Использование метода проектов на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности.
Учитель немецкого языка МОУ «СОШ №1 с углублённым изучением английского языка» города Вологды Караваева Л.И.
"Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это
И это станет моим навсегда”
(китайская пословица)
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. [5] В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником – обучающегося, в процессе работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включён в исследование проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике работы.
В нашей школе организация проектной деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.
Метод проектов дает возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Как можно применять проектный метод на уроках немецкого языка? Прежде всего, следует пересмотреть учебный материал, проанализировать значимость тем, а также способность учащихся в усвоении данного тематического материала. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение «Моя школа», «Моя страна» «Мой город» и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. [3] Далее нужно сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. [4]
Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике.
Моя работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка.
Проекты в 5 - 6 классах – это краткосрочные практико - ориентированные монопроекты, что объясняется конкретностью мышления детей, они являются несколько упрощёнными по оформлению, что соответствует возрастным особенностям младших школьников. Дети с удовольствием рисуют, мастерят. [1] Работа над проектом стимулирует интерес младших школьников, развивает познавательные навыки учащихся, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. [2] Я ориентирую их на приобретение положительных качеств личности, происходит процесс самовоспитания.
Организация проектно-исследовательской деятельности в воспитательной работе для ученика имеет следующие результаты: умение работать с информацией; ребёнок приобретает опыт планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления.
Краткосрочные практико-ориентированные монопроекты:
Мой друг
Моё любимое животное
Хобби
Моё свободное время
В 7 – 8 классах начинает снижаться интерес учащихся к изучению немецкого языка. В эти годы обучения проект является хорошим стимулом для развития мотивации к изучению языка. Для этого возраста нужно подобрать задания, которые развивают умения и навыки школьника, повышающие интерес к обучению. Продолжается работа над информационным типом проекта. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер. Проекты становятся более сложными и по форме, и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению работы. Увеличивается время на подготовку – проекты становятся среднесрочными.
Продолжение работы над информационным проектом:
Известные личности
СМИ: за и против
Мода. Внешность
Темы проектов 8 класса:
Решение проблемных ситуаций:
Любимые праздники
Представление города
Путешествие
Прощальная вечеринка
В 9 классе доминирует поисковый, творческий характер самостоятельной деятельности, при этом увеличивается объём высказывания, учащиеся приводят аргументы, дают оценку обсуждаемым ситуациям. В процессе индивидуальной, парной, групповой работы над проектами происходит формирование способностей и коммуникации. Темы проектов:
Город будущего
Экстремальные виды спорта
Экологические проблемы и их решение
Робототехника
Россия и Германия
Инсценировка сказки
В 10 классе у учащихся усиливается интерес к познанию и анализу. Информационно – исследовательский проект становится межпредметным, носит преимущественно профориентационный характер, что соответствует ведущей деятельности учащихся этого возраста. Проектная работа связана также с развитием страноведческой компетенции. Учащиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике построения, аргументированности выводов и иллюстрации фактическим материалом. На этапе планирования особенно популярным становится применение «мозговой атаки», прооявляется отчётливый интерес к коллективной дискуссии:
В 11 классе важно предоставлять учащимся возможность реализовать свои умения и знания в реальной жизненной ситуации. Поэтому необходимо как можно чаще использовать проектные формы работы. Проекты учитывают все психологические потребности подростков: они сочетают в себе совместную творческую деятельность и имеют интересный и значимый как для сверстников, так и для взрослых результат. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Чтобы эффективно использовать проектно-исследовательскую работу на уроке, от учащихся требуется серьезная подготовка при выполнении домашнего задания.
Темы проектов в 11 классе:
Семейная жизнь
Проблемы молодёжи
Волонтёрское движение
Вузы Германии
Искусство
Внеурочная деятельность
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых взрослых и детей, это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений. [1]
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребёнка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Формы внеурочной деятельности на разных уровнях (школьном, муниципальном, региональном, всероссийском, международном) и некоторые результаты:
Школьный уровень:
- кружок «Сказочная Германия» работает в нашей школе с 2013 г.
- участие в мероприятиях Недели иностранного языка
Муниципальный уровень:
- Городской конкурс чтецов «Открываем для себя страницы немецкой и французской поэзии»
- Научно-исследовательская деятельность
Городская конференция «Окно в Европу». Темы, итоги:
Продукт – разработка собственного маршрута путешествия по Германии -1 место
Продукт - макет - 2 место
«Традиции празднования Рождества в Германии и России» Продукт – школьный немецко – русский иллюстрированный лингвострановедческий словарь – 1 место
«Замки Германии»
Продукт – маршрут (карта замков Германии) – 2 место
Продукт – календарь на 2022 год “Deutschland ist ein Wunderland” - 1 место.
Всероссийский уровень:
- Участие в проектах издательства «Просвещение»:
«Символы России и Германии»
«Команда, без которой мне не жить!»
«День Победы»
- Участие в проектах Гёте-института «Цифровой алфавит» и «Школа за экологию»
Международный уровень:
- Открытый международный «Форум вундеркиндов»
- Международная научно – практическая конференция «Науки юношей питают» (2021) – 3 место
Именно проектная методика как одна из форм учебной деятельности способна сделать для школьника личностно значимым учебный процесс, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. [6]
Занятие проектно - исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить интересы учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
Все дети рождаются успешными. Единственное, в чём они нуждаются – в развитии своих талантов.
Таким образом, создавая на уроке и во внеурочной деятельности условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, можно добиться активной деятельности учащихся.
Применение проектно-исследовательской деятельности делает процесс обучения особенным и интересным для учащихся.
Использованная литература.
1. Камалова Х.А. Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку. Материалы V Международной научной конференции. Уфа. 2014
2. Макаренко Н. А. « Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности».
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/05/12/proektnaya-deyatelnost-kak-forma-organizatsii
3. Парунина Е.А. «Организация творческой деятельности учащихся на уроке немецкого языка»
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2011/11/21/organizatsiya-tvorcheskoy-deyatelnosti 4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3.
5. Пузырёва Л.А. Проектная деятельность учащихся при изучении иностранных языков. https://urok.1sept.ru/articles/516478
6. Balčus Projekte im Deutschunterricht. Latvijas Universitāte 2011