Создание современного урока в рамках нового образовательного стандарта – это процесс трудоёмкий, требующий от учителя определённых знании и навыков. Такой урок должен быть построен по правилам и содержать все этапы: от мотивации до рефлексии. Не смотря на то, что автором является учитель, главную роль на уроке играет ученик. Учитель только предлагает ситуацию, в которой происходит становление познавательной деятельности ученика. Таким образом, учитель на уроке примеряет разные роли, чтобы эффективно погрузить ученика в эту познавательную среду.
Как уже было сказано, все уроки деятельностной направленности должны включать определённые этапы. На мой взгляд, важную роль при проведении урока играет этап самоопределения. Основной целью этого этапа является на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Учитель должен быть психологом, обладать даром убеждения и , используя различные психологические приёмы, создать у учеников на эмоциональном (внутреннем) уровне интерес к изучаемой теме, даже если эта проблема не представляет для него никакой значимости. Хорошо продуманный этап самоопределения способствует дальнейшему самостоятельному процессу познания той проблемы, которую поставил учитель. В последующем ученики сами будут давать импульсы, направленные на изучение темы.
По моему мнению, этот этап урока должен содержать увлекательную загадку, решение которой учащиеся получают в конце урока, пройдя определённые этапы познания. Таким образом, урок превращается в своего рода «квест», столь любимый современными детьми сегодня. Для проектирования этого этапа хорошо подходят такие приёмы как «Фантастическая добавка», «Удивляй», «Привлекательная цель», «Отсроченная загадка», «Театрализация». Чтобы продемонстрировать этот этап, я приведу пример из своей практики. Урок в 4 классе по теме «Еда» (программа «Немецкий язык» 2-4 класс авторы Гальскова Н.Д., Гез Н.И. издательство «Дрофа»). Тип урока – комбинированный. При подготовке к уроку я ставила перед собой цель: закрепить изученные лексические единицы и грамматические структуры по теме.
Учитель: Guten Tag, Kinder! Setzt euch! Das Thema der Stunde heißt „Essen und Trinken“.
Ist die Klasse zur Stunde bereit?
Sind alle da? Wer fehlt heute?
Der wievielte ist heute? Heute ist der 24 April, Donnerstag.
Anna, geh an die Tafel, bitte! Schreibe das Datum.
Фонетическая зарядка: Ich war heute im Geschäft. Ich habe Lebensmittel gekauft.
Utter, utter, utter – das ist eine Butter!
Ilch, ilch, ilch – das ist eine Milch!
Ate, ate, ate – das ist eine Tomate!
Ucker, ucker, ucker – das ist ein Zucker!
Äse, äse, äse – das ist ein Käse!
Ot, ot, ot – das ist ein Brot!
Формулирование задачи: Stellt ihr vor! Die Mutter hat heute Geburtstag. Ihr wollt sie gratulieren und etwas euch vorbereiten. Zuerst geht ihr ins Geschäft und kauft was ihr braucht. Dann kocht ihr das Essen.
На следующих этапах урока ученикам предлагаются упражнения для решения поставленной задачи. В конце урока ученики получают результат своей деятельности.