Методическая разработка раздела образовательной программы по немецкому языку Тема разработки: «Выбор профессии» 9 класс (30 ч.)
Методическая разработка раздела образовательной программы по немецкому языку Тема разработки: «Выбор профессии» 9 класс (30 ч.)
Раздел «Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit Berufswahl?» («Выбор профессии») представляет собой обширную, широко разветвленную систему знаний и включает актуальные темы о системе образования в Германии, типах школ, существующих в Германии, возможности получения профессионального образования, поиск рабочего места выпускниками школ, наиболее популярные профессии в Германии и России, профессии, о которых мечтают дети, кумиры молодежи и их воздействие на выбор профессии, что нужно, чтобы стать хорошим специалистом. Благодаря этому разделу учащиеся ознакомятся с иной социальной культурой, жизнью и мнениями сверстников; а также научатся понимать особенности менталитета, стиля жизни и системы моральных ценностей других народов, ведь все это является залогом овладения культуры страны изучаемого языка. Уроки по теме «Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?» развивают у детей такие качества, как целеустремленность, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство ответственности, творческий подход к делу. nor-fareast; mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA'>?» («Выбор профессии»), так как этот раздел представляет собой обширную, широко разветвленную систему знаний и включает актуальные и отвечающие интересам школьников темы о системе образования в Германии, типах школ, существующих в Германии, возможности получения профессионального образования, поиск рабочего места выпускниками школ, наиболее популярные профессии в Германии и России, профессии, о которых мечтают дети, кумиры молодежи и их воздействие на выбор профессии, что нужно, чтобы стать хорошим специалистом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела образовательной программы по немецкому языку Тема разработки: «Выбор профессии» 9 класс (30 ч.)»
Методическая разработка раздела образовательной программы по немецкому языку
Тема разработки: «Выбор профессии» 9 класс (30 ч.)
Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями………………………………………. 7
Ожидаемые результаты освоения раздела программы………….. 9
Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности учащихся………………………………. 11
Система знаний и система деятельности учащихся по разделу… 15
Содержание раздела ………………………………………………… 18
Поурочное планирование по разделу………………………………. 20
Конспект урока……………………………………………………….. 22
Список используемой литературы………………………………….. 34
Перечень ЭОР, используемых в работе …………………………….. 36
Пояснительная записка
Иностранный язык – один из важных учебных предметов в системе подготовки современного школьника в условия поликультурного и многоязычного мира. Он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка и в том числе немецкого способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно осознанию своей национальной идентичности.
За последнее десятилетие в нашей стране изменился статус иностранного языка как учебного предмета. Он стал востребован государством, обществом и личностью.
Одной из стратегий развития российской школы в последние десятилетия стала работа, связанная с теоретической разработкой и практической реализацией концепции глобального образования, главной идеей которого является формирование свободной личности с высокой мерой ответственности за судьбу Отечества и мира в целом.
Концепция глобального образования способствует гуманизации отечественной образовательной системы, осуществляя в мышлении человека необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.
Урок является основной формой реализации глобального аспекта обучения.
Урок глобального типа – это урок, основная цель которого – заложить основы гуманистического мировоззрения и научить школьника действовать согласно правилам глобального сообщества, осознавая себя как личность в соотношениях «человек-человек», «человек-природа», «человек-механизм» и т.д.
Очевидным является тот факт, что любой урок – глобальный или традиционный – должен чему-то научить. В этом заключается его основная функция. После каждого урока ученик должен знать, чему он сегодня научился и как это ему пригодится в дальнейшем.
Следовательно, чтобы урок, глобальный по тематике, был бы глобальным и по духу, необходима личностная вовлеченность учащихся. Они не только должны осознавать, что насущные проблемы века – это проблемы каждого человека, но и приходить к самостоятельным решениям.
В связи с этим перед учителем иностранного языка встает задача по формированию вторичной языковой личности, способной быть эффективным участником межкультурной коммуникации. Для того чтобы диалог культур состоялся, необходимо развивать у учащихся готовность пользоваться иностранным языком как средством общения, а также развивать их интеллект, творческое мышление, толерантность, раскрепощенность, желание учиться.
На уроках иностранного языка должна царить атмосфера благоприятного психологического климата, атмосфера демократических отношений.
Уроки иностранного языка - это всегда уроки общения. Учащиеся осваивают технику общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи. Учитель и ученик должны стать равноправными речевыми партнерами. Иноязычное общение будет доставлять радость учащимся, если они чувствуют, что играют важную самостоятельную роль на уроке.
Овладевая новым средством общения, учащиеся открывают для себя культурные ценности новой страны, а затем получают и непосредственный доступ к ним. Каждая порция нового материала подается как факт культуры другого народа. Новизна самого факта культуры, способ его подачи, соответствующая технология работы над ним способствуют повышению познавательного, развивающего и воспитательного потенциала урока иностранного языка.
Программы по иностранным языкам определяют цель обучения иностранным языкам в средней школе следующим образом: развитие личности школьника, его способностей и желаний участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычно-речевой деятельности на соответствующем языке. Цель обучения иностранным языкам раскрывается в единстве четырех компонентов: воспитательного, развивающего, общеобразовательного, практического.
Целью обучения иностранным языкам в условиях средней школы должен быть, таким образом, человек говорящий. Человек говорящий определяется как личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность.
Поскольку цель обучения иностранному языку никогда полностью не совпадает с результатом (учащийся лишь в определенной степени (большей или меньшей) приближается к ней), то необходимо заботиться о привлекательности цели для школьников, о поддержании у них чувства успеха, о создании и поддержании потребности в достижении цели.
Для методической разработки я выбрала раздел «Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit Berufswahl?» («Выбор профессии»), так как этот раздел представляет собой обширную, широко разветвленную систему знаний и включает актуальные и отвечающие интересам школьников темы о системе образования в Германии, типах школ, существующих в Германии, возможности получения профессионального образования, поиск рабочего места выпускниками школ, наиболее популярные профессии в Германии и России, профессии, о которых мечтают дети, кумиры молодежи и их воздействие на выбор профессии, что нужно, чтобы стать хорошим специалистом. По моему мнению, данная тема хорошо развивает коммуникативные умения учащихся в ситуациях общения. Кроме этого, учащимся будет предложено составить рассказ о своей будущей профессии, где ребята должны будут показать все свои знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данного раздела. Помимо лексического материала, учащиеся будут изучать, повторять и применять на практике грамматический материал: управление глаголов, употребление местоименных наречий, употребление и перевод инфинитивных оборотов um…zu + Infinitiv, statt… zu + Infinitiv, ohne… zu + Infinitiv, damit- Satze.
Благодаря этому разделу учащиеся ознакомятся с иной социальной культурой, жизнью и мнениями сверстников; а также научатся понимать особенности менталитета, стиля жизни и системы моральных ценностей других народов, ведь все это является залогом овладения культуры страны изучаемого языка.
Основной аспект на этом уровне обучения немецкого языка охватывает профессиональную сферу жизни граждан безотносительно к политике, экономике или духовной деятельности. Здесь формируется личностные качества учащихся, совершенствуются коммуникативная и речевая культура. Кроме того, изучая данный раздел, учащиеся знакомятся с национально-профессиональными особенностями жизни в Германии, сравнивая их с различными жизненными ситуациями своей страны.
Данный раздел основан на лингвострановедении. А лингвострановедение - это методика ознакомления обучаемых (школьников, студентов) с современной действительностью страны изучаемого языка через посредство иностранного языка и в процессе его изучения.
В ходе реализации указанного подхода на уроках иностранного языка обеспечивается развитие и формирование коммуникативной компетенции в актах межкультурной коммуникации. В результате такой работы ученик приобретает целостную систему представлений о возможностях профессионального становления сверстников страны изучаемого языка.
Учитывая особенности школьников 14-15 лет, можно предположить, что этот раздел станет для них одним из самых интересных в программе 9 класса, так как дети получат много новой информации и столкнутся с новыми нетрадиционными формами работы.
Уроки по теме «Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?» развивают у детей такие качества, как целеустремленность, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство ответственности, творческий подход к делу. Такие уроки дают возможность активизировать речевую деятельность учащихся, расширить представления школьников о занятиях и профессиях человека. Уроки по теме «Выбор профессии» знакомят учащихся с мечтами и стремлениями молодежи Германии. Эти уроки дают школьникам жизненные ориентиры и способствуют социализации личности.
При инсценировании диалогов, например, продавца с покупателем, репортера с актером, медсестрой или фермером повышается интерес к изучению немецкого языка. Учебный материал усваивается более прочно, и иностранный язык выступает как средство выявления склонностей и индивидуальности учащихся. Они овладевают и культурой общения.
При изучении темы «Выбор профессии» у школьников формируется чувство готовности добросовестно и творчески трудиться на благо общества. Учащиеся осознают значимость труда в общественной и личной жизни.
Исходя из вышесказанного, можно следующим образом определить цели и задачи раздела:
Цели и задачи раздела:
«Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?»
Учитывая практическую направленность раздела и общие задачи обучения немецкому языку можно сформулировать следующую цель и учебные задачи:
Цель: расширение лингвистического и лингвострановедческого кругозора учащихся, формирование способности осуществлять межличностное и межкультурное общение в устной и письменной форме, используя ситуации и сферы общения по теме «Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?», а также содействие общему развитию коммуникативных умений учащихся в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).
Задачи:
Познавательные: - приобретение учащимися знаний о профессиональной сфере жизни в Германии;
- частичное постижение менталитета другого народа;
- осознание учащимися значения, формы и применения новых лексических и грамматических единиц, и использование их в монологической и диалогической речи.
Развивающие: - способствовать развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение и т.д.);
- содействовать развитию лингвистических способностей к различению, имитации, догадке, адекватному восприятию использованных грамматических явлений в речи, выявлению главного, логичному изложению, функционально-адекватному сочетанию лексических единиц при их использовании.
Воспитательные: воспитание личностных качеств, таких как трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, личная и взаимная ответственность, умение слушать друг друга.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями:
В 9 классе обучающимся, как правило, 14 – 15 лет. Это период завершения подросткового возраста.
В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью.
Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом.
Перестраивается характер учебной деятельности. Постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто явно тяготит его.
Личностная рефлексия, увлечение образом физического «Я», сильная, потребность в общении со сверстниками, личные интересы и увлечения очень часто снижают интерес ребёнка к учению. Сознательно - положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.
Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.
Другая форма выражения мотивов учения - наличие учебных интересов. Учебные интересы, как правило, избирательны. Учебный интерес зависит от того, насколько связан материал с внеучебными интересами, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько активны и разнообразны методы обучения
Знание психологических особенностей подросткового возраста, мотивов учения и усвоения знаний школьниками этого возраста - необходимое условие организации наиболее продуктивной учебной работы с ними.
Опираясь на актуальность данного раздела и опыт работы с учащимися по лингвострановедческому материалу, можно сделать следующие предположения по психолого-педагогическому восприятию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями:
материал, подготовленный к изучению, окажется для них легкоусваиваемый, доступный;
Использование различных форм, методов и технологий организации учебной деятельности заинтересуют ребят и сделают уроки более продуктивными. А также ребята станут активными участниками урока, что привлечет их внимание к теме данного раздела.
Ожидаемые результаты:
Из приведенных выше целей и задач раздела «Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?» можно определить следующие ожидаемые результаты:
Расширение у учащихся лингвистического и лингвострановедческого кругозора;
формирование культуры общения учащихся, развитие коммуникативных умений учащихся в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);
осознание учащимися значения, формы и применения новых лексических и грамматических единиц, и использование их в монологической и диалогической речи;
развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение и т.д.);
развитие лингвистических (языковых) способностей к различению, имитации, догадке, адекватному восприятию использованных грамматических явлений в речи, выявлению главного, логичному изложению, функционально-адекватному сочетанию лексических единиц при их использовании;
воспитание личностных качеств, таких как трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, личная и взаимная ответственность, умение слушать друг друга.
В результате изучения данного раздела программы обучающие должны:
знать:
лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах данного раздела
управление глаголов
местоименные наречия
инфинитивные обороты um…zu + Infinitiv, statt… zu + Infinitiv, ohne… zu + Infinitiv, damit- Satze
уметь:
читать данные в таблицах и информацию к ним с полным пониманием, пользуясь сносками и комментарием.
читать отрывки из журнальных статей с опорой на сноски и комментарий и обмениваться информацией в группах.
самостоятельно работать над семантизацией лексического материала с опорой на контекст, а также по словообразовательным элементам.
употреблять новые лексические единицы в различных речевых ситуациях применительно к теме «Выбор профессии».
задавать вопросы к предложениям с местоименными наречиями.
употреблять инфинитивные обороты um … zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv и ohne … zu + Infinitiv, damit-Sätze.
воспринимать на слух небольшие аутентичные тексты и осуществлять контроль понимания с помощью тестовых заданий.
рассказывать о своих планах на будущее с опорой на лексическую таблицу.
вести диалог – обмен мнениями с использованием информации из текстов.
обсуждать проблемы, связанные с выбором будущей профессии.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся:
Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, а также использование новых технологий и методов организации деятельности учащихся. Принимая во внимание цели обучения (научить общению на немецком языке, а также поддерживать постоянный интерес к предмету), учитель находится в постоянном поиске новых средств обучения, озабочен тем, как сделать урок интереснее.
Современная методика обучения иностранным языкам развивается в гуманистическом направлении. В связи с этим переосмысливаются такие важнейшие понятия, как технологии, методы, формы, средства обучения.
При работе над материалом данного раздела программы целесообразно и уместно применять следующие формы, методы и технологии:
Методы: метод проектов, метод наблюдения, поисковый метод, дискуссионный метод.
Технологии: технология сотрудничества, работа в команде, технология критического мышления, технология проблемного обучения, проблемно-поисковая технология, здоровьесберегающие технологии, проектная технология и технология интерактивного обучения.
Урок — это основная организационная форма обучения в школе. На уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
Нетрадиционные формы урока немецкого языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Хотя их можно использовать и в повседневной работе. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она наглядно демонстрирует итоги проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.
Что касается обоснования используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учащихся, то их связь можно проследить по следующим принципам:
используя такую форму работы, как урок-дискуссия, целесообразно применить технологию критического мышления, которая дает возможность высказывать свою точку зрения, фиксировать все высказывания, сочетать разные виды работ. При этом работа с критическим мышлением тесно связана с дискуссионным методом (эвристическим), где учащиеся активизируют познавательную деятельность.
Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций, где учащиеся активно, самостоятельно или с помощью учителя приходят к решению какой-либо проблемы и получают за счет этого определенные знания, умения и навыки. Вместе с технологией проблемного обучения мы используем метод наблюдения, где учащиеся наблюдают и делают свои выводы из происходящего, а также метод проблемного обучения, где учащиеся вовлекаются в познавательную деятельность. Уместнее всего применять эти методы и технологию на уроке-ситуации.
Особое значение имеет использование проектной методики, аудиовизуальных и вербальных стимулов. Основная задача проекта – организация подготовки смотра достигнутого.
Именно в проектной работе в наибольшей степени реализуется принцип гуманизации обучения: ориентация на личность обучаемого, учёт его возрастных интересов и уровня развития, раскрытие творческого потенциала. Проект предусматривает естественную взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Возможно, что на отдельных этапах в зависимости от характера проекта будет преобладать один из видов речевой деятельности.
На уроке-конкурсе лучше всего применить эвристический и проблемно-поисковый методы, где учащиеся будут усваивать знания и умения путем рассуждений, требующих догадки, поиска находчивости, что должно быть предусмотрено в задании. На данном этапе применяется технология критического мышления и технология работы в команде. Такое сочетание методов и технологий позволяет максимально приблизиться к достижению поставленных целей и задач по работе над разделом.
Информационные технологии, которые находят отражение в любом методе. НИТ можно использовать практически на всех видах урока. Кабинет иностранного языка обеспечен мультимедийным оборудованием.
Из личностно-ориентированных технологий обучения используется «обучение в сотрудничестве», когда школьники читают вполголоса в группах разные микротексты, помогая друг другу в случае затруднений, а потом зачитывают их вслух другим группам. Такие задания помогают создать атмосферу сотрудничества и реальной коммуникации.
Используемые в современной методике преподавания иностранного языка методы, формы и технологии, представленные выше, носят развивающий характер. Они в значительной степени повышают речемыслительные и коммуникативные возможности и способности учащихся.
В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо). Используемый в учебном процессе иноязычный культуроведческий материал отвечает возрастным особенностям школьников.
Стоит отметить, что используя различные приёмы, формы и методы обучения нельзя не учитывать психологические особенности учащихся и создавать атмосферу психологического комфорта и личностной заинтересованности школьников, потому что их активная деятельность - залог успешного обучения на всех уровнях.
Система знаний и система деятельности учащихся по разделу
При изучении раздела «Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?» у учащихся продолжают формироваться умения общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей и потребностей учащихся. У детей совершенствуются произносительные навыки, продолжают развиваться навыки монологической и диалогической речи. Дети учатся вести диалог – расспрос, узнавая о профессиональных предпочтениях друг друга, что важно при выборе профессии, воспринимать на слух и понимать объявления о поисках работы и найме на работу, построенные на знакомом языковом материале, задавать и отвечать на вопросы по теме «Моя будущая профессия», «Есть ли у тебя пример для подражания?», осуществляя перенос ситуации на себя.
Система знаний включает в себя знания из области литературы, русского языка, обществознания, экономики, профориентации, а также знания фонетики, лексикологии, грамматики, орфографии. Раздел программы содержит знания профильного характера, которые учитывают разные способности и интересы учащихся. Это знания о профессиях в целом, а также о профессиях, связанных с иностранным языком.
Система деятельности в разделе «Выбор будущей профессии» включает в себя:
Познавательную деятельность в виде интеллектуальных мыслительных операций (анализа, синтеза, индукции, обобщения, аналогии, классификации), постановки проблемы и выдвижения гипотезы, вопросов разных видов и методов их задавания.
Преобразующая деятельность представлена в форме проектной деятельности, решения проблемных ситуаций.
Общеучебная деятельность описана в разделе при помощи стратегий работы с текстом, подготовки текста презентации проекта и учебного исследования, способов взаимообучения (парная и групповая работа, индивидуальное консультирование, курирование индивидуальной работы школьника учителем).
Самоорганизующая деятельность представлена в способах постановки целей, технике планирования, самоконтроле, рефлексии, самооценке и осознании своего продвижения в развитии соответствующей компетенции.
При изучении раздела система действий ученика и учителя и их взаимосвязь обеспечивается с помощью упражнений и заданий. Опираясь на учебник, рабочую тетрадь и книгу для учителя, ставится задача, и намечаются пути ее решений. Ученики решают поставленную задачу, сравнивают свои действия с образцом, данным в учебнике, рабочей тетради или в речи учителя. Упражнение организует взаимодействие учащихся друг с другом, самостоятельную работу школьников. Вместе с тем упражнение выполняет функцию управления деятельностью учащихся.
Каждому виду речевой деятельности соответствуют свои упражнения, отражающие их специфику. Выполняя разного рода упражнения, учащиеся знакомятся с иноязычным материалом и учатся применять его на практике. Развивается речевая деятельность, а также рефлексия. Регулярно подводя итоги урока, дети учатся оценивать себя и своих одноклассников. Путем повышения информативности материала уроков, который ориентирован на личность школьников сохраняются и развиваются мотивы учения. Широкое использование аудио-визуальной наглядности помогает преодолению трудностей, связанных с отсутствием языковой атмосферы, увеличивает объем практики в общении и дает реальный практический результат.
При изучении раздела используются цифровые образовательные ресурсы, авторские презентации.
Календарно-тематическое планирование по курсу
№
Тема
Количество часов
Контроль
ные работы
1
Ferien und Bücher. Gehören sie zusammen.
24
1
2
Die heutige Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?
24
1
3
Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?
30
1
4
Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht?
24
1
Итого
102
4
Содержание раздела
Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?
( 30ч)
Предметное содержание речи
Система образования в Германии, типы школ. Возможности получения профессионального образования. Организация производственной практики в школе. Поиск рабочего места выпускниками школ. Наиболее популярные профессии в Германии, профессии, о которых мечтают подростки. Кумиры молодежи и их воздействие на выбор профессии. Что нужно, что бы стать хорошим специалистом.
Лексические и грамматические структуры
ЛЕ: die Reife, das Reifezeugnis, der Abschlus, die Berufsausbildung, der Betrieb, die Anfonderung, entsprechen, der Arbeitnehmer, der Arbeitgeber, die Arbeitskräfte, bevorzugen, Pflege- und Lehrberufe, die Werkstatt, kreativ, das Angebot, der Lergang, die Bewerbung, der Fachmann, das Vorbild, das Unternehmen, das Arbeitsamt.
Грамматика:
1.Повторение: оборота um … zu + Infinitiv,
statt … zu + Infinitiv и ohne … zu + Infinitiv, damit-Sätze.
Уметь читать данные в таблицах и информацию к ним с полным пониманием, пользуясь сносками и комментарием.
Уметь читать отрывки из журнальных статей с опорой на сноски и комментарий и обмениваться информацией в группах.
Уметь самостоятельно работать над семантизацией лексического материала с опорой на контекст, а также по словообразовательным элементам.
Уметь употреблять новые лексические единицы в различных речевых ситуациях применительно к теме «Выбор профессии».
Семантизировать знания об управлении некоторых глаголов в немецком языке.
Знать употребление местоименных наречий.
Уметь задавать вопросы к предложениям с местоименными наречиями.
Уметь употреблять инфинитивные обороты um … zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv и ohne … zu + Infinitiv, damit-Sätze.
Уметь воспринимать на слух небольшие аутентичные тексты и осуществлять контроль понимания с помощью тестовых заданий.
Уметь рассказывать о своих планах на будущее с опорой на лексическую таблицу.
Совершенствовать умение вести диалог – обмен мнениями с использованием информации из текстов.
Уметь обсуждать проблемы, связанные с выбором будущей профессии.
Календарно-тематическое планирование по разделу
№ п/п
Тема урока
1
Система образования в Германии.
2
Профессиональная подготовка в школах Германии.
3
Двойственная система образования в Германии.
4
Требования к профессиональной подготовке.
5
Мир профессии в движении.
6
Перспективные профессии.
7
Журналы «Juma», «Тip» о выборе профессии.
8
Активизация и систематизация лексики.
9
Семантизация лексики с опорой на контекст.
10
Крупнейшие предприятия Германии и России.
11
Развитие грамматических навыков: управление глаголов.
12
Развитие грамматических навыков: употребление местоименных наречий.
13
Развитие грамматических навыков: инфинитивные обороты.
14
Легко ли выбрать профессию?
15
Идеал, образец для подражания.
16
Разные мнения о выборе профессии.
17
Что важно при выборе профессии?
18
Сельскохозяйственные профессии
19
Мои планы на будущее.
20
Подготовка к проекту «Моя будущая профессия».
21
Защита проекта.
22
О профессии стюардессы мечтают многие.
23
Ничто не дается даром.
24
Деловое письмо, заполнение резюме, анкет.
25
Г. Шлиман и его мечта о Трое.
26
Систематизация и повторение лексико-грамматического материала.
27
Контроль домашнего чтения.
28
Повторение.
29
Тестирование по теме «Выбор профессии».
30
Анализ теста. Работа над ошибками.
План урока по теме
«Будущее начинается сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии»
( 9 класс).
Цели урока: 1). Активизировать употребление лексики в устной речи. 2). Развивать навыки диалогической речи. 3). Учить воспринимать тексты на слух, высказывать своё мнение по проблеме. 4). Познакомить со страноведческим материалом о профессиональных предпочтениях немецкой молодёжи.
I. Психологический настрой учащихся.
Ist eure Laune schlimm oder fein?
Habt ihr Kopfschmerzen oder nein?
Ich bin eure Lehrerin? Ist es fein?
Bin ich böse oder nein?
Ihr sind meine Schuler? Stimmt das?
Ihr seid Faulpelze oder nein?
II.Сообщение темы и цели урока.
Ich bin froh, dass ihr gute Laune habt. Nun beginnen wir unsere Stunde. Heute arbeiten wir am Thema „Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht’s mit der Berufswahl?“.
III.Основнойэтапурока.
1.Введениевтемуурока.
Dieses Schuljahr ist ein besonderes Jahr für euch, denn viele werden nach der 9 Klasse einen Beruf wählen und in einer Berufschule weiterstudieren.
Es ist nicht leicht, einen Beruf zu wählen.
Die erste selbstständige Entscheidung im Leben jeder junger Menschen ist die Berufswahl. Dieser wichtige Schritt bestimmt das künftige Leben und er darf nicht in falscher Richtung gemacht werden.
Man kann alle Vorteile und Nachteile des Berufs verfolgen und später viele Eintauschungen zu vermeiden.
2.Систематизациялексики.
Jeder von euch will den schönsten Beruf wählen. Nicht wahr?
Aber welcher Beruf ist der schönste? Es gibt viele verschiedene Berufe?
Ihr kennt schon viele Berufe. Sagt, wie heiβt der Beruf?
Jede dieser Beruf bezeichnet einen Beruf.
Welche Berufe sind gemeint?
(работа с фигурами)
Wer erratet schneller den Beruf?
Sagt, wie nennt man einen Beruf?
Wie nennt man der Mensch, der in der Landwirtschaft tätig ist?
die Möbel repariert? Kühe melkt?
die Pflanzen züchtet? Häuser baut?
die Gebäude konstruiert? Flugzeuge konstruiert?
am Computer arbeitet? mit einem Bus fährt?
Weltraum erforscht? die Menschen heilt?
eine schone Figur haben muss? Bücher schreibt?
Bucher zum Lesen empfiehlt? Musik komponiert?
3. Работасдиаграммой.
Der ausgewählte Beruf muss nicht nur den Interessen, sondern auch den realen Möglichkeiten entsprechen. Bei der Berufswahl ist es wichtig der reale Stellenwert des Berufes in der Gesellschaft.
Hier ist Diagramm aus der Zeitschrift „Deutschland“. In Deutschland gibt es etwa 450 Berufe. Seht euch, die statistische Angaben an und sagt, wo arbeiten die meisten Menschen in Deutschland.
Ergänzt den Lückentext.
(работа по карточкам).
- Wie kann man die deutsche Gesellschaft charakteresieren?
Ist das eine industrielle oder eine Angestellten Gesellschaft?
- Und welche Berufe sind in Russland am meisten gefragt?
Was steht an erste Stelle, an zweite Stelle?
Wie sind die Tendenzen auf dem Arbeitsamt?
Welche Berufszweige gehören zu den wachsenden?
Welche Berufszweige gehören zu den schrumpfenden?
Welche Berufe bevorzugen Mädchen?
Welche Berufe finden die Jungen attraktiv?
4. Обучениеаудированию.
Wir leben auf dem Lande. Jugendliche auf dem Lande haben die Berufswunsche, die ihren Lebens Bedingungen entsprechen.
Jetzt werden wir einen Text aus dem „Jumma“ hören. Er erzahlt über einen Traumberuf, der alles andere als romantisch ist.
a) снятие лексических трудностей;
b) Hört einen Text an.
Von wem ist hier die Rede?
Hört euch den Text noch einmal und kreuzt an, was stimmt?
(выполнение тестовых заданий по содержанию текста)
Was habt ihr über Stefan erfahren?
( беседа в связи с прослушанным)
5. Развитие диалогической речи.
Игра «Репортёр»
Heute haben wir viele Gäste.
Hier ist auch eine Journalistin aus der deutschen Zeitschrift. Sie sammelt Material für ihre Artikel. Sie hat ähnliche Umfrage in einigen Schulen durchgeführt. Begrüβt Ihr herzlich.
Journalistin:
Guten Tag! Ich heiße Monika. Ich bin Journalistin aus der deutschen jugendlichen Zeitschrift. Darf ich über eure Zukunftspläne sprechen? Darf ich einige Fragen stellen?
Was ist für euch bei der Berufswahl wichtig?
Habt ihr einen Beruf schon gewählt?
Welche? Warum?
Ja, die Berufswunsche der Jugendlichen sind bunt, wie die Farben eines Regenbogens. Die Madchen singen jetzt ein Lied „Alle Farben dieser Welt“.
( поют песню „Alle Farben dieser Welt“)
IV. Подведение итога урока. Оценка знаний.
Es ist schön, wenn die Menschen ihre Arbeit als Freude empfinden.
Solche Аrbeit bringt am meisten Genugtun, macht Spaβ.
Ich hoffe darauf, dass ihr den richtigen Beruf wählt, seinen Platz im Leben findet und mit Freude und Vergnügung arbeitet.
V. Домашнее задание.
VI. Заключительный этап урока .
УРОК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 9-ом КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
“MEINZUKÜNFTIGERBERUF”
Цель урока: обобщить и систематизировать материал по теме «Выбор профессии», готовить учащихся к правильному, осознанному выбору профессии
Задачи урока: - активизировать в употреблении лексики по теме в УР;
- проконтролировать навыки и умения МР;
- развивать навыки и умения аудирования;
- ознакомить с немецкими пословицами о труде, учить понимать их
смысл;
- развивать умения работать с различными источниками информации.
Оснащение урока: мультимедийное оборудование, компьютеры, журналы “Juma”, “Vitamine de”, учебник немецкого языка для 9 класса.
Ход урока:
I. Началоурока.
П.: Heute haben wir eine der letzten Stunden zum Thema: “Die Zukunft beginnt schon heute. Wie steht's mit der Berufswahl?” ( На зкран проецируется тема урока). Wir werden mit euch über eure zukünftigen Berufe sprechen, die Wörter zu unserem Thema wiederholen und einige andere Übungen machen und ich hoffe, dass wir heute erfolgreich arbeiten werden. So, beginnen wir.
II. Речеваязарядка.
П.: Beantwortet meine Fragen!
- Welche Berufe können wir deutsch nennen?
- Haben die Jungen und die Mädchen gleiche Berufswünsche? Was bevorzugen die Mädchen? Und warum?
- Was bevorzugen die Jungen? Warum?
- Welche Berufe sind heute sehr populär und warum?
III. Контрольдомашнегозадания.
П.: Es ist bekannt, dass die Kinder viele Träume haben. Manchmal sind sie auch phantastisch. So, z.B. Prinzessin zu sein und einen Prinzen zu heiraten oder auf einem anderen Planeten zu leben, oder vielleicht einen Präsidenten zu werden. Jetzt sprechen wir über eure Zukunftspläne. Einige haben zu Hause Slaids-schoy vorbereitet. Hören wir sie jetzt und denken danach: was ihr eure Mitschüler über ihre zukünftigen Berufe fragen könnt. (Просмотр слайд-шоу с домашним заданием) – Примерные вопросы уч-ся своим товарищам:
- Wo kann man diesen Beruf erlernen?
- Wie lange muss man an der Uni studieren?
- Was brauchst du für deinen Beruf? Welche Fächer?
- Hast du Vorbilder im Beruf?
- Welche Eigenschaften muss man haben, um einen richtigen … zu werden?
IV. Повторение ЛЕ по теме.
1) П.: Und wie muss ein richtiger Fachmann sein? Wählen wir die passenden Eigenschaften (из слов на доске выбираются нужные).
2) Gut. Und jetzt möchte ich auch über einen Beruf erzählen. Die Menschen, die auf diesem Berufsgebiet tätig sind, sind auch richtige Fachleute. Das ist ein akademischer Beruf ( слово “akademischer Beruf” – на доске с переводом), man muss eine Hochbildung haben. Ohne diesen Beruf gäbe es keinen Arzt, keinen Dolmetscher, keine Friseusin, keinen Präsidenten… Dieser Beruf verlangt hohes Wissen und Können, Geduld und Feinfühligkeit (НЛЕ на доске с переводом). Man muss streng, aber gerecht sein. Jeder Mensch trifft sich von Kindheit an mit den Vertreten (на доске слово с переводом – der Vertreter) dieses Berufes. Ich meine, dass diese Menschen selbst Vorbilder sein müssen. Hohe Kultur, groβe Kenntnisse, sitliche Reinheit, Energie und Arbeitsfähigkeit, Festigkeit des Charakters und strenge Liebe zu den Kindern sind für diesen Beruf charakteristisch. Diese Fachleute verdienen nicht sehr viel und dieser Beruf ist nicht sehr populär. Am meisten wählen diesen Beruf die Mädchen (как подсказка – Diese Fachleute arbeiten mit den Kindern und ihren Eltern).Welchen Beruf meine ich? Ja, richtig, das ist ein Lehrer. Und was braucht der Lehrer für seine Arbeit? (Lehrbücher, Hefte, Zeitungen, Zeitschriften, Kulis, Kreide und noch viele andere Sachen).
3) Und in welchen Berufen braucht man diese Sachen? (на мониторах учеников и на экране упражнение: Wo braucht man diese Sachen?) – Задание № 1
- ein Block und ein Kugelschreiber - ein Telefon
- ein Computer - Papier und Bleistift
- eine Schere - eine gute Stimme
- ein Auto - Messer und Gabel
- ein Klavier - Fieberthermometer und Tabletten
4) Jetzt hören wir noch zwei Schülern mit ihren Hausaufgaben. Sie haben Projekte über ihre zukünftigen Berufe gemacht. Versuchen wir unsere Meinungen über ihre Antworten auszusagen: was war gut/nicht besonders gut; was hat euch gefallen/nicht gefallen, warum? (ответы уч-ся)
V. Разговорная практика по теме.
1) П.: In den Massenmedien (Zeitungen, Zeitschriften) kann man viele Aussagen verschiedener Jugendlichen lesen. Wollen wir jetzt einige von diesen Aussagen lesen und die Aufgabe machen. (уч-ся читают высказывания молодых людей о своих профессиональных желаниях, выполняют задание после текстов, на мониторах, устно). – Задание № 2
2) П.: Проблема выбора профессии очень актуальна, поэтому, как мы уже сказали сегодня, она широко обсуждается на страницах молодёжных печатных изданий, в том числе и немецких. Дома каждый из вас должен прореферировать газетную или журнальную статью по интересующей нас теме (П раздаёт журналы, уч-ся записывают домашнее задание)
3) П.: Über welche Berufe haben wir heute gesprochen? Wie meint ihr, sind diese Berufe jetzt populär? Diese Berufe sind heutzutage populär, aber nicht immer gebraucht.Wie sind die Tendenzen auf dem Arbeitsmarkt in unserem Region? Welche Fachleute braucht man in unserem Rayon? ( работа со статистикой по краю и району).
4) Welche Berufe kann man bei uns erlernen? (Fahrer, Traktorist, Mechanisateur, Manager, Friseur, Verkäufer, Psychologe, Eisenbahner, Jurist, Ökonom oder Wirtschaftler). Und wo kann man diese Berufe erlernen? (z.B. in der Abendschule, in den Filialen der Pädagogischen und Technischen Universitäten, oder in der Humanitären Akademie)
5) Diese Berufe sind gebraucht, man kann sie erlernen, aber warum erhielt sich immer das Bedürfnis danach ? (Примерные ответы уч-ся: Diese Arbeit ist eine physische (körperliche) und deshalb eine schwere Arbeit. Man verdient nicht genug, nicht sehr viel. Das wird nicht kotiert (на доске – Kotiert werden –котироваться)
VI. Тестовыйконтроль.
П.: Ja, man muss nicht vergessen, dass jeder Beruf vor allem eine Arbeit ist, eine nicht immer leichte, nicht immer angenehme, oft eine schwere Arbeit. Es gibt viele Sprichwörter und verschiedene Wendengungen über die Arbeit und die Berufe. Jetzt arbeitet ihr selbstständig. (уч-ся работают самостоятельно с использованием компьютера, подбирая к пословицам на немецком языке их эквиваленты на русском) – см. Приложение «Тест»
VII. Заключительный этап урока: домашнее задание; подведение итогов.
Задание № 1
Wo braucht man diese Sachen?
- ein Block und ein Kugelschreiber
- ein Telefon
- ein Computer
- Papier und Bleistifte
- eine Schere
- eine gute Stimme
- ein Auto
- Messer und Gabel
- ein Klavier
- Fieberthermometer und Tabletten
Задание № 2
WAS WÜNSCHEN SIE FÜR DIE ZUKUNFT?
Sandra, 15. Ich möchte nach der Schule etwas mit Computern machen: entweder Informatik studieren oder eine Ausbildung als Programmiererin machen. Ich habe mich noch nicht genau für eins von beiden entschieden. Dann werde ich in einer modernen Firma arbeiten, an einem interessanten Arbeitsplatz. Nach der Arbeit möchte ich so viel Freizeit haben, dass ich mich mit meinen Hobbys beschäftigen oder Freunde treffen kann.
Florian, 16.
Jetzt mache ich erst mal meinen Realschluss, und dann möchte ich eine längere Reise machen, in den Nahen Osten oder so, ich weiβ noch nicht genau. Dafür muss ich natürlich erst mal jobben, ich muss mir ja irgendwie das Geld fürs Reisen verdienen. Dann werde ich einen Beruf lernen, der mir wirklich Spaβ macht. Mir ist dabei nicht so wichtig, wie viel ich verdiene. Das Geld spielt bei meiner Berufswahl eigentlich überhaupt keine Rolle.
Anja, 16.
Mein Berufswunsch ist Kinderärztin. Man muss ziemlich lange studieren und dann noch als Assistenzärztin in einem Krankenhaus arbeiten. Das macht mir aber nichts aus, weil mich das Medizinstudium wirklich interessiert. Später möchte ich ein paar Jahre in einem Entwicklungsland arbeiten – in Lateinamerika vielleicht. Es gibt ja so viele Kinder, die Hilfe brauchen. Irgendwann möchte ich auch eine Familie gründen, aber meinen Beruf werde ich deshalb nicht aufgehen.
Zu wem passt das? Ordnen Sie die Ausdrücke den drei Jugendlichen zu.
1) Geld bei der Berufswahl nicht wichtig finden.- Florian
2) Kranken Menschen helfen. - Anja
3) Reisen ins Ausland machen. - Florian
4) Nach der Schule nicht gleich einen Beruf auswählen. – Sandra (Florian)
5) Viel Freizeit wichtig finden. - Sandra
6) Eine Familie haben und gleichzeitig berufstätig sein. - Anja
7) Sich für Technik interessieren. – Sandra
TEST
Подбери пословице на немецком языке её эквивалент на русском; поставь к цифре соответствующую букву:
1) Früh übt sich, was ein Meister werden will.
2) Was Hänschen nicht lernt, lernt Hans nimmermehr.
3) Probieren geht über Studieren.
4) Es ist noch kein Meister vom Himmel gefallen.
5) Arbeit ist kein Hase, läuft nicht in den Wald.
6) Arbeit ist der Ehre Mutter.
7) Arbeit ist des Lebens Würze.
8) Kühe machen Mühe.
9) Ohne Fleiβ kein Preis.
10) Kunstreiche Hand geht durchs ganze Land.
11) Arbeit bringt Brot, Faulenzen Hungersnot.
12) Ein Geiger zerreiβt viel Saiten, eh' er Meister wird.
13)Wer die Wahl hat, hat die Qual.
а) Кому выбирать, тому голову себе ломать.
б) Труд человека кормит, а лень портит.
в) Скрипач много струн порвёт, пока мастером станет.
г) По выучке мастера знать.
д) Ремеслу везде почёт.
е) Работа не волк, в лес не убежит.
ё) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
ж) Труд дело чести.
з) Попытка не пытка.
и) Чему Ванька не научился, того Иван Иванович знать не будет. (Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать).
й) Мастерства за плечами не носят.
к) Труд – соль жизни.
л) Без труда нет плода.
Список литературы:
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.,2000.
А.Н. Щукин Методика обучения иностранным языкам: Курс лекций. - М.:Издательство УРАО, 2002. - 228с.
. Новые педагогические и информационные технологии/Под ред. Е. С. Полат. - М.,1999.
2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2,3.
Соловова Е. Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 7.
Бим И. Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2002. - № 3.
О преподавании ИЯ в условиях введения Федерального компонента Госстандарта общего образования. Методическое письмо// Иностранные языки в школе. – 2004. - №5.
Пассов Е. И. и др. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1993.
Миньяр-Белоручев Р. К., Оберемко О. Г. Лингвострановедение или «иноязычная культура» // Иностранные языки в школе. - 1993. - №6.
Кричевская К. С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. - 1996. - №1.
Синагатуллин И. М. Роль глобализации и языка (языков) международного общения в решении актуальных вопросов нового времени // Иностранные языки в школе. - 2003. - №6.
Томахин Г. Д. Понятие лингвострановедения. Его лингвистические и лингводидактические основы // Иностранные языки в школе. - 1980. - №3.
Денисова Л. Г.Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе // Ин. языки в школе. - 1995. - №4.
Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа // Иностранные языки в школе. - 1991. -№1.
Барышников Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2.
Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4,5.