Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «О некоторых особенностях школьного образования в России и Германии»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Исследовательская работа
«О некоторых особенностях школьного образования в России и Германии»
Работу выполнила
ученица 10 класса
Моткова Яна
Научный руководитель
учитель немецкого языка
Афросина Л.Ю.
2020 г
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………...4
Обзор литературы………………………………………………………………5
1. Основная часть
1.1. Школы в России………………………………………………………….6
1.2. Школы в Германии……………………………………………………….7
1.3. Некоторые особенности школьного образования в России и Германии………………………………………………………………………9
2. Заключение………………………………………………………………. 13
3. Список литературы……………………………………………………….14 4. Приложения………………………………………………………………15
5. Рецензия…………………………………………………………………...21
Аннотация
Цель проекта - познакомиться с системами школьного образования в России и Германии , сравнить и найти в них некоторые особенности.
Задачи изучения :
- изучить системы школьного образования в России и Германии;
- выявить сходства и различия
- найти о
- вызвать интерес одноклассников к данной теме.
Методы изучения :
- изучение литературы и интернет - ресурсов;
- метод сравнительного анализа полученной информации;
- обработка полученных данных .
Гипотеза проекта – насколько сильно схожи или различны школьные системы России и Германии.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование поможет больше узнать о стране изучаемого языка, повысит интерес к изучаемой теме.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее положений на уроках немецкого языка, а также практикума по устной и письменной речи; для написания в последующем похожих рефератов.
Введение
Я учусь в 10 классе. Совсем недавно на уроках немецкого языка мы разбирали тему «Немецкие школы. Какие они?» Читали тексты , из которых узнавали о школьных зданиях немецких сел и городов. Многое нам показалось необычным и непривычным. Интересным было и то, что немецкие школьники с гордостью и нежностью отзываются о своих школах , занятиях. Учительница немецкого языка рассказала нам еще немало о школьной системе в Германии, дополняя наши знания сверх программного материала. И тогда мне захотелось узнать еще больше .Какие бывают немецкие школы, почему немецкие дети должны их посещать, что они там изучают, когда у них каникулы ? Интересно стало узнать, чем отличаются эти школы от наших школ? Совсем не для того ,чтобы сказать, в какой из этих двух стран лучше учиться. Скорее для того ,чтобы найти какие- то особенности в каждой системе школьного образования в обеих странах. Вот это и стало целью моей работы .Кроме того, интересным было также поближе познакомиться и со своей российской школой.
Обзор литературы
Приступая к работе над данной темой, я обратилась сначала к учебникам немецкого языка нашей школьной программы ,автор - И. Л. Бим .6-9 класс. И мне удалось узнать о системе образования в Германии достаточно. А вот дополнительный материал по сравнительной характеристике немецкой школы и школы в России я нашла еще и в интернете:
Авторы статей ,к счастью ,рассматривали этот вопрос используя различную интересующую их информацию. Это позволило собрать довольно полный и интересный материал .
Основная часть
Школы в России
Приложение 1
В России выделяют три типа школ:
Начальная школа. Это первый этап общего образования .Обучаются дети с1 по 4 класс. Они получают первые знания об окружающем мире, первые навыки и умения.
Основная школа. Это второй этап ,основной курс средней школы ,который дает базовые знания по главным направлениям наук. Дети учатся здесь с 5 по 9 класс.
Старшие классы. 10-11 классы.Последние два года обучения для завершения среднего образования. Основное назначение старших классов- подготовка в вуз. По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен. Успешно закончивший последний этап обучения, т.е. успешно сдавший ЕГЭ , получает «Аттестат о среднем образовании».
Вот это основные короткие данные о школьной системе в России.
Школы в Германии
Приложение 2
В Германии имеется несколько систем обучения. Я хочу поподробнее остановиться на описании каждой из них.
А) Начальная школа
В этой школе дети учатся читать, писать и считать. Ученики знакомятся с естественной историей, искусством и другими предметами. Во многих начальных школах изучают иностранные языки.
Б) Основная школа
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует основному общему образованию. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником основной школы». В дальнейшем - основное обучение и обучение в обязательной профессиональной школе одновременно.
В) Реальная школа (10 классов)
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует дальнейшему расширению образования. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником реальной школы». Такое образование дает возможность поступать в специальное профессиональное учебное заведение, после которого можно поступать в технический ВУЗ.
Г) Гимназия
Это одна система уровня дальнейшего образования и она дает полное, углубленное среднее образование, после 12 или 13 учебных лет, с аттестатом зрелости, открывает возможность поступать в ВУЗ. В 11 – 13 классах дается система курсов. На курсах ученики выбирают профессию, наиболее интересную для них. Это облегчает поступление в институт.
Д) Всеобщая школа. Охватывает все три уровня образования — Основную школу, Реальную школу, Гимназию. Как правило, она заботится о детях до 10 лет обучения. Это позволяет получить аттестат зрелости.
Некоторые особенности в школьных системах России и Германии.
А сейчас я хочу выделить особенности , а правильнее сказать ,характерные черты российской и немецкой школ и поделиться ими.
Учебный год в России повсеместно начинается первого сентября. В России каждый год в этот день дети приходят нарядные и с букетами цветов для учителей. Это общий праздник. Праздник всех учащихся , их родителей и учителей. По традиции ученик одиннадцатого класса и ученица первого класса подают первый звонок : звонят в колокольчик. Это очень здорово! Прекрасный, красивый ,памятный день для всех .
Приложение 3
В Германии же нет такого общегерманского праздника – Дня знаний. Учебный год начинается в разных землях по-разному и в разное время. В Германии праздником считается только первый учебный день первого класса. В честь знаменательного события подарок получают сами первоклассники от своих родителей: большие и яркие кульки со сладостями и игрушками.
В первом классе немецкой школы дети учатся алфавиту, письму и счету. Пишут сначала печатные буквы, а затем письменные, причем все пишут простым карандашом и подтирают резинкой, если хотят исправить.
В России принято с детского сада готовить ребенкак школе .В русской школе ученики начинают с рисования кругов и линий, обвода букв, а пишут шариковой ручкой и сразу прописью.
Сразу видно, что немецкие учителя начальной школы наверное больше заботятся о здоровье младших школьников, хотят привить любовь к учебе и научить детей учиться в школе ,а не раньше. Это мое мнение , конечно.
И вот еще что. Оценки начинают ставить только в третьем классе. И контрольные работы начинаются тоже только с третьего класса. С четвертого класса они обязательны. Итоговые оценки немецкие дети получают два раза в год, а не четыре, как в российских школах. Повезло ребятам!
В Германии школьное образование является обязательным. В России же могут быть варианты получения образования : экстернат, семейное образование или надомное обучение.
В России выбор школы определяется в первую очередь местожительством ребенка: вне зависимости от его способностей и оценок он с первого класса может попасть в лицей, а не в обычную среднюю школу и учиться там до выпускного.
В Германии по местожительству за ребенком закрепляется только начальная школа. На его дальнейший выбор школы влияют только родители.
В Германии дети получают школьное образование в общем за 12 или даже 13 лет. По европейским меркам – это уж слишком много. А у нас в России –за 11 лет.
В немецкой школе изучают минимум два иностранных языка или даже три или четыре. В России обязательным в программе средней школы является только один иностранный язык.
В России уделяется больше внимания литературе .Дети учат стихи наизусть, пишут сочинения и изложения по произведениям классиков, а на летние каникулы получают список для чтения на следующий учебный год. В немецких школах читают и учат наизусть значительно меньше.
В Германии с первого класса преподается католическая религия . В России к окончанию начальной школы стали вводить факультатив «Основы религиозной культуры и светской этики».
В Германии уже с четвертого класса есть урок сексуального воспитания .В то время как в России нет такого предмета даже в программе.
Интересно было узнать о системе оценок в Германии. Она у них шести бальная :от 1- до 6.Единица –это лучшая оценка, но ставят ее редко. Это вроде нашей 5+. Кто бы мог подумать !
В России в школах введена единая школьная форма для учащихся. Она может отличаться только цветом ткани и фасоном в конкретной школе.
В Германии вне зависимости от вида школы школьной формы нет. Там не существует правила одеваться в школу более « серьезно». Чтобы чувствовать себя « как дома» ,свободно и спокойно, детям разрешено ходить в любой одежде и обуви .
Не знаю нравиться ли это немецким школьникам, но мы вот уже привыкли к своей единой школьной форме. Кроме того, с приходом дождливых дней и морозов нам , ученикам в России приходиться носить сменную обувь.
Для меня показалось необычным , что немецкие школьники во время больших перемен все обязаны покинуть школьное здание и находиться в школьном дворе. У нас же достаточно покинуть класс , да и то не обязательно. В России с началом учебы учащиеся начинают так называемое «дежурство»: по классу ,по школе. В немецких школах такого нет.
В Германии , к моему удивлению ,во многих школах нет обязательного обеда для школьников. Считается ,что ученики должны завтракать и обедать дома ,а во время учебных занятий они только перекусывают. А в наших школьных столовых стараются всех накормить горячим обедом. И правильно же!
В Германии во всех школах «пятидневка», а вот в России у многих «шестидневка », да еще и вторая смена не редкость. Вот досада!
А вот еще один отличительный ,а точнее различительный факт. В России уважительной причиной для отмены занятий в школе может служить сильный мороз : от 25 до 30 градусов . А в немецких школах – такие же температуры, только со знаком плюс. Вот ведь как!
И вот что еще .В российских школах надо не только учиться , но также готовиться к разным мероприятиям ,традиционным праздникам. Мы очень любим такие дни в школе :такая приятная, веселая и в то же время ответственная суматоха. В немецких же школах все сосредоточены только на учебе .Там нет даже праздника Последнего звонка. Получается, что у немецких школьников ,у всех ,кроме первоклассников, нет праздника в начале учебного года . Нет его и в конце учебы. Нет такого трогательно грустного и торжественного праздника окончания учебного года. И в первую очередь для выпускников школы ,когда они прощаются со школой в конце учебного года.
В Германии система школьных каникул построена по принципу «лучше чаще , но короче». Перерывы между каникулами обычно 3-5 недель. И длятся они минимум неделю. Лишь летние каникулы длятся от 1,5 до 2х месяцев. Но каждый год они выпадают на разные недели лета вплоть до середины сентября. В каждой земле начало и конец этих каникул не совпадают с другими землями.
В России школьники отдыхают все лето ! Вот оно, наше главное преимущество !!!
Заключение
Вот , пожалуй , это и есть основные особенности двух систем школьного образования, России и Германии, если их сравнить между собой. У каждой есть свои плюсы и минусы. Проанализировав собранную информацию ,я пришла к выводу, что система образования в Германии более разносторонняя (там больше разных типов школ), что дает больше возможностей для правильного выбора. Но главное – для каждого из нас ,немецкого или российского школьника – это то, что своя школа все - таки привычней и родней.
Списоклитературы
1.Учебники немецкого языка ,автор И.Л .Бим , 6-8 классы.