kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические аспекты проведения учебных занятий по немецкому языку на повышенном уровне

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, методы, приемы, применяемые при обучении иностранному языку на повышенном уровне, анализируются критерии выбора профиля обучения учащимися. Статья может быть использована для выступления на педсовете, заседании учебно-методического объединения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты проведения учебных занятий по немецкому языку на повышенном уровне»

Горбач Елена Ивановна

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 11 г. Пинска»

Брестской области

учитель немецкого языка


Методические аспекты проведения учебных занятий по немецкому языку на повышенном уровне

В настоящее время одной из главных и наиболее актуальных проблем образования Беларуси является реализация профильного обучения. Это новая модель обучения, позволяющая учащемуся получать образование, направленное на его подготовку к будущей профессии.

Профильное обучение ставит перед педагогами определенные цели и задачи, которые направлены на создание условий для свободного владения учащимися иностранным языком на уровне делового общения в различных ситуациях, связанных с их будущей профессиональной сферой деятельности.

В связи с введением с 1 сентября 2015 года в Беларуси новой модели образования, в учебную программу для X-IX класса, рассчитанную на 175 часов в год, внесены изменения и дополнения, в частности увеличено количество коммуникативных задач и предъявлены более высокие требования к языковой, речевой и социокультурной составляющим коммуникативной компетенции.

В нашей школе профильные классы по немецкому языку – не новшество. Мы шестой год работаем с классами с углубленным уровнем изучения иностранного языка и можно уже сделать некоторые выводы:

  1. Успеваемость учащихся, изучающих иностранный язык на повышенном уровне, постоянно увеличивается:

средний балл в 9 классе – 7,9

в 10 классе – 8,2

в 11 классе – 8,6 (выпуск 2018г.)

  1. По итогам выпускного экзамена на III ступени общего среднего образования 86,9% (2015г.) – 89,4% (2018г.) учащихся овладели иностранным языком на среднем и достаточном уровне.

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать

методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку. Поэтому в профильных классах в школе №11 иностранный язык преподают учителя высшей и первой категории.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, что особенно актуально в профильном обучении. Современные педагогические технологии, способы и приемы обучения помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся и их уровня обученности.

Зачастую учащиеся, обладая достаточно высоким уровнем знаний иностранного языка, к сожалению, не всегда готовы и не способны применить эти знания на практике. Исходя из этого, становится очевидной необходимость использования на уроках иностранного языка технологий коммуникативного обучения иноязычной культуре. Учителя, работающие в профильных классах, на уроках немецкого языка

  • моделируют ситуации общения, стимулирующие учащихся к решению коммуникативных задач в процессе изучения иностранного языка;

  • создают условия для ситуативно обусловленного овладения лексикой и грамматикой изучаемого языка;

  • осуществляют образовательный процесса в условиях, приближенных к реальному общению.

Более высокие требования к владению языковым и речевым материалом при изучении иностранного языка на повышенном уровне призваны обеспечить углубленный уровень изучения языка, более высокий уровень формирования у учащихся языковых навыков и речевых умений.

Успех обучения, отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Поэтому в процессе обучения иностранным языкам большое значение имеет игра, особенно ролевая игра. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания, делают его более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала.

На уроках в профильных классах широко применяется метод проектов, обеспечивающий реализацию индивидуальных склонностей и потребностей учащихся. Проектная форма работы создаёт возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе, создается языковая среда, способствующая возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в профильных классах позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности. В профильных классах широко применяются на уроках аутентичные видеофильмы, аудиозаписи, сделанные носителями языка, что позволяет повысить уровень владения учащимися иностранным языком. Наличие в школе лингафонного кабинета открыло безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных этапах обучения, дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навыки.

Технологии сотрудничества и коллективного способа обучения, способствуют решению коммуникативных задач на уроках, а также повышают уровень владения языком, что особенно актуально в профильных классах.

Применение технологий уровневой дифференциации в обучении иностранному языку позволяет осуществлять равный доступ учащихся к углубленному изучению иностранного языка с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Большую эффективность на уроках иностранного языка в профильных классах имеет технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Во всех экзаменационных билетах за курс средней школы есть вопрос, требующий от ученика совета в решении той или иной проблемы: например, как сохранить окружающую среду для будущих поколений, как создать атмосферу уюта в квартире, как нужно заботиться о своем здоровье и т. д.

Все современные инновационные технологии имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Наличие большего количества учебных часов в профильных классах позволяет несколько расширить тематику, более углубленно прорабатывать материал, а также привлекать дополнительный профильно-ориентированный материал. Предусматривается в профильных классах и развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.

В плане развития монологической речи особое значение приобретает обучение связному аргументированному высказыванию по теме и/или на основе прочитанного или прослушанного текста, а также реферированию и аннотированию текста. Применительно к диалогической речи — обучение обсуждению, дискуссии с использованием аргументации своей точки зрения, вежливого выражения несогласия с точкой зрения партнера, а также поиску компромисса. Становятся более разнообразными ситуации общения, в том числе за счет профильно-ориентированных.

Увеличивается объем читаемого: актуальных публицистических текстов, отрывков из произведений художественной литературы, разнообразных прагматических текстов типа рекламы, объявлений, инструкций и т.д., научно-популярных профильно-ориентированных текстов. При этом используются все виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое.

Больше внимания уделяется аудированию и письменной речи, в том числе таким ее видам, как составление тезисов, реферирование, аннотирование, переписка (применительно к деловой сфере общения).

Перевод выступает не только как средство уточнения непонятного (например, при контроле чтения), но и как вид речевой деятельности, как профессионально-ориентированное умение.

Из огромного множества методов и приемов обучения иностранным языкам мы должны выбрать наиболее эффективные, те, которые позволяют реализовать цели и задачи, поставленные профильным образованием. Для того, чтобы отследить, насколько эффективны были данные приемы на уроках в профильных классах, было проведено анкетирование 38 респондентов 10-11 профильных классов. Чтобы представить целостную картину, были составлены вопросы и более широкого спектра.

  1. Чем Вы руководствовались при выборе направления профиля класса?

личными желаниями, тягой к данной области знаний 16

любимыми предметами 8

советами подруг, друзей 1

желанием родителей 5

большим спросом профессий данного типа на рынке труда 8

привлекает личность педагога 6

пошел (а) за компанию с приятелями 2

улучшенной подготовкой для сдачи выпускного экзамена 2

не было выбора 1

меня не спрашивали 3

Таким образом, основными критериями выбора профиля класса являются: личное желание, тяга к данной области знаний и любимые предметы. Это говорит о том, что решение по выбору профиля было принято вполне осознано с учетом собственных способностей ученика на данный момент времени и его умения в определённой области. Большую роль в принятии решения по данному вопросу играет и престижность профессий данного профиля на рынке труда. Стоит отметить, что некоторые учащиеся не смогли самостоятельно определиться в столь сложном вопросе, на их решение во многом повлияло мнение родителей, компании, одноклассников, советы подруг и друзей. Также высокая учебная нагрузка в некоторых профильных классах заставила учащихся перейти в базовый класс.

  1. Довольны ли Вы сделанным вами выбором профиля класса?

ДА 35

НЕ ОЧЕНЬ 1

НЕ ЗНАЮ 2

Большинство учащихся довольно своим выбором. Один учащийся сменил бы класс, если бы перед ними снова стоял выбор. Затруднились ответить и двое учеников 10 класса, что может говорить о неосознанности принятого решения, тем более, что прошло только 2 месяца обучения в классе с повышенным уровнем. Следовательно, не каждый ученик 10 класса достаточно уверен в осознанности принятого решения. В то время как все учащиеся 11 класса положительно высказались о выборе профиля.

  1. В классе, какого профиля Вы бы предпочли учиться сейчас?

Гуманитарном 25

Химико-биологическом 3

Физико-математическом 5

Социально-исторический 2

Художественно-эстетическом 1

Наиболее популярными профилями среди учащихся старших классов являются гуманитарный профиль. Данный факт можно объяснить престижностью профессий, связанных с данными профилями, например, журналисты, экономисты, юристы, а также более высокой заработной платы в этих отраслях. Второе место по популярности занимают физико-математический, химико-биологический профили.

  1. Если бы перед Вами снова стоял выбор, изменили бы Вы решение в пользу какого-либо другого профиля?

да 8

нет 25

затрудняюсь ответить 5

Большинство учащихся не изменили бы профиль класса. Затруднились ответить 5 респондентов. 8 респондентов предпочли бы учиться в классе с другим профилем, что можно объяснить следствием разочарованности, несоответствием уровня знаний ученика по профильному предмету требованиям программы, погрешностями при выборе и комплектовании профильных классов и недостаточной информированности о содержании профиля. Поскольку это пока первый опыт по созданию профильных классов.

  1. Что Вас привлекает в профильном обучении?

возможность углубленного изучения предметов вашего профиля 23

возможность хорошо подготовиться к экзамену, к ЦТ 11

знания немецкого языка 4

Большинство учеников привлекает в профильном обучении возможность углубленного изучения предметов, что соответствует их познавательному интересу и руководству по выбору профиля. 11 учащихся видят в профильном обучении возможность хорошо подготовиться к выпускному экзамену, к ЦТ. 4-ых учащихся привлекает возможность улучшить знания именно по немецкому языку.

  1. Для чего вам необходимо углубленное изучение немецкого языка?

для сдачи экзамена, тестов 16

для учебы в ВУЗе 6

для будущей профессии 7

в обычной жизни сейчас 3

надеюсь, пригодится в будущем 21

Большинство учащихся (21 человек) понимают роль иностранного языка в современном обществе и считают, что он пригодится им в будущем. 16 учащихся считают, что углубленное изучение ИЯ поможет им в сдаче выпускных экзаменов и вступительных тестов. 6-ым респондентам язык необходим для учебы в ВУЗе, 7-ым для будущей профессии. И только троим хорошее владение немецким важно в обычной жизни уже сейчас.

  1. Довольны ли Вы подготовкой на уроках немецкого языка?

ДА 37

НЕТ 1

  1. Улучшились ли Ваши знания по немецкому языку?

ДА 34

НЕ ОЧЕНЬ 3

НЕ ЗНАЮ ПОКА 1

  1. Достаточно ли Вам образовательной базовой программы или Вам необходима дополнительная помощь (занятия с репетитором и др.)?

ДА 24

НЕТ 13

И все же 13-ти учащимся данной подготовки не хватает. Для решения данной проблемы учащиеся активно посещают курсы в институте. Некоторые ученики признались, что пользуются услугами репетитора, либо собираются воспользоваться в ближайшее время.

  1. Будет ли Ваша профессия связана с немецким языком?

НЕТ 21

НЕ ЗНАЮ 8

ДА 9: дипломат 1

экономист 3

переводчик 2

таможенное дело 2

академия МВД 1

По результатам опроса только 9 респондентов предполагают, что их профессия будет связана с немецким языком. Это профессии, связанные с экономикой, таможенным делом, международными отношениями, юриспруденцией.

  1. Какие методы и приемы работы на уроках иностранного языка вы считаете самыми эффективными?

технологии коммуникативного обучения 35

ИКТ 38

ролевые игры 32

групповая работа 36

метод проектов 37

технологии сотрудничества и коллективного способа обучения 29

технологий уровневой дифференциации 30

При обработке анкет выявились следующие результаты.

  1. Основными критериями выбора профиля класса являются личное желание, тяга к данной области знаний, любимые предметы, престижность профессий данного профиля на рынке труда. Но на решение некоторых учащихся во многом повлияло мнение родителей, компании, одноклассников, советы друзей.

  2. 97% учащихся довольны выбранным профилем.

  3. 86% учащихся не хотели бы менять бы профиль класса.

  4. Большинство учеников привлекает в профильном обучении возможность углубленного изучения предметов, 11 учащихся видят в профильном обучении возможность хорошо подготовиться к выпускному экзамену, к централизованному тестированию.

  5. 97 % учащихся улучшили свои знания по немецкому языку в профильном классе.

  6. Наиболее эффективными учащиеся считают ИКТ, групповую работу, метод проектов.

  7. Лишь 9 респондентов предполагают, что их профессия будет связана с немецким языком. Все же 93% опрошенных довольны выбором филологического профиля, т.к. осознают необходимость углубленного изучения иностранного языка и владения иностранным языком как средством коммуникативного общения в современном обществе.

На основе опыта работы в профильных классах и результатов проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:

  • Правильно выбранный профиль обучения дает основу для дальнейшего развития учащегося, возможность углубленного изучения интересных для него предметов, а в дальнейшем увеличивает шансы поступления в вуз и становится основанием для развития профессиональной карьеры.

  • С другой стороны, это очень ответственное решение, которое может быть не под силу учащимся не только 8-9, но порой и 10 классов. Учащийся может ошибиться, руководствуется не собственными потребностями и желаниями, а мнением друзей, одноклассников, родителей. Неправильно сделанный шаг может повести за собой отсутствие интереса к данной области, нежелание учиться и плохую успеваемость.

  • Профильное обучение действительно является средством дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. При этом возможен более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования и получения предполагаемой профессии.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Горбач Елена Ивановна

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492509


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства