Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений по обучению речевому этикету на уроках немецкого языка (Речевые упражнения)»
Комплекс упражнений по обучению речевому этикету на уроках немецкого языка (Речевые упражнения)
Особое внимание при обучении речевому этикету следует уделить речевым упражнениям. Упражнения на анализ речевых формул имеют место только на уроках начального этапа, и направлены скорее на осознание речевых формул, сравнение их с родным языком, в то время как развитие говорения на уроках третьего этапа, невозможны без употребления подходящих по смыслу речевых формул.
Задание 1. Представьте, что вы беседуете в кафе:
со своим учителем;
с друзьями;
с бабушкой.
Задание 2. Какие формулы речевого этикета Вы используете, если вам необходимо обратиться:
к учителю, чтобы попросить его объяснить непонятную тему еще
раз?;
к однокласснику, чтобы попросить у него помощи в выполнении домашнего задания?;
к классному руководителю с просьбой отпустить Вас с занятий в связи с состоянием здоровья?;
к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, где расположена нужная вам улица?;
Задание 3. Составьте мини-диалог, с опорой на диалог-образец, в котором Вы извиняетесь по какому-либо поводу перед:
другом;
преподавателем;
незнакомым человеком.
Задание 4. Разыграйте ролевые ситуации в парах, используя изученные ранее этикетные формулы.
Вы звоните по телефону и попадаете в другую квартиру.
Вы - руководитель коммерческой организации. У Вас в фирме есть вакантное место. Вам беседуете с претендентами на это место, пришедшими по объявлению.
К Вашей маме пришла старая подруга, но мама задерживается, примите ее.
Задание 5. Разыгрывание речевых ситуаций:
а) Вы любите играть в шахматы, а Ваш одноклассник - в футбол. В шахматы он играть не умеет и говорит, что это не игра, а ерунда. По его мнению, уважения заслуживает только футбол, потому что он развивает силу, ловкость, смелость. У вас постоянно возникают споры из-за этого. Разыграйте такую ситуацию: постарайтесь убедить приятеля, что шахматы - это умная игра, которая развивает сообразительность, ловкость и волю.
б) К Вам обратился прохожий с просьбой помочь ему найти нужную улицу, но Вы точно не знаете, где она расположена. Как следует поступить в этой ситуации? Ответить: «Извините, не знаю» или найти способ помочь человеку?
Для тренировки навыков и умений общения используются также коммуникативные игры, которые можно проводить как в парной, так и в групповой форме. Такие игры помогают наладить контакты между учащимися, сплотить группу. Главное же назначение коммуникативных игр в овладении учащимися средствами выражения речевого этикета, своих мыслей и чувств .
Игра состоит из следующих частей: начало - установка преподавателя, оглашение правил игры; средняя часть - проведение игры; концовка - подведение итогов.
Например:
Ролевая игра
«Семейный отдых»
Представьте, вы большая семья. У каждого из вас свои интересы и представления о семейном отдыхе. Но именно этот отпуск вы решили провести дружно, всей семьей.
Учитель распределяет роли между учащимися: детям раздаются карточки, на каждой из которых написана роль, которую нужно представить, а также черты характера, свойственные данному персонажу. В соответствии с заданной ролью, а также чертами характера учащиеся должны проиграть ситуацию, при этом употребляя приемы убеждения, опровержения, недовольства, согласия, несогласия, предложения и т.д. В ходе игры «члены семьи» должны прийти к консенсусу и отправиться в путешествие, при чем дискуссия должна пройти так, чтобы все персонажи остались довольны. Во время ролевой игры, дети должны пользоваться формулами речевого этикета.
В конце ролевой игры можно также провести рефлексию. Ведущий предлагает участникам запомнить всех партнеров, от которых они переняли хорошие манеры. Потом предлагается устроить конкурс - так ведущий задает ситуацию, через несколько минут новую.
При обучении иностранному языку учащиеся сталкиваются с иной культурой, бытом, этическими нормами и, таким образом, получают определенные представления об особенностях межкультурной коммуникации. Развитие у учащихся способности к адекватному взаимопониманию двух и более участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам, делает актуальным обращение к межкультурному подходу при обучении иностранному языку. Принципы данного метода в основном аналогичны основному принципу коммуникативной дидактики, т.е. развитие у учащихся способности к иноязычному общению. Поэтому все методические приемы, используемые в рамках данного подхода во многом совпадают с приемами коммуникативной концепции. Отличие состоит в том, что все задания, направленные на развитие у учащихся межкультурной компетенции, должны строиться с учетом «диалога культур». Иными словами, упражнения коммуникативного характера, но в рамках межкультурного подхода должны служить мостом между «чужим» и «своим». С помощью таких заданий учащиеся должны научиться сравнивать явления исходной культуры и культуры страны изучаемого языка. При обучении иноязычному речевому этикету необходимо подбирать такие задания, которые направлены на сравнение этикетных формул родного и иностранного языка.
Ведущий задает ситуацию общения:
Ролевая игра. «Лето в немецкой семье»
Представьте, Вы проведете лето в Германии, будете посещать курсы немецкого языка в межинтернациональной группе и жить в немецкой семье.
Ваша задача:
познакомиться с членами немецкой семьи (хозяйкой, хозяином, их сыном-подростком) и преподнести каждому небольшие сувениры;
познакомиться с преподавателем группы;
познакомиться с одногруппниками.
В каждой ситуации предлагается найти сходства и различия в употреблении русских и немецких формул речевого обращения.
Использование видеофильмов также является одним из эффективных методических приемов коммуникативного и межкультурного подходов, который целесообразно применять при обучении как русскому так и иноязычному речевому этикету.
На занятиях можно использовать аутентичные видеофрагменты длительностью от 10 до 20 минут, тематика должна соответствовать поставленной цели - обучению речевому этикету, например «Знакомство», «Приветствие», «Представление», «Извинение» и др. В процессе просмотра на занятиях видеофрагментов на иностранном языке, посвященных речевому этикету, создаются такие условия, когда учащиеся слушают речь носителя языка, тем самым тренируя произношение, обсуждают сходства и различия в этикетных репликах родного и иностранного языка, анализируют конкретные проблемы, которые возникают в результате несоответствий различных этикетных формул, разыгрывают аналогичные речевые ситуации. Это способствует более эффективному усвоению форм речевого этикета. Кроме того создается мотивация общения на иностранном языке, что в свою очередь реализует одну из основных задач обучения иностранному языку - развитию навыков говорения.