Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа - неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку"
Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа - неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку"
В данной методической разработке самостоятельная работа рассматривается как вид учебной деятельности и способ совершенствования умений и навыков студентов на уроках иностранного языка, также проанализированы виды и формы самостоятельной работы, ее уровни и требования к ней, разработан комплекс коомуникативных упражнений для закрепления лексико-грамматического материала в устной и письменной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа - неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку" »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
1.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Самостоятельная работа как вид учебной деятельности
Самостоятельная работа обучающихся на уроках немецкого языка и вне его границ является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без неё невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.
В некоторых дидактических исследованиях выделяется целая система методов самостоятельной работы. Ю.К.Бабанский выделяет методы на основании степени самостоятельности учеников в приобретении новых знаний, умений, навыков. Наиболее характерной чертой методов самостоятельной работы является выполнение учебных заданий учеником без непосредственного управления этим процессом со стороны учителя.
Под самостоятельной работой обучающихся на уроках немецкого языка понимается «выполнение учениками самостоятельных действий, операций по формированию и совершенствованию речевых навыков, развитию речевых умений с заданной дидактической задачей и методами, определёнными логикой учебного процесса» (Т.Ф.Горбунькова, И.П. Грачёва).
Основное значение в самостоятельной работе над изучаемым языком имеет не столь расширение и углубление знаний, полученных в школе, сколько поддержание и совершенствование иноязычных коммуникативных умений на адаптивном уровне. Это предполагает «включение» иноязычной речевой деятельности в ситуации реальной социокультурной деятельности с различными функциональными целями. При этом реально осознаваемые потребности самостоятельного совершенствования языковой подготовки обусловлены трудностями владения немецким языком во внеучебных ситуациях общения, а также потерями практического уровня.
Приоритетные потребности самостоятельной работы над изучаемым языком и содержание этой работы определяются необходимостью и потребностью компенсации «разрыва» между учебным и реальным использованием языка и дополнительной личностно значимой практики в продуктивном его использовании с тем, чтобы владение немецким языком не было на уровне «ничейных» знаний.
Эффективность данной работы будет зависеть не только от её удельного веса, но и от её организации, от умелого сочетания её с другими видами деятельности на уроках иностранного языка.
Рациональная организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка определяется мерой готовности ученика к этому виду деятельности. В методической литературе различают разные виды готовности:
1. Мотивационная – определяется интересом учеников к изучению иностранного языка;
2. Интеллектуальная - предполагает определённый уровень сформированности основных психологических процессов;
3. Лингвистическая – владение определённым лексико-грамматическим материалом;
4. Коммуникативная – способность включаться в коммуникацию;
5. Осознанная и рациональная самоорганизация – разъяснение преподавателем целей и задач каждого конкретного вида самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка требует большей предварительной работы. Такая предварительная работа предполагает:
1) формирование навыков и умений работы с учебником, книгой для чтения, справочниками, различными видами словарей, специальными, с техническими средствами обучения;
2) развитие у обучающихся навыков рационального выполнения домашних заданий, навыков планирования своей учебной деятельности;
3) инструктирование учеников о порядке выполнения заданий для самостоятельной работы и составление отчёта об их выполнении;
4) определение приёмов оказания оперативной помощи учениками при выполнении самостоятельной работы;
5) оперативный контроль за ходом самостоятельной работы и выявление типичных ошибок, затруднений;
6) поощрение, стимулирование учеников, успешно выполняющих самостоятельные задания.
Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка может осуществляться в двух направлениях.
1) Использование на уроках иностранного языка разного рода памяток. Каждая памятка учит осознавать цель и условия работы, помогает обучающимся усвоить действия, обеспечивающие понимание официально-информативных текстов. Отработка содержания памятки начинается на уроке и ведётся на небольшом учебном материале сначала с помощью преподавателя, а потом- только под его наблюдением. После такой подготовки в классе, овладев навыками пошаговых действий, обучающиеся могут работать дома самостоятельно, а памятки осуществляют опосредованное руководство его самостоятельной деятельностью по овладению иностранным языком.
В данной связи следует упомянуть об опыте работы методиста из С-Петербурга Р.Л.Златогорской. она разработала целую систему памяток для самостоятельной работы школьников по иностранному языку. Памятки, разработанные Р.Л.Златогорской, ориентированы как на усвоение языкового материала, так и на развитие целой системы речевых навыков и умений.
2) Использование специальных упражнений, развивающих самостоятельность обучающихся при овладении иностранным языком. В соответствии с этим направлением организации самостоятельной работы разрабатывается специальная система упражнений, которая строится в соответствии с динамикой, нарастанием самостоятельности (копирующий, воспроизводящий и творческий виды самостоятельной работы).
Содержание самостоятельной работы включает усвоение сведений о национальной культуре, особенностях быта страны изучаемого языка, формирование языкового сознания.
Для организации самостоятельной работы, нужно социально разработанные дидактические материалы. С опорой на них обучающиеся получают возможность выполнить достаточное количество действий, и операций, необходимых для формирования и совершенствования языковых навыков и речевых умений, развития внимания, мышления и памяти. При создании материалов для самостоятельной работы, полезными представляются следующие рекомендации:
1) Недостаточно использовать только материалы, входящие в УМК. Чтобы более широко использовать возможности самостоятельной работы и поддерживать интерес школьников к работе, рекомендуется принять АБСО, входящие в другие УМК. Большинство из них перерабатываются в соответствии с освоением языкового и речевого материала;
2) Для формирования репродуктивно-подражательной самостоятельности нужно составить материал так, чтобы можно было осуществлять пооперационное управление, при котором обучающиеся не только знают, как выполнить задание, но и получают возможность осуществить контроль за правильностью выполняемых действий, уровнем сформированности навыка при помощи ключей. Для воспроизводящего вида полезны такие упражнения: «Слушай и повторяй за диктором», разучивание стихотворений и песен под фонограмму, для выработки навыков техники чтения вслух, упражнения на близком воспроизведении звукового ряда диафильмов;
3) С целью формирования поисково-исполнительской самостоятельности целесообразно, чтобы материалы давали лишь общее направление самостоятельным действиям обучающихся и управляющие функции осуществлялись в общем плане, чтобы предоставлялась достаточная свобода творческой инициативе обучающихся. Для организации самостоятельной работы преобразующего вида эффективны упражнения с постепенным снятием опор, записанные на магнитную ленту и имеющиеся в графическом изображении: «Послушай текст и расскажи о…», «Сравни…», «Составь с партнёром диалог на основе образца, произведя необходимые изменения»;
4) Материалы для самостоятельной работы должны способствовать развитию у обучающихся вербальной памяти, вероятностного прогнозирования и внимания. Поэтому для увеличения объёма вербальной памяти рекомендуется так составлять и подбирать материалы, чтобы они обеспечивали повторение за диктором простых синтаксических структур с постепенным расширением в определённой последовательности, самостоятельного разучивания рифмовок, стихов и песен, запоминание новых слов;
5) Для развития у детей способности к вероятностному прогнозированию при аудировании и чтению важно, чтобы упражнения обеспечивали частую повторяемость языкового и речевого материала, подлежащего усвоению в различных ситуациях, содержали задания, стимулирующие учеников к аналитико- синтетическим операциям: «Прослушай начало фразы и закончи её», «Вставь пропущенные в диалоге реплики», «Придумай продолжение рассказа»;
6) Чтобы обеспечить устойчивость и концентрированности внимания, содержание материалов должно соответствовать возрастным особенностям обучающихся, быть доступным и интересным для них, воздействовать на различные анализаторы. Предполагается чёткое определение заданий и знание способа их выполнения;
7) При составлении материалов надо использовать различные зрительные и вербальные опоры: диапозитивы, кадры диафильмов, картинки. Они облегчают запоминание стихотворения, песни; обеспечивают понимание звучащего текста;
8) В материалах для самостоятельной работы рекомендуется использовать лингвострановедческую информацию в объёме, доступном для усвоения детьми. Это позволяет уже на начальном этапе пробудить интерес к культуре народа страны изучаемого языка;
9) При отборе и составлении материалов нужно учитывать возможность создания коммуникативной направленности и осуществления условно-коммуникативных упражнений типа: разговор по телефону, составление диалогов по образцу, чтения текста партнёру, вопросно-ответные упражнения с использованием различных опор и ключей с постепенным их снятием;
10) Для самостоятельной деятельности нужны материалы, предполагающие использование групповых форм работы: подготовка и инсценирование небольших отрывков из кинофрагментов или прочитанной сказки.
1.2 Самостоятельная работа школьников как способ совершенствования умений и навыков
Самостоятельная работа предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого ученика, она может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности. Опыт преподавания иностранного языка в школе свидетельствует т важности ориентации процесса обучения на личность обучающегося и выявление его творческих возможностей. Методическая и спецподготовка являются одним из аспектов данной проблемы. В методической подготовке выделяются лекционная, семинарская и лабораторные формы, а в специальной – практические занятия по языку.
Лекционная форма носит в основном односторонний характер. Между тем навыки самостоятельной переработки информации можно развивать, только научив школьников активно мыслить. Тогда приём информации рассматривается как субъективное открытие, приобретение знания, постижение и понимание фактов, принципов, способов и условий действия. Мотивационной базой может служить дефицит информации. Традиционны вопросы типа: «Что означает…? Как следует понимать?»
Но такие вопросы слабо мотивируют поиск ответа. Если вопрос предполагает альтернативные ответы т заключает с самой формулировке критическое отношение к фактам, событиям, то он заставляет по-иному осмысливать воспринимаемый материал.
Лекция должна быть информативной, содержащей достаточное количество аргументов и доказательств. Далее следует этап анализа действий лектора, т.е. раскрытие использованной им методики. Далее следует этап анализа действий лектора, т.е. раскрытие использованной им методики. Такое осознание средств управления мыслительной активностью аудитории позволяет вооружить знанием алгоритма действий для самостоятельного использования: поставлена проблема,- в процессе подачи материала предложены альтернативные решения; ученики подведены к необходимости поиска решения, они корректируют аргументы за и против, обосновывают свой выбор. В дальнейшем в процессе переработки любой поступающей информации следование данному алгоритму и сформированность умений рецептивного плана.
Существует другая сторона процесса переработки поступающей информации, которая слабо сформирована у обучающихся, - адекватная запись. При конспектировании важно записать то главное, что несёт в себе смысловую нагрузку. Этому нужно обучать, формируя действия по сжатию поступающей информации на уровне фразы, сверхфразового единства и микротекста. Данные действия можно формировать на материале как родного, так и иностранного языка в процессе речевой практики или на семинарских занятиях.
Семинарские и лабораторные занятия решают свои задачи. Преподаватель последовательно и целенаправленно формирует умения учеников. Очень важно помочь каждому обучающемуся выработать на этой базе умения собственного методического поиска по конкретному вопросу, развивать в нём творческое потенциальное начало.
Эту задачу можно решать посредством поэтапного управления поисковой деятельностью обучающихся. Здесь следует отказаться от действий репродуктивного характера, а предложить систему заданий с нарастанием сложности выполняемых действий, позволяющих обеспечить самостоятельную творческую активность. Последовательность заданий предполагает:
а) определение наиболее значимого компонента;
b) сопоставление на основе анализа;
c) творческая доработка с учётом реальных условий;
d) обобщение и самоанализ
Специальная подготовка включает практические занятия по языку. Резервы формирования навыков самостоятельной работы здесь также значительны. Одно из направлений- это профессиональная организация этих занятий. Насколько актуально это направление, можно судить по тому, какую значимость имеет процесс обучения иноязычной речи в целом. Опыт показывает, что такая направленность должна быть таковой, чтобы языковые потребности стали источником активности студентов на занятиях, например: потребность в организации общения, проявление лидерства в общении, потребность в контролирующей деятельности. Всё это определяет конструктивно – планирующую деятельность, которая является одной из основных функций. Если вначале эта деятельность осуществляется под непосредственным руководством учителя, который планирует фрагмент занятия, подбирает языковой материал, то в дальнейшем она должна быть в значительной мере самостоятельной. Однако самостоятельность в реализации конструктивно – планирующей деятельности формируется системно и целенаправленно.
Предполагается определённая цель в выборе фрагмента проведения занятия: формирование навыков и развитие умений. Желательно взять узкий аспект: совершенствование некоторых навыков ознакомительного чтения, организация тестирования с целью контроля понимания прослушанного, развитие умений реплицирования и т.д.
Самостоятельная работа при планировании таких фрагментов занятий проводится поэтапно: выбор тематики, подбор языкового материала, составление упражнений, оснащённость ТСО и наглядными пособиями при проведении их, самоанализ и коллективный анализ. Если самоанализ позволяет вскрыть причины отклонений от того, что запланировано, то коллективный анализ вносит коррективы непосредственно в проведении занятия и выявляет его достоинства и недостатки.
Направленность практических занятий позволяет развивать коммуникативную умения учеников. Эти умения реализуются в основном в период практического овладения языком, а до этого момента она развивается без контроля со стороны учителя. Выработка социально- коммуникативных умений может стать содержанием самостоятельной работы обучающихся. Здесь предполагается определённая последовательность этапов работы, обусловленная необходимостью выработать умение воспринимать речь собеседника и прогнозировать содержание предстоящего общения.
Управление самостоятельной работой предполагает непосредственное и косвенное воздействие преподавателя. Если вначале он является источником информации, то затем становится организатором и координатором общения.
Предпосылкой может служить дефицит информации, который школьники должны восполнить в процессе самостоятельной работы. Этот дефицит может быть создан естественно или искусственно.
Наиболее рациональными средствами для выполнения подобных упражнений считается использование опор, лишь частично определяющих содержательную сторону речи: иллюстративно – географических опор, пиктограмм и т.д.
Дальнейшее продуцирование достигается посредством снятия опор и заданностью ситуации общения.
При формировании умений рецептивного плана целесообразно делать упор на стимулировании творческого осмысления поступающей информации. Компонентом задания должна быть личностная оценка, использование аргументации.
Организация самостоятельной работы в школе предполагает нацеленность на такие формы её проведения, являющиеся методически важными при овладении иностранным языком.
При этом ориентируются на личностные качества школьника и развитие его творческого мышления. Эффективность проведения самостоятельной работы и её особенности зависят от направленности практических занятий.
1.3 Виды и формы самостоятельной работы на уроках иностранного языка
Дефицит учебного времени, заставляет учителей применять различные виды и приёмы самостоятельной работы, отбирать из них наиболее эффективные. Результативность сознательной самостоятельной деятельности психологи связывают с наличием у обучающихся опыта, предполагающего достаточный запас знаний и способов их использовании в процессе учебной деятельности.
Совершенствование организации самостоятельной работы, диктуется не только условиями обучения иностранному языку, но и спецификой самого предмета, который требует постоянной тренировки и практики в примени иностранного языка, в развитии способности школьников к творческой деятельности, умения преодолевать учебные трудности, воспитания у них трудолюбия.
Разные виды самостоятельной работы, применяются для организации учебной деятельности школьников в целях формирования навыков и развития речевых умений в говорении и чтении при работе по действующим УМК.
Виды самостоятельной работы, применяемые в соответствии с нарастанием самостоятельности:
Копирующий вид самостоятельной работы предполагает выработку приёмов анализа и группировки учебного материала. Для этих целей используются упражнения, опирающиеся на текст, например: «Подчеркните основные мысли текста», «Отметьте аргументы», «Подберите опорные слова из текста к предложенному плану высказывания».
Воспроизводящий вид самостоятельной работы характеризуется широким использованием приёмов языковой и смысловой трансформации. Для этих целей можно использовать такие упражнения, как «Передайте содержание текста с позиции людей, имеющих разную оценку описанных фактов», «Дайте сокращённый (расширенный) вариант сообщения».
Творческий вид самостоятельной работы предполагает обучение приёмам выражения собственных мыслей. Такие приёмы закрепляются в упражнениях типа: «Подтвердите (или опровергните) положения текста, связанные с темой», «Подберите материал на аналогичную тему из других источников», «Аргументируйте собственную точку зрения в дискуссии по теме».
Творческий вид самостоятельной культуры должен быть направлен на «открытие языка и культуры». Это обусловливает поисковый, проблемный и, в известной мере, эвристический характер учебных заданий.
Виды самостоятельной работы, применяемые в процессе обучения говорению.
1. Самостоятельные высказывания обучающихся по картинке (серии картинок).
2. Самостоятельные высказывания по образцу.
3. Самостоятельные высказывания с помощью тематического словаря.
4. Самостоятельные высказывания по плану (схеме).
5. Самостоятельные высказывания на основе вербально сформулированных ситуаций без опор на образцы высказываний и схемы.
6. Самостоятельные высказывания на основе прочитанного или прослушанного текста, увиденного диафильма или кинофрагмента.
Виды самостоятельной работы, в процессе обучения чтению
При обучении чтению школьники учатся преодолевать языковые трудности, содержащиеся в текстах, извлекать необходимую информацию, практически применять её при обсуждении прочитанного. Работа над текстом организуется с обязательным учётом вида чтения.
При чтении текста с цель. Извлечения основной информации обучающиеся определяют, что в данном тексте является главным. На решение этой задачи направлены предтекстовые задачи учебников:
- Определить основную идею текста;
- Сказать о ком и о чём говориться в тексте;
- Сказать где и когда происходит действие.
При чтении с целью извлечения полной информации осуществляется более глубокий анализ его содержания. Работа проводится на основе послетекстовых заданий учебника:
- Составить план к прочитанному тексту;
- Разделить текст на части и озаглавить каждую часть;
- Расположить пункты плана в соответствии с содержанием текста.
Постоянная практика организации чтения в указанных направлениях даёт возможность ученикам овладеть приёмами обоих видов чтения, приучат их работать быстро и целенаправленно.
В этом случае осуществляется дифференцированный подход к учащимся, в зависимости от уровня их обученности. Одним обучающимся предлагаются более трудные и большие по объёму задания, другим - более лёгкие и небольшие.
1.4 Уровни самостоятельной работы
В педагогике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий.
Воспроизводящий уровень самостоятельной работы очень важен в изучении иностранного языка, поскольку он лежит в основе других её уровней, и он «ответственен» за формирование вербальной произносительно- лексико-грамматической базы, за создание эталонов в памяти. Фактически с этой базы начинается усвоение нового. Обучающимся предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника, в ходе самостоятельного воспроизведения происходит «пропускание через себя» нового материала. Но, организуя самостоятельную работу этого уровня, учителю следует помнить, что долго держать обучающихся на такой работе не следует, т.к. нужно, чтобы обучающиеся могли правильно и в нормальном темпе воспроизводить усваиваемый языковой и речевой материал, который им нужен для решения задач более высокого ранга.
Полутворческий уровень самостоятельной работы – следующий по сложности выполнения и вытекающий из воспроизводящего уровня. Здесь осуществляется перенос приобретённых знаний, умений и навыков на другие, но аналогичные ситуации, в частности чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразовывания материала в письменной форме и формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Так, если в рамках воспроизводящего уровня разрабатывалась ситуация «В магазине. Покупка обуви», то полутворческий уровень предполагает вариант «В магазине. Покупка платья».
Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего её большой мыслительной активности и связана с такими операциями, как постановка, расширение, трансформация.
Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на тему «…», прослушать сообщение и высказать своё отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно - смысловым планом текста, проинтерпретировать главную идею текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность.
В практике самостоятельной работы по иностранному языку эти уровни сосуществуют, и каждый из них может быть представлен определённым набором конкретных подуровней, хотя ясно, что в поступательно разворачиваемом учебном процессе мера самостоятельности обучающихся и стремление к эвристическому уровню нарастают.
1.5 Требования к самостоятельной работе обучающихся основной школы
Достижение целей обучения иностранному языку в школе определяется содержанием, которым должны овладеть обучающиеся, и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). Само учение школьников осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Задача обучающей стороны - отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику обучающихся (т.е. осознанное владение приёмами учебного труда). Доказано, что чрезмерная активность обучающихся в передаче знаний, в подробных объяснениях часто ведёт к торможению в восприятии обучающихся.
Самостоятельная работа - деятельность, предполагающая максимальную активность обучающихся по отношению к предмету деятельности, к осваиваемому материалу, что обеспечивает его прочное усвоение. Следовательно, важно создавать условия, при которых обучающиеся «выходят навстречу знаниям», ибо получаемое в готовом виде часто скользит мимо их сознания и не оседает в памяти.
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные, коммуникативные умения обучающихся, овладение которыми необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого обеспечит продвижение обучающихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики.
Для развития самостоятельной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка выделяется ряд требований:
Требуется знание конкретного упражнения. Обучающийся должен знать, что он будет делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Обучающийся должен принять задание, иначе невозможно ожидать должного педагогического эффекта. Осознание цели задания (упражнения) – применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы школьника.
Требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить обучающихся рациональными приёмами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и из возможностей обучающегося данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке. В этом случае также имеет место опора на принципе сознательности, т.е. осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления.
Нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т.д. Обучающиеся должны овладеть нужными ТСО, имеющимися в лингафонном кабинете в лингафонном кабинете, чтобы осуществлять задания по лингафонному практикуму. При этом они могут оптимальным образом пользоваться усваиваемым материалом в определённых, задаваемых иллюстрированным и озвученным пособием ситуациях, пользоваться справочной литературой (словарями, грамматическими справочниками).
Необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы: в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) опорами и создавать свои (субъективные).
Важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, т.е. прежде всего, определить подходящее место для них: в классе, дома или в лингафонном кабинете. В тех случаях, когда учитель знакомит обучающихся с рациональными приёмами выполнения задания, производить такую работу лучше в классе; если требуются ТСО, которых у обучающихся нет дома, то – в кабинете; в остальных случаях - дома.
Необходим выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий. Домашняя работа принимает индивидуальную форму, которая должна быть обеспечена и подготовлена под руководством учителя в классе. Самостоятельная работа в классе может осуществляться во всех организационных формах: индивидуально, в парах и малых группах, при этом ярко проявляется взаимопомощь обучающихся.
Особо стоит вопрос о времени, которое следует затрачивать на самостоятельную работу, чтобы её результаты были ощутимы. Была сделана попытка определить это время дедуктивно и путём наблюдения за работой школьников разных классов и на основе анализа домашних заданий, предлагаемых в УМК. В результате было выяснено, что общее время работы обучающихся над иностранным языком должно выражаться примерно 3- 3,5 часами в неделю, охватывая работу под руководством учителя и различные формы самостоятельной работы на всём протяжении курса изучения иностранного языка в средней школе. При уменьшении количества недельных часов и работы в сотрудничестве с учителем должно повышаться время, отводимое на самостоятельную работу, иначе сокращается практика в языке, что неизбежно ведёт к потере приобретённых навыков и к разрушению умений. Органичное включение самостоятельной деятельности обучающихся – непременное условие достижения практических целей в овладении иностранным языком даже на уровне элементарной коммуникативной компетенции
Ниже приводится примерный режим работы обучающихся по иностранному языку на неделю (6 дней) с указанием их ежедневной занятости, включающий в качестве одного из компонентов самостоятельную работу
Режим работы обучающихся по иностранному языку.
Этап
Класс
Урочное время
Время
Общее количество затраченного времени
ежедневно
в неделю
младший
5
6
4 урока- 3 часа
3 урока- 2 ч 15 минут
5-7 мин
8-10 мин
30-40 мин
50-60 мин
3 часа 30 (40) мин
3 часа 15 мин
средний
7-8
2 урока – 1час 30 мин
15-20 мин
1 час 30
мин
3 ч – 3 ч 30 мин
старший
9 -11
1 урок - 45 мин
20-25 мин
2- 2 ч 30 мин
2 ч 45 мин- 3 ч 15 мин
Помимо общего количества времени, затрачиваемого обучающимися на выполнение заданий, большое значение имеет систематичность его работы. Иностранным языком можно заниматься в порядке смены деятельности: решил задачу по математике, переключился на чтение текста, рассказа на иностранном языке, после этого перешёл к заданию по географии.
Приобщение обучаемых к систематической самостоятельной работе – одна из важных воспитательных задач учителя иностранного языка. Она связана с воспитанием бережного отношения к использованию свободного времени школьниками, самодисциплины и самоорганизованности.
Таким образом, для организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку требуются: осознание ими цели заданий, знание процедуры, помня их умения пользоваться средствами обучения, умения применять опоры и создавать их при подготовке задания, учёт соответствующих дидактических условий.
2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Содержание и организация самостоятельной работы обучающихся на уроках немецкого языка
Формирование навыков и умений учебной деятельности - процесс формирования учебной самостоятельности школьников. Он начинается с подражательных действий на ступени совместной деятельности учителя и обучающихся, проходит через стадию возникновения осознанности и произвольности собственных психических процессов, стадию воспроизведения усвоенных действий к стадии творческой деятельности.
Выделяют 3 этапа самостоятельности, которые проходит учение в процессе её формирования:
- Репродуктивно- подражательный
- Поисково – исполнительный
- Творческий
Формирование репродуктивно- подражательной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдения, восприятия, осмысления, анализа и сравнения, включающих операции распознавания, сличения, вычленения и запоминания существенных признаков объекта. В результате самостоятельной работы воспроизводящего вида обучающиеся приобретают умения принять учебную задачу, уяснить последовательность выполнения задания, накопить опорные факты и способы действий, выполнять задания рациональным способом, адекватно оценивать результаты своей деятельности. Таким образом, создаются условия для перехода школьников к выполнению заданий более высокого уровня самостоятельности - самостоятельная работа преобразующего вида. На этом уровне происходит формирование поисково- исполнительной самостоятельности. Обучающиеся приобретают умения произвести операции выбора, постановки расширения, трансформации, комбинирования, принять учебную задачу и отыскать путь её решения. При обучении детей немецкому языку важной задачей является развитие их интеллекта.
Условно самостоятельную работу на уроках немецкого языка можно разделить на 2 этапа: ознакомительный и основной. Содержание самостоятельной работы включает в себя обучение системы языка через речь в процессе общения на основе определённого программой УМК языкового материала. Основное назначение самостоятельной работы – формирование «умений учиться», необходимых для дальнейшего овладения немецким языком.
В ознакомительный период у обучающихся закладываются основы репродуктивно- подражательной самостоятельности, формируются устойчивые языковые навыки. Они являются необходимым условием развития речевым умений (аудирования, говорения, чтения). У ребят начинают развиваться вербальная память и внимание.
Во время ознакомительного периода обучающиеся в основном приобретают навыки и умения со звуковыми заданиями и в меньшей степени с диафильмами и кинофрагментами. В этот период самостоятельная работа осуществляется только под руководством учителя. Ученик наблюдает и осознаёт образец действия, подлежащего усвоению. Его самостоятельность проявляется в правильном выполнении упражнений, записанных на магнитную ленту. Задача учителя- оказать обучающимся помощь, которая носит направляющий, объясняющий, организующий и корригирующий характер, предупредить их о трудности и возможных ошибках, дать необходимые рекомендации, о том, как выполнить то или иное задание, обучить их последовательности выполнения упражнений, создать необходимые для этого условия.
Постепенно школьники привыкают к самостоятельной работе.
Выполнение звуковых заданий перестаёт вызывать у них трудности. На данном этапе учителю не нужно показывать образцы выполнения отдельных операций и их порядок, контролировать процесс выполнения каждого действия. Часть функций по управлению самостоятельной работой целесообразно передавать старшеклассникам. Привлечение их к руководству самостоятельной работой способствует созданию разновозрастного детского коллектива.
С этого времени начинается её основной этап. Для поддержания интереса у школьников к работе важно расширять диапазон средств обучения и учить ребят пользоваться ими. Часть упражнений, входящих в звуковое приложение УЦМК, можно выполнять дома самостоятельно. Постепенно самостоятельная работа дополняется специальными упражнениями, направленных на отработку навыков техники чтения вслух, составление диалогов по образцу, увеличивается количество заданий для развития умений аудирования с опорой на текст в сочетании с работой в парах, группах.
С переходом к основному этапу самостоятельной работы расширяется её содержание. Обучающиеся овладевают навыками принять учебную задачу, отыскать пути её решения, произвести операции выбора, подстановки, расширения, трансформации и комбинирования, т.е. у них происходит формирование поисково-исполнительской деятельности; продолжают совершенствоваться произносительно- интонационные, аудитивные навыки, начинают формироваться навыки чтения. Развивается вербальная память, устойчивость и концентрированность внимания, способность к вероятностному прогнозированию при аудировании и чтении, поэтому в данной выпускной квалификационной работе рассматриваются различные коммуникативные упражнения по организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка.
2.1. Коммуникативные упражнения по организации самостоятельной работы обучающихся на уроках немецкого языка
Лексико-грамматические упражнения
Задание № 1:
Переведите.
Эта экскурсия никому не интересна. 2. Я желаю Вам всего хорошего. 3. Моника охотно танцует с этим мальчиком. 4. Я лучше учу немецкий язык после каждого путешествия в Швейцарию. 5. Наши родственники живут в Казани. 6. В нашем лесу собирают много грибов и ягод. 7. Холодно.
Задание № 2:
Чтобы посетить выставку картин французских импрессионистов, перед картинной галереей стоит огромная очередь. Назовите людей по их порядковому номеру, употребляя порядковые числительные:
Frau Siedl 8. Herr Merdan 71. Nina 96. Unser Lieber Direktor 108. Inge 126. Meine Freundin 90. Der Vater mit seiner Tochter Ute.
Задание № 3
Напишите степени сравнения имён прилагательных:
1. Schell; leicht; langweilig; aufmerksam; stolz;
2. Lang; scharf; klug; oft; groß;
3. Gern; gut; viel; hoch; nah.
Задание № 4
Составьте из данных простых существительных сложные, определите их род, переведите:
1. die Stadt + die Verwaltung; 2. das Kino + der Besuch; 3. die Welt + der Kongress; 4. der Wein + die Traube; 5. das Aqua + der Park; 6. der Rat + das Haus; 7. der Staub + der Sauger; 8. Das Glück + der Wünsch + die Karte; 9. das Bier + die Flasche; 10. die Nacht + der Zug.
Задание № 5
Сгруппируйте предлоги в соответствии с их управлением, переведите:
Прочитайте, поставьте артикль в правильной форме и переведите.
Дети посещают охотно в своё свободное время зоопарк.
Im Zoo gibt es viele Tiere. Dort sind (Wer?) … Elefant, …Löwe, …Bär, …viele Affen, Wölfe, Fuchse und Hasen. Der Schwanz (Wessen?) …Elefanten, Löwen, … Affen und … Fuchses ist lang. Der Schwanz (Wessen?) … Bären und … Hasen ist kurz. Ein Mann gibt den Tieren Futter. Er gibt (Wem?) …Elefanten, … Bären, … Affen, …Hasen Obst, Gemüse und Beeren. Wir fotografieren im Zoo (Wen?) …Elefanten, … Löwen, …Tiger, … Affen, …Wolf, … Fuchs und … Hasen.
Лексико-синтаксические упражнения
Задание № 1:
Образуйте все формы Imperativ, переведите предложения:
1) rechnen; haben; herausgehen; 2) das Licht anmachen; Geduld haben; sich warm anziehen; 3) Nicht schreiben! Nicht betreten! Nicht vergessen! 4) Sich nicht interessieren! Sich nicht setzen! Sich nicht umsehen!
Задание № 2:
Из данных пар предложений составьте сложноподчинённые, употребив данные в скобках, союз или союзное слово; обращайте внимание на место возвратного местоимения sich и отрицательные частицы nicht в предложении:
1. Nach den Ferien fragen uns immer die Lehrer/ Wir haben uns im Sommer erholt (wie). 2. Ich will dich fragen/ Du interessiert dich für Kunst (ob). 3. Werner hatte sich angezogen/ Er ging in die Küche zum Frühstück (nachdem). 4. Es ist schade/ Du bist gestern zu mir nicht gekommen (dass). 5. Ich esse die Milchsuppe auf/ Ich mag die Milchsuppe nicht (obgleich). 6. Die Kinder waren nicht zu Hause/ Die Mutter putzte diesmal die Fenster (als).
Задание № 3:
Составьте из следующих слов и словосочетаний вопросительные предложения; замените вопросительные предложения повествовательными:
1. Du, heute, gehst, am Abend, wohin? 2. Man, darf, heraus? 3. Tante Paulina, euch, aus Berlin, besucht, wie oft? 4. Bonn, oder, von Deutschland, die Hauptstadt. Heißt, Berlin? 5. Nicht gefallen, der Film „Titanic“, hat, wirklich, Ihnen?
1. Abonnierst du die Zeitungen, …kaufst du sie im Kiosk? 2. Ich habe mich verschlafen, …komme ich zu spät zum Unterricht. 3. Es wird dunkel, …man macht im Zimmer das Licht an. 4. Frau Stark wollte sich dieses Kleid schon kaufen, …sie hatte nicht genug Geld mit. 5. Ich habe meinen Großvater lange nicht gesehen, … freue ich mich auf seinen Besuch. 6. Sabine soll im Bett bleiben, … das Mädchen ist sehr krank. 7. Der Test war wirklich schwer, … alle haben ihm richtig gemacht. 8. In meiner Familie isst man vegetarisch, … kauft die Mutter kein Fleisch. 9. Mache bitte das Fenster zu, … es ist kühl geworden. 10. Die Ampel zeigt rot, … geht er mit den Freunden Fußball spielen. 12. Trinken Sie Mineralwasser gern … mögen Sie es nicht? 13. Ich habe auf dich so gewartet, … du bist nicht gekommen. 14. Mein älterer Bruder studiert Germanistik, … kann er viel über die Bundesrepublik erzählen. 15. Ich kann noch nicht antworten, … ich bin noch nicht fertig.
Графико-орфографическиеупражнения
1. Zum Thema „Umwelt“ gehören viele zusammengesetzte (сложные) Wörter. Man kann sie nicht immer im Wörterbuch finden. Man muss sie zuerst teilen. Fülle die Tabelle aus.
Das zusammengesetzte Wort
der 1. Teil
der 2. Teil
Übersetzung
Übersetzung
Übersetzung
der Naturschutz
die Natur
der Schutz
природа
защита, охрана
die Schwermetalle
die Radioaktivität
die Abfallverbrennung
der Sauerregen
2. Вставьте пропущенные буквы и буквосочетания.
Elke ber---tet si- - auf jeden S-h-lt-g ordentli - - vor. Sie ma- -t gew-hnlich al-e Ha-sau-gaben, le-t noch am Aben- alles N-tige in i-re Sch- -tas- -e und k- -mt am na- -sten Tag pünktlich in die - -hul-. Sie hat –iele S- -ilf-ch-r gern: Deu- - - - - ihre Mers-rache, En-li- - -, Bio- - - - -, Er-ku- -e, Ge- - - ic-t, M-s-k, -p-rt , Han-arb- -t. Sie beko- -t in diesen F-chern nur gute Noten. Mat-e und Ph-sik findet sie - - -w-r. Zw- -m-l wo- -entli- - besu- -t sie eine Mu-i-sch-le. Sie tre- - t auch germ - -ort. Jeden Sans-a- ge-t sie in die Bib- -o-hek un-ni- -t sich ein neues B- -h. Sie l- -st sehr –e-n.
-h für ihren kl- -nen B-du-r Jörg fin- - t sie –eit un-h-lft i-m bei den Haus- -fg- -en.
3. Versuchen wir, die Notizen zu lesen und die Wörter am Rande richtig einzusetzen.
sein
aufstehen
sitzen
essen
trinken
fernsehen
haben
sein schreiben
lesen
haben
spielen
sprechen
machen
sein
gefallen
sein
lauten
springen
sein
bekommen
helfen
bringen
decken
stellen
legen
sich setzen
essen
müssen
erzählen
Gestern*Sonntag. Ich*später als gewöhnlich* und wollte keine Morgengymnastik machen. Ich setzte mich schnell an den Frühstückstisch, denn alle* schon da und warteten auf mich. Wir * Brötchen mit Marmelade und* Tee. Nach dem Fruchtstück* ich *. Heute * wir 5 Stunden. Die erste Stunde * Deutsch. Zuerst* wir ein Diktat, dann * wir ein Märchen der Brüder Grimm.
In der zweiten Stunde * wir Englisch. Wir * einige Dialoge und * die Szenen. Dann * wir über das Wetter und * einige Übungen. Die dritte Stunde sehr, denn war sahen uns, einen Videofilm über die Natur in anderen Ländern Europas an. Die vierte Stunde * Sport. Wir * zuerst 100-Meter, dann * wir in die Hohe und * Volleyball.
Die letzte Stunde * Musik und ich * eine Eins.
Am Nachmittag * ich der Mutti beim Reinemachen. Ich * das Kinderzimmer in Ordnung. Dann * ich den Tisch zum Abendessen. Ich * Teller, Tassen und Untertassen auf den Tisch, * Löffel, Messer und Gabeln hin. Wir * an den Tisch und * mit großem Appetit zu Abend.
Dann * Jörg zu Bett gehen und ich * ihm ein Märchen.
Работа над текстом
Задание № 1:
Прочитайте. Переведите.
Damit der Himmel blau und das Wasser klar ist.
Blauer Himmel, klares Wasser, fruchtbare Erde- das ist das Ziel stellte des Umweltschutzes. Gerade dieses Ziel stellte sich auch das von vier Wissenschaftlern- Enthusiasten gebildete Labor für Umweltschutz in Saporoshje. Für ihre Arbeit bekamen sie kein Geld, denn sie sahen diese Forschung als ihre Bürgerpflicht an. Ihre Forschungen brachten sie auf eine Idee. Worin besteht sie? Geben wir das Wort den Wissenschaftlern selbst.
Die jedes Jahr gewonnen Rohstoffe gehen zu 98 % in Abfälle, die die Umwelt verschmutzen. Sind das alles wirklich Abfälle? Sind diese Stoffe der Natur fremd? In Gegenteil., all das sind Naturprodukte. Also man muss aus allen Industrie Abfällen wieder nützliche Rohstoffe für Weltverarbeitung machen. Das für die moderne Produktion charakterliche Schema „Naturressourcen – Erzeugnisse- Abfälle“ ist naturfremd, weil es mit einer Zerstörung der natürlichen Betrieb Stoffe endet. Das Schema muss ein Betrieb zur Reproduktion der Naturressourcen gebaut werden, der mit Hilfe einer speziellen Technologie die Abfälle alle Betriebe zu natürlichen Stoffen verarbeitet.
Der Traum von blauen Himmeln und klaren Wasser soll in Erfüllung gehen!
1. Найдите в тексте предложения, соответствующие данным ниже предложениям на русском языке, и выпишите их. Подчеркните распространённое определение и обратите внимание на то, чем оно выражено.
Добываемое ежегодно сырьё на 98 % превращается в отходы, которые загрязняют окружающую среду.
Именно эту цель поставила перед собой образованная четырьмя учёными – энтузиастами лаборатория охраны окружающей среды в Запорожье.
2. Расположите предложения в последовательности, чтобы получился текст.
Blauer Himmel, klares Wasser, fruchtbare Erde- das ist das Ziel stellte des Umweltschutzes.
Das für die moderne Produktion charakterliche Schema „Naturressourcen – Erzeugnisse- Abfälle“ ist naturfremd, weil es mit einer Zerstörung der natürlichen Betrieb Stoffe endet.
Der Traum von blauen Himmeln und klaren Wasser soll in Erfüllung gehen!
Die jedes Jahr gewonnen Rohstoffe gehen zu 98 % in Abfälle, die die Umwelt verschmutzen.
Das Schema muss ein Betrieb zur Reproduktion der Naturressourcen gebaut werden, der mit Hilfe einer speziellen Technologie die Abfälle alle Betriebe zu natürlichen Stoffen verarbeitet.
Задание № 2:
Представь, что ты получил(а) письмо от твоей знакомой немецкой девочки, которая побывала в Мюнхене. Прочитай письмо и выполни данные ниже задания.
Liebe(r) ____,
viele Grüße aus München! Meine ältere Schwester Esther und ich waren hier zwei Wochen und hatten viel Spaß. München ist die südlichste der deutschen Großstädte mit vielen Theatern, Museen, Restaurants und Supermarkten. Wir hatten ein richtiges Hotelzimmer mit Dusche, Bad und Fernseher – teuer, teuer! Am Abend waren wir natürlich immer in Kino oder Theater. HeutefahrenwirzurücknachBremen.
BisBald!
DeineMonika
а) Назови номера высказываний, соответствующих содержанию письма.
1. Monika lebt in Bremen.
2. Monika schreibt den Brief aus Bremen.
3. Monika war vierzehn Tage in München.
4. Am Abend sah Monika immer fern.
5. In München gibt es viele Sehenswürdigkeiten und Kaufhaüser.
б) Представь, что Моника собирается приехать к тебе в гости. Напиши ей письмо. Кратко опиши свой город (село), чтобы заинтересовать немецкую девочку.
Задание № 3:
а) Lest nun Text und sagt, wie viel Teile er hat. Betitelt jeden Teil.
Reisevorbereitungen
(Nach Hans Fallada)
Das schöne winterfest war vorüber und die Eltern begannen, Pläne für die Sommerreise zu machen.
Die Wahl des Ortes war immer ziemlich schwer, denn er sollte billig, still und schön sein und nicht zu weit von Berlin liegen.
War der Ort unserer Sommerfrische bestimmt, so kaufte sich mein Vater Landkarten von diesem Ort. An manchen Winterabenden saßen wir dann um Vater herum. Vor ihm lagen die Landkarten, und er erzählte uns über unsere Sommerwege. So lernten wir sie kennen, während wir solche reisen in Gedanken machten.
Wir landeten meist in einem Bauernhaus, was für uns Kinder besonders schön war. Denn da gab es Vieh, Reiten auf Pferden, Fahrten zur Roggenernte und anderes mehr.
Für solch eine Reise brauchten wir natürlich viel Gepäck. Man fuhr nicht wie heute mit wenig Kleidern, Wäsche und Schuhen. Nein, es wurden auch Töpfe, bestecke und Geschirr eingepackt. Konserven wanderten in Kisten. Auch wurden leider die Schulsachen von uns Kindern nie vergessen, denn eine Stunde Schularbeiten an einem Ferientag hält den Kopf im Gang. So meinte unser Vater.
b) Lest den Text noch einmal und findet dort Antworten auf folgende Fragen.
1. Wann begannen die Eltern, Pläne für die Sommerreise zu machen?
2. Wie war die Wahl des Ortes für die Familie Fallada?
3. Warum kaufte der Vater Landkarten?
4. Wo wohnte gewöhnlich im Sommer die ganze Familie?
6. Warum war das Leben in einem Bauernhaus besonders schön für die Kinder?
7. Was musste man alles mitnehmen?
c) Schreibt heraus was die Familie Fallada gewöhnlich mitnahm, wenn sie in die Sommerfrisches reiste.
d) Wie reist man jetzt? Was ist jetzt anderes? Was habt ihr auf eure letzte Reise (Wanderung) mitgenommen?
ВЫВОДЫ
Анализируя изученный материал по теме «Самостоятельная работа на уроке иностранного языка» был сделан вывод, что самостоятельная работа на уроках иностранного языка – сложный процесс, требующий различных умений и навыков, а также последовательного изложения фактов и многократного повторения.
Самостоятельная деятельность обучающихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Она предполагает, что обучающиеся должны научиться мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.
Самостоятельная работа – важный элемент не только в обучении, но и в жизни. Учитель должен построить урок так, чтобы обучающийся получил определённые знания, которые он сможет самостоятельно применить для выполнения различных упражнений.
Необходимо тщательно продумать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, её формы и виды, а именно: виды самостоятельной работы, применяемые в соответствии с нарастанием самостоятельности, в процессе обучения говорению, чтению. Только в этом случае самостоятельная деятельность обучающихся будет осознанной. При этом педагог должен предусмотреть уровень сложности и объём работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у обучающихся в ходе её выполнения. При планировании объёма самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы обучающихся.
При организации самостоятельной работы также необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи обучающимся. Учитель должен знать необходимые требования к самостоятельной работе обучающихся на уроках иностранного языка, т.е. осознание цели задания, знание самой процедуры его выполнения, выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельного упражнения, учёт времени.
При развитии самостоятельности, обучающиеся сами овладевают знаниями в познавательной деятельности. Знания, полученные самостоятельно, обучающиеся применяют в практической деятельности.
В данной выпускной квалификационной работе были разработаны различные упражнения для закрепления и автоматизации речевых навыков и коммуникативных умений на уроках иностранного языка, которые повышают интерес к их выполнению, что способствует более быстрому приобретению умений и формированию навыков в овладении иностранным языком.
Эти упражнения помогут не только применять данные умения и навыки на практике, но и свести к минимуму наличие ошибок в устной и письменной речи обучающихся уже на ранней стадии обучения иностранному языку.
Рационально организованная самостоятельная деятельность обучающихся способствует овладению ими глубокими и прочными знаниями, развитию познавательных способностей и длительной интеллектуальной деятельности, обучению обучающихся рациональными приёмами самостоятельной работы.
Таким образом, цель нашего исследования раскрыта в полной мере.
Систематическая, целенаправленная самостоятельная работа на уроках иностранного языка способствует развитию умений аудирования, говорения; совершенствования навыков техники чтения вслух; увеличению объёма вербальной памяти на родном и немецком языках; развитию способности к вероятностному прогнозированию.
Самостоятельная работа способствует формированию и совершенствованию речевых навыков и коммуникативных умений на уроках немецкого языка, что было показано в практической части данной выпускной квалификационной работы, где были представлены различные упражнения по организации самостоятельной работы.
Материал данной выпускной квалификационной работы можно использовать при работе над домашним чтением, при проверке грамматических и лексических навыков, страноведческого материала, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Безукладников И.Э. Содержание и организация самостоятельной работы обучающихся начальных классов в кабинете иностранного языка во внеурочное время//Иностранные языки в школе. 1993. № 5. с. 17-22.
2.Беляева Н.А. Сборник упражнений с ключами по немецкой грамматике: Склонение прилагательных, причастий и порядковых числительных. СПб., 2005.
3. Бим И.Л. Немецкий язык. Первые шаги. Учеб. Для 2 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 5-е изд. М., 2006.
4. Бим И.Л. Немецкий язык. Первые шаги. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 5-е изд. М., 2006.
5. Бим И.Л. Немецкий язык. Первые шаги. Учеб. Для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 5-е изд. М., 2007.
6. Бим И.Л. Немецкий язык. Первые шаги. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 4-е изд. М., 2007.
7. Бим И.Л. Шаги 1. Учеб. нем.яз. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. 7-е изд. М., 2007.
8. Бим И.Л. Шаги 2. Учеб. нем.яз. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. 6-е изд. М., 2001.
9. Бим И.Л. Шаги 3. Учеб. нем.яз. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. 7-е изд. М., 2007.
10. Бим И.Л. Немецкий язык. Шаги 4: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. 7-е изд. дораб. М., 2007.
11. Бим И.Л. Шаги 5: учеб. нем.яз. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. 6-е изд. М., 2005.
12. Бим И.Л., Пассов Е.И. Немецкий язык: Учебник для 11 класса средней школы./ Сост. В.Б. Царькова, Г.А.Файль. 5-е изд. дораб. М., 1999.
13. Богданов М.В.Тесты по немецкому языку. 5 -11 кл.: Учебно- методическое пособие. М., 2001.
14. Дадыко Т.В., Щепилова А.В.Роль самостоятельной работы обучающихся в повышении мотивации изучения немецкого языка. 1985. № 5. с. 52-55.
15. Дьячкова Е.В.Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. 5-6 кл.: Метод. пособие. 2-е изд. исп. М., 2001.