kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование метода проектов на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе метода проектов лежит развитие познавательных и творческих навыков учащихся. Организация проектной деятельности проходит на разных уровнях, в различных формах, на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности с 5 по 11 классы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья Караваевой Л.И. Использование метода проектов»

Использование метода проектов на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности.

Учитель немецкого языка МОУ «СОШ №1 с углублённым изучением английского языка» города Вологды Караваева Л.И.

"Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда”

(китайская пословица)

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. [5] В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником – обучающегося, в процессе работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включён в исследование проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике работы.

В нашей школе организация проектной деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

Метод проектов дает возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Как можно применять проектный метод на уроках немецкого языка? Прежде всего, следует пересмотреть учебный материал, проанализировать значимость тем, а также способность учащихся в усвоении данного тематического материала. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение «Моя школа», «Моя страна» «Мой город» и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. [3] Далее нужно сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. [4]

Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике.

Моя работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка.

Проекты в 5 - 6 классах – это краткосрочные практико - ориентированные монопроекты, что объясняется конкретностью мышления детей, они являются несколько упрощёнными по оформлению, что соответствует возрастным особенностям младших школьников. Дети с удовольствием рисуют, мастерят. [1] Работа над проектом стимулирует интерес младших школьников, развивает познавательные навыки учащихся, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. [2] Я ориентирую их на приобретение положительных качеств личности, происходит процесс самовоспитания.

Организация проектно-исследовательской деятельности в воспитательной работе  для ученика имеет следующие результаты: умение работать с информацией; ребёнок приобретает опыт планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления.

Краткосрочные практико-ориентированные монопроекты:

  • Мой друг

  • Моё любимое животное

  • Хобби

  • Моё свободное время

В 7 – 8 классах начинает снижаться интерес учащихся к изучению немецкого языка. В эти годы обучения проект является хорошим стимулом для развития мотивации к изучению языка. Для этого возраста нужно подобрать задания, которые развивают умения и навыки школьника, повышающие интерес к обучению. Продолжается работа над информационным типом проекта. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер. Проекты становятся более сложными и по форме, и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению работы. Увеличивается время на подготовку – проекты становятся среднесрочными.

Продолжение работы над информационным проектом:

  • Известные личности

  • СМИ: за и против

  • Мода. Внешность

Темы проектов 8 класса:

Решение проблемных ситуаций:

  • Любимые праздники

  • Представление города

  • Путешествие

  • Прощальная вечеринка

В 9 классе доминирует поисковый, творческий характер самостоятельной деятельности, при этом увеличивается объём высказывания, учащиеся приводят аргументы, дают оценку обсуждаемым ситуациям. В процессе индивидуальной, парной, групповой работы над проектами происходит формирование способностей и коммуникации. Темы проектов:

  • Город будущего

  • Экстремальные виды спорта

  • Экологические проблемы и их решение

  • Робототехника

  • Россия и Германия

  • Инсценировка сказки

В 10 классе у учащихся усиливается интерес к познанию и анализу. Информационно – исследовательский проект становится межпредметным, носит преимущественно профориентационный характер, что соответствует ведущей деятельности учащихся этого возраста. Проектная работа связана также с развитием страноведческой компетенции. Учащиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике построения, аргументированности выводов и иллюстрации фактическим материалом. На этапе планирования особенно популярным становится применение «мозговой атаки», прооявляется отчётливый интерес к коллективной дискуссии:

  • Будущая профессия

  • Туристический проект моего региона

  • Мой кумир

  • Здоровый образ жизни

В 11 классе важно предоставлять учащимся возможность реализовать свои умения и знания в реальной жизненной ситуации. Поэтому необходимо как можно чаще использовать проектные формы работы. Проекты учитывают все психологические потребности подростков: они сочетают в себе совместную творческую деятельность и имеют интересный и значимый как для сверстников, так и для взрослых результат. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Чтобы эффективно использовать проектно-исследовательскую работу на уроке, от учащихся требуется серьезная подготовка при выполнении домашнего задания.

Темы проектов в 11 классе:

  • Семейная жизнь

  • Проблемы молодёжи

  • Волонтёрское движение

  • Вузы Германии

  • Искусство

Внеурочная деятельность

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых взрослых и детей, это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений. [1]

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития ребёнка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Формы внеурочной деятельности на разных уровнях (школьном, муниципальном, региональном, всероссийском, международном) и некоторые результаты:

Школьный уровень:

- кружок «Сказочная Германия» работает в нашей школе с 2013 г.

- участие в мероприятиях Недели иностранного языка

Муниципальный уровень:

- Городской конкурс чтецов «Открываем для себя страницы немецкой и французской поэзии»

- Научно-исследовательская деятельность

Городская конференция «Окно в Европу». Темы, итоги:

  • «Причины туристической привлекательности Германии»

Продукт – разработка собственного маршрута путешествия по Германии -1 место

  • «Немецкая архитектура от средневековья до наших дней»

Продукт - макет - 2 место

  • «Традиции празднования Рождества в Германии и России» Продукт – школьный немецко – русский иллюстрированный лингвострановедческий словарь – 1 место

  • «Замки Германии»

Продукт – маршрут (карта замков Германии) – 2 место

  • «Германия – страна чудес»

Продукткалендарь на 2022 год “Deutschland ist ein Wunderland” - 1 место.

Всероссийский уровень:

- Участие в проектах издательства «Просвещение»:

  • «Символы России и Германии»

  • «Команда, без которой мне не жить!»

  • «День Победы»

- Участие в проектах Гёте-института «Цифровой алфавит» и «Школа за экологию»

Международный уровень:

- Открытый международный «Форум вундеркиндов»

- Международная научно – практическая конференция «Науки юношей питают» (2021) – 3 место



Именно проектная методика как одна из форм учебной деятельности способна сделать для школьника личностно значимым учебный процесс, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. [6]

Занятие проектно - исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить интересы учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

Все дети рождаются успешными. Единственное, в чём они нуждаются – в развитии своих талантов.

Таким образом, создавая на уроке и во внеурочной деятельности условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, можно добиться активной деятельности учащихся.

Применение проектно-исследовательской деятельности делает процесс обучения особенным и интересным для учащихся.

Использованная литература.

1. Камалова Х.А. Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку. Материалы V Международной научной конференции. Уфа. 2014

2. Макаренко Н. А. « Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности».

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/05/12/proektnaya-deyatelnost-kak-forma-organizatsii

3. Парунина Е.А. «Организация творческой  деятельности учащихся на уроке немецкого языка»

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2011/11/21/organizatsiya-tvorcheskoy-deyatelnosti

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3.

5. Пузырёва Л.А. Проектная деятельность учащихся при изучении иностранных языков. https://urok.1sept.ru/articles/516478

6. Balčus Projekte im Deutschunterricht. Latvijas Universitāte 2011







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование метода проектов на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности.

Автор: Караваева любовь Игнатьевна

Дата: 25.01.2023

Номер свидетельства: 624054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства