kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новые педагогоческие технологии при обучении иностранным языкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет преподавателям иностранных языков на уроках 1 и 3 курсов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новые педагогоческие технологии при обучении иностранным языкам»

Новые педагогические технологии при обучении иностранным языкам


Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучений. Методов проектов в последнее время приобретает все больше сторонников.

Понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, дательного плана того или иного практического продукта.

При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий её реализации. В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого продукта даже без целостной и детальной проработки.

Иногда это оправдано, если речь идет действительно о проекте, в других случаях под проектом понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие. Однако следует различать широкое толкание проекта как понятия и метода проектов.

Метод- это дидактическая категория; совокупность приёмов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы( технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Кандидаты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положены; идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретические значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений.

Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решении требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Её решения позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решении проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальной практический результат, значимый для ученика, с одной стороны.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Но обратимся к ИЯ, его специфики. Зачем нужен метод проектов в преподаваниях ИЯ и как он может быть использован с учетом специфики предмета?

Какие проблемы можно решать доступным учащимся языковыми средствами?

Прежде всего скажем о том, что учитель ИЯ обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одно из основных целей обучения ИЯ, отдавая отчет о том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Язык – элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:

  • Чтобы сформировать у студентов умения и навыки в том или ином виде деятельности на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого студента группы.

  • Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции.

  • Чтобы студенты воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включение в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ. Таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки ИЯ в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны.

В основе проекта лежит какая либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуются не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того студенты должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих названных умений являются задачами обучения различным видом речевой деятельности.

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем совсем не обязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводится постоянно, систематически и параллельно с работай над проектом. Метод проектов это суть развивающего, личностно – ориентированного характера обучения. Наиболее полно он может использоваться и во внеурочное время, в школах, гимназиях, работающих по второй — четвертой моделям обучения. Но данный метод может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Перечислим основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах: St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother's Day и т. д.; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблемы свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий и т. п.);

  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, которые прослеживаются в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, паркам участка; планировка и обустройство квартиры и т. д.);

  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

  4. структурирование содержательной части) проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

  5. использование исследовательских Методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; вы движение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т. п.).

Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

  1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

  2. выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для про верки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

  4. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

  5. защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

  6. выявление новых проблем.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Обратимся еще к одному важному вопросу — типологии проектов.

Рассмотрим общедидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:

  1. доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий; ролево-игровой, информа- ционный, практико-ориентированный и т. п.;

  2. предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

  3. характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

  4. характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

  5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

  6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода (пункт 1) можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. Рассмотрим каждый из них.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Новые педагогоческие технологии при обучении иностранным языкам

Автор: Кудрявцева Фаина Олеговна

Дата: 28.02.2020

Номер свидетельства: 541425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства