Формирование у обучающихся понятия "семейные ценности" на уроках немецкого языка
Формирование у обучающихся понятия "семейные ценности" на уроках немецкого языка
В данной статье делюсь опытом работы по формированию у обучающихся понятий "ценности жизни" на уроках немецкого языка при изучении темы "Семья". Думаю, что мой опыт пригодится как учителям общеобразовательной школы, так и преподавателям учреждений СПО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование у обучающихся понятия «семейные ценности» на уроках немецкого языка
Автор: Тараканова Любовь Васильевна,
преподаватель иностранных языков
ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Шира,2017
Аннотация: в статье говорится о вечных ценностях человечества. В современном обществе меняется отношение к семье, как ценности. Представители молодого поколения, создавшие семью, столкнувшись с разного рода трудностями, не задумываясь об ответственности за детей, с легкостью разрывают брачные узы. Задача педагогов через уроки и внеурочную деятельность попытаться изменить отношение студентов к понятиям «брак», «семья». В статье рассказывается, каким образом на уроках немецкого языка в процессе изучения темы «Семья» формируется духовно-нравственное сознание студентов. Семья должна стать самым ценным и дорогим в жизни каждого гражданина. Учителю отводится здесь огромная роль.
Формирование у обучающихся понятия «семейные ценности» на уроках немецкого языка
Однажды, перебирая семейный архив, увидела небольшую брошюру «Воспитание культуры поведения у детей в семье», автор: доктор педагогических наук профессор А.О. Пинт. Работа, написанная более шестидесяти лет назад, заинтересовала меня, и я прочитала ее до конца. После прочтения появилось чувство, как будто она написана сегодня. Те же нравственные и порой безнравственные поступки людей. Автор рассказывает, как отец дает сыну деньги за хорошие отметки, поступки, причем с вычетом за его проступки. Или: мама не разрешает дочери входить в комнату к больной бабушке, боясь вдруг бабушка поправится и тогда придется им долго с ней жить в одной квартире, в транспорте не уступают место пожилым людям.(1) Знакомо, не правда ли? Каждый раз все больше и больше убеждаешься в том, что независимо от происходящих в нашей жизни изменений, есть ценности, которые не меняются, они вечны. Это: отечество, семья, здоровье, любовь, милосердие, добро, память о своих предках. Как это все не растерять? Отношение к семье, как ценности, сегодня очень изменилось. Причиной всему наши лихие «девяностые». Понятие ценности, священности и сохранности семейных уз уходит на второй план, новое поколение легкомысленно относится к браку и семейным отношениям. Ранние браки занимают наибольший процент среди числа разводов. Причиной этому является то, что в брак вступают незрелые и инфантильные люди, которые обладают низким духовно-социальным уровнем. Для них секс - основа семейных отношений. Кроме этого поменялись роли мужчин и женщин в браке, сегодня женщины стремятся к лидерству, взваливают на свои хрупкие плечи далеко не женские обязанности.
По возрасту наши студенты находятся на пороге создания семьи, среди них есть и другая категория обучающихся, которые, едва вступив в семейную жизнь, успели уже развестись. Оказывается, что к строительству семейной жизни они были не готовы. Моя выпускница, назовем ее Мариной, вышла замуж и была счастлива, вскоре родила девочку. Ребенок родился болезненным. Реанимация стала для девочки постоянным местом жительства. Прожив вместе три года, супруг Марины сообщает, что у него другая женщина, он устал так жить с больным ребенком. И оставил семью. Этому поступку супруга можно дать самую худшую оценку. Но главное в этой ситуации — они не были готовы к жизненным испытаниям, не смогли поддержать друг друга и вместе пережить выпавшие на них трудности. История с Мариной меня очень взволновала. Я поняла, что касаясь этой темы, я могу через свои уроки помочь многим ребятам и предостеречь их от подобных ошибок.
Сегодня наше общество признает, что за последние десятилетия духовные и нравственные ценности, касающиеся семьи, очень изменились, причем не в лучшую сторону. Ученые ищут новые подходы к семейному воспитанию. Вот как современные подходы к воспитанию в сфере семейных отношений отражены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения: «Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере семейных отношений предполагает формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, готовности понять их заботу, готовности договариваться с родителями и членами семьи в решении вопросов ведения домашнего хозяйства, распределения семейных обязанностей, ответственного отношения к созданию и сохранению семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни». (2) Перед педагогами стоит очень важная задача: через уроки или внеурочную деятельность показать студентам, что семья – это главная ценность в их жизни, которую нужно беречь и пронести ее через годы. Сохранение семьи - это большой труд любящих друг друга людей. И только любовь, взаимопонимание, поддержка и забота друг о друге помогут в этом. Даже людям, для кого карьера важнее всего, хочется, чтобы по возвращении домой, к семье, их ждали и встречали любящие и любимые родные люди. Поэтому уроки немецкого языка я планирую таким образом, чтобы они способствовали духовно-нравственному воспитанию студентов. Так при изучении тем: «Семья», «Дружба и любовь» на первом курсе студенты пусть на немецком языке, но с каким чувством волнения рассказывают о своей семье, о семейных традициях и праздниках, об обязанностях в доме, увлечениях членов семьи, о любви к бабушкам и дедушкам, о себе, как члене семьи. Обучающиеся через «Мозговой штурм» учатся высказывать свое мнение об идеальной семье, о том, хорошо ли иметь много братьев, сестер и почему, хорошо ли жить большой семьей в одном доме и вести общее хозяйство. Студенты высказывают свое мнение о настоящей любви, говорят о понятии «первая любовь», о самопожертвовании во имя благополучия родных. В качестве примера они знакомятся с историей великой идеальной любви Клары и Роберта Шуман. С помощью коллажа проектируют модель «идеального супруга» или «идеальной супруги». На втором курсе студенты, продолжая изучать тему «Семья», знакомятся с новой лексикой на немецком языке, отражающей степени семейного родства. Когда начинаешь выяснять, знают ли студенты о том, кто такие тесть, золовка, шурин, сват, свояк и так далее, то видишь, как они путаются в определениях. А ведь это очень важно осознавать кто, кому и кем является по линии родства, на этом строятся семейные и родственные отношения. Работая с текстом на немецком языке «Всем вместе 228 лет» в рамках изучения темы «Семья», студенты знакомятся с несколькими поколениями одной большой немецкой семьи. Каждое поколение имело свое воспитание: от методов запретов до воспитания, когда позволялись ребенку любые вольности. Прочитав текст, студенты высказывают свое мнение о методах воспитания, используя разные речевые клише на немецком языке: «я думаю», «мне кажется», «я считаю», «по-моему», «я убежден». Главная мысль этого текста, которая проходит красной нитью, — это связь поколений одной дружной большой семьи, суммарный возраст которой 228 лет и забота детей о престарелых родителях, как результат воспитания высоконравственной личности. Продолжая работу над текстом, студенты составляют древо своей семьи и считают суммарный возраст нескольких поколений своих прямых родственников. Эта работа вызывает у обучающихся большой интерес, наблюдая за ними, видишь с какой гордостью они говорят о своих полученных больших цифрах. Проводимая мною рефлексия позволяет делать выводы, что большинство обучающихся, уходя с уроков немецкого языка, осознают, что семья бесценна, что только родные и любимые способны принести им настоящие радость и счастье.
Литература
1. Пинт А.О. «Воспитание культуры поведения у детей в семье». - М.: Знание, 1954
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. - М.: 2016