презентации и мини-презентации по следующим темам:
«Моя семья», «Москва», «Кёльн», «Берлин», «Ноябрьск», «Одежда и мода», «Хобби», «Спорт», «Выдающиеся деятели Германии», «Генрих Гейне», «Иоганн Вольфган Гёте», «Фридрих Шиллер», «Томас Манн», «Генрих Теодор Фонтане», «Генрих Бёль», «Немецкие писатели». Таким образом использование на уроках ИКТ также способствуетсовершенствованию коммуникативной компетенции, поскольку презентации комментируется в устной форме на немецком языке. ((Приложение)
5.7 Технологиидифференцированного обучения
При работе по новым технологиям становится возможным более широкое использование дифференцированных заданий, например
при работе с текстом:
Ученики получают задание общее для всех – прочитать текст. Далее идут задания, которые ученики могут выбрать по степени трудности и с учётом личностных особенностей и компетенций:
- Придумайте его окончание
- Скажите, как бы вы поступили на месте главного героя
- Расскажите краткое содержание текста
- Ответьте на специальные вопросы
- Дополните предложения фразами из текста
- Ответьте на общие вопросы
- Определите какая из картинок подходит по содержанию текста
- Выпишите главную мысль
- Составьте план текста
2) при работе над лексикой:
- Придумайте предложение с новыми словами
- Разгадай кроссворд
- Вычеркни лишнее слово
- Найдите антонимы для выделенных слов
3) при работе над говорением:
- Сильные ученики высказываются в пределах 20-25 предложений
- Средние ученики высказываются в пределах 15-17 предложений
- Слабые ученики высказываются в пределах 6-8 предложений
Таким образом осуществляется дифференцированный подхол в обучении.
5.8 Технологии развивающего обучения
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно.
Обобщенные творческие способности личности: самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление; умение перенести ЗУН и СУД (способы умственных действий) в новую ситуацию; видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление); умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).
5.9 Здоровьесберегающие технологии.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках помогают мне сохранить и укрепить здоровье учащихся. Прежде всего – это смена деятельности, разнообразие приёмов, форм и методов работы, так как постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, тем самым защищает здоровье учащихся.
Для рефлексии и сбережения здоровья, применяю в своей практике нетрадиционные уроки: «сладкие», «песенные», «рисовальные», «экскурсионные», «интегрированные».
Помимо этого - это благоприятная эмоционально благополучная атмосфера урока, которую создаёт учитель. И, наконец, это физкультминутки и музыкальные паузы в конце урока. Всё перечисленное снижает напряжение учащихся, создаёт радостное настроение и способствует сохранению и укреплению здоровья.
6. Способы активизации креативности учащихся при обучении говорению.
1. УРС как одна из форм активизации коммуникативной компетенции.
Предлагаю простые приёмы, неоднократно апробированные мной в разных классах.
Немаловажная роль при обучении говорению в моей практике отводится ситуативности. Ситуативность необходима, как способ речевой стимуляции, и как условие развития речевого умения, в частности, таких его качеств, как целенаправленность, продуктивность. Ситуативность способна воссоздать реальность и тем самым возбудить интерес подлинностью говорения. По мнению Е.В. Борзовой, учитель должен моделировать иноязычное общение, которое, с одной стороны способствует достижению методической цели, а с другой, - вызывает положительные мотивы к общению на изучаемом языке.
М.В.Ляховский и Е.И.Вишневский разработали схему, которая отражает взаимодействие таких компонентов, как:
1. Субъект.
2. Объект (объект разговора)
3. Отношение субъекта к предмету разговора.
4. Чётко заданная коммуникативная цель1
Г.В. Рогова сформулировала требования, которым должна отвечать УРС:
1. УРС должна быть адекватной реальности.
2. УРС должна быть предельно ясна учащимся:
- чётко определена речевая задача ( что спросить, о чём узнать)
- уверенность учащихся в том, что они могут справиться с заданием;
- учащиеся знают, как нужно выполнить то или иное задание;
- дети уверены в благоприятных условиях ( атмосфера урока, общение );
- они знают, чему научатся, выполнив задание.
3.УРС должна помогать воспитывать у детей внимательное отношение к товарищам, чувство коллективизма, инициативности, поскольку язык усваивается в коллективе и через коллектив (Т.А. Китайгородская).
4. УРС должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у детей интерес
к знаниям.2
Владение навыками говорения вызывает у учащегося определённые трудности. Чтобы снять их, процесс обучения строю таким образом, чтобы он побуждал к речемыслительной активности учащегося. Для той же цели использую календарь знаменательных дат, с помощью которого обсуждаются знаменательные события, дни рождения немецких поэтов, писателей, композиторов и т. д. В начале урока предлагаю учащимся обсудить то или иное школьное мероприятие, прошедшее или предстоящее, или поговорить о предстоящем празднике.
Пример. Прошедший в мае в г. Ноябрьске окружной слёт кадетов. Это была,
достаточно актуальная УРС, так как сами ребята были участниками и призёрами слёта, принимали активное участие в обсуждении этого мероприятия.
- Дата и время проведения слёта.
- Организация слёта.
- Участники окружного слёта.
- Внешний вид.
- Уровень подготовки каждой команды.
- Организацоя питания.
- Организация досуга участников слёта.
- Награждение и т.д.
УРС была адекватна реальности, предельно ясна и стимулировала мотивацию и интерес к говорению по заданной ситуации.
Итак, создание УРС на уроке является эффективным приёмом совершенствования коммуникативной компетенции и способствует развитию креативности учащегося.
Активизация лексики при обучении говорению.
а) Первая трудность в обучении устной речи – это активный запас слов.
Чтобы ребятам было легче отобрать лексику по данной разговорной теме, ведём тематические словари, которые служат лексической базой по определённой теме.
б) В начале урока практикую шутки, анекдоты, маленькие юмористические рассказы на немецком языке. Неизвестную лексику выписываю на доске. После их аудирования предлагаю сильным ученикам воспроизвести их на немецком языке. Ещё одним положительным моментом такого приёма является увеличение словарного запаса путём активизации пассивной лексики. После изучения темы мы пишем словарный диктант, включая пассивную лексику, выученную при аудировании шуток, анекдотов и юмористических рассказов.
с) Для обучения коммуникативной компетенции использую в своей работе ФТС (функционально-смысловые таблицы). Главная задача ФТС – отобрать основной лексический материал по теме, организовать и подать его таким образом, чтобы облегчить учащимся высказывание по теме.
Например, по ФТС он без труда может сказать по теме «die Schule»:
Wo liegt die Schule?
Wie ist sie? Wie kann sie sen?
Welche Räume sind hier?
Wo liegen diese Räume?
Was nehmen die Schüler in die Schule mit?
Welche Schulfächer hat die 6(te) Klasse?
Welchen Stundenplan wünschen sich die Schüler?
Слабым учащимся при ответе разрешается пользоваться ФТС и тематическим словарём, т.к. они оказывают существенную помощь при обучении говорению.
Таким образом, если работа учителя построена грамотно, с творческим подходом, разнообразием форм, методов, применением передовых технологий, то конечный результат будет положительным и учитель добьётся поставленной задачи.( Приложение)
3. При обучении устной речи также применяю пословицы. Задания могут быть разными:
1) объясните смысл пословиц! (Erklärt den Sinn folgender Sprichwörter):
Besser ein Vogel in der Hand als zehn über Land.
Aus nichts wird nichts.
2) Составьте диалог, используя при этом пословицы, напимер:
(Bildet einen Dialog , gebraucht dabei Sprichwörter!) , zum Beispiel
Der vielerlei beginnt, gar wenig Dank gewinnt.
Die Gesunden und Kranken haben ungleiche Gedanken.
3) А какие пословицы, могут служить девизом? (Nennt die Sprichwörter, die als Motto dienen können), например:
Besser zweimal messen, als einmal vergessen.
Какие пословицы можно употребить в качестве совета? (Gebt eurem Freund einen Rat, verwendet dabei ein passendes Sprichwort), например: Ich rate dir nicht so viel zu рlanen, du weisst doch?
Eile mit Weile. – Поспешишь, людей насмешишь.
Einem geschenkten Gaul schaut man nicht ins Maul.- Дарёному коню в зубы не смотрят.
Результативность опыта
Результативность опыта состоит в том, что умение решать коммуникативные задачи повысилось в устной речи от 37 до 45 %;
Повысилось и качество знаний по немецкому языку:
Годы
Результативность
Качество знаний
2008-2009
100%
52%
2009-2010
100%
57%
2019-2011
100%
61%
Подводя итоги работы , следует заметить, что у обучаемых повысился интерес к изучению предмета вследствие следующих причин:
- коллективные формы работы позволяют раскрывать потенциальные возможности каждого ученика;
- организация ситуаций общения на уроке , применение новых педагогических технологий и творчество учащихся в тесной взаимосвязи с учителем способствовали совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества учащихся;
- повысилась успеваемость;
- учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.
Результаты деятельности:
Проект «Мы готовимся к телемосту ».
Проект «Дети-родители-контакты».
Мини-проект
«Наша школьная библиотека»,
«Готовимся к встрече гостей из Германии»,
«Сценарий праздника Рождество»,
«Исследовательский проект по теме Рождество в Германии и в России»,
мини-проекты по темам «Школа будущего», «Защита окружающей среды», «Родина», «Летние каникулы», «Город будущего», «Викторина к юбилею школы», «Викторина по теме Берлин»
Участие и победа в окружном конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей образовательных учреждений ЯНАО
Перечень литературы, используемой педагогом
1. Е. И. Пассов Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1991
2. Т. А. Ильина Системно – структурный подход к организации обучения. М.: Просвещение, 2006
3. И. А. Зимняя Вопросы обучения иностранным языкам в школе. М.:Просвещение, 1996
4. Т. В. Карамышева Изучение иностранного языка с помощью компьютера. ИЯШ, 2006
5. С. В. Браун Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе. ИЯШ, 2002 №2 с.32
6. Р. Х. Айбетова Педагогика сотрудничества на уроках немецкого языка. ИЯШ, 2002, №1с.14
Л. А. Бойдурова Метод проектов при обучении двум иностранным языкам . ИЯШ, 2002, №1 с.5
И.Л. Бим Формирование коммуникативной компетенции М.:
Просвещение, 1998
М.В. Ляховский и Е.И. Вишневский. Структура речевой ситуации и её реализация в учебно-воспитательном процессе.// ИЯШ – 1990, №20
Т. В. Рогова. Роль учебной ситуации при обучении иностранному
языку. // ИМИ, 1996, №4, с. 60-64
Г. А. Абумова Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 2001
И. Б.Смирнов Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе, УМП для учителя – СПБ: КАРО, 2005
13. Н. В. Игошина «Развитие творческой активности учащихся при изучении информатики».
14. В.Г. Богачёва «Развитие коммуникативных умений и навыков старшеклассников на основе использования технологий личностно – ориентированного обучения на уроках иностранного языка ».
1 М.В. Ляховский и Е.И. Вишневский. Структура речевой ситуации и её реализация в учебно-воспитательном процессе.// ИЯШ – 1990, № 20
2 Т.В. Рогова. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. // ИМИ, 1996, №4, с. 60-64